технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Что такое хвоинки?", 1 класс, Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Романенко Наталья Николаевна

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Технология построения урока:

  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: «Что такое хвоинки?»

Цель урока: формирование представлений о хвойных деревьях, их отличии друг от друга.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
  • Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе, расширять словарный запас.
  • Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Основные термины, понятия: хвойные деревья, хвоинки, вечнозеленые, экологические знаки, пешеходный переход, гигиена.

Межпредметные связи:  основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупы, экологические знаки,  рисунки, лесные ягоды, влажные гигиенические салфетки, одноразовая посуда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_romanenko_n.n._shkola_270.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект.

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.

Технология построения урока:

  • Технология обучения в сотрудничестве.
  • Технология проблемного обучения.
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Тема урока: «Что такое хвоинки?»

Цель урока: формирование представлений о хвойных деревьях, их отличии друг от друга.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
  • Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе, расширять словарный запас.
  • Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Основные термины, понятия: хвойные деревья, хвоинки, вечнозеленые, экологические знаки, пешеходный переход, гигиена.

Межпредметные связи:  основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупы, экологические знаки,  рисунки, лесные ягоды, влажные гигиенические салфетки, одноразовая посуда.

Планируемые результаты:

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;

- желание помочь Лесовичку;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие умения работать в группах.

Метапредметные умения

Познавательные – усвоить новые понятия и термины;

- определять основание для распределения заданных элементов на группы;

регулятивные – выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- проверять выполненное задание;

- оценивать выполненное учебное задание;

 коммуникативные – формулировать высказывание, мнение с использованием терминов в рамках учебного диалога;

- учитывать чужую точку зрения;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в школе).

Предметные умения

- знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;

-различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

- научиться приводить примеры съедобных, несъедобных грибов и ягод.

Организация пространства.

Межпредметные связи

Основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.

Дидактические материалы и средства обучения

Информационный материал

1. Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас»

 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012.

Демонстрационный материал

  1. Экологические знаки.
  2. Карточки съедобные – несъедобные грибы.
  3. Электронная презентация.
  4. Рисунки.
  5. Ягоды черники, брусники, клюквы.
  6. Гигиенические салфетки.

7. Одноразовая посуда.

Формы работы

Фронтальная,

индивидуальная,

работа в группах.

Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке

  1. Технология обучения в сотрудничестве.
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Технология исследовательской деятельности.
  4. Здоровьесберегающие технологии.

Используемые приемы оценивания словесная оценка учителя, взаимооценка, самооценка

Технологическая карта урока.

Этапы образовательной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

 - Закройте глаза…  Представьте себе яркое осеннее солнышко. Пусть лучи его согреют вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Подарите свой свет любви вашим родным, друзьям. Откройте глаза… Улыбнитесь своим одноклассникам, гостям, мне. Дарите радость, будьте сами источником света, добра и любви.

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Воспроизведение и коррекция знаний для решения поставленных задач.

Динамическая пауза.

Организует повторение правил поведения в лесу, правил дорожного движения.

 - Мудрая Черепашка и Муравьишка сегодня привели к нам своего друга. Узнали? Кто это?

А зовет он нас к себе в гости. Где же живет наш Старичок – Лесовичок?

Ну что, берем маршрут в лес.

Но вначале надо одеться. Я решила нарядиться в летнее платье, возьму очки от солнца, обую  сандалии. /Картинка /

 - А как правильно?

 - Молодцы! Надо одеваться по сезону! /Демонстрация плаката/

 - Ой, а ведь мы идем в лес, а там свои правила. Давайте их вспомним, а помогут нам экологические знаки /Демонстрация/

 - Ура, в путь!

Встали. В лес шагаем, в лес шагаем. Разбежались, побежали. Стоп! Преграда! /1 слайд. Пешеходный переход/

Как быть?

Идем дальше.

В лес шагаем, в лес шагаем.

Разбежались, побежали.

Мы на месте! Мы устали!

Наконец – то в лес попали. /2 слайд. Лес, шум листвы, пение птиц/

Отвечают на вопросы учителя.

Лесовичок.

В лесу.

Нет.

По сезону.

  1. Не ломай ветви.
  2. Не разоряй гнезда.
  3. Не разводи костры.
  4. Не лови насекомых.
  5. Не шуми в лесу.
  6. Не разоряй муравейники.

Говорят правила перехода через дорогу.

Постановка учебной проблемы.

Ой, кто нас в лесу встречает? Узнали ? /3 слайд. Соловей + пение/

 - Ребята, а вы знаете, что трели соловья лечат головные боли!

 - Ой, еще одна птичка! /4 слайд. Синица./

А вот синицы являются санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками дизентерии и других кишечных заболеваний.

Птички приготовили для вас загадки.

Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? /5 слайд. Ель/

У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. /6 слайд. Сосна/

 - У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными. /7 слайд. Схема/

 - Как вы думаете к какой группе деревьев относятся ель и сосна?

Рассмотрите рисунок на стр.30. Перечислите названия деревьев, какие вы знаете

Какое дерево здесь лишнее? Почему?

Какие еще вы знаете хвойные деревья?

 -  Как вы думаете, почему ее так назвали?

Лиственница тоже хвойное растение. /8 слайд/ Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева. Внутренние детали соборов Московского Кремля  /9 слайд / сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет. Древесина этого дерева со временем не гниет, а наоборот становится тверже – как бы каменеет.

Соловей.

Синица.

Ель.

Сосна.

Береза, дуб, клен, ель.

Ель, потому что вместо листьев у нее иголки. Сосна, лиственница.

Фиксация темы и задач урока.

Организует работу по формулированию темы и учебной задачи урока.

 - Ребята, какой вопрос подготовил сегодня для нас Муравей Вопросик вместе с Лесовичком? Прочитайте.

Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока.

 

Актуализация знаний.

1.Знакомство с хвойными деревьями, понятием «хвоинки».

Цель – Познакомить учащихся с хвойными деревьями, научить.

различать листовую пластинку и хвою.

Организует исследовательскую работу в группах  по определению названий хвойных деревьев – сосны и ели.

Работа в группах.

На партах у вас остались веточки незнакомых деревьев. С помощью атласа – определителя узнайте их название. (12-14 слайды).

Исследовательская работа по атласу – определителю.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Как можно одним словом назвать эти деревья? (15 – 16 слайды).

Вывод: хвойные деревья.

Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Дает точное определение.

- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (18 слайд).

Вывод: у хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки.

Проблемный вопрос.

- Что такое хвоинки?

Вывод: Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно

прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.

(19 слайд).

Включает учащихся  в обсуждение проблемного вопроса.

Проблемный вопрос.

- Хвойные деревья называют «вечнозелеными». Почему? (20 слайд).

Толкование слова «вечный». Работа с толковым словарем.

Организует исследовательскую деятельность учащихся.

Гипотеза.

    - Предположим, что у хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево. (21 слайд).

Рассмотрите фотографии. /22 слайд/.

Что мы видим на ветках и под деревьями? (23 слайд).

- На ветках мы видим желтые хвоинки. (24 слайд).

- Под деревьями мы нашли желтые опавшие хвоинки. (25 слайд).

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Наша гипотеза не подтвердилась.
Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно. (
26 слайд).

Участвуют в практической работе по определению названий хвойных деревьев.

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение.

Хвойные деревья.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение,

находят нужную информацию в толковом словаре.

Участвуют в исследовательской деятельности, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Применение знаний и умений в решении учебной задачи.

Исследовательская деятельность.

Цель – научиться различать ель и сосну по основным признакам.

Организует исследовательскую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением  задания.

Работа в группах.
Вместе. Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

Сравните расположение веток у этих деревьев.

Вывод: Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу. (27 слайд

Проблемный вопрос.

- Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?

(28 слайд).

Вывод: Сосны больше других деревьев любят свет. Поэтому ветки и расположены на самой макушке. Сосновые леса более светлые, там много кустарников и трав, грибов и ягод. (29 слайд).

Ель любит тень.
Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.

(30 слайд).

1 группа. Наблюдение 2. “Ветки”. Рассмотрите ветки ели и сосны и определите, что у них общего и чем они различаются.

Вывод: И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.

У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. (31 слайд)

2 группа. Наблюдение 3. “Хвоинки”.

Рассмотрите хвоинки деревьев.  Сравните их.

Вывод: Длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. (32 слайд).

3 группа. Наблюдение 4. “Шишки”.

Рассмотрите шишки деревьев.

Вывод: Шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее.

 Шишки ели длиннее и вытянутой формы. (33 слайд).

Участвуют в исследовательской работе, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Контроль усвоения учебного материала.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Работа по учебнику с 31.

Сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану.

Работают с информацией, представленной в форме рисунка. Описывают каждое дерево по предложенному плану.

Итог и рефлексия учебной деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке, определить эмоциональное состояние каждого учащегося на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

– Какие деревья называются лиственными, а какие -хвойными?

Как можно различить ель и сосну?

У каждого на парте лежат картинки шишек.

 Возьмите еловую шишку, нарисуйте ей соответствующую мордочку.

  • Урок понравился
  • На уроке я работал неплохо
  • Было скучно и непонятно

Прикрепите свою еловую шишечку на Елочку Успеха.

Возьмите сосновую шишку. Раскрасьте ее в соответствующий цвет.

Желтый – мне светло, радостно.

Зеленый – спокойно.

Синий – грустно.

Прикрепите свою  сосновую шишечку на Сосну Настроения.

Игра съедобное – несъедобное.

Баба – Яга.

 - Вы, наверно, проголодались. Я угощу вас лесными дарами! /Предлагает отведать поганки/.

 - А вы знаете грибы? /Демонстрация плакатов/

 - Молодцы! Тогда я угощу вас ягодами!

 - Да вы и ягоды знаете!

Угощение и отгадывание лесных ягод (черника, клюква, брусника).

А прежде чем их есть надо соблюсти правила гигиены. Какое?

Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями.

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке.

Рисуют мордочку.

Прикрепляют шишку на Елочку Успеха.

Раскрашивают.

Прикрепляют шишку на Сосну Настроения.

Перечисляют съедобные и несъедобные грибы.

Перечисляют ягоды съедобные и ядовитые.

Вымыть руки.

Протирают руки влажными салфетками, пробуют ягоды, называют их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)

Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...