Окружающий мир, 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру

Слободина Татьяна Леонидовна

Открытый урок. Тема: "Что такое деньги" УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 4 класс

Что такое деньги

Ход урока

Приветствую вас, ребята, и вас, уважаемые гости, на уроке окружающего мира. Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом.

 А перед тем, как отправиться за новыми знаниями давайте, улыбнёмся друг другу и дружно скажем: «У меня всё получится!»

О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность)

Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.  На ваших партах лежат листочки. В первой колонке написаны номера вопросов, во второй колонке вы будете ставить ответ. Итак, я читаю утверждение, а вы со мной соглашаетесь или нет, если соглашаетесь, то ставите +, если нет, то -  

Слайд 1

  1. Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. +
  2. Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. +
  3. Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. –
  4. Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. +
  5. Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. –
  6. Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. +

 (Слайд 2)Побудьте в роли учителя и проверьте себя.

- Правильные ответы обведите в кружок. Посчитайте, сколько кружочков и поставьте соответствующую оценку. Подпишите свой листок. Отложите его в сторону.

4. Введение в новую тему: 3 минуты

(На экране появляется (Слайд № 3) : Муха Цокотуха)

- Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)

- Вспомните первые строки этого произведения.

( Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,

Муха по полю пошла, муха денежку нашла.

Пошла муха на базар и купила самовар.)

- Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)

-Что значит купила? ( Заплатила деньги.)

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)

Давайте сформулируем тему урока .

Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 4)

- Продолжите мою фразу : Деньги - это….. (предположения детей)

Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.

-Как вы думаете, а у наших предков были деньги? Какие?

Цель:  Сегодня на уроке мы с вами узнаем  (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.)

*Познакомимся… со способами обмена.

У вас на партах вот такие листочки,  на  листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №4)

1)Способы приобретения товара

2) Что такое деньги. История  их возникновения.

3)Исследование денег. Практическая работа

-Вы согласны работать по этому плану? Отлично.

Переходим к первому пункту нашего плана: Прочитайте его.

И начнем с игры «Магазин»

Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары.

И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства.

(достаю конфеты, лак для волос, пакет молока, стиральный порошок,

Аня, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров.

-Что бы ты хотела приобрести? Приобретай.

-Какая трудность у тебя возникла?  (нет денег)

-А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты.

-Давай попробуем обменяться  (обмениваемся)

-Ты получил, что хотела? Как ты это сделала?  (произвёл обмен)

Вывод:  Обменяла товар, который у неё был, на товар, который ей нужен. Изобразим это в виде схемы:

Товар                            Товар

Сейчас я изменю условия игры. Ставлю цену

-Карина, выходи ко мне.

(Карине  выдаются деньги, на каждый товар указывается цена)

-Что бы ты хотела приобрести?

-Что ты можешь для этого сделать?  ( заплатить)

- Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар?  (указана цена)

-А что такое цена?  (стоимость товара)

-Ты получила тот товар, который хотела? (да)

-Как ты это сделала?  (заплатила за него деньги)

-Итак, ты отдала деньги, а получила товар.

Какой сделаем вывод?: Чтобы приобрести товар надо заплатить деньги

Изобразим это в виде схемы:

                                          (Запись на доске)

Деньги                                   Товар

- Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.)

                       На доске схема

                           ОБМЕН

       

ТОВАР       ТОВАР      ДЕНЬГИ    ТОВАР

- Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике)

Прочитайте информацию в  учебнике на стр. 66- 67 и найдите, как называются такие способы обмена товара.

-Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер)

-Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа)                    

    (дописываю схему)

- Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.

Бартер – это прямой обмен товарами.

Что такое Купля – Продажа?

Купля – продажа  - это обмен товара  на какое – то количество денег.

Сделаем вывод: чтобы приобрести товар надо…(обменять товар на товар или деньги на товар)

Выполнили 1 пункт плана, да, ставим +

Переходим ко второму пункту нашего плана.  Читаем

-Что нам предстоит узнать?  (что такое деньги)

-В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова.

-А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова .(Слайд 6)

(запись на доске) читают хором

ДЕНЬГИ - это особый товар, который можно обменять на любые товары и услуги.

- Как вы думаете, ребята,  откуда у человека берутся деньги? (зарабатывает)

Да, Люди получают деньги в качестве заработной платы за свой труд.

- Зачем людям деньги? (чтобы приобретать товары)

Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей)

-А вот историю денег нам расскажет Яна, а вы внимательно слушаете.

Слайды № 7

Слайд № 8

Слайд № 9

    Хочу еще дополнить о том, что

Бумажные деньги впервые появились в Китае.  (Слайд №11)

В разных странах используются различные денежные единицы, в США Доллар, в странах Европы – евро, в Китае Юани и т.д. (слайд 12)

А как называются деньги у нас в России?(рубли и копейки)

Рубли- откуда такое название? (слайд 13)

Об этом нам расскажет Сергей

Когда то на Руси за товар платили гривнами – это серебряный слиток, Если нужно было заплатить половину гривны, её рубили топором пополам. Такую половину называли "рубль" (от слова "рубить"). Отсюда пошло хорошо нам известное название российских денег.

А как вы думаете, ребята, деньги со временем менялись? (да)

Вот так они выглядели в советские времена  (Слайд № 14)

Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №15)

Давайте сделаем вывод:

-Деньги существовали всегда?  (Нет)

 -Что служило деньгами в древности?

-Где появились первые бумажные деньги?

-Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка)

- Кто вспомнит, почему  у рубля  такое названия?

 Хорошо поставили плюс в нашем плане, мы выполнили и этот пункт.

ФИЗМИНУТКА

Переходим к 3 пункту нашего плана. Читаем его.

Поработаем в паре

На каждой парте лежат конверты с  российскими монетами различного достоинства. (1 рубль, 2 рубля,  5 рублей, 10 рублей)

- Проведём исследование, рассмотрите эти монеты, Что на них изображено и что написано?

Провести исследование вам поможет практическая работа со стр. 68

Читаем пункты практической работы и выполняем. (работают самостоятельно)

Итак, что же вы узнали о монетах, рассмотрев их?

- как называется сторона монеты, на которой изображен герб?

- как называется другая сторона монеты?

- Что такое номинал монеты?

- как называется надпись на монете?

-Какую еще информацию мы можем прочитать на монетах? (Год выпуска)

-Можем ли мы определить, в каком государстве выпущена эта монета? (Да, есть надпись - банк России)

Вывод: Скажите, пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана?  Ставьте +

-Итак,  все пункты нашего плана  мы выполнили, осталось только подвести итог урока.

-Напомните мне ,пожалуйста, какова была тема урока?

- Что такое деньги?

- Для чего нужны деньги?

- Какие способы обмена товаров вы знаете?

- какие  денежные единицы вы знаете?

А теперь возьмите листочки с тестом , переверните его на нем изображена 5 рублевая монета, подпишите название сторон монеты, укажите где находится легенда и номинал. Передайте листочки на первую парту.

Наш урок подходит к концу. Возьми план, переверните его там смайлики, обведите в кружок тот смайлик, который соответствует вашему впечатлению об уроке.

Ну и в заключении хочу сказать. Деньги очень важны и нужны в нашей жизни, но помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Здоровье, счастье, любовь, улыбку близких людей нельзя купить за деньги. Далеко не все продается и покупается. Самое дорогое в нашей жизни - бесценно, и не имеет никакого отношения к деньгам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...