Окружающий мир 3 класс рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Наталия Александровна Ежова

Окружающий мир

3 класс

Рабочая программа  по учебнику А. А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_okruzhayushchiy.docx92.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Саловская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского  муниципального района

Республики Мордовия

Рассмотрена и одобрена                                                                                  «Утверждено»

на заседании кафедры                                                                  Директор  МОУ «Саловская СОШ»

начального образования                                                              ________________/_Егорова  В. И./

Протокол № ___   от                                                                     Приказ № __ от «______2019 г.

«___» ___________2019 г.                                                             основание: решение

Руководитель  кафедры                                                                педагогического  совета

_________/Фролова Ю.В./                                                            протокол № __ от ________2019 г.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

  учебного курса

по окружающему миру

в 3 классе

Составитель: Фролова Ю.В.

                          учитель  начальных  классов                  

2019 год

                                                                                                                     

                 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, авторской программы   А.А. Плешаков  «Окружающий мир» (УМК   «Школа России»).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся должны:

 знать:

                     - Неживая и живая природа. Растения дикорастущие и культурные. Деревья, кустарники, травы.

                     - Животные дикие и домашние.

                     - Насекомые, рыбы, птицы, звери.    

- Основные признаки времён года.  

- Некоторые охраняемые растения и животные своей местности. Правила поведения в природе.

- Основные сведения о своём городе (селе).  Домашний адрес. Виды транспорта.  

- Наиболее распространённые профессии.              

- Строение тела человека. Правила личной гигиены.

-  Правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми.

- Имена, отчества родителей.  

- Культура поведения в общественных местах.

- Основные стороны горизонта. Устройство и назначение компаса. Основные формы земной поверхности. Равнины и горы.

- Основные виды естественных водоёмов. Части реки.

- Названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России. Государственные символы России.

- Названия нескольких стран мира

уметь:

- Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Объекты неживой и живой природы.

- Различать группы растений и животных.

- Распознавать изученные растения, животных  (по нескольку представителей каждой группы).

- Выполнять правила поведения в природе.

- Различать изученные виды транспорта. Вести наблюдения за жизнью города, трудом людей.

- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице в быту.

- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми.

- Выполнять правила поведения в общественных местах.

- Определять основные стороны горизонта с помощью компаса.

- Приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт – Петербурга.

 УУД:

       - уметь действовать по плану: алгоритм определения признаков разных объектов;

       - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;

       - осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта);

       - распознавать объекты, выделяя существенные признаки. Умение работать с книгой, поиск информации в учебной книге.

       - уметь работать в парах, обучаться сотрудничеству, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

       - навыки сотрудничества в разных ситуациях.

       -  ставить вопросы членам своей группы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Как устроен мир  (6ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: Тела, вещества, частицы.  Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе.  Состав почвы. Размножение и развитие растений

Мы и наше здоровье   (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность  (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.                                                            

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика  (12 ч)

Потребности людей.  Какие  потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы:  Полезные ископаемые.  Знакомство с культурными растениями. Знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам   (15 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как устроен мир?

6

2

Эта удивительная природа.

18

3

Мы и наше здоровье.

10

4

Наша безопасность.

7

5

Чему учит экономика?

12

6

Путешествие по городам и странам.

15

Итого:

68

Календарно – тематическое  планирование

п/п

Тема урока

Вид

занят

Кол-во

час.

Виды сам. раб.

Характеристика деятельности учащихся.

Дата

план

Дата

факт

Как устроен мир - 6 ч

1.

Природа.

ИНМ

1

  • Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;
  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей;
  • работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам; предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников; классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

2

Человек.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных;
  • различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека;
  • работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; ^ моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

1

проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель проекта;
  • распределять обязанности по проекту в группах;
  • собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью, в Интернете;
  • подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд;
  • презентовать проект;

оценивать результаты работы

4.

Общество.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • определять место человека в мире;
  • характеризовать семью, народ, государство как части общества;
  • обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества;
  • сопоставлять формы правления в государствах мира;
  • работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

5.

Что такое экология

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему;
  • работать в паре: анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязей живого и неживого, растений*и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека; моделировать связи организмов с окружающей средой, обсуждать и оценивать предложенные модели;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6.

Природа в опасности.

Обобщение знаний по теме по теме «Как устроен мир».

ИНМ

КЗ

1

тест

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу: сравнивать заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий: 
  • работать в группе: сопоставлять (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;
  • моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;
  • обсуждать, как каждый может помочь природе;
  • работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе (селе); участвовать в природоохранной деятельности;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Эта удивительная природа -  18 ч

7.

Тела, вещества, частицы.

ИНМ

1

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

  • характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
  • классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; ш-
  • наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц;
  • работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

8.

Разнообразие веществ.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
  • практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
  • работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; 
  • работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9.

Воздух и его охрана.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха;
  • исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради;
  • работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;
  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10.

Вода. Свойства воды.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради):
  • работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;
  • работать со взрослыми: проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

11.

Превращения и круговорот воды в природе.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
  • высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;
  • наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;
  • работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помошью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку: моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку: 

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

12.

Берегите воду!

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника;
  • работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;
  • работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды в родном городе (селе);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

13.

Что такое почва

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;
  • высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их;
  • практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;
  • анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;
  • обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;
  • характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения (на основе материала учебника о деятельности В. В. Докучаева);
  • обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

14.

Разнообразие растений.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;
  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;
  • используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

15.

Солнце, растения и мы с вами.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;
  • доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

16.

Размножение и развитие растений.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;
  • наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
  • выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
  • характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

17.

Охрана растений.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
  • оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

18.

Разнообразие животных

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о животном мире, полученные в 1—2 классах;
  • классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;
  • приводить примеры животных разных групп;
  • с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе;
  • обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»;
  • работать с электронным приложением к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

19

Кто что ест

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать животных по типу питания;
  • приводить примеры животных по типу питания;

анализировать схемы цепей питания; 

  • характеризовать защитные приспособления растений и животных;
  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

20

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

1

проект

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;
  • распределять обязанности;
  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;
  • находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

21.

Развитие и размножение животных.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать животных разных групп по способу размножения;
  • моделировать стадии размножения животных разных групп;
  • рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве;
  • обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

22.

Охрана животных.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1—2 классах;
  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;
  • с помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России;
  • обсуждать меры по охране животных;
  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;
  • формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе;
  • с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;
  • создать книжку-малышку «Береги животных»;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

23.

В царстве грибов.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать строение шляпочных грибов;
  • с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
  • обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;
  • моделировать различие грибов-двойников;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24.

Великий круговорот жизни.

Обобщение  знаний по теме  «Эта удивительная природа»

ИНМ

КЗ

1

тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители;
  • обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе;
  • моделировать круговорот веществ в природе;
  • рассказывать о круговороте веществ на Земле;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Мы и наше здоровье -  10 ч

25.

Организм человека.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;
  • характеризовать системы органов человека (их части и назначение);
  • обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
  • анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;
  • практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

26.

Органы чувств.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;
  • распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;
  • формулировать правила гигиены органов чувств;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27.

Надежная защита организма.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • практическая работа: изучить свойства кожи;
  • характеризовать средства гигиены и ухода за кожей;
  • характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;
  • работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи;
  • подготовить рассказ об уходе за кожей;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

28

Опора  тела и движение.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма;
  • раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека;
  • следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
  • выполнять физкультминутки;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

29.

Наше питание.

Наши проекты: «Школа кулинаров»

ИНМ

1

ПР

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;
  • моделировать строение пищеварительной системы;
  • характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания;
  • обсуждать правила рационального питания;
  • составлять меню здорового питания;
  • работать с терминологическим словариком;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке:
  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров»

30.

Дыхание и кровообращение. 

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;
  • характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме;
  • моделировать строение дыхательной системы;
  • характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;
  • моделировать строение кровеносной системы;
  • обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем;
  • практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;
  • работать с терминологическим словариком;
  • работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

31.

Умей предупреждать болезни.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать факторы закаливания;
  • формулировать правила закаливания;
  • составлять памятку по закаливанию;
  • составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;
  • работать с терминологическим словариком;
  • регулярно проводить закаливание своего организма;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

32

Здоровый образ жизни.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;
  • обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

33.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

КЗ

1

тест

Выполнять тесты с выбором ответа; — оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

34

Презентация проектов

ПР

  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;

оценивать свои достижения и достижения других учащихся

Наша безопасность – 7ч

35.

Огонь, вода и газ. 

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1—2 классах;
  • характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
  • моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
  • называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;
  • работать с терминологическим словариком;
  • анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

36.

Чтобы путь был счастливым

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1—2 классах;
  • работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения;
  • обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;
  • выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;
  • моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

37

Дорожные знаки.

ИНМ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 12 классах;
  • анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков;

  • моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

38

Наши проекты: «Кто нас защищает»

1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
  • интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС;
  • оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т. д.;

презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

39.

Опасные места.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;
  • обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;
  • работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

40.

Природа и наша безопасность

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать опасности природного характера;
  • находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;
  • обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;
  • характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;
  • отличать гадюку от ужа;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

41.

Экологическая безопасность.

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

ИНМ

1

тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; анализировать по схеме цепь загрязнения;
  • приводить примеры цепей загрязнения;
  • моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
  • обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;
  • практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки врды;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Чему учит экономика – 12 ч

42.

Для чего нужна экономика

ИНМ

1

  • Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться её выполнить;
  • раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
  • различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг;
  • характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
  • работать с терминологическим словариком;
  • работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

43.

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  •  раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
  • приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
  • прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;  
  • раскрывать роль науки в экономическом развитии;
  • работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;  работать с терминологическим словариком;

 формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

44.

Полезные ископаемые.

ИНМ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1—2 классах; 
  • определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;
  • выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;
  • характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки);
  • с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;
  • работать с терминологическим словариком;
  • работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

45.

Растениеводство.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1—2 классах;
  • практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
  • обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;
  • различать и классифицировать культурные растения;
  • определять с помощью атласа-определителя культурные растения;
  • характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;
  • выявлять связь растениеводства и промышленности;
  • работать с терминологическим словариком;
  • исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;
  • работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

46.

Животноводство

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1—2 классах;
  • классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
  • характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
  • выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
  • работать с терминологическим словариком;
  • исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;
  • работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

47

Какая бывает промышленность?

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
  • соотносить продукцию и отрасли промышленности;
  • выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
  • характеризовать труд работников отраслей промышленности;
  • работать с терминологическим словариком;
  • работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

48

Наши проекты: «Экономика родного края»

1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать информацию об экономике своего края (города, села);
  • оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;
  • коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

49

Что такое деньги

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля — продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
  • раскрывать роль денег в экономике;
  • различать денежные единицы разных стран;
  • практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

50

Государственный бюджет.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
  • определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
  • выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
  • моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

51

Семейный бюджет.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
  • выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
  • определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
  • обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;
  • моделировать семейный бюджет;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

52-53

Экономика и экология.

Обобщение знаний  по теме  «Чему учит экономика». Тест № 5

ИНМ

КЗ

2

тест

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в I—2 классах;
  • характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
  • раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;
  • обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
  • приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;
  • моделировать экологические прогнозы;
  • работать с терминологическим словариком;
  • работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Путешествие по городам и странам  - 15 ч

54-56

Золотое кольцо России.

ИНМ

3

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

—  прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

  • рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
  • узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

дач составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

« моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

57

Наши проекты: «Музей путешествий»

1

ПР

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);
  • оформлять экспозицию музея;
  • готовить сообщения (экскурсии по музею);

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

58

Наши ближайшие соседи.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
  • обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком; с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

59.

На севере Европы.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
  • соотносить государства и их флаги;
  • узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;
  • составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

60.

Что такое Бенилюкс

ИНМ

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -г- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
  • описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;
  • используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;
  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

61.

В центре Европы.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
  • узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;
  • выполнять задания по электронному приложению к учебнику;
  • моделировать достопримечательности из пластилина;
  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

62.

По Франции и Великобритании.(Франция)

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
  • описывать достопримечательности Франции по фотографиям;
  • составлять вопросы для викторины о Франции;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

 в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

  • работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

63

По Франции и Великобритании.(Великобритания

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
  • описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;
  • составлять вопросы для викторины о Великобритании;
  • выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

 в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Великобритании;

  • работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

64.

На юге Европы.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
  • составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;
  • описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;
  • используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

65.

Итоговое тестирование 

КЗ

1

тест

  • Выполнять тесты с выбором ответа;
  • оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

66.

По знаменитым местам мира.

ИНМ

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
  • обсуждать цели международного туризма;
  • работать с картой;
  • описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;
  • находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

6768

Презентация проектов

2

  • Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
  • обсуждать выступления учащихся;
  • оценивать свои достижения и достижения других учащихся

ИНМ  –  изучение нового материала

ЗПЗ  –  закрепление первичных  знаний

УЗ  -  урок закрепление

ПР- проект

КЗ  -  контроль  знаний

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

  1. Мультимедийный проектор
  2. Ноутбук
  3. Интерактивная доска
  4. Роботехника
  5. Документ камера

Перечень наглядных и дидактических материалов

1.Коллекции полезных ископаемых.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).

2.Электронное приложение к учебнику Окружающий мир . Плешаков А.А. . 3 класс.

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная  учебно-методическая литература

  1. Плешаков А.А.. Окружающий мир Сборник  рабочих программ «Школа России» 1 - 4 класс. М.: «Просвещение», 2011.

Дополнительная учебно-методическая литература

Нормативные документы

1.​ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. .​ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 06.10.2009.№373 Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.09 г., рег № 17785).

1 . Васильева Н. Ю. «Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»  3 класс- М.: ВАКО, 2013

2. Контрольно-измерттельные материалы. Окружающий мир: 3 класс./ Сост. И..Ф.Яценко.  - М.: ВАКО, 2012

Интернет-ресурсы

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc. 1september.ru/urok

4. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. 1 класс. Рабочая программа по окружающему миру.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой А.А. Плешакова. Учебник "Окружающий мир" + рабочая терадь + тетрадь для проверки знаний....

1 класс. Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России"

Изучение курса ≪Окружающий мир≫ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научног...

Окружающий мир 1 класс. Рабочая программа и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование предмет «Окружающий мир» 1 кл. (Плешаков А.А.)...

2 класс. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» к УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе:- Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов;- Федерального закона «Об образовании в Рос...