Урок окружающего мира "Кошка - домашнее животное"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Герасенкова Ольга Николаевна

Урок окружающеего мира для 3 класса. Использованы технологии диалогового обучения и смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

тема «Кошка – домашнее животное»

Разработала и провела Герасенкова О.Н.,

учитель начальных классов

 МБОУ «Называевская СОШ № 4»

Цели:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми породами кошек, с особенностями их поведения, поговорить о том, как заботиться о кошках
  2. Развивать речь, память, внимание
  3. Воспитывать чуткость, любовь к животным.

Оборудование:

Открытки с изображением кошек разных пород, рисунки, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим работу по разделу «Природа». А тему урока вы определите, если догадаетесь, о ком идёт речь в загадке:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

Догадались, о ком идет речь в загадке? (о кошке)

Верно. Тема нашего урока: «Кошка – домашнее животное» (запись на доске)

Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми породами кошек, с особенностями их поведения, а также поговорим о том, как заботиться о кошках.

  1. Изучение нового материала
  1. Рассказ учителя

Поднимите руки те, у кого дома есть кошки. И та, почти у всех дома живут кошки – эти милые пушистые зверьки.

Но ведь не всегда кошка жила рядом с человеком. Одомашнивание кошки произошло, когда люди начали заниматься земледелием. Земледельцы стали хранить зерно в отведенных местах, а на это добро набросились мыши и крысы, чтобы избавиться от них человек приручил кошку.

Человек всегда старался вырастить таких кошек, которые соответствовали бы его вкусам. Всего в мире зарегистрировано 60 пород домашних кошек. Они делятся на две группы: короткошерстные и длинношерстные. О некоторых из них вам сейчас расскажут ребята, а ваша задача внимательно слушать и запомнить названия пород кошек.

  1. Сообщения детей

а) Одной из самых любимых пород короткошерстных кошек стала сиамская кошка. Она средней величины. У неё мускулистое стройное тело. Ноги длинные и тонкие, ступни маленькие, овальные, голова клиновидная, уши большие. У сиамской кошки длинный и тонкий хвост. Сиамские кошки очень умные. Это преданные друзья, они готовы ходить за своим хозяином с утра до вечера.

б) Это русская голубая кошка. Для неё характерно длинное и изящное туловище, длинные ноги с маленькими овальными лапами, длинный остроконечный хвост. Шерсть у русской голубой кошки голубая без оттенков, мягкая и шелковистая, похожа на плюш. Русские голубые кошки очень нежные и застенчивые. Хорошо приспосабливаются к жизни в квартире.

в) Это – сфинкс или лунная кошка. Это бесшерстная кошка. Сфинксы очень прихотливы. Они могут простудиться от малейшего сквозняка. Из всех пород кошек сфинксы наиболее нежны, очень привязчивы к человеку и совсем не агрессивны.

г) Сибирские кошки крупные, массивные с большой головой и густой удлинённой шерстью. Чаще всего сибирские кошки серые с тёмными тигровыми полосами. Сибирские кошки умные, легко обучаемые.

  1. Игра в слова

Возьмите конверт № 1. Прочитайте все слова и выберите из них только названия пород кошек

Лиса

Заяц

Волк

Русская голубая

Медведь

Корова

Лошадь

Сфинкс

Овца

Коза

Пудель

Сибирская

Лайка

Такса

Колли

Попугай

Сиамская

Морская свинка

Хомячок

Канарейка

Какие названия пород кошек вы выбрали? Прикрепите их на доску.

  1. Рассказ учителя

В разные времена и в разных странах относились к кошкам по-разному. Кто-то считал их священными животными, а кто-то боялся и прогонял, считая их ведьмами. Всё это конечно выдумки! Кока не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами, о которых мы сейчас с вами и узнаем.

  1. Работа в группах

Развернитесь в группы по четыре человека и найдите на столах конверт под № 2. Прочитайте внимательно предложенные вам тексты, обсудите в группах, каким необыкновенным качеством обладает кошка. Составьте рисунок-схему, в котором покажите о каком необыкновенном качестве кошки идет речь?

Тексты, предложенные для работы в группах:

  1. У кошки очень тонкий слух. Она слышит малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. В то же время её слух весьма своеобразен: кошка может, например, не обратить внимание на громкую музыку, которая раздаётся у неё под ухом.
  2. Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете почему? Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Они постоянно вылизывают не столько грязь, сколько … собственный запах. Ведь охотятся они из засады. А если добыча по запаху почувствует опасность, то можно остаться голодным.
  3. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. И действительно – у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошки крупные, и смотрят они в одном направлении. Кошка верно определяет расстояние до предмета. Она спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом длинные жёсткие волоски, которые мы называем усами.
  4. Кошки ходят бесшумно, ступая мягкими подушечками лап, лазают ловко. И по-прежнему в жизни кошки есть много тайного.
  1. Проверка результатов работы

(демонстрация каждой группой рисунков-схем с пояснениями о таких качествах кошки, как: тонкий слух, чистоплотность, острое зрение, бесшумность передвижения)

  1. Рассказ учителя

Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ – кошек. А сейчас давайте посмотрим небольшую сценку:

  1. Сценка «Кошка»

Говорит мне тихо кошка:

-Пожалей меня немножко!

Не пойму я кошку эту:

Я ей тычу в рот конфету.

Я под самый кошкин нос

Лучший свой значок принёс.

Я обнял её за шею:

- Вот как я тебя жалею!

Ну чего ты хочешь кошка?

Говорит она:

- Немножко, хоть немножко

Пожалей – отпусти меня скорей!

  1. Задание «Кошачий язык»

Как вы думаете, ребята, а умеют ли кошки разговаривать?

Да действительно, кошки имеют свой язык, хотя он не всегда понятен нам людям. Но сами кошки понимают язык хвоста и голоса. А давайте проверим, понимаем ли мы кошачий язык. Для этого возьмите со стола конверт № 3. В нем лежит начало предложения и два конца к этому предложению. Выберите, какой из них подходит по смыслу к началу предложения.

Проверка: прочитайте, что у вас получилось.

Начало предложений:

- Вой, рычанье и урчанье означают…

- Своим мурлыканьем кошка дает понять, что у неё…

- Различные «мяу» означают…

- Хвост хлещет по бокам…

- Кончик хвоста подрагивает…

- Любящая кошка непременно…

- Если хвост взъерошен и опущен…

Окончание предложений:

-… не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя.

-…всё в порядке, она безобидна и дружелюбна.

-…мне необходимо внимание по какому-либо поводу.

-…я сейчас нападу! Берегись!

-…кошка возмущена.

-…потрётся о ваши ноги.

-…кошка испугана.

  1. Физ минутка + психологическая разгрузка

Исполнение танца кошечки под собственную музыку. Нужно промяукать мелодию известной детской песни «Чунга-Чанга» и изобразить кошачий танец по образцу учителя

  1. Продолжаем нашу работу

В наши дни о кошках говорится не только в мифах и легендах. Они становятся известными кинозвёздами. Посмотрите, на доске есть портреты известных кинозвёзд-кошек, назовите имена тех, кого вы узнали. А узнаете ли вы имена кошек, рисунки, которых лежат у вас в конвертах под №4?  Что вы можете о них рассказать? Запишите свои рассказы. Кому это будет не трудно сделать возьмите из этого же конверта чистые листы, кто затрудняется – возьмите листы с планом, а кому очень трудно выполнить это задание, возьмите лист с предложенным текстом и вставьте вместо пропусков подходящие по смыслу слова.

Проверка: прочитайте, какие рассказы у вас получились.

Чем питается кошка в рассказах у ребят?

Обсудите в парах и скажите, чем еще может питаться кошка? (ответы детей)

Подведение итогов по этому вопросу:

Кормить взрослую кошку нужно 1 – 2 раза в сутки. Масса корма должна составлять 150-200 г/сут. В доступном месте должна всегда стоять свежая вода. Основная пища кошки – мясо (сырое), рыба (ошпаренная или слегка отваренная). Полезно давать кошкам субпродукты – почки, сердце. Для очищения желудка кошкам необходимо давать траву. Нужно приучать их есть разнообразную пищу (хлеб, супы, каши, сырые овощи и фрукты). С 20 дня котят подкармливают подогретым коровьим молоком. Посуду из которой ест кошка необходимо регулярно и тщательно мыть.

Что ещё должен делать человек, ухаживая за кошкой? Обсудите ответ в группах, работая по четыре человека. (выслушиваем ответы детей)

  1.  Подведение итогов

И так, ребята я убедилась, что вы отлично ладите с кошками, умеете за ними ухаживать, но к сожалению, в нашей жизни бывает и так…

Всё мяукал котёнок во дворе под кустом,

Всё хотелось котёнку, чтоб позвал кто-то в дом.

Вдруг с куста одинокий прошуршал жёлтый лист –

Показалось котёнку, что позвали: «Кис-кис!»

Замирая от счастья, он помчался на зов,

Только дверь оказалась заперта на засов.

Какие чувства, у вас вызывает это стихотворение?

Обсудите в группах, что вы должны сделать, чтобы такое никогда не происходило.

(Не забывать кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Помнить, если взяли в дом котенка, то должны быть за него в ответе. Ведь это не игрушка, а живое существо и мы становимся ему защитником на долгие годы)

А теперь от каждой группы по одному человеку пойдите к столу и возьмите по одной карточке с вопросом, который ваша группа должна ответить:

?1. С какими породами кошек мы познакомились сегодня на уроке

?2. Какими необыкновенными качествами обладает кошка

?3. Чем питается кошка?

?4. Как человек должен заботиться о кошке?

  1.  Выставление оценок

Посчитайте каждый свои жетоны, полученные на протяжении урока, и оцените себя в соответствии с критериями:

4 и более жетонов – «5»

2 – 3 жетона – «4»

Продемонстрируйте всем ребятам свои оценки с помощью больших жетонов: красные жетоны – это «5», желтые жетоны – это «4»

  1.  Рефлексия «Свободный микрофон»

Ответьте на вопросы:

- с чьей оценкой вы не согласны? Почему? Кому, вы считаете, её нужно понизить и за что, а кому повысить и за что?

- что нового вы узнали на уроке?

- что вам понравилось?

- что бы вы хотели изменить на уроке?

- кого сегодня можно поблагодарить и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация к уроку окружающий мир "Домашние животные"

Электронную презентацию "Цап-царапки" можно использовать на уроках окружающий мир пр изучении домашних животных, на внеклассных занятиях, во внеурочной деятельности....

урок окружающего мира "Домашние животные"

Урок окружающего мира с использованием элементов исследовательской деятельности . Тема "Домашние животные"...

Урок окружающего мира "Домашние животные" 2 класс ПНШ

Тип урока: урок изучения новых знаний.        Преподавание окружающего мира ведется по учебнику УМК «Перспективная начальная школа» О.Н. Федотова Г.В. Трафимова...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

презентация к уроку окружающего мира "Домашние животные весной" 1 класс ПНШ

Данный материал содержит презентацию к уроку окружающего мира по теме "Домашние животные весной" 1 класс к УМК «Перспективная начальная школа». В содержании слайдов прослеживается ход урока:1) Организ...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...