ТКУ "Отечественная война 1812 года" 4 класс окр мир
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

ТКУ по окружающему миру 4 класс тема: "Отечественная война 1812 года"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Ф.И.О. студента: Зайко Анастасия Денисовна

2. Класс: 4

Дата: 11.04.2022 год

Предмет: Окружающий мир

№ урока по расписанию: 3

3. Тема урока: «Отечественная война 1812 года.»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: данный урок изучается в 4 четверти 4 класса в разделе «Страницы истории России.»

5. Цель урока: Ознакомление и общее представление об Отечественной войне 1812 года.

6. Задачи урока:

Обучающие:

  • Познакомиться с понятием «Отечественная война».
  • Узнать об основных исторических личностях, участвующих в этой войне.
  • Узнать о решающей битве в период Отечественной войны 1812 года.

Развивающие:

  • Развить логическое мышление, внимательность и наблюдательность.
  • Развить познавательные интересы к истории своей родины.
  • Развить умения работать в группе и паре.

Воспитательные:

  • Воспитать патриотический потенциал.
  • Воспитать интерес к познанию окружающего мира.
  • Воспитать культуру общения при работе в группе/паре.

Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
  • Создать благоприятный психологический климат.
  • Гарантировать правильное физическое развитие.

7.Тип урока: Открытие новых знаний.

8. Методы: Объяснительно-иллюстративные методы, словесные методы, проблемно-поисковые методы, практический, метод контроля и самоконтроля.

9. Приемы: беседа, работа с учебниками, работа с интерактивной доской/ планшетами и с дидактическим/ раздаточным материалом.

10.ФОУД: коллективная, фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

11.Планируемые результаты: 

Личностные:
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности.
- Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу.

Метапредметные:

Познавательные:
- Развитие умения перерабатывать полученную информацию.
- Формирование умения дополнять и расширять имеющиеся знаний об окружающем мире.
- Нахождение ответов на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:
- Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
- Оценка правильности своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
- Планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами.

Коммуникативные:
- Умение слушать и понимать речь других.
- Сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Участие в продуктивном диалоге.

Предметные: 
- Формирование представления учащихся об Отечественной войне 1812 года.
- Знакомство с основными историческими личностями того периода.

- Умение устанавливать причинно-следственные связи.

12.Дидактические средства: учебник, карточки,

13.Оборудование: интерактивная доска; планшеты, документ-камера

14.УМК: «Школа России»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока.

Время

Образовательная задача урока

Методы и

Приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности (ФОУД)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля (взаимоконтроль, самоконтроль)

Планируемые результаты

предметные

Метапредметные (познавательные,

регулятивные, коммуникативные)

личностные

Организация начала урока
(1 минута)

Мотивировать к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока.

Метод: словесный.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Денисовна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.  
-  Давайте прочитаем девиз урока

«Мы внимательны!

Мы старательны!

Мы прилежно учимся

Все у нас получиться!»

- Ребята, как вы понимаете девиз урока?                                                                              -Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная

-

Контроль за посадкой.

Мобилизация внимания.

Регулятивные: умение настроить  себя  на  работу, контролировать  свою готовность к уроку
Коммуникативные: организовывать совместную деятельность с учителем и одноклассниками.
Познавательные: -

Принятие сей  роли  ученика, соблюдение  определенных правил поведения

Актуализация опорных знаний
(2 минуты).

Воспроизведение пройденного на прошлых уроках материала.

Метод: словесный, практический Приём: беседа.

Ребята, прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним,

Когда правила Екатерина Великая, ещё ее называют Екатерина II? (1762-1796 гг)

- Сейчас нам предстоит выполнить задание в паре на планшете, напомните мне правила работы в паре и правила работы с планшетами.

-Вы большие молодцы!

-Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

Ответы детей.

Фронтальная,

парная.

Раздаточный материал. Планшеты.

Контроль за посадкой, контроль за качеством ответов, самоконтроль и взаимоконтроль.

Называние основных терминов и тезисов прошлых уроков.

Познавательне: умение структурировать знания, выделение нужной информации, построение логической цепочки Коммуникативные: высказывание совей точки зрения. Регулятивные: контроль за усвоением пройденного на прошлых уроках материала, его коррекция.

Формирование мотивации, интереса к учебной деятельности.

Подготовка  к основному этапу учебного занятия.
(2 минуты)

Определение темы, постановка учебной  цели и задач урока

Метод: словесный, проблемно-поисковый. Приёмы: беседа.

- Ребята, вы уже заметили, что две исторические личности не попали в период правления Екатерины Великой. Вы знакомы с ними?

Это значит, что сегодня нам предстоит узнать кто это и почему они занимают важную строчку в истории нашего государства.

Ребята послушайте отрывков из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

- О каком стихотворении идет речь?

-Как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

- Совершенно верно! Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года»

- А какую цель мы поставим перед собой на уроке?

- Молодцы! Цель нашего урока: «Узнать о войне 1812 года.»

- Ребята, но, чтобы достичь нашей цели нам необходимо решить задачи. У меня их много, давайте выберем подходящие.

- Узнаем температуру своего тела.

-Познакомимся с понятием «Отечественная война».

-  Будем проводить опыты с водой.

- Узнаем основных исторических личностей того времени.

- Получим знание о Бородинской битве.

- Все верно! Молодцы!

- Ребята, у нас перепутались пункты нашего плана. Давайте составим его правильно.

План урока:

1. Познакомиться с понятием «Отечественная война».

2. Узнать об основных исторических личностях Отечественной войны 1812 года.

3. Узнать о Бородинском сражении.

-Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

Ответы детей.

Фронтальная

Интерактивная доска.

Контроль за посадкой. Контроль за верным определением цели и задач урока.
Контроль за качеством ответов. Самоконтроль.

Формулирование цели в организационном и содержательном аспектах.

Познавательные - определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений.
Регулятивные – постановка цели  на основе соотнесения известного с неизвестны
 Коммуникативные – умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре, в группе. м.

Формирование мотивации, интереса к учебной деятельности.

Основной этап урока: усвоение новых знаний.
(7 минут).

Знание о мире с позиции юного патриота.

Метод: словесный, проблемно-поисковый.
Приём: беседа, работа с учебником, работа с ТСО, работа с раздаточным материалом.

- Ребята, предлагаю вам посмотреть, что хочет сказать нам учебник. Откройте пожалуйста стр. 76 и стр. 78. Давайте прочитаем с вами 1 раздел «Нашествие Наполеона на Россию» и 3 раздел «На войну с Наполеоном поднялся весь народ».  И ответим с вами на 1 пункт плана, почему же война «Отечественная»

-Ребята, почему война «Отечественная»?

-Молодцы! Все верно!

-Давайте посмотрим какое определение я нашла.

«Отечественная война- это всенародная справедливая война за свободу и независимость Отечества против иноземных захватчиков. 

-Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу на карточках.

-Приступайте к выполнению задания.

-Выполните взаимопроверку соседа по парте. Проверка по эталону. Если все верно поставьте +, если есть ошибки исправьте их. Верните пожалуйста карточки соседу по парте.

- Ребята, мы выполнили с вами 1 пункт нашего плана?

-Молодцы!

-Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

- Ребята, посмотрите на портреты важных исторических личностей того периода. Стр.76. Мы можем сказать кто эти люди? Конечно можем, мы же с вами уже прочитали первый раздел.

Посмотрите на слайд. Я выделила основные факты про  М.И. Кутузова.

- Теперь давайте разделимся на две группы, напомните мне правила работы в группе. Одна группа будет выполнять упражнение с карточками, а др группа на ИД. Напомните мне правила работы с ИД.

-Вы молодцы!

-Мы выполнили с вами 2 пункт нашего плана?

-Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

-Ребята, предлагаю вам немножко отдохнуть. Давайте проведем гимнастику для пальчиков.

«Зайчик»

Зайчик скачет очень ловко.

В лапках у него морковка» (7 раз сгибание и на слово «морковка» крестик пальцами) повторить 3 раза медленно-быстро.

Молодцы! Работаем дальше!

-Предлагаю нам двигаться дальше.

- Откройте учебник на стр.77-78. Читаем текст по абзацу.

-Ребята, как вы думаете, должны ли мы защищать свою родину?

Почему вы так считаете?

-Вы все сказали верно, я очень рада, что вы думаете именно так!

- Почему битва носит такое название?

- Какой был самый тяжёлый момент в битве?

-Когда была битва?

-Ребята, как вы думаете, мы выполнили с вами 3 пункт нашего плана?

-Не забывайте, что сидим мы ровно, спина прямая, ноги вместе, руки на парте.

-Убедитесь, что на парте у вас порядок.

Ответы детей.

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Интерактивная доска, учебник, карточки с заданием, документ-камера.

Контроль за посадкой, контроль за выполнением задания, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль за безопасностью у интерактивной доски.

- Знание об Отечественной войне 1812 года.  

- Знание об основных исторических личностях того периода.

- Знание о Бородинской битве.

Регулятивные – умение сохранять учебную цель, осуществление контроля своих действий, самоконтроль, оценка и коррекция.

Познавательные- умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

Коммуникативные – умение слушать и понимать речь других, умение работать в группе.

Адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное само восприятие.

Первичное закрепление знаний
(1 минуты)

Первичное закрепление знаний.

Метод: практический.

Приём: беседа, работа с дидактическим материалом.

- Ребята, а теперь давайте закрепим то, что мы узнали.

-Будем выполнять коллективную работу.  Мы с вами составим Интеллектуальную по нашей теме. На столе лежат карточки, прикрепите те карточки, которые подходят к нашей теме урока. Выполните самопроверку.

-Вы большие молодцы!

Ответы детей.

Фронтальная,

Коллективная.

Дидактический материал.

Контроль за выполнением задания, контроль за посадкой, самоконтроль.

Опыт деятельности по получению и преобразованию нового знания.

Коммуникативные: высказывание совей точки зрения.
Познавательне: умение структурировать знания, выделение нужной информации, построение логической цепочки.
Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения, саморегуляция и осознание усвоенного материала.

Развитие самостоятельности.

Итог
(1 минута)

Подведение итогов урока.

Метод: словесный, приём: беседа.

- Давайте подведем итог урока. Достигли мы цели нашего урока? Что мы для этого проделали?

Фронтальная.

-

Контроль за посадкой.

Называют основные тезисы усвоенного материала.

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, выслушивают мнения одноклассников. Познавательные: анализируют проделанную работу. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль по результату деятельности.

Осознание важности учения, важности данного знания.

Рефлексия
(1 минута)

Оценка своей деятельности на уроке.

Метод: словесный, приём: беседа.

- Ребята, я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
- Перед вами лежат 2 карточки: огонек и цветочек. Если вам было комфортно на уроке, вы все поняли и усвоили материал, то поднимите цветочек. Если вам было на уроке некомфортно, и вы ничего не поняли и не усвоили, то поднимите огонек.

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать!

Оценивают свою деятельность.

Фронтальная.

-

Контроль за посадкой, самоконтрль.

Актуализация внимание на оценивании своей деятельности.

Познавательные: анализ и синтез работы, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные: восприятие оценки учителя.
Коммуник
ативные: Формулируют результат работы на уроке

Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира Подготовила студентка 34 группы: Зайко Анастасия Денисовна

Слайд 2

Девиз урока: Мы внимательны! Мы старательны! Мы прилежно учимся , Все у нас получиться ! 2

Слайд 3

3

Слайд 4

Тема урока: « Отечественная война 1812 года . » 4

Слайд 5

Цель урока: «Узнать о войне 1812 года.» 5

Слайд 6

Задачи урока: 1 . Узнаем температуру своего тела. 2. Познакомимся с понятием «Отечественная война ». 3. Будем проводить опыты с водой. 4 . Узнаем основных исторических личностей того времени. 5 . Получим знание о Бородинской битве. 6

Слайд 7

Отечественная война - это всенародная справедливая война за свободу и независимость Отечества против иноземных захватчиков. 7

Слайд 8

Интересные факты Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов (1745 – 1813) родился в Петербурге в семье инженер-генерал-поручика. Многие французы, общавшиеся с Кутузовым, отмечали, что французский язык у генерала был лучше, чем у Наполеона Бонапарта . Был не только учеником Суворова, но и его любимцем. 8

Слайд 9

https:// learningapps.org/watch?v=pbc4hi04a22 9



Предварительный просмотр:

                                         Разработка уровневых учебных заданий
ФИО участника: Зайко Анастасия Денисовна

Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
Тема: «Отечественная война 1812 года»

Тип задания

Цель
задания

Формулировка
задания

Методические
комментарии
(в том числе
критерии
оценивания)

Предполагаемые
ответы детей

Примеча
ние (при
необход
имости)

Узнавание

https://learningapps.org/watch?v=pn29krp9n22 

Знакомство  детей с понятием «Отечественная война».

Необходимо

Заполнить пропуски в тексте.

Упражнение способствует самостоятельному открытию нового знания. При верном выполнение задания, оценивание подразумевает, что дети верно вставят пропущенные слова в определение.

Поскольку упражнение направленно на открытие новых знаний и построено с данной целью.

При отрицательном результате требуется проработка возникших затруднений.

Дети верно вставят пропущенные слова. Поскольку упражнение направленно на открытие новых знаний и построено с данной целью.

На данном уровне учащиеся могут пользоваться учебником. Также задание построено так, что дети справятся с ним самостоятельно.

Воспроизведение

https://learningapps.org/watch?v=p38z9vgdn22 

Закрепление знаний и их расширение.

От ученика требуется односложный ответ «ДА» или «НЕТ» на предложенные утверждения

На данном этапе ученики самостоятельно закрепляют знания и получают новые, знакомясь с картинками, видео по данной теме. Оценивание на данном уровне соответствует первому.

Учащиеся дадут верные ответы. Так как задание рассчитано на каждого учащегося.

На данном этапе ученики не могут пользоваться учебников.

Понимание

https://learningapps.org/watch?v=pqdb6vhm522 

Обогащение личного опыта ученика новой информацией, повышая его профессиональное мастерство.

Детям нужно разгадать кроссворд, верно давая ответ на загадки.

На данном этапе ученик должен уметь аргументировать свой ответ, используя личный опыт и полученную информацию.

Упражнение повышенной сложности, но при понимании первых двух уровней не вызовет затруднений у детей, и дети смогут правильно дать ответы.

На данном этапе ученики не могут пользоваться учебников.

Применение в
знакомых
условиях

https://learningapps.org/watch?v=pj84w0jt522 

Закрепление полученных знаний самостоятельно.

Соедини портрет с исторического личностью. Выполняется самостоятельно.

На данном уровне ученик самостоятельно выполняет задания, применяя полученные знания в знакомых условиях и используя личный опыт. Оценивание соответствует правильности выполнения задания. Если ребенок решил упражнение верно, то получает положительную отметку.

Предположительно ребенок справится с данным упражнением.

На данном этапе ученики не могут пользоваться учебников.

Применение в
новых условиях

https://learningapps.org/watch?v=pbi0pb6nj22 

Генерирование новой информации на основе изученной.

Игра-Викторина.

Задание направлены на закрепление новой темы, на актуализацию пройденных тем, также задания затрагивают патриотическое воспитание младшего школьника.

На данном этапе ученик самостоятельно выполняет задания, применяя полученные знания в знакомых условиях и используя личный опыт

Ответы детей предполагают положительный результат.

Данные задания можно задавать в качестве домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". Классный час в 3 классе "Отечественная война 1812 года"

Классный час познакомит детей с основными событиями Отечечтвенной войны 1812 года, поражениями и победами....

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»

Внеклассное занятие для учащихся 4 класса общеобразовательной школы по теме «Отечественная война 1812 года»Можно использовать как на уроках Окружающего мира ( УМК "Школа России"),  так и во внеур...

Классный час «Отечественная война 1812 года» для 3 класса

Классный час предназначен для учащихся начальных классов. Посвящён 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Цели: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российск...

Урок окружающего мира в 4 классе "Война 1812 года.Бородинская битва""

Цель урока- сфомировать представление  учащихся о войне1812 года, о Бородинском сражении, о героях войны.Урок способствует развитию познавательных интересов, творческой активности, умению сравнив...

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Отечественная война 1812 года"

Данная презентация позволяет на уроке восстановить события 1812 года, знакомит учащихся с героями того времени, знакомит с отрывами литературных произведений о войне 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....

Отечественная война 1812 года. Роль М.И. Кутузова в войне 1812 года.

Дается небольшая историческая справка о сражении Французской армии с Российской империей. Какие роли играют генерал Бонапарт Наполеон и великий полководец Михаил Илларионович Кутузов....