Урок-путешествие по окружающему миру- "Озеро Байкал"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кукушкина Елена Юрьевна

Цель урока: познакомить с уникальностью озера Байкал и его экологическими проблемами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_12.04.docx199.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока-путешествия: Озеро Байкал

Учитель: Кукушкина Елена Юрьевна

Класс:  3 класс  

Предмет:  Окружающий мир

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, девиз урока, эмблема Всемирного наследия, Карта России и озера Байкал, листы-проекты, листы с информацией для групп, таблички: «ГЕОГРАФЫ», «ГИДРОЛОГИ», БИОЛОГИ», «ЭКОЛОГИ», клей, картинки и надписи для КОЛЛАЖа, Карты успешности учащихся, Правила работы в группе, СМАЙЛЫ на палочках, «Чёрный ящик» с предметами, Эмблема: «Защитим Байкал вместе» и карточки с буквами: РОДИНА, звуки озера Байкал.

Цель урока: познакомить с уникальностью озера Байкал и его экологическими проблемами.

Планируемые результаты:

Предметные:

Находить и показывать озеро Байкал на карте России, извлекать из различных источников дополнительную информацию и обсуждать эти сообщения на уроке.

Метапредметные:

Познавательные:

Осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.

Регулятивные:

Контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность и инициативу.

Коммуникативные:

Рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре и фауне озера, экологических проблемах.

 Личностные:

Проявлять интерес к изучению уникальности природного явления, проблемам озера, растительного и животного мира через различные источники.

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

1

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

-Девиз урока по окружающему миру сегодня -это слова географа и естествоиспытателя Фёдора Васильевича Геблера:

«Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить»

- Вы любите путешествовать?

- Для чего человек путешествует?

-Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по необъятным просторам нашей Родины.

2

Актуализация знаний

C:\Users\Kukus\Desktop\картинки Байкал\unesco.jpg

Чёрный ящик

Сообщение темы и цели урока.

Карта России

Учебник

Карта озера Байкал

Фильм «Волшебный Байкал»,

1,5 мин.

(На экране эмблема всемирного наследия)

-Объясните, что это за эмблема на экране. О чем говорит каждый элемент в эмблеме?

(круг символизирует природу, квадрат-творение человека.)          Значит выражение «Всемирное наследие» обозначает…. Выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества.

-Вспомните, что включено в список Всемирного наследия?

(в список Всемирного наследия включены шедевры архитектуры, созданные руками человека и природные объекты исключительной красоты и важности)

-С каким объектом Всемирного культурного наследия, нашей страны вы познакомились?

-Где он находится?

-Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?

-Догадайтесь, куда мы совершим сегодня вертуальное путешествие?

(Учитель вносит «Чёрный ящик»)

-Здесь спрятано название путешествия сегодняшнего урока.

  • Первая подсказка: если собрать всю воду этого водоёма, и разделить её на всех жителей России, то на каждого придётся примерно 2700 железнодорожных цистерн по 60 тонн каждая.
  • Вторая подсказка находится в чёрном ящике: дети рассматривают предметы из коробки:

(вода «Байкал», магнит – сувенир «Байкал», кружка – сувенирная «Байкал», удобрение для растений «Байкал», карта местности Байкала) определяют, куда отправятся в путешествие.

-Сформулируйте же тему нашего урока-«Озеро Байкал»

-Сейчас мы отправимся с вами в далёкую Сибирь и познакомимся с уникальным творением природы, национальным сокровищем и гордостью не только России, но и всего мира, объектом Всемирного природного наследия.

- А что вы уже знаете о Байкале?

- Что бы вы хотели узнать?

- Для чего вам это нужно?

-Знаете, где находится Байкал?  (Учебник- с.100 первый абзац)

-Что узнали о Байкале? (Находится в Сибири, на юго-востоке нашей страны, рядом находятся города: Иркутск и Улан-Удэ, является объектом Всемирного наследия)

-Озеро Байкал называют жемчужиной Сибири.

-Как вы думаете, почему? Может быть, из-за формы?

-Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа она на жемчужину? (Озеро-драгоценное уникальное, как жемчуг)

             Жемчужина мира - Священный Байкал.

Ты взоры людей уж давно привлекал.

Глубины твои и прозрачность их вод

Весь мир покорили на сто лет вперед.

-Алтайцы называют его -«ЗОЛОТЫМ озером», китайцы- «СЕВЕРНЫМ морем», якуты- «БОГАТЫМ озером, а буряты-«ОГНЕННЫМ морем».

-Давайте и мы представим его во всей красоте! (отрывок из фильма «Волшебный Байкал»)

-Попробуйте ответить на вопрос: почему озеро называют морем, да ещё священным? 

(Заполните Карту успешности по двум первым вопросам о Байкале)

3

Открытие и фиксирование нового знания

Работа в группах

Защита проектов и составление коллажа

-это создание композиции из разнородных элементов.

ФИЗМИНУТКА

(Звуки озера Байкал во время физпаузы и работы в группе)

ГЕОГРАФЫ-

исследуют природу земной поверхности и водоёмов,

ее использование и значение для людей.

(Лист-проект,

Коллаж)

- Чем же так уникально озеро Байкал?

-Сформулируем задачи урока (с помощью учителя):

-Необходимо раскрыть:

1.  Особенности озера Байкал. (ГЕОГРАФЫ)

2.  Уникальность воды волшебного Байкала. (ГИДРОЛОГИ)

3. Животный и растительный мир уникального озера. (БИОЛОГИ)

4. Экологические проблемы озера Сибири. (ЭКОЛОГИ)

-Скажите, чем занимаются представители этих профессий?

-Учащиеся разбиваются на 4 группы (7-8 чел.): географы, гидрологи, биологи, экологи для создания проектов.

C:\Users\Kukus\Desktop\Работа в группе.jpg

-Каждая группа получает разные сведения о Байкале на Информационных листах.

Цель- ознакомиться с информацией, внести данные в Проект, оформить вывод, создать фотоколлаж на День Байкала, который отмечается во второе воскресенье сентября с 1999 года. Представить свою работу классу.

(Материалы на столах)

-После выступления каждая группа заработает часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. В конце урока мы составим весь СИМВОЛ.

-Настало время отдохнуть на берегу Байкала (физминутка):

На Байкале красота!!! (руки вперёд)

Посмотри туда (рука вправо)

Посмотри сюда (рука влево)

Наклонились вниз к ногам (наклон вперёд)

Потянулись к облакам (руки вверх)

Над Байкалом чайки кружат (руки в стороны)

Полетим за ними дружно (полет)

Брызги пены, шум прибоя (руки плавно вверх)

Над Байкалом мы с тобою! (ходьба на месте)

Тихо сели на песок…(сели за парты)

И продолжили урок.

1 ГРУППА. Особенности озера Байкал.

        Самая замечательная особенность Байкала – его древность, большинство исследователей Байкала определяют его возраст в 25 – 30 миллионов лет. Байкал – самое глубокое озеро мира! Его глубина 1642 метра.

В Байкал впадают 336 рек и ручьёв. Из озера вытекает единственная река —Ангара. На Байкале около 30 островов.

Самый крупный из них —остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала. Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.  Самое удивительное, что берега озера постепенно расходятся, расширяясь со скоростью 2 см в год. Озеро содержит пятую часть запасов пресной воды всего земного шара, этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле.

Вывод: Байкал - самое древнее и самое глубокое озеро на Земле. Более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара.

Оценка работы группы (смайлы на палочках)

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе первую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)

ГИДРОЛОГИ-

изучают водный режим водоёмов, следят за состоянием водных объектов.

 

(Лист-проект,

Коллаж)

  1. ГРУППА. Уникальность воды

волшебного Байкала.

      Белый диск, опущенный для определения прозрачности воды, виден на глубине 40м.  Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. Байкальская вода, остается на сегодняшний день самой чистой в мире. По своему составу она является практически лечебной. Это единственный водоем на планете, из которого сегодня можно пить воду без очистки и кипячения. Своей чистотой озеро обязано микроскопическому рачку байкальской эпишуре. Максимальный размер 1 рачка не более 1,5 мм, они обитают исключительно в водах Байкала. За год они до 10 раз пропускают всю гигантскую массу озерной воды через себя, фильтруя и очищая ее.

Вывод: Байкальская вода  – самая чистая  и лечебная вода в мире.

Оценка работы группы (смайлы на палочках)

Самооценка - (Карта успешности)

-Вручаю группе вторую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)

5

БИОЛОГИ-

занимаются исследованиями растительного и животного мира Земли.

(Лист-проект,

Коллаж)

  1. ГРУППА. Животный и растительный мир

уникального озера.

      На побережьях Байкала произрастает более 3000 видов растений. Здесь везде растут мхи, лишайники, душистые тополя, кедры, кедровый сланик, пихта.

      В основном Байкал окружают хвойные леса с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами.  В прибрежной зоне можно встретить, баргузинского соболя, ольхонскую полевку, кабаргу, медведя, волка, рысь, лису. Разнообразен мир птиц. Это чайки, кречеты, дятлы, гуси, лебеди. В самом озере обитает более 2600 видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире.  В озере насчитывается около 60 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, таймень, ленок. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка, это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал- байкальский осётр. Единственное млекопитающее озера Байкал – нерпа (тюлень). 

Вывод: Редкое разнообразие животных и растений, встречаются только на Байкале.

Оценка работы группы (смайлы на палочках)

Самооценка- (Карта успешности)

 

-Вручаю группе третью часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)

6

ЭКОЛОГИ-

занимаются исследованием экосистем и оценкой природного разнообразия, разрабатывают возможности снижения воздействия человека на окружающую среду.

(Лист-проект,

Коллаж)

  1. ГРУППА. Экологические проблемы озера Сибири.

     

      На берегу великого озера стоит целлюлозно–бумажный комбинат. Сброшено громадное количество сточных вод. От загрязнения гибнут в Байкале рачки, которые способны очищать воду. Рыбы в озере стали медленнее расти, уменьшилась их плодовитость. Загрязнение воды опасно и для байкальской нерпы. Большой вред приносят браконьеры, которые незаконно вылавливают рыбу или охотятся на нерпу. Экологические проблемы создают и люди. Оставляют на берегу мусор, без необходимости жгут костры, портят горные леса. Для решения экологических проблем открыты заповедники, заказники и национальные парки.

       В Баргузинском заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверька-соболя. В Забайкальском национальном парке существует 500 видов растений и животных, которые встречаются только здесь.     На острове Ушкань охраняется лежбище байкальской нерпы. Только тут можно увидеть сапсана, чёрного журавля, беркута, чёрного аиста, орлана-долгохвоста и орлана-белохвоста.

Вывод: Защитить Байкал, решить экологические проблемы-наш долг перед ВСЕМ человечеством.

Оценка работы группы (смайлы на палочках)

Самооценка- (Карта успешности)

-Вручаю группе четвёртую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)

  • Проекты закрепляются на доску.
  • Формулируется общий вывод.

4. Рефлексия

КАРТА УСПЕШНОСТИ

- Сделаем вывод, что мы узнали об озере Байкал?

Вывод (Байкал - самое древнее и самое глубокое озеро на Земле. Более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара. Байкальская вода – самая чистая и лечебная вода в мире. Очень разнообразный растительный и животный мир, представители которого больше нигде в мире не встречаются. Защитить Байкал, решить экологические проблемы -наш долг перед ВСЕМ человечеством.) 

-Вручаю за ВЫВОД пятую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)

-Прошу заполнить до конца свою КАРТУ УСПЕШНОСТИ по результатам урока (табличка на столе)

-Давайте представим, что озеро Байкал-наш друг.

-Пожелаем озеру то, что мы пожелали бы своим друзьям. Первое пожелание скажу я – оставаться на долгие годы чистым и прозрачным озером.

(Дети продолжают)

-За ПОЖЕЛАНИЯ вручаю последнюю часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала.  (закрепить на доске)

Р

О

Д

И

Н

А

8

 5. Итог урока

-Завершить урок хочу словами М. Пришвина:

«Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять водоёмы. В лесах, степях, в горах разные ценные животные-будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе -вода, птице -воздух, зверю -лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу- это значит охранять …… .!»

-Что охранять??   

(Карточки переворачиваются, а там-  буквы -  Р О Д И Н А)

-Если вы согласны с таким высказыванием-апплодисменты!

6.Домашнее задание

-Стр. 100-103, ответить на вопросы- «Подумаем!»

-Составить кроссворд об озере Байкал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.

Полный конспект урока по окружающему миру  по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....

презентация к уроку окружающего мира "Озеро Байкал"

В презентации рассказывается об особенностях озера Байкал....

Проект по окружающему миру "Озеро Байкал"

1. Краткая аннотация проекта2. План проекта3. Образовательные стандарты4. Дидактические цели5 . Вопросы, направляющие проект6. План оценивания...

Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал как культурное наследие" (3 класс, УМК "Перспектива")

Цель урока: формирование представлений у обучающихся об озере Байкал как культурном наследии.Задачи урока:Дидактические:1.Уметь определять животный и растительный мир озераБайкал.2.Знать особенности о...

Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" ( 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с природным объектом Всемирного наследия - озером Байкал.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания детей о В...