Урок-путешествие по окружающему миру- "Озеро Байкал"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель урока: познакомить с уникальностью озера Байкал и его экологическими проблемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_12.04.docx | 199.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока-путешествия: Озеро Байкал
Учитель: Кукушкина Елена Юрьевна
Класс: 3 класс
Предмет: Окружающий мир
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, девиз урока, эмблема Всемирного наследия, Карта России и озера Байкал, листы-проекты, листы с информацией для групп, таблички: «ГЕОГРАФЫ», «ГИДРОЛОГИ», БИОЛОГИ», «ЭКОЛОГИ», клей, картинки и надписи для КОЛЛАЖа, Карты успешности учащихся, Правила работы в группе, СМАЙЛЫ на палочках, «Чёрный ящик» с предметами, Эмблема: «Защитим Байкал вместе» и карточки с буквами: РОДИНА, звуки озера Байкал.
Цель урока: познакомить с уникальностью озера Байкал и его экологическими проблемами.
Планируемые результаты:
Предметные:
Находить и показывать озеро Байкал на карте России, извлекать из различных источников дополнительную информацию и обсуждать эти сообщения на уроке.
Метапредметные:
Познавательные:
Осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.
Регулятивные:
Контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность и инициативу.
Коммуникативные:
Рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре и фауне озера, экологических проблемах.
Личностные:
Проявлять интерес к изучению уникальности природного явления, проблемам озера, растительного и животного мира через различные источники.
п\п | Этап урока | Деятельность учителя | ||||||
1 | Организационный момент Мотивация к учебной деятельности | -Девиз урока по окружающему миру сегодня -это слова географа и естествоиспытателя Фёдора Васильевича Геблера: «Путешествовать, наблюдать природу, улавливать ее тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить» - Вы любите путешествовать? - Для чего человек путешествует? -Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по необъятным просторам нашей Родины. | ||||||
2 | Актуализация знаний Чёрный ящик Сообщение темы и цели урока. Карта России Учебник Карта озера Байкал Фильм «Волшебный Байкал», 1,5 мин. | (На экране эмблема всемирного наследия) -Объясните, что это за эмблема на экране. О чем говорит каждый элемент в эмблеме? (круг символизирует природу, квадрат-творение человека.) Значит выражение «Всемирное наследие» обозначает…. Выдающиеся культурные и природные ценности, составляющие достояние всего человечества. -Вспомните, что включено в список Всемирного наследия? (в список Всемирного наследия включены шедевры архитектуры, созданные руками человека и природные объекты исключительной красоты и важности) -С каким объектом Всемирного культурного наследия, нашей страны вы познакомились? -Где он находится? -Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина? -Догадайтесь, куда мы совершим сегодня вертуальное путешествие? (Учитель вносит «Чёрный ящик») -Здесь спрятано название путешествия сегодняшнего урока.
(вода «Байкал», магнит – сувенир «Байкал», кружка – сувенирная «Байкал», удобрение для растений «Байкал», карта местности Байкала) определяют, куда отправятся в путешествие. -Сформулируйте же тему нашего урока-«Озеро Байкал» -Сейчас мы отправимся с вами в далёкую Сибирь и познакомимся с уникальным творением природы, национальным сокровищем и гордостью не только России, но и всего мира, объектом Всемирного природного наследия. - А что вы уже знаете о Байкале? - Что бы вы хотели узнать? - Для чего вам это нужно? -Знаете, где находится Байкал? (Учебник- с.100 первый абзац) -Что узнали о Байкале? (Находится в Сибири, на юго-востоке нашей страны, рядом находятся города: Иркутск и Улан-Удэ, является объектом Всемирного наследия) -Озеро Байкал называют жемчужиной Сибири. -Как вы думаете, почему? Может быть, из-за формы? -Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа она на жемчужину? (Озеро-драгоценное уникальное, как жемчуг) Жемчужина мира - Священный Байкал. Ты взоры людей уж давно привлекал. Глубины твои и прозрачность их вод Весь мир покорили на сто лет вперед. -Алтайцы называют его -«ЗОЛОТЫМ озером», китайцы- «СЕВЕРНЫМ морем», якуты- «БОГАТЫМ озером, а буряты-«ОГНЕННЫМ морем». -Давайте и мы представим его во всей красоте! (отрывок из фильма «Волшебный Байкал») -Попробуйте ответить на вопрос: почему озеро называют морем, да ещё священным? (Заполните Карту успешности по двум первым вопросам о Байкале) | ||||||
3 | Открытие и фиксирование нового знания Работа в группах Защита проектов и составление коллажа -это создание композиции из разнородных элементов. ФИЗМИНУТКА (Звуки озера Байкал во время физпаузы и работы в группе) ГЕОГРАФЫ- исследуют природу земной поверхности и водоёмов, ее использование и значение для людей. (Лист-проект, Коллаж) | - Чем же так уникально озеро Байкал? -Сформулируем задачи урока (с помощью учителя): -Необходимо раскрыть: 1. Особенности озера Байкал. (ГЕОГРАФЫ) 2. Уникальность воды волшебного Байкала. (ГИДРОЛОГИ) 3. Животный и растительный мир уникального озера. (БИОЛОГИ) 4. Экологические проблемы озера Сибири. (ЭКОЛОГИ) -Скажите, чем занимаются представители этих профессий? -Учащиеся разбиваются на 4 группы (7-8 чел.): географы, гидрологи, биологи, экологи для создания проектов. -Каждая группа получает разные сведения о Байкале на Информационных листах. Цель- ознакомиться с информацией, внести данные в Проект, оформить вывод, создать фотоколлаж на День Байкала, который отмечается во второе воскресенье сентября с 1999 года. Представить свою работу классу. (Материалы на столах) -После выступления каждая группа заработает часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. В конце урока мы составим весь СИМВОЛ. -Настало время отдохнуть на берегу Байкала (физминутка): На Байкале красота!!! (руки вперёд) Посмотри туда (рука вправо) Посмотри сюда (рука влево) Наклонились вниз к ногам (наклон вперёд) Потянулись к облакам (руки вверх) Над Байкалом чайки кружат (руки в стороны) Полетим за ними дружно (полет) Брызги пены, шум прибоя (руки плавно вверх) Над Байкалом мы с тобою! (ходьба на месте) Тихо сели на песок…(сели за парты) И продолжили урок. 1 ГРУППА. Особенности озера Байкал. Самая замечательная особенность Байкала – его древность, большинство исследователей Байкала определяют его возраст в 25 – 30 миллионов лет. Байкал – самое глубокое озеро мира! Его глубина 1642 метра. В Байкал впадают 336 рек и ручьёв. Из озера вытекает единственная река —Ангара. На Байкале около 30 островов. Самый крупный из них —остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала. Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале. Самое удивительное, что берега озера постепенно расходятся, расширяясь со скоростью 2 см в год. Озеро содержит пятую часть запасов пресной воды всего земного шара, этих запасов хватило бы, чтобы напоить в 10 млн. раз больше человек, чем сейчас живет на Земле. Вывод: Байкал - самое древнее и самое глубокое озеро на Земле. Более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара. Оценка работы группы (смайлы на палочках) Самооценка- (Карта успешности) -Вручаю группе первую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске) | ||||||
ГИДРОЛОГИ- изучают водный режим водоёмов, следят за состоянием водных объектов.
(Лист-проект, Коллаж) |
волшебного Байкала. Белый диск, опущенный для определения прозрачности воды, виден на глубине 40м. Когда озеро замерзает, лёд такой прозрачный что, можно сквозь него увидеть воды Байкала на глубину 3-4 м. Байкальская вода, остается на сегодняшний день самой чистой в мире. По своему составу она является практически лечебной. Это единственный водоем на планете, из которого сегодня можно пить воду без очистки и кипячения. Своей чистотой озеро обязано микроскопическому рачку – байкальской эпишуре. Максимальный размер 1 рачка не более 1,5 мм, они обитают исключительно в водах Байкала. За год они до 10 раз пропускают всю гигантскую массу озерной воды через себя, фильтруя и очищая ее. Вывод: Байкальская вода – самая чистая и лечебная вода в мире. Оценка работы группы (смайлы на палочках) Самооценка - (Карта успешности) -Вручаю группе вторую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске) | |||||||
5 | БИОЛОГИ- занимаются исследованиями растительного и животного мира Земли. (Лист-проект, Коллаж) |
уникального озера. На побережьях Байкала произрастает более 3000 видов растений. Здесь везде растут мхи, лишайники, душистые тополя, кедры, кедровый сланик, пихта. В основном Байкал окружают хвойные леса с сибирскими голубыми елями, соснами и лиственницами. В прибрежной зоне можно встретить, баргузинского соболя, ольхонскую полевку, кабаргу, медведя, волка, рысь, лису. Разнообразен мир птиц. Это чайки, кречеты, дятлы, гуси, лебеди. В самом озере обитает более 2600 видов растений и животных, которые не встречаются больше нигде в мире. В озере насчитывается около 60 видов рыб. Наиболее известные - омуль, сиг, таймень, ленок. Самой многочисленной рыбой в Байкале является глубоководная голомянка, это прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря. Самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал- байкальский осётр. Единственное млекопитающее озера Байкал – нерпа (тюлень). Вывод: Редкое разнообразие животных и растений, встречаются только на Байкале. Оценка работы группы (смайлы на палочках) Самооценка- (Карта успешности)
-Вручаю группе третью часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске) | ||||||
6 | ЭКОЛОГИ- занимаются исследованием экосистем и оценкой природного разнообразия, разрабатывают возможности снижения воздействия человека на окружающую среду. (Лист-проект, Коллаж) |
На берегу великого озера стоит целлюлозно–бумажный комбинат. Сброшено громадное количество сточных вод. От загрязнения гибнут в Байкале рачки, которые способны очищать воду. Рыбы в озере стали медленнее расти, уменьшилась их плодовитость. Загрязнение воды опасно и для байкальской нерпы. Большой вред приносят браконьеры, которые незаконно вылавливают рыбу или охотятся на нерпу. Экологические проблемы создают и люди. Оставляют на берегу мусор, без необходимости жгут костры, портят горные леса. Для решения экологических проблем открыты заповедники, заказники и национальные парки. В Баргузинском заповеднике не только охраняют, но и разводят ценнейшего пушного зверька-соболя. В Забайкальском национальном парке существует 500 видов растений и животных, которые встречаются только здесь. На острове Ушкань охраняется лежбище байкальской нерпы. Только тут можно увидеть сапсана, чёрного журавля, беркута, чёрного аиста, орлана-долгохвоста и орлана-белохвоста. Вывод: Защитить Байкал, решить экологические проблемы-наш долг перед ВСЕМ человечеством. Оценка работы группы (смайлы на палочках) Самооценка- (Карта успешности) -Вручаю группе четвёртую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске)
| ||||||
4. Рефлексия КАРТА УСПЕШНОСТИ | - Сделаем вывод, что мы узнали об озере Байкал? Вывод (Байкал - самое древнее и самое глубокое озеро на Земле. Более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара. Байкальская вода – самая чистая и лечебная вода в мире. Очень разнообразный растительный и животный мир, представители которого больше нигде в мире не встречаются. Защитить Байкал, решить экологические проблемы -наш долг перед ВСЕМ человечеством.) -Вручаю за ВЫВОД пятую часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (Закрепить на доске) -Прошу заполнить до конца свою КАРТУ УСПЕШНОСТИ по результатам урока (табличка на столе) -Давайте представим, что озеро Байкал-наш друг. -Пожелаем озеру то, что мы пожелали бы своим друзьям. Первое пожелание скажу я – оставаться на долгие годы чистым и прозрачным озером. (Дети продолжают) -За ПОЖЕЛАНИЯ вручаю последнюю часть символа-ЗАЩИТНИКА Байкала. (закрепить на доске)
| |||||||
8 | 5. Итог урока | -Завершить урок хочу словами М. Пришвина: «Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять водоёмы. В лесах, степях, в горах разные ценные животные-будем охранять леса, степи, горы. Рыбе -вода, птице -воздух, зверю -лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- это значит охранять …… .!» -Что охранять?? (Карточки переворачиваются, а там- буквы - Р О Д И Н А) -Если вы согласны с таким высказыванием-апплодисменты! | ||||||
6.Домашнее задание | -Стр. 100-103, ответить на вопросы- «Подумаем!» -Составить кроссворд об озере Байкал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.
Полный конспект урока по окружающему миру по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....
презентация к уроку окружающего мира "Озеро Байкал"
В презентации рассказывается об особенностях озера Байкал....
Конспект и презентация по окружающему миру (Озера, пруды, болота. Байкал- жемчужина России)
для учащихся 2 класса....
Проект по окружающему миру "Озеро Байкал"
1. Краткая аннотация проекта2. План проекта3. Образовательные стандарты4. Дидактические цели5 . Вопросы, направляющие проект6. План оценивания...
Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" УМК "Перспектива" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал. Задачи урокаДидактические:1...
Технологическая карта урока Окружающего мира "Озеро Байкал как культурное наследие" (3 класс, УМК "Перспектива")
Цель урока: формирование представлений у обучающихся об озере Байкал как культурном наследии.Задачи урока:Дидактические:1.Уметь определять животный и растительный мир озераБайкал.2.Знать особенности о...
Технологическая карта урока окружающего мира "Озеро Байкал" ( 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с природным объектом Всемирного наследия - озером Байкал.Задачи урока:Дидактические:актуализировать знания детей о В...