Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Павлова Инесса Юрьевна

Полный конспект урока по окружающему миру  по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Озеро Байкал27 КБ

Предварительный просмотр:


Тема: Озеро Байкал.

Предметные результаты:

*знать местонахождение озера Байкал;

*показывать его на карте России, Мира;

*перечислять особенности озера Байкал как объекта Всемирного природного наследия.

Метапредметные результаты:

*рассказывать об уникальных особенностях озера Байкал, флоре, фауне и особых экологических проблемах;

*оформлять наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Личностные результаты:

*понимать значение озера Байкал как уникального природного явления не только России, но и мира;

*проявлять интерес к ландшафту, флоре и фауне озера, к его экологическим проблемам, к знакомству с ним на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

Оборудование.

Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, карта Мира, значки для обозначения на карте Москвы, озера Байкал, банка с прозрачной или посиненной  

водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор тёмных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал»,презентация о Байкале, ноутбуки на каждой парте.

                              Ход урока

Целеполагание.

На доске начальные и последние буквы слов «озеро» и «Байкал» между ними поставлены столько прочерков, сколько пропущено букв.

  • Сегодня мы отправимся в далёкую Сибирь, к объекту Всемирного  природного наследия. А вот куда, узнаете из стихотворения Марка Сергеева «А что это такое?»

Ученица читает.

А что это такое? Такое голубое,

Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо за сосны зацепилось?

По скалам покатилось и на землю стекло?

А что это такое? Такое золотое?

Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?

А что это такое? Всё время в непокое,

Быть может, это туча застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Открываю 1 слайд «Царственная красота озера Байкал».

Ученик открывает все буквы на доске. Это тема нашего урока.

Актуализация знаний и умений.

Перед путешествием упорядочим  знания прошлого урока.

- С каким объектом Всемирного культурного наследия, расположенным в Москве, мы познакомились? (Кремль).

- Почему Московский Кремль дорог сердцу каждого россиянина?

- Покажите на карте город Москву, где находится Кремль.

- Кто мог бы показать на карте расположение озера Байкал? (ученик показывает)

Включаю текст к 1 слайду.

У коренного населения, бурят есть обычай, подносить гостю белую пищу, молоко, творог, сметану, как дань уважения, знак того что у хозяина  белые, светлые и добрые мысли, намерения.

Аналитический этап.

- Как вы думаете, почему Байкал называют жемчужиной природы?

- Может быть из-за формы?

- Посмотрите на карте, какова его форма? Похожа на жемчужину?

- Может быть и похожа  на речной жемчуг, но люди сравнили Байкал с жемчужиной не за форму. На Земле много озёр более правильной, круглой формы. Наверняка и вы знаете некоторые из них. Люди называют их жемчужиной родного края. В них можно прекрасно купаться, ловить рыбу,  они дают жизнь многим животным, растениям, да и людям.

  Это озёра - природное наследие нашей Родины и Земли в целом, но о них знают только местные жители. А об озере Байкал знают во всём мире.

- Давайте послушаем народную песню о Байкале.

- Может быть, в ней будет отгадка?

- Послушайте и скажите, как называют озеро Байкал в песне.

- Также в песне встретятся такие слова:

Баргузин- ветер на Байкале;

Омулёвая бочка - бочка в которой засаливают рыбу (омуль).

                   Слушаем песню.

- Какие слова обращены к Байкалу? ( Славное море, священный Байкал)

- Ещё загадка: почему озеро названо морем, да ещё священным?

Тренировочные упражнения.

Ответ найдем в учебнике (стр. 100, второй абзац). Прочитаем.

- Какие вы услышали подтверждения в тексте тому, что озеро Байкал заслуживает названия и жемчужины и моря?

Отметим на карте Байкал значком в виде жемчужины.

- Какое впечатление производит на вас озеро Байкал?

2 слайд открываю и включаю текст.

Открываю 3 слайд и включаю текст.

Продолжим работу с учебником. Прочитаем 3 абзац, стр. 100.

Вывод: Байкал - самое древнее  и самое глубокое озеро на Земле.

Открываю на доске карточки по очереди с признаками Байкала.

Открываю 4 слайд и включаю текст.

Вывод:  Байкал - природная лаборатория учёных . (на доске открываю карточку со вторым признаком )

Открываю 5 слайд и включаю текст.

Ученица прочитает легенду о Байкале.

Показываю на карте реки, Енисей и Ангару.

Вывод: более 300 рек приносят воду в озеро, а вытекает одна – Ангара . ( открываю карточку с третьим признаком на доске)

Открываю 6 слайд и включаю текст.

Посмотрите знаменитые рыбы Байкала: омуль, осётр, сиг, хариус. Они настолько уникальны, что их разместили даже на почтовых марках.

Прочитаем в учебнике 4 абзац, стр. 100.

Итак, четвёртый признак по - которому это озеро внесено в список Всемирного природного наследия:

Редкое разнообразие животных и растений. В лесах – все виды северных хвойных деревьев. (открываю карточку)

Продолжим проект, создание книжки «Всемирное наследие»

Ещё раз прочитаем 4 признака, по – которому Байкал внесён в список Всемирного природного наследия. (ученик читает вслух)

-Ребята, как вы думаете, озеро Байкал достоен, чтобы его внесли в список Всемирного природного наследия?

-Давайте и мы вклеим в нашу книгу картинку озера Байкал. (дети выполняют практическую работу)

Физминутка.

Аналитический этап                                          

Открываю 7 слайд, включаю текст.

- Сейчас мы погрузимся в воды Байкала.

- Ребята, как вы думаете, что нужно всем животным и растениям Байкала для благополучной жизни? (дети высказываются).

- Сейчас мы проведём с вами небольшой эксперемент.

На столе банка с прозрачной водой, на стенке банки наклеены рыбки.

Ученик просвечивает фонариком, представим что это солнечный луч.

-Такую воду мы видим за стёклами нашего аппарата.

Она просвечена солнцем и оттого совсем прозрачна Мы можем видеть обитателей озера.

- И вдруг что – то случилось!

Я добавляю в банку грязную воду. Вода в банке стала мутной.

Предположите что произойдёт с растениями и животными. (дети отвечают).

- Как вы думаете, кто и что угрожает озеру? (ответы детей).

Открываю 8 слайд.

Читаем в учебнике (стр. 102, 3 абзац)

- Экологические проблемы создают не только промышленные предприятия, но и отдельные люди.

Открываю 9 слайд и включаю текст.

Что мы с вами можем сделать для спасения озера Байкал и других водоёмах? (ответы детей).

Открываю 10 слайд и включаю текст.

Открываю карточки на доске.

  1. Больше узнавать о природе родного края и мира.
  2. Учиться беречь природу нашей малой родины.
  3. Быть заботливыми, внимательными к окружающему миру.

Когда вы вырастете, у Байкала и других памятников Всемирного  природного и культурного наследия появятся верные защитники и надежда на будущее.

Закрепление изученного материала.

Работа в парах на ноутбуках.(проверочная работа на электронном приложении к учебнику)

1.Вставь в текст подходящие слова вместо пропусков.

2.Выбери последствия загрязнения озеро Байкал сточной водой от промышленных предприятий.

Как закончили выполнять, показывают замочек.

Рефлексия.

- Итак, в течение урока мы много узнали, провели эксперемент, анализировали данные, делали выводы.

Перед вами лежат листочки, выберите предложение, которое вам хотелось бы продолжить. Запишите эти слова.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Ученица прочитает стихотворение о Байкале.

         Чиста, уникальна, прозрачна вода.

         Безмолвна. Но полная жизни тайга.

         Шумит и волнуется бешеный вал

         Таким мне запомнился древний Байкал.

         Красавица дочь Ангара удалая.

         Свой путь начинает из этого края.

         А с нею три сотни речушек и рек,

         Все устремили к Байкалу свой бег.

         С тревогой смотрю я в завтрашний день:

         Будут ли жить там омуль. Тюлень?

         Как сохранить заповедное озеро,

        Чтоб его больше не «целлюлозило»,

        Чтоб достоянием народа стал

        Славное море- священный Байкал?

Домашнее задание.

В рабочей тетради стр.64 – 65, №1, 2, 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "БАЙКАЛ-ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива Тема: Байкал

Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...