Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа

по предмету

«Окружающий мир»

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 21.05.2021г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

от 04.06.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева Приказ

от 04.06.2021 г. № 343

Рабочая программа

по предмету

«Окружающий мир»

для 3 класса «Б»

2021/2022 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

пгт. Излучинск

2021

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ, от 31.07.2020 № 304-ФЗ);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576, от 11.12.2020 № 712);

-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления молодёжи»;

-Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Программа учебного курса «Окружающий мир» для 3 класса  составлена на основе примерной программы по  окружающему миру  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Окружающий мир.2 класс в 2 частях / А.А. Плешаков -  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г.  № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766)).

Общей  целью учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе является:формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми иприродой.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)  осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основными коррекционными задачами реализации содержания учебного курса являются:

  1. восполнение пробелов развития учащихся путем обогащения их чувственногоопыта, организации предметно-практической деятельности;
  2. активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового

восприятия;

  1. активизация словаря учащихся, в единстве с формированием понятий по курсу

окружающего мира;

4.воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к к предмету «Окружающий мир»;

5.развитие навыков самоконтроля, формирование УУД.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курсаявляются:
  • Осознание себя жителем планета Земля, чувство ответственности за сохранение ееприроды;
  • Осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российскойжизни;
  • Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческихценностей;
  • Расширение сферы социально – нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • Установка на безопасный ЗОЖ, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизничеловека;
  • Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики иэтикета;
  • Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разноготипа;
  • Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальнойдействительности;
  • Софрмированность целостного, социально – ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур,религий;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно – научных и социально – гуманитарных дисциплин;
  • Умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов,норм;
  • Владение навыками устанавливать и выявлять причинно – следственные связи в окружающем мире природы исоциума;
  • Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальнойсреде;
  • Понимание роли и значения родного края в природе и историко – культурном наследии России, в ее современнойжизни;
  • Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуреРоссии.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самогочеловека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие илиплохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступоксовершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3- м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебнуюпроблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощьюучителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в одиншаг.
  • Отбирать        необходимые        для        решения        учебной        задачи        источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация идр.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать

факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщениязнаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:составлять

простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы,схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевыхситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводяаргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точкузрения.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей игазов
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживойприродой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизничеловека;
  • приводить примеры живыхорганизмов
  • перечислять особенности хвойных и цветковыхрастений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей),грибов.
  • называть основные свойства        воздуха как        газа,        воды как        жидкости и полезных ископаемых как твёрдыхтел;
  • доказывать        необходимость        бережного        отношения        людей        к        живым организмам.
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история,демократия;
  • по году определять век, место события впрошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы истолицу.
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему роднойстраны.
  • оценивать, что полезно для здоровья, а чтовредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живыморганизмам.
  • объяснять роль основных органов и систем органов в организмечеловека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения ит.д.);
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека отживотных;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные
    издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

                Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

  • использовать  при  проведении  практических работ инструменты   ИКТ     (фото-   и   видеокамеру,   микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;
  • планировать,  контролировать  и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его
    главный город;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

                Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе   правила   общения   со   взрослыми   и   сверстниками   в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,   договариваться  о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  1. Содержание учебного предмета.

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

1.

Как устроен мир.

8 ч

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль  экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отри- цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение

изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

2.

Эта

удивительная природа .

19 ч

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха отзагрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охранарастений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Растительноядные,  насекомоядные,  хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте

жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений,  определение признаков их приспособленности к распространению        ветром,        животными; распознавание при родных объектов с помощью

атласа-определителя.

3.

Мы и наше здоровье.

10 ч

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществв

различных продуктах (по информации на упаков- ках); подсчет ударов  пульса.

4.

Наша безопасность.

8 ч

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии  водопровода,  утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода  на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные        группы        дорожных        знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие,

информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и  его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на  улице,  водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство  с  устройством и работой бытового фильтра для воды.

5.

Чему учит экономика?

12 ч

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли:        электроэнергетика,        металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность идр.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические        последствия        хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач

общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление

устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

6.

Путешествие по городам и странам.

11 ч

Города Золотого кольца России - слава и  гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы,  особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры  разных стран (например, Тадж-Махал в Индии пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Практическая работа: поиск и показ на карте

изучаемых географических объектов.

68

  1. Тематическое планированиепо окружающему миру

3 класс

(2 часа в неделю, 68 часов, 34 учебные недели).

Раздел

програм мы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Кол- во

часов

Дата

проведения

Как

устроен мир

(8 ч)

Расширить знания о природном

многообразии,

значении

природы для

людей. Учить

классифициро

вать природные

объекты,

моделировать

экологические

связи. Понимать

ценность

природы для

людей.

Знакомиться с учебником и учебными

пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3

класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир.

Понимать учебную задачу урока и стремиться

ее выполнить. Доказывать, пользуясь

иллюстрацией учебника, что природа

удивительно разнообразна; раскрывать

ценность природы для людей. Работать в

паре: анализировать текст учебника,

извлекать из него необходимую информацию;

сравнивать объекты неживой и живой

природы по известным признакам; предлагать

задание к рисунку учебника и оценивать

ответы одноклассников; классифицировать

объекты живой природы, осуществлять

самопроверку. Формулировать выводы из

изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природа. Р/К Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края. Югра в творчестве художников нашего края

1

1

Рассмотреть

отличие человека

от других

объектов живой

природы:

познакомить со

ступенями

познания

человеком

Понимать учебную задачу урока и стремиться

ее выполнить. Находить сходство человека и

живых существ и отличия его от животных.

Различать внешность человека и его

внутренний мир; анализировать проявления

внутреннего мира человека в его поступках,

внешности, взаимоотношениях с людьми,

отношении к природе; оценивать богатство

внутреннего мира человека. Работать в паре:

Человек.

2

1

окружающего мира.

наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. Моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Дать

представление о

людях,

населяющих

планету Земля,

подвести к тому,

чтобы дети

проявляли

дружбу и

уважение к

любому народу.

Вспомнить

символы

государства, кто

является Главой

государства. Сформировать представление о гражданстве и о

том, что мы – граждане России.

Понимать учебную задачу урока и стремиться

ее выполнить. Определять место человека в

мире. Характеризовать семью, народ,

государство, как части общества. Обсуждать

вопрос о том, почему семья является важной

частью общества. Сопоставлять формы

правления в государствах мира. Работать в

паре: анализировать таблицу с целью

извлечения необходимой информации;

описывать по фотографиям

достопримечательности разных стран;

соотносить страны и народы, осуществлять

самопроверку; рассуждать о многообразии и

единстве стран и народов в современном мире.

Формулировать выводы из изученного

материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Общество.

Р/К Что могут рассказать имена и фамилии о прошлом нашего края?

3

1

Дать понятие о субъектах российской Федерации. Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить на карте различные субъекты РФ, в тч свой регион.

Анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать субъекты Российской Федерации. Работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Российская Федерация.

Р/К. Заповедник «Малая Сосьва»

4

1

Дать понятие о плане местности и его видах, о масштабе, об ориентировке относительно сторон света, условных обозначениях на плане.

Различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города (села) или района города и ближайшей местности, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населённого пункта путь от дома до школы или другого учреждения (клуба, вокзала, Дома детского творчества, спортивной школы).

Осуществлять контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы, определяют цели и задачи учебной деятельности.

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний, выполняют анализ и синтез, сравнение, классификацию, обобщение
Доносить свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных и учебных ситуаций.

О чём расскажет план.

5

1

Дать понятие об экологии как

науке, о

взаимосвязи

живых систем

различных

уровней с

окружающей

средой, о

взаимодействии

человека с

природой.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
  • анализировать текст учебника, извлекать из

него необходимую информацию о

взаимосвязях в природе, между природой и

человеком, рассказывать о них опираясь на

схемы,

- работать в паре: анализировать схемы

учебника, классифицировать экологические

связи, моделировать связи организмов,

- формулировать выводы из изученного

материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Что такое экология. 

Р/К Роль заповедников Югры в охране природы.

6

1

Подготовиться к

выполнению

проекта:

знакомство с

материалами

учебника,

распределение

заданий,

обсуждение

способов и

сроков работы.

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта;

- распределять обязанности по проекту в

группах;

- собирать материал в дополнительной

литературе, Интернете;

- подбирать иллюстративный материал

(фотографии, открытки,слайды),

изготавливать недостающие иллюстрации

(фотографии, рисунки),оформлять стенд;

-презентовать проект,

-оценивать результаты работы

Проект

«Богатства, отданные людям» 

7

1

Проверить знания и умения по темам.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим себя и оценим свои достижения.

Р/К Мансийская легенда о происхождении нефти.

8

1

Эта

удивите льная природа (19 ч)

Познакомить детей с понятиями: астроном, звезда, созвездие, со звездным небом, с историей созвездий; развивать познавательный интерес, умение наблюдать; воспитывать интерес к окружающему миру, к космическому пространству.

Делать обобщения, выводы,  проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; осознавать границы собственных знаний о природе, определять цели и задачи усвоения новых знаний; л. – выражать положительное отношение к процессу познания, уметь применять знания в жизненных ситуациях.

Звездное небо – Великая книга Природы.

9

1

Познакомить с целями и

задачами раздела; с телами, веществами и частицами, их составом; естественными и искусственными телами; твердыми,

жидкими, газообразными веществами.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Характеризовать        понятия        «тело»,

«вещества», «частицы». Классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. Наблюдать опыт с растворением вещества, высказывать предположения, объясняющие результат опыта, доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц. Работать в группе: проверять с помощью учебника правильность приведенных утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твердом,   жидком   и   газообразном веществе.

Формулировать     выводы     из    изученного

Тела, вещества, частицы. 

10

1

материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Познакомить с разнообразием веществ в окружающем мире; с наукой о веществах – химией; с

наиболее распространенны ми веществами: соль, сахар, крахмал, кислота. Учить правильно пользовать этими веществами.

Информировать о кислотных

дождях.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Практическая работа; ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков. Работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Разнообразие веществ.

Р/К Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.

11

1

Познакомить с составом и свойствами воздуха, источниками загрязнения воздуха; учить быть

наблюдательным и бережливым.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Воздух и его охрана.

12

1

Познакомить со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу. Раскрыть значениеводы

для жизни на Земле.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: исследовать по инструкции учебника свойства воды (определять и назвать цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради). Работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойства воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с ответами одноклассников, обобщать информацию. Работать со взрослыми: проводить        мини-исследование        об использовании питьевой воды в семье. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Вода.

13

1

Сформировать представление о круговороте воды,как

важнейшем явлениив

природе, увязать круговорот со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Высказывать предположение о состояниях воды в природе; различать три состояния воды. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадения дождя. Работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда; рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку;

моделировать кругооборот воды в природе, осуществлять самопроверку.

Превращения и круговорот воды.

14

1

Рассмотреть

причины

Понимать учебную задачу урока и стремиться

ее  выполнить.  Высказывать предположение

Берегите воду!

15

1

загрязнения

о том, почему нужно беречь воду; находить и

водоемов,

использовать при ответе на вопрос цифровые

познакомить с

данные        из        учебника.        Работать        в        паре:

мерами охраны

извлекать из текста учебника информацию в

водоемов от

соответствии с заданием; анализировать схему

загрязнения,

в учебнике; сопоставлять полученные сведения

учить бережно

с        информацией        из        текста;        рассматривать

относиться к воде

фотодокументы        и        высказывать

и экономить ее.

соответствующие суждения; моделировать в

виде        динамической        схемы        источники

загрязнения воды, рассказывать о загрязнении

воды с помощью модели; обсуждать способы

экономного использования воды. Работать со

взрослыми: интервьюировать взрослых о

мерах охраны чистоты воды а в родном городе.

Формулировать        выводы        из        изученного

материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Продолжить работу по

представлению о

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее        выполнить.        Анализировать        рисунок

учебника        по        предложенным        заданиям        и

Что такое почва.

Р/К Использование песка и глины.

16

1

почве как

вопросам.        Высказывать        предположение

верхнем

(гипотезы) о том, почему почва плодородна,

плодородном

обосновывать        их.        Практическая        работа:

слое земли,

исследовать состав почвы в ходе учебного

выявить

эксперимента,        использовать        полученные

основные

данные для проверки выдвинутых гипотез.

свойства почвы, в

Анализировать        схему        связей        почвы        и

процессе опытов

растения;   на  основе  схемы        моделировать

установить состав

связи почвы и растений. Обсуждать вопросо

почвы, выяснить

взаимосвязи живого и неживого в почве.

значение

Характеризовать        процессы        образования        и

плодородия

разрушения почвы; характеризовать меры по

почвы для жизни

охране        почвы        от        разрушения        (на        основе

растений, узнать

материала        учебника        о        деятельности

о преобладающих

В.В.Докучаева).        Обсуждать        рассказ

почвах родного края.

«Уважайте жизнь дождевого червя» из книги

«Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить с основной классификацией растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; рассмотреть особенности каждой группы растений.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны. Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа- определителя, осуществлять взаимопроверку. Приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя. Используя книгу «Зеленые страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Разнообразие растений. 

Р/К Нуждающиеся в охране растения родного края.

17

1

Рассмотреть связь солнца, растений и людей.

Выяснить роль растений в жизни животных и человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах помощью выполненной схемы. Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании    растений.    Доказывать,    что   без

растений    невозможна    жизнь    животных  и

Солнце,

растение и мы с вами.

Р/К Охрана растений родного края.

18

1

человека.        Формулировать        выводы        из

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Расширять знания о жизни растений, о роли насекомых в

опылении растений; дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Работать с        терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Размножение и развитие растений.

Р/К Ягоды нашего края

19

1

Обобщить знания о значении растений в жизни животных и человека.

Рассмотреть основные правила, которые должны стать нормой

поведения в природе.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать сведения, полученные 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Обсуждать материалы книги

«Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе. Оформлять памятку (книжку) «Берегите растения». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана растений. Р/К " Охрана растений родного края

20

1

Познакомить с классификацией животных: черви, моллюски, иглокожие,

ракообразные, паукообразные,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о животном мире, полученные в 1 – 2 классах. Классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками. Приводить примеры животных  групп. С помощью атласа

–     определителя     «От      земли     до    неба»

Разнообразие животных.

Р/К Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

21

1

насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие ся, птицы, звери и их групповыми признаками.

определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе. Обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне». Работать с электронным приложением к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить с классификацией животных по способу питания: растительнояд ные, насекомоядные, хищники,

всеядные. Рассмотреть цепи питания и приспособленнос ть животных к

добыванию пищи, к защите от врагов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных по типу питания. Приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коровках. Обсуждать роль животных в поддержании равновесия в природе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Кто что ест.

Р/К Разнообразие животных: хищные, всеядные.

22

1

Познакомить с размножением и развитием

животных разных групп:

насекомых, рыб, земноводных и т.д.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать животных разных групп по способу размножения. Моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве. Обсуждать материалы книг «Зеленые страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных. Работать с терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Размножение и развитие животных.

Р/К Виды животных, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе.

23

1

Познакомить с Красной книгой России и

животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила и меры по охране

животного мира.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о

редких и исчезающих животных, Красной книге России, изученные в 1-2 классах.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России.

Обсуждать меры по охране животных.

Обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении животных.

Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. С помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее.

Создать книжку-малышку «Береги

животных». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Охрана животных. Р/К Роль заповедников Югры в охране природы

24

1

Познакомитьс

разнообразием

Понимать учебную задачу урока истремиться

ее        выполнить.        Характеризовать        строение

В царстве

25

1

грибов, их строением, выявить связь

грибов с другими организмами и их роль в природе.

шляпочных грибов. С помощью иллюстрации учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Моделировать различие грибов-двойников. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

грибов. 

Р/К Съедобные и несъедобные грибы в наших лесах

Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;
  • распределять обязанности;
  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать

фотографии, зарисовки;

  • находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;
  • составлять и презентовать книгу «Природа родного края»

Проект

«Разнообразие природы родного края». Р/К Охрана растений и животных родного края.

26

1

Великий круговорот жизни

27

1

Проверить знания и умения по темам.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим себя и оценим свои достижения.

28

1

Мы и наше здоровье (10 ч)

Познакомить с органами и системой органов тела человека: нервная, кровеносная, пищеварительная.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе. Характеризовать системы органов человека (их части и назначение). Обсуждать взаимосвязь   наук   анатомии,   физиологии  и

гигиены. Анализировать схемырасположения

Организм человека

29

1

органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника. Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводыиз

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить с органами чувств: глаза, уши нос,

язык, кожа и их значением для человека, учить беречь органы чувств.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в        ходе        учебного        эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. Работать с терминологическим словарем. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения науроке.

Органы чувств

30

1

Познакомить с понятием «кожа», и ее функциями. Рассказать о первой помощи при повреждении кожных покровов: при обмораживании, ожогах, ранах, ушибах

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: изучать свойства кожи. Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи. Работать в паре: осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Надежная защита организма.

31

1

Узнать о строении своего тела, об опорно-

двигательной

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать роль скелета и    мышц    и    жизнедеятельности организма.

Раскрывать    роль    правильной    осанкидля

Опора тела и движение

32

1

системе, ее роли в организме человека, об осанке и ее роли, о роли

физической культуры в поддержании тонуса мышц.

здоровья человека. Следить за красивой осанкой на уроке и вне его. Выполнять физкультминутки.        Работать        с терминологическим                словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения науроке.

Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, ее строением и функционирова нием. Выучить правила

правильного питания.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Практическая работа: определять наличие питательных веществ а продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. Работать с терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Наше питание.

33

1

деятельности. Формировать адекватную

оценку своих достижений.

Узнать об органах дыхания и выделения, научиться

заботиться о своем здоровье.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о легких и сердце, изученные во 2 классе. Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме. Моделировать строение        дыхательной        системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Практическая работав паре: измерять пульс на запястье и посчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достиженияна

уроке.

Дыхание и кровообраще- ние.

34

1

Обобщить знания об устройстве организма человека, дать простейшие

понятия о сохранении и своего организма.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать факторы закаливания. Формулировать правила закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. Регулярно проводить закаливание своего организма. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Умей предуп- реждать

болезни.

35

1

Ввести понятие

«Здоровый образ жизни», познакомить с главными правилами

здорового образа жизни

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать. Работать с терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Здоровый образ жизни.

Р/К Способы заготовки ягод на зиму

36

1

Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы. Представить результаты проектной

Готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров».

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления обучающихся.

Оценивать свои достижения и достижения других учеников.

Проект

«Школа кулинаров»

37

1

Проверить знания и умения по темам за 1 полугодие.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

38

1

Наша безопас ность (8 ч)

Узнать, как выглядит опасность и почему она возникает. Повторить действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Работать с терминологическим словариком. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать наитоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Огонь, вода и газ.

39

1

Научить выполнять правила

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в

Чтобы путь был

счастливым.

40

1

безопасного поведения на улицах и дорогах, учить рецензировать ответы товарищей.

1-2 классах. Работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются        потенциально        опасными. Выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достиженияна

уроке.

Познакомить с дорожными знаками:

предупреждающи е, запрещающие, предписывающие

, информационно- указательные, знаки сервиса; вспомнить правила

безопасности на дорогах

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах. Анализировать разные типы знаков, Обсуждать, как они помогают пешеходам. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Дорожные знаки.

41

1

проектной деятельности

Выявить опасные места для человека: балкон, лифт, строй - площадка, пустырь, парк, лес и т.д.; учить предвидеть опасность,

избегать ее, при необходимости действовать -

решительно и четко.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Опасные места.

42

1

Научить защищаться от опасностей природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки), на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь

человека.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать опасности природного характера. Находить в атласе- определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах. Обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги

«Зеленые страницы». Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Отличать гадюку от ужа. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Природа и наша

безопасность.

43

1

Познакомить с терминами

«Экологическая безопасность»,

«Цепь

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Анализировать по схеме цепь загрязнения. Приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления

загрязняющих веществ в организм. Обсуждать

Экологичес - кая

безопасность. 

44

1

загрязнения»,

«Бытовой фильтр»,

«Эколог»

проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. Работать с        терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся:

  • находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС;
  • интервьюировать ветеранов ВОВ,МЧС, полиции идр.
  • оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов ит.д.;
  • презентовать и оценивать результаты

Проект «Кто нас защищает»?

45

1

Проверить знания и умения по темам.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим себя и оценим свои достижения.

46

1

Чему учит

экономи ка

(12 ч)

Познакомить с новыми

понятиями:

«экономика»,

«потребности»,

«товары»,

«услуги» и главной задачей экономики – удовлетворение потребностей.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее        выполнить.        Раскрывать     понятия

«экономика»,       «потребности»,      «товары»,

«услуги». Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны в течение дня. Формулировать выводы из изученного материала,  отвечать  на  итоговые  вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Для чего нужна экономика?

47

1

Познакомить с природными

богатствами и трудом людей – основа экономики;

с ролью труда

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Раскрывать роль природных богатств и труда людей в процессе производства товаров. Прослеживать взаимосвязь  труда  людей  разных профессий.

Раскрывать роль науки в экономическом развитии. Работать  со взрослыми:выяснять

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

48

1

людей в экономике, трудом умственным и физическим; ролью

образования в экономике.

роль профессий родителей в экономике. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей,

добывающих полезные ископаемые.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах. Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки). С помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом. Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Полезные

ископаемые. 

Р/К Драгоценные полезные ископаемые.

49

1

Познакомить с одной из отраслей сельского хозяйства растениеводство, научить различать

культурные

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные 1 – 2 классах. Практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди          занимаются        растениеводством.

Различать  и  классифицироватькультурные

Растениеводст во.

Р/К Охрана растений родного края.

50

1

растения, учить анализировать, группировать, обобщать полученные знания

растения. Определять с помощью атласа- определителя        культурные                растения. Характеризовать роль выращивания культурных растений и в экономике и труд растениеводов.                Выявлять                        связь растениеводства и промышленности. Работать с        терминологическим        словариком. Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Работать со взрослыми: интервьюировать работников с/х. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Узнать особенности разведения и содержания домашних

сельскохозяйст- венных

животных.

Раскрыть роль

животноводства в экономике и

выяснить значение труда животноводов.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные 1–

2 классах. Классифицировать домашних сельскохозяйственных                животных. Характеризовать роль сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Работать с        терминологическим        словариком. Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. Формулировать выводы из изученного  материала,  отвечать  на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Животноводст во.

Р/К Приспособленность животных к условиям жизни Севера.

51

1

Познакомить с важнейшей отраслью экономики- промышленнос тью, с ее

отраслями:

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию в отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей  промышленности. Характеризовать

труд   работников   отраслей промышленности.

Какая бывает промышлен ность? 

Р/К Добывающая и обрабатывающая промышленность ХМАО

52

1

добывающая, электроэнергети ка, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая; научить различать продукцию

каждой отрасли промышленности

Работать с терминологическим словариком. Работать со взрослыми: найти в краеведческий литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить с монетами,

денежными единицами

различных стран, с зарплатой и

сбережениями.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купля – продажа. Раскрывать роль денег в экономике. Различать денежные единицы разных стран. Практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. Работать с терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Что такое деньги?

53

1

Познакомить с терминами:

бюджет, расходы, доходы, налоги; изучить основные статьи расходов государства

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее        выполнить.        Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. Работать с терминологическим                словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Государствен ный бюджет.

54

1

Познакомить с понятием

«семейный

бюджет», доходы и расходы семьи.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие        расходы        семьи                являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. Работать с терминологическим                словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Семейный бюджет.

55

1

Познакомить с задачами экономики и

двумя сторонами экономики; с положительным и отрицательнымвоздействием экономики на окружающую среду.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах. Характеризовать вредной воздействие различных отраслей экономики        на        окружающую       среду.

Раскрывать взаимосвязь между экономикойиэкологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов. Моделировать экологические прогнозы. Работать с терминологическим        словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Экономика и экология. 

Р/К Традиционные праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день.

56

1

Подготовиться к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий,

обсуждение способов и сроков работы

В ходе выполнения проекта обучающиеся учатся:

  • собирать информацию об экономикесвоего края (города,села);
  • оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбомов ит.д.;
  • коллективно составлятькнигу-справочник

«Экономика родного края»

  • презентовать и оценивать результаты проектнойдеятельности

Проект

«Экономика родного края». 

57

1

Проверить знания и умения по темам.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проверим себя и оценим свои достижения.

58

1

Путеше ствие по  городам и стра- нам

(11 ч)

Познакомить с интересными городами нашей страны Сергиев

– Посад, Переславль–

Залесский, Ростов и некоторыми их достопримеча- тельностями

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте        России.        Рассказывать        о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца,                используя        фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достиженияна

уроке.

Золотое кольцо России.

Р/К Освоение Югорской земли

59

1

Расширить знания о городах нашей страны (Ярославль, Кострома, Иваново,

Суздаль,

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте        России.        Рассказывать        о достопримечательностях городов Золотого кольца.     Узнавать    достопримечательности

городов   Золотого   кольца   по  фотографиям.

Золотое кольцо России.

Р/К Географические названия – свидетели прошлого.

60

1

Владимир) и некоторых

достопримеча - тельностях

Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. Моделировать маршрут Золотого кольца,        используя        фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. Формулировать выводы из изученного материала, отвечатьна

итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

заданий, обсуждение

способов и сроков работы

экспонатов

Познакомить с государствами - ближайшими соседями России

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и

оценивать достижения на уроке.

Наши ближайшие соседи.

Р/К История происхождения названия поселка.

61

1

Познакомить с северными европейскими государствами: Норвегия,

Швеция, Финляндия, Дания, Исландия, их столицами, государственным устройством, государственны ми языками,

флагами и т.д.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Соотносить государства и их флаги. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; ее замечательных людей. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать     со     взрослыми:     в    магазинах

выяснять,  какие  товары  поступают  изстран

На севере Европы.

Р/К Происхождение названий улиц родного поселка.

62

1

севера Европы. Формулировать выводы из

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить со странами Бенелюкса (Бельгия,

Нидерланды, Люксембург), с экономикой этих стран.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.        Выполнять        задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать наитоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

Что такое Бенилюкс?

Р/К Герб родного края, значение фигур и цветов на гербе.

63

1

Познакомить с центром Европы: Германией, Австриейи

Швейцарией; их столицами,

флагами,

достопримеча тельностями, знаменитыми людьми.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.        Узнавать        и     описывать

достопримечательности      по     фотографиям.

В центре Европы.Р/К Герб района, значение фигур и цветов на гербе.

64

1

Выполнять задания электронного приложения к        учебнику.        Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии,                Австрии,                Швейцарии. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросыи

оценивать достижения на уроке.

Познакомить с европейской страной – Францией, её местоположением на карте, столицей, государственным и символами,

достопримечател ьностями, знаменитыми людьми.

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений.        Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Составлять вопросы для викторины о Франции. Выполнять задания электронного приложения к учебнику. В дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. Формулировать выводыиз

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

По Франции и Великобрита нии (Франция). Р/К Современные архитектурные памятники югорского края.

65

1

Познакомить со странами, расположенными на юге Европы: Греция, Италия, их

географическим

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической     карте     Европы;   выступать

одному     из     представителей     группы   или

На юге Европы. Всемирное наследие

66

1

положением, столицами, государственным устройством,

фактами истории, памятниками архитектуры и искусства, городами.

распределить материал на несколько сообщений. Составлять вопросы к викторине по Греции и Италии. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям.        Выполнять        задания электронного приложения к учебнику. Используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулировать выводыиз

изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Познакомить с отдельными памятники архитектуры и искусства, являющимися символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейс- кой оперы).

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить. Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Работать с картой. Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

По знаменитым местам мира

67

1

Проверить знания и умения по темам за 2 полугодие.

Формировать адекватную оценку своих достижений.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Оценивать правильность (неправильность) работы.

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

Проект «Музей путешествий».

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

68

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...