Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по планете." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

 

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны.

 

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать представление о понятия «физическая карта мира»;
  • формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли;
  • формирование умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  • воспитывать способность к самооценке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 21.04.2022

Школа: №45

Класс: 2

Урок: 4

Кабинет: 40

                     Студент: Никифорова П.Ю.

                     Группа: 42

                     Учитель: Лещева И.Г.

                     Оценка:

Тема урока «Путешествие по планете»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления учащихся об планете, ее масштабности; умения показывать на карте мира и глобусы все материки и океаны.

Задачи урока

Дидактические:

  • формировать представление о понятия «физическая карта мира»;
  • формирование у учащихся знаний о месторасположении материков и океанов Земли;
  • формирование умений работать с глобусом и картой, применять эти знания на практике.

Развивающие:

  • развивать устную речь;
  • развивать логическое мышление;
  • закреплять навыки самостоятельной работы.

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся;
  • воспитывать способность к самооценке.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть,  авторы: А. А. Плешаков (Школа России), рабочая тетрадь 2 часть,  раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: беседа

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. Налаживание контакта с классом.

- Приветствую вас на уроке окружающего мира. Присаживайтесь!

Показывают свою готовность.

Ответное приветствие.

Предметные:

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 1.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: опрос, беседа.

Повторение по теме урока:

1. Повторение пройденного материала

- Я предлагаю и нам сделать на уроке некоторые открытия. Но для начала вспомним: о чем ты узнал на прошлом уроке?
- Сейчас, я раздам вам карточки, они нужны нам, что бы проверить, что же вы знаете о городе Москва, на этих карточках кроссворд. Проверяем посадку, теперь берём карточки, в них пишем фамилию, имя и класс и начинаем решать кроссворд, вам на это 3 минуты.

Отвечают на поставленные вопросы, решают кроссворд.

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Учебная презентация: слайды

№ 2, 3, 4.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: формулирующий и подводящий диалог.

Наглядный: презентация

1. Формулирует вместе с детьми тему урока.

2. Подведение к формулировке темы и целей.

- Отгадай загадку, и ты узнаешь тему урока.
На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар.

Формулируют и говорят о теме и целях урока.

 - Земля.

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

Учебная презентация: слайды

№ 5, 6, 7

Учебник

- Предположи, о чём мы будем говорить на уроке?
На доске тема урока: Путешествие по планете. 

- Что же будет нашей целью?

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его вы скажете мне в конце урока.

- Откройте учебник на с.114.Давай узнаем, какие задачи ставит перед нами Вопросик Муравьишка.

- Сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару, не выходя из класса.

- С помощью чего мы можем совершить путешествие?

- А ты знаешь, кто первым совершил кругосветное путешествие?

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.
Вероятно, древнейшей из найденных, является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского.
- Ребята, вы знаете, где человек использует карты?
- Какие есть профессии, связанные с картой?

 - Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле. Отправляемся в путешествие? 
К берегам неведомой земли
Плывут по морю корабли,
Командам не страшны преграды,
На острове всех ждут награды!
Полный вперед!

-О нашей планете

Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их на карте.

 

-Фернан Магеллан 

-Географические карты нужны путешественникам, мореплавателям - навигация: широта и долгота, координаты

- Ученикам школы (изучение стран мира и их географических особенностей),

- Летчикам (определения минимальной высоты полета)

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. 

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

1. Открытие для учеников новых сведений.

- Откройте карты полушарий в атласе «Мир и человек» на стр.24-25

-В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. 
- Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему

- Что такое карта?

- Что значит уметь читать карту?

- Что обозначают цвета на карте?
- Вспомните, с какой географической картой мы уже познакомились?

 - Перед вами физическая карта мира. Слово «физическая» произошло от греческого слова «физис» - природа.

- Как по-другому можно назвать эту карту?

Внимательно слушают.

- В отличие от карт, на глобусе нет искажений и разрывов, поэтому глобус удобен для получения общего представления о расположении материков и океанов. В то же время глобус имеет довольно мелкий масштаб и не может показать какую-либо местность подробно

- Это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

- Понимать условные обозначения.
- Голубой цвет – воду, зелёный, жёлтый, коричневый – сушу

- С картой России.

- Карта природы мира.

Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания

Метапредметные:

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация: слайды

№ 8, 9 ,10, 12.

Практический: работа с планом местности

Словесный: слово учителя

Правильно!
- Как вы  думаете, можем ли мы совершить это путешествие, используя карту России? Почему?
- Какая карта нам понадобится?

- Плыть мы будем, начиная с запада и называть все географические объекты, которые встретятся.

На доске вывешиваю таблички со словами.

- Сколько всего континентов?
Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду.
- А теперь выходим к карте и показываем континенты, а остальные показывают в учебнике своему соседу по парте, по очереди.
Но прежде мы повтори правила работы с картой.
- Кто знает правила? (стр.95)
- А теперь посмотрите на доску и давайте прочитаем эти правила.

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

- Всего материков шесть. Самый большой материк – Евразия. - Евразия — самый большой материк Земли.

Она так велика, что ее делят на 2 части света – Европу и Азию, а разделяют Евразию Уральские горы.

- Евразия - единственный материк, берега которого омываются водами всех четырех океанов.

И на этом материке, омываемом всеми четырьмя океанами, расположена огромная страна - ….. РОССИЯ!!!

- А в каком городе живём мы, давайте найдём на карте.

Ответы детей. 

-Карта полушарий или карта мира.

Обводят.

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;

- В каком полушарии находится этот материк?  
- Ребята, а вы знаете особенность нашего города?
Наш город находится и в Европе и в Азии. Вы видели памятник посвящённый этому?

- Давайте посмотрим на картинку.

Рядом – Африка. Материк Африка находится в Восточном полушарии. Его омывают воды двух океанов – Индийского и Атлантического. Африка – самый знойный материк.

- Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. - Материк Северная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического.
- Материк Южная Америка находится в Западном полушарии.
Его омывают воды двух океанов – Тихого и Атлантического.
Пятый материк – Австралия, Материк Австралия находится в Восточном полушарии.
Это самый маленький материк.
И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира. Материк Антарктида - самый холодный материк.
- Ребята, а сейчас мы с вами попробуем сами описать материк или океан. Например, где находится Северная Америка?

- Тихий океан, Южная Америка, Атлантический океан, Африка, Евроазия, Северный ледовитый океан, Австралия, Индийский океан, Антрактида.

- Каким цветом на карте обозначают водоемы?

- Опишите встреченные вами водные просторы. Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

- Может ты сможешь предположить, как называются, одним словом эти огромные водные пространства?

- Каким цветом на карте обозначают участки суши?

Показать на карте полушарий на доске. 

- Между Тихим и Атлантическим океанами

Ответы детей.

- Синим

Предположения детей. 

- Жёлтым, коричневым, зеленым.


Р:  учит выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

самоопределение к деятельности

П: осознавать познавательную задачу;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

К: строить сообщения в устной и письменной форме;


- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Предположите, как называются огромные участки суши, окруженные водой?
- Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?
- Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой.

Корабли по морю плыли,
К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей,
Лучших первооткрывателей

Предположения детей. 

ДП

Организация проведения физминутки — разминка для глаз, пальцев, рук.

Мы протянем к солнцу ручки. 

(Потягивания — руки вверх.)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем. 

(Потягивания — руки в стороны.)

Мы закончили разминку,

Отдохнули ножки, спинки.

Выполнение упражнений.

Учебная презентация: слайды № 11.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: презентация

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Проверим ваши предположения по учебнику.

-Какая карта поможет в путешествии по планете?

- Как называются огромные водные пространства?

- Как называются огромные участки суши, окруженные водой?

Путешествуя по странам
Утомились мы в пути.
Предлагаю вам, ребята,
Встать и с корабля сойти.

Внимательно слушают учителя.

Читают определения материков и океанов – стр. 115

- Карта мира

- Океаны

- Материки.

Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация: слайд № 13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий,

индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи

3. Организация взаимопомощи

4. Конструктивная критика

5. Поощрение

- Мы с вами совершили кругосветное путешествие. Нам необходимо выполнить отчет об увиденном. Открой тетрадь на с.73. Наш любознательный Попугай предлагает задание. Используя карту учебника, надо узнать материки и океаны по силуэтам. Стрелками указать их названия. Затем сверить с картой

- Давайте еще решим небольшой тест.

1 вариант

1. Допиши предложение.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется  (горизонт)

2. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.

Термометр, рулетка, компас, часы.

3. Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.

а) углубления;

б) горы;

в) равнины;

г) холмы.

4. Допиши предложение.

Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью – это горы.

2 вариант.

1. Допиши предложение.

Линия видимого соединения неба с земной поверхностью, называется (горизонт)

2. Какой прибор применяют для определения сторон горизонта? Подчеркни.

Барометр, линейка, компас, термометр.

Работают самостоятельно.

Выполняют тестовые задания.

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 14, 16, 17, 18.

3. Что относится к основным формам земной поверхности. Обведи кружками все буквы правильных ответов.

а) горы;

б) овраги;

в) равнины;

г) холмы;

4. Допиши предложение 

Ровные, или почти ровные участки земной поверхности – это равнины

- Попрошу вас обменяться листочками с ответами с соседом по парте.

- На слайде представлены ответы на тест, отметьте знаками + и - правильные и неправильные ответы. Посчитайте сколько + получилось.

- На слайде представлены критерии, поставьте отметку на листочки и передайте их на первые парты.

Взаимопроверка по эталону.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

1. Обобщение материала урока.

2. Вопросы на повторение теоретического материала.

- Эпиграфом к нашему уроку я взяла стихотворение Е. Шкловской. А почему именно его ты должен сказать сейчас. Какая большая наша планета! Как велик и разнообразен растительный и животный мир. Но некоторых растений и животных остаётся очень мало на Земле.
- Почему? Как вы думаете?

- Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Нужно не только знать животных и растения, надо любить и защищать их. По всему земному шару создаются заповедники, где животные находятся под охраной.

В некоторых из них мы побываем во время путешествия по материкам на следующем уроке.

Ответы детей на вопросы учителя.

Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд № 19.

3. Организация анализа урока с точки зрения поставленных целей.

- Какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель мы ставили?

- Достигли мы поставленной цели?

ДЗ

Запишите домашнее задание – Р.Т., с. 74-75

Записывают домашнее задание

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

1. Самооценивание.

- Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Выполняют самооценку своей деятельности на уроке.

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р: выработать  учебную  мотивацию,

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Учебная презентация: слайд

№ 20, 21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Путешествие по Москве." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: создание условий для формирования представление учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее дос...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...