Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Формы земной поверхности." (УМК "Школа России", 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Никифорова Полина Юрьевна

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цели урока: создание условий для знакомства с видами земной поверхности.

Задачи урока

Дидактические:

  1. уметь определять различные формы земной поверхности;
  2. знать строение холмов и гор;
  3. уметь ориентироваться на местности.

Развивающие:

  1. проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  2. развивать устную речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство эстетического наслаждения от красоты гор родного края;
  2. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  3. воспитывать уважение к мнению других учащихся.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 12.04.22                                                                                                          ФИО учителя Лещева И.Г.

Школа:45                                                                                                                   ФИ студента Никифорова Полина

Класс: 2                                                                                                                                                  Группа:42  

Урок:2                                                                                                                                                     Оценка:____________

Кабинет: 40

Тема урока: «Формы земной поверхности»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели урока: создание условий для знакомства с видами земной поверхности.

Задачи урока

Дидактические:

  1. уметь определять различные формы земной поверхности;
  2. знать строение холмов и гор;
  3. уметь ориентироваться на местности.

Развивающие:

  1. проявлять готовность и способность к саморазвитию;
  2. развивать устную речь.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство эстетического наслаждения от красоты гор родного края;
  2. воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  3. воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Оборудование: Школа России, учебник Плешакова А. А., 2 класс 2 часть, стр.78-81, презентация, карточка.

             

Этап урока

Методы и приемы

Образовательная цель этапов урока

Формы и методы , приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Дидактические средства и оборудование

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности2 мин

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: беседа

- Доброе утро!

- Ребята, проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям. Дайте друг другу пять. Отлично, садитесь. 

- Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку.
- Ни начала, ни конца,
 
Ни затылка, ни лица.
 
Знают все, и млад, и стар,
 
Что она большущий шар.

- Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Открывайте глазки.

(на слайде фото планеты)

- Мир ослепительно переливается, и как важно, чтобы это продолжалось вечно». Вот с таким настроением мы и начнем наш урок «Окружающего мира».

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

- Планета Земля.

Настраиваются на работу.

Р: настрой на продуктивную работу

К: построение реч. высказывания

Р: настрой на продуктивную работу

презентация

II. Актуализация знаний и

мотивация

3 мин

Практический: работа в группах

Словесный: учебная беседа

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда

-Ребята, скажите, что значит ориентироваться на местности?

- Как можно ориентироваться на местности?

- Что такое компас?

- Для чего предназначен компас?

- А теперь в группах давайте вспомним, как работают с компасом? На обсуждение я вам даю 2 минуту. Приступаем.

- Время вышло. Давайте проверим.

(спрашиваю по одному пункту каждую группу)

- Отлично. А знаете ли вы, как можно определить стороны горизонта по деревьям?

- Как можно определить стороны горизонта по муравейнику?

-Как можно определить стороны горизонта по берёзе?

- Как можно определить стороны горизонта по мхам и лишайникам?

- Можно ли в лес ходить без взрослых?

- Замечательно. Я вижу, что вы хорошо усвоили прошлый материал.

- Ориентирование на местности – это определение своего местоположения и направления пути.

- По компасу, по природным явлениям.

- Компас - это прибор для определения сторон горизонта.

 - Чтобы определить стороны горизонта.

Обсуждают в группах:

1. Положить компас на ровную горизонтальную поверхность.

2. Оттянуть предохранитель и подождать, пока стрелка остановится.

3. Повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный – с буквой Ю. 4.Закончив работу, поставить стрелку на предохранитель.

Проверяют работу.

- У отдельно стоящих деревьев ветви с южной стороны обычно длиннее и гуще, чем с северной.

- Муравейники располагаются с южной стороны деревьев, камней.

- У берёзы кора с южной стороны белее и чище, чем с северной.

- Мхов и лишайников больше на северной стороне камней и деревьев.

- Нет, т.к. это очень опасно.

П: ориентироваться в своей системе знаний

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

Р: организовать выполнение заданий учителя

П: ориентироваться в своей системе знаний

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

презентация

III. Постановка учебной задачи

3 мин

Наглядный: демонстрация темы на слайде

Наглядный: демонстрация цели на слайде

Наглядный: демонстрация плана урока

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебная беседа

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда

- Путешествуя по Земле, люди заметили, что поверхность её не везде одинакова, на Земле есть ровные участки, возвышенности, впадины.

- Посмотрите на экран. На какие группы можно разделить данные фотографии местности? 

- А как объединить их одним общим понятием?

- Хорошо. А давайте проверим ваши догадки. Посмотрите на наш зашифрованный маршрут и скажите, какая же тема нашего сегодня урока?

hello_html_m28467c79.jpg

- Отлично. Какую цель мы поставим перед собой?

(на слайде цель)

- Молодцы. Цель мы с вами определили, но что бы их достичь, нам нужен план действий. Я предлагаю вот такой план.

- Кто прочитает?

 (План:

1. Узнать какие формы земной поверхности бывают.

2. Научиться сравнивать по схеме холм и гору.

3. Закрепить полученные знания.

- В ходе работы, мы с вами заполним схему «Формы земной поверхности».

 Слушают учителя.

Ответы детей.

- Формы земной поверхности.

- Формы земной поверхности.

Определяют цель на урок:

- Узнать и научиться сравнивать формы земной поверхности.

Читают план действий, предложенный учителем.

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

Р: целеполагание

П: формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели

Р: учиться работать по предложенному учителю плану

презинтация

IV. Открытие нового знания

15 мин

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: беседа

Наглядный: учебник

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда,  учебник

Наглядный: кластер

Наглядный: слайд

Словесный: слово учителя

Словесный: учебная беседа

Наглядный: учебник

Наглядный: кластер

Словесный: учебная беседа

Наглядный: учебник

Наглядный: кластер

Словесный: слово учителя

Наглядный: карта в учебнике

Словесный: учебная беседа

Наглядный: учебник

Наглядный: кластер

Словесный: учебная беседа

Наглядный: учебник

Словесный: учебная беседа

Наглядный: учебник

Словесный: учебная беседа

Наглядный: кластер

Словесный: учебная беседа

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

- Давайте приступим к первому пункту плана.

- Поднимите руку, кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

- Как вы себя чувствовали?

- Чего вам хотелось больше всего?

- Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной поверхности Земли, по которой очень удобно идти.

- Как вы думаете, если бы планета была ровной, мы бы смогли на ней жить?

- Правильно. Вся вода растеклась бы по поверхности почвы, и мы бы с вами оказались на дне океана глубиной более двух километров.

- Посмотрите на картинки и предположите, какие формы земной поверхности существуют?

- Теперь давайте откроем учебники на странице 78 и найдём ответ на мой вопрос.

- Итак, какие основные формы земной поверхности существуют?

- Молодцы!

- Давайте разбираться, чем же они отличаются.

- Как вы думаете, что такое «равнина»?

(на слайде картинки равнин)

- Найди в учебнике определение равнины. Что это?

- Отлично. Давайте занесём эту информацию в наш кластер.

- Знаете ли вы, что равнины кажутся плоскими только на первый взгляд?

(на слайде Валдайская возвышенность)

- Например,  на поверхности этой возвышенности есть холмы. Получилось это благодаря таянию ледников. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким образом возникла Валдайская возвышенность.

- Скажите, каким вы представляете холм?

- Давайте найдём определение в учебнике.

- Отлично. Добавим эту информацию к нам в кластер.

- Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но, кроме того, на равнинах есть и овраги.

- Скажите, что такое овраг?

- Хорошо, теперь давайте обратимся к учебнику и найдём определение там.

- Давайте добавим эту информацию в наш кластер.

- Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими - в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

- Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве.

- Откройте учебники на странице 90-91.

- Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их.

- Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте.

- Отлично. А скажите, почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом?

- Умнички. Это возвышения на равнине - это холмы.

- Знаете ли вы, что обозначается на карте коричневым цветом?

- Верно, молодцы! Скажите, что такое гора?

- Верно. Найдите определение в учебнике.

- Давайте добавим эту информацию на кластер.

- Давайте посмотрим на карту и назовём горы.

- Молодцы! Как вы думаете, что такое горные хребты.

- Отлично. А более полное определение давайте прочитаем в учебнике.

- Ребята, что-то я запуталась. Холм – это возвышенность, а гора – это тоже возвышенность, значит, они ничем не отличаются?

- Отлично. А давайте, теперь сравним гору и холм. Рассмотрим картинку из учебника.

- Скажите, какие части различают в строении холма?

- Замечательно. А посмотрите теперь на строение горы. Какой мы можем сделать вывод?

- Молодцы. А посмотрите внимательно и назовите отличие холма от горы.

- Отлично. Вы очень внимательные. Давайте добавим эту картинку в наш кластер.

- Скажите,  какие формы земной поверхности бывают?

- Замечательно. В чём сходство холма и горы? А в чём различия.

- Отлично. Давайте теперь встанем со своих мест и немного разомнёмся.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Ответы детей.

- Нет, вода бы вся разлилась.

Слушают учителя.

Ответы детей.

- Равнины и горы.

- Ровная часть земли.

Зачитывают определение из учебника: «Равнина – это ровные или почти ровные участки земной поверхности».

Слушают учителя.

Ответы детей.

Зачитывают определение из учебника: « Холм – это возвышение на равнине».

Ответы детей.

Зачитывают определение из учебника: «Овраг – это углубление с крутым склоном на равнине».

Слушают учителя.

Слушают учителя.

Называют все равнины на карте: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Среднесибирское плоскогорье.

- Зелёным.

- Имеет возвышенности.

- Горы.

Ответы детей.

Зачитывают определение из учебника

Называют горы.

Ответы детей.

Зачитывают определение из учебника.

Ответы детей.

Рассматривают картинку.

В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) -самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина - самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон

- Строение одинаковое.

- Высота холма  до 200 м, а гор – более 200м.

- Равнина: холм и овраг, гора.

- Сходство – строение; различия – высота.

Р: планирование своих действий

К: построение реч. высказывания

Р: организовать выполнение заданий учителя

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

Р: организовать выполнение заданий учителя

К: построение реч. высказывания

К: воспринимать информацию на слух

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

Р: организовать выполнение задания учителя

К: построение реч. высказывания

К: воспринимать информацию на слух

Р: организовать выполнение задания учителя

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

К: воспринимать информацию на слух

Р: организовать выполнение задания учителя

К: участие в учебном диалоге, построение реч. высказывания

К: воспринимать информацию на слух

К: участие в учебном диалоге, построение реч. Высказывания

Р: организовать выполнение заданий учителя

презентация

Динамическая пауза

V.Первичное закрепление во внешней речи

7 мин

Усвоение нового способа действий

Словесный: учебная беседа

Наглядный: демонстрация слайда

Словесный: слово учителя

Практический: работа в группах

Словесный: слово ученика 

- Итак, мы с вами познакомились с основными формами земной поверхности. Давайте оформим их в виде книги.

- Что есть у любой книги?

- Какое название будет у нашей книги?

- Отлично. Сейчас вы будете работать в группе. Прочитайте правила работы в группе.

- Каждая группа получает конверт. В конверте макет страницы. Вам нужно будет сделать рисунок в рамке и написать определение.

- Первая группа вы рисуете рисунок «горы» и пишите определение, что такое  «гора».

- Вторая группа -  «холм».

- Третья группа - «овраг».

- Четвёртая группа – «равнина».

- Пятая группа – вы рисуете «холм» и подписываете его части. Не забудьте указать высоту.

- Шестая группа – вы рисуете «гору» и подписываете её основные части. Не забудьте указать высоту.

- Время вышло. Один представитель от каждой команды, выходите. И показывайте нам свою работу.

- Замечательно. Теперь давайте мне эти страницы, я соединю их в одну книгу. 

Слушают учителя.

- Название.

- Формы земной поверхности.

Читают правила работы в группах.

Слушают задание учителя.

Выполняют задание в группах.

Проверяют выполнение работы.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Р: организовать выполнение заданий учителя

К: участие в учебном диалоге

презентация

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

5 мин

Практический: выполнение задания

Наглядный: демонстрация слайда

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточка с заданиями

- Ребята, а сейчас вы будете работать самостоятельно.

- Я вам раздам карточку с вопросами. Вам необходимо будет в каждом вопросе найти правильный ответ и отметить его.

- На выполнение самостоятельной работы я вам даю 4 минут. Приступаем. Не забудьте подписать карточку.

Карточка:

1)Сколько основных форм земной поверхности существует?

    А) 1

    Б) 2

    В) 3

2)  Равнины бывают холмистые и ..

    А) овражестые

    Б) лесистые

    В) плоские

3)  Высота гор начинается с ..

    А) 200 метров

    Б) 400 метров

    В) 150 метров

4) Горы располагаются …

    А) хребтами

    Б) кучами

    В) линиями

- Время вышло. Давайте проведём взаимопроверку.

- Поменялись карточками. Сверяемся с эталоном на слайде.

- Посмотрите критерии оценивания на слайде и простым карандашом поставьте оценку.

- Сейчас один ученик с каждого ряда соберёт карточки на своём ряду и отдаст мне.

Слушают задание учителя.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют взаимопроверку.

Оцениваю работу соседа.

Р: организовать выполнение заданий учителя

П: ориентируются в своей системе знаний

Р: оценивают собственную деятельность и одноклассника на уроке

презентация

VII. Включение в систему знаний, повторение

5 мин

Практический: работа в парах

Наглядный: текст учебника

Практический: чтение текста

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: слово учителя

Наглядный: карточка с кроссвордом 

- Сейчас вы будете работать в парах.

- Я вам на пару раздам кроссворд. Вам необходимо его отгадать.

- На выполнение работы я вам даю 3 минуты. Приступаем.

Вопросы:

По горизонтали:

1. Ровные или почти ровные участки земной поверхности.

2. Место, где начинается холм или гора.

По вертикали:

3. Углубление с крутым склоном на равнине.

4. Очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

5. Самая высокая часть холма или горы.

- Время вышло. Давайте проверим по эталону.

- Поднимите руку та пара, кто справился без ошибок. Молодцы.

-Давайте, прочитаем и узнаем, что нам рассказывает о горах Николай Иванович Сладков. Откройте с. 80.

- Читаем по цепочке, по одному предложению, начиная с первого ряда.

Слушают учителя.

Выполняют задание учителя в парах.

Г

О

Р

А

В

Н

И

Н

А

А

Е

Р

П

О

Д

О

Ш

В

А

В

И

Р

Н

А

А

Г

Проверяют задание.

Поднимают руку, если справились без ошибок.

Читают рассказ о горах.

Р: организовать выполнение заданий учителя

П: ориентируются в своей системе знаний

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

К: участие в учебном диалоге

Р: организовать выполнение заданий учителя

презентация

VIII. Рефлексия деятельности 3 мин

Словесный: слово учителя

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,границ применения нового знания

Практический: работа с дневником

Словесный: слово учителя Словесный: слово учителя, слово ученика Наглядный: демонстрация слайда

- Ребята, откройте свои дневники и вложите бумажку с вашим домашним заданием.

- Вам нужно прочитать в учебнике стр 78-79, устно ответить на вопросы на стр 81.

- Закройте дневники. Уберите на край стола.

- Ребята, кто помнит, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Посмотрите на слайд и закончите предложения.

(на слайде:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Было трудно…)

- Молодцы, ребята. Мы сегодня с вами узнали, какие бывают формы земной поверхности и как их различать. За то, что вы были активными, я вам в подарок оставляю этот плакат. Спасибо за урок!

Слушают учителя.

- -  Узнать и научиться сравнивать формы земной поверхности.

Проводят рефлексию.

Слушают учителя.

К: воспринимать информацию на слух

П: построение речевого высказывания

Р: осуществление итогового контроля

презентация



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...