Конспект урока окружающего мира "Мир за стеклянным берегом"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Шумицкая Маргарита Валентиновна

Конспект урока из рабочей программы по окуружающему миру для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока

Организационная информация

Тема урока

Мир за стеклянным берегом

Предмет

Окружающий мир

Класс

1

Автор

Шумицкая Маргарита Валентиновна

Образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №1»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Россия

Республика/край

Курская область

Город/поселение

Город Курчатов

Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

- Дать представление об аквариуме как сообществе рыб, водных растений и улиток.

- Научиться объяснять на примере аквариума связь живой и неживой природы.

- Осознавать важность бережного отношения к природе.

Задачи урока

- Научиться распознавать наиболее часто встречающиеся виды аквариумных рыбок, водных растений, улиток.

- Познакомиться со средствами ухода за аквариумом.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Технология: информационно – коммуникативная;

методы: игровой, диалоговый;

приёмы: подводящий диалог, домысливание.

Время реализации урока

7 урок в разделе « Наш класс»; I Полугодие, № урока – 17.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/

Закрепят ученики в ходе урока

В ходе урока обучающиеся актуализируют знания о деревьях, кустарниках, травянистых растениях;

приобретут знания об аквариуме как сообществе рыб, водных растений и улиток, созданном руками человека по модели природы, познакомятся со средствами ухода за аквариумом;

закрепят, на примере аквариума , знания о связи живой и неживой природы.

Необходимое оборудование  и материалы

Компьютер, проектор, экран;

Фигурка сказочной золотой рыбки.

Дидактическое обеспечение урока

Компьютерная презентация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник « Окружающий мир» 1класс Ч.1, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;

Рабочая тетрадь Учебник « Окружающий мир» 1класс Ч.1, авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая;

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся

Традиционное приветствие.

Учитель:

- Доброе утро, ребята!

Ученики:

- Пришли мы в гимназию учиться –

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно!

Актуализация знаний

Учитель:

-На прошлом уроке мы с вами говорили о деревьях, кустарниках и травянистых растениях, об их отличительных особенностях. И сейчас мы поиграем с вами в игру « Дерево – кустарник – трава» и проверим, как хорошо вы знаете названия деревьев, кустарников и травянистых растений.

Ученики:

 Встают из-за парт. Если услышат название дерева – поднимают руки вверх, если услышали название кустарника – стоят ровно, если услышали название травянистого растения – приседают.

Учитель говорит названия, например, берёза, одуванчик, сирень, клен и т.д., ученики выполняют движения.

Проверка домашнего задания

Игра «Узнай растение по описанию»

Ученики кратко описывают растение, которое видели на экскурсии, а остальные угадывают это растение. Ученик, который описывал, показывает рисунок или фотографию растения и прикрепляет её на доске.

Сообщение темы и целей урока

Учитель:

- Да, на прошлом уроке мы с вами совершили замечательную экскурсию и узнали много интересного. А сегодня «экскурсию» для нас проведет сказочная героиня. А кто она, вы сейчас сами догадаетесь.

Демонстрация слайда 2, прослушивание звукового файла.

Учитель:

- Из какой сказки эти слова? (Сказка о рыбаке и рыбке)

- Кто автор этой сказки? (А.С. Пушкин)

- А как вы думаете, какая героиня придёт к нам сегодня? (Золотая рыбка)

Демонстрация слайда 3, показ фигурки Золотой рыбки, прикрепление на доску.

- Ребята, это сказочная Золотая рыбка, а кто из вас видел настоящую?  

- Где вы её видели? (В аквариуме)

- Совершенно верно. (Демонстрация слайда 4) Вот так выглядит аквариумная золотая рыбка.

И сегодня мы с вами совершим «экскурсию» в удивительный «мир за стеклянным берегом», который называется …. (Аквариум)

Слайд 5

Работа по теме урока

Учитель:

- У кого из вас дома есть аквариум?

- Кто видел аквариум?

- Где вы видели аквариумы?

- Совершенно верно, аквариумы бывают разные: небольшие, которые мы можем поставить у себя дома, и огромные, которые мы можем увидеть в океанариуме. Но на сегодняшнем уроке мы поговорим о небольших аквариумах, об их обитателях и о том, как ухаживать за аквариумом.

- Как вы думаете, для чего люди устраивают аквариумы? ( для красоты, что бы наблюдать за рыбками)

- Давайте поговорим об обитателях аквариума. Кто же это? ( Рыбки, улитки, водные растения)

- Верно. ( Демонстрация слайда 6). Давайте поговорим сначала о рыбках. Слайд 7 Разновидностей аквариумных рыбок очень много. Давайте обратимся к странице 39 учебника и рассмотрим аквариумных рыбок, узнаем их названия.

Ученики:

 Рассматривают иллюстрацию учебника, читают названия аквариумных рыбок.

Учитель:

- А теперь давайте посмотрим на экран и узнаем здесь уже знакомых вам рыбок.

Демонстрация слайда 8

Физминутка. Слайд 9 , звуковой файл.

Ученики выполняют танцевальные движения под музыку.

Учитель:

-Давайте вернёмся к обитателям аквариума. Кто ещё, кроме рыбок, может жить в аквариуме? (Улитки)

Демонстрация слайда 10.

- А как вы думаете, для чего в аквариум поселяют улиток? ( За ними тоже интересно наблюдать, они чистят стенки аквариума)

- Что ещё относят к обитателям аквариума?

( Водные растения)  Слайд 11

- А для чего в аквариуме нужны растения? ( Для красоты, растения выделяют в воду кислород, которым дышат рыбки)

- Так почему же аквариум назван целым «миром»? ( Потому что его обитатели тесно связаны между собой)

- Обитателям аквариума нужны особые условия для жизни. Как вы думаете, какие?

 ( Чистая  вода, воздух, корм)  

- Верно. И чтобы это обеспечить, существуют специальные средства ухода за аквариумом. Давайте рассмотрим, какие.

Демонстрация слайдов 12, 13, 14, 15

- Как  вы думаете, для чего нужен компрессор с фильтром? Он подаёт в аквариум воду и очищает её)

- А для чего нужна лампа? ( Она освещает аквариум)

- А для чего нужно освещать аквариум? (Что бы было красиво, чтобы не погибли растения, только на свету растения могут выделять кислород, который необходим рыбкам для дыхания)

- Для чего нужен термометр? (Что бы следить за температурой воды)

- Да, это специальный водный термометр, его опускают в воду и крепят на присоске)

-Для чего нужен сачок? (Что бы пересаживать рыбок)

- Для чего нужен скребок? (Чтобы очищать стенки аквариума)  

- Корм, понятно, чтобы кормить рыбок. А какие вы знаете правила кормления рыбок?

( Кормить рыбок нужно в одно и то же время, нельзя сыпать слишком много корма, обязательно мыть руки, после того, как покорили рыбок)

- Кто из вас сам ухаживает за аквариумом или помогает в этом родителям? Как вы это делаете?

                   

Подведение итогов урока

Учитель:

-Ребята, в нашем учебнике есть такое утверждение (давайте его прочитаем):

«Аквариум показывает тесную связь живой и неживой природы». Давайте попробуем объяснить, почему. А поможет нам в этом Золотая рыбка. Она задаст вам несколько вопросов.

Демонстрация слайдов с вопросами. Слайды 16, 17, 18

- Итак, мы действительно убедились, что  на примере аквариума можно говорить о связи  живой и неживой природы. Слайд 20

- Золотая рыбка прощается с вами и говорит вам: « Спасибо за работу!» Слайд 21

Домашнее задание

Выполнить задания в тетради на стр.28 - 29

Рефлексия

Учитель:

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Что понравилось, запомнилось больше всего?

- Кому из вас захотелось иметь дома аквариум?

- Я желаю вам, чтобы ваше желание обязательно исполнилось!

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Тему урока «Мир за стеклянным берего целесообразно изучать с использованием мультимедиа (презентации), так как презентация помогает более наглядно, красочно представить обитателей аквариума;

Помогает активизировать внимание учащихся, вызвать интерес к теме урока, провести урок в игровой форме.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

Следующий урок в разделе – «Кто ещё у нас живёт» Логический переход к данной теме можно осуществить, проведя беседу о том, что аквариум – это уголок природы у нас дома, в школе и т.д. Вопрос: « Как ещё можно обустроить живой уголок?», «Каких обитателей живого уголка вы знаете?»

Описание мультимедийных компонентов урока

Автор проекта

Шумицкая Маргарита Валентиновна

Должность

Учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №1»

Название проекта

Презентация к уроку окружающего мира. Тема урока «Мир за стеклянным берегом»

Операционная система, с помощью которой подготовлен мультимедийный компонент

Windows

Форма

Презентация

Размер ресурса

1,03МБ

Технические данные

Компьютер, проектор, экран

Учебный предмет

Окружающий мир

Класс

1

Название учебного пособия и образовательной программы с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Перспектива»

Учебник «Окружающий мир» 1 класс Ч.1, авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая

Название темы или раздела учебного курса

Раздел «Наш класс»

Формат ресурса – основного файла

Microsoft PowerPoint.ppt

Вид ресурса

Презентация

Образовательный тип

Комбинированный

Средства, с помощью которых был создан дидактический материал

Microsoft Office PowerPoint 2003

Цели, задачи дидактического материала

Дать представление об аквариуме как сообществе рыб, водных растений, улиток, созданном руками человека по модели природы; познакомить с средствами ухода за аквариумом; Научить объяснять на примере аквариума связь живой и неживой природы; воспитывать интерес к аквариумным рыбкам, желание заботиться о них, воспитывать бережное отношение к природе.

Содержание дидактического материала

Слайды презентации, содержащие фото, звуковые файлы, текст.

Ресурсы дидактического материала

http://skaz-pushkina.ru/rr_audio.html 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8&img_url=www.proza.ru%2Fpics%2F2009%2F09%2F23%2F201.jpg&pos=189&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B0&img_url=s018.radikal.ru%2Fi521%2F1202%2F0a%2F93f756dd643b.jpg&pos=91&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=18&text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D1%8B&img_url=www.strana-sovetov.com%2Fimages%2Fstories%2Ftip%2Fanimals%2Faquarium-instruments-2.jpg&pos=548&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=16&text=%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5&noreask=1&img_url=www.bluetime.ch%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F07%2FMeer1.jpg&pos=499&rpt=simage&lr=20707 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=36&text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&noreask=1&img_url=www.aqua-plant.com.ua%2FImage%2Fechinodorus%20am 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&img_url=www.salehardinfo.ru%2Farticles%2Fimage%2Fohluvi_13.jpg&pos=6&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=3&text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&img_url=darudar.org%2Fvar%2Ffiles%2Fimg%2F60%2Ff9%2F60f9aa1e5d3c636a0adbe 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B5&img_url=www.sunpetshop.com%2FBuyukresim%2Fario_color.jpg&pos=8&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&img_url=zoosamara.web-box.ru%2F_mod_files%2Fce_images%2FRiba%2Flamp_pogruzh.jpg&pos=11&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&img_url=www.smiw.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2012%2F06%2Fakvarium-v-interere47.jpg&pos=23&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&img_url=i-shop.dp.ua%2Fimages%2Fproduct_images%2Fpopup_images%2F6246_0.jpg&pos=74&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D0%B2%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B5&img_url=zoomagazin-aquarium.com.ua%2Fimages%2Fproduct_images%2Fpopup_images%2F2505_0.jpg&pos=10&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%B0%D1%87%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&img_url=zoomagazin-aquarium.com.ua%2Fimages%2Fproduct_images%2Fpopup_images%2F2520_0.jpg&pos=7&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BC%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D0%BA&img_url=aquaspectrum.ru%2Fmedic%2Fd10.jpg&pos=2&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8&noreask=1&img_url=aquascope.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F09%2F%D0%93%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8-%D0%B6%D0%B5%D0%BC%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9-Trichogaster-leeri.jpg&pos=9&rpt=simage&lr=20707 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8&img_url=akvarialka.ru%2Fcatalog%2Fbig%2FCorydoras_amapaensis.jpg&pos=56&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B8%20%D0%B3%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B8&img_url=vidainsolita.files.wordpress.com%2F2009%2F09%2Fguppy1-main_full.jpg&pos=16&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=16&text=%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D1%8B&img_url=www.segrestfarms.com%2Fimages%2Fproducts%2F10541.jpg&pos=490&rpt=simage 

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B0%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%83%D0%BC%D0%B0&noreask=1&img_url=www.zoo.com.ua%2Fupload%2Fiblock%2F379%2F3793c272e6faff4b0facce07f1fcf848.jpeg&pos=31&rpt=simage&lr=20707 

Используемые источники информации

Интернет

Возможности использования дидактического материала

-Педагогом на этапе объяснения нового материала.

- Обучающимися – для повторения и закрепления полученных знаний.

Ограничения на использование ресурса

нет

Подробное объяснение места медиа-, мультимедиа компонента в структуре и содержании урока и пояснения по методике их использования в образовательном процессе

Презентация используется на этапе изучения новой темы, а так же на этапе подведения итогов урока. Презентация используется при проведении диалога с учащимися, смена слайдов производится по щелчку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Берегись автомобиля"

Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ . Знакомство с дорожными заками, правилами дорожного движения, правилами поведения на дорогах....

Конспект урока окружающего мира в 3»А» классе на тему: « Берегите воду.» УМК «Школа России»

Урок в 3 классе на тему "Берегите воду" с практической работой....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Берегись автомобиля!"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему: "Берегись автомобтля!". Урок представлен в виде игры "КВН"....

Урок по окружающему миру "За стеклянным берегом"1кл

Тип урока: Урок изучения нового материала.Цель занятия: расширить представления первоклассников о многообразии живой природы, представление об аквариуме как о созданном руками человека сообществе...

Конспект урока Окружающий мир 2 класс «Берегись автомобиля!»

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.   Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Здоровье и безопасность»....

.Конспект урока окружающего мира по теме Берегись автомобиля 2 класс

.Конспект урока окружающего мира по теме  Берегись автомобиля 2 класс...

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"

Конспект урока Окружающий мир 3 класс "Берегите воду!"...