Технологическая карта урока Окружающего мира "Золотое кольцо России"(УМК "Школа России",3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гладилова Ольга Александровна

Тема урока «Золотое Кольцо России»

 

Тип урока: «Открытие» нового знания.

 

Цель урока: Ознакомление детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

Задачи урока

 

Дидактические:

1.Познакомить учащихся с городами входящие в состав Золотого кольца России;

2.Учить находить на карте города Золотого кольца России.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные навыки работы в группе и в паре;

2.Развивать речь учащихся с использованием новых слов по теме.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

2.Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по окружающему миру

Дата: 14.09.2021

Школа: №130

Класс: 3

Урок:

Время:

Кабинет:____________________

Студент: Гладилова О.А.

Группа: 45

Учитель: Тюркина Е.М.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Золотое Кольцо России»

Тип урока: «Открытие» нового знания.

Цель урока: Ознакомление детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

Задачи урока

Дидактические:

1.Познакомить учащихся с городами входящие в состав Золотого кольца России;

2.Учить находить на карте города Золотого кольца России.

Развивающие:

1.Развивать коммуникативные навыки работы в группе и в паре;

2.Развивать речь учащихся с использованием новых слов по теме.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя и одноклассников, уважать чужое мнение.

2.Формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Форма:фронтальная

Метод:словесный

1.Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2.Организация начала урока

-Здравствуйте ребята,сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие по городам России. Кто готов, присаживайтесь.

1.Здороваются с учителем.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.(К)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная

Метод: печатно-словесный

Прием:составление таблицы

-Ребята, а кто мне скажет, что такое путешествие?

-Слово «путешествие» состоит из двух корней путь и шествие. Что обозначает идти по пути.

-Как вы думаете, а на чем можно путешествовать?

-Сейчас я загадаю загадку, и мы узнаем, на чем мы сегодня отправимся путешествовать.

 Что за чудо – белый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

 -Верно ребята, это автобус, а что бы узнать куда мы с вами отправимся, вам нужно ответить на несколько вопросов.

Отвечают на вопросы

-самолет, машина, поезд, автобус

-автобус

аргументация своего мнения и позиции (К); смыслообразование (Л)

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью(К)

 

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронтальная

Метод: словесный

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

- Путешественники на Руси всегда были в особом почете, вспомним слова Пушкина:

 Ой, вы гости, господа,

Долго ль ехали, куда?

Ладно, за морем иль худо

 И какое в свете чудо?

- Самые заветные чудеса страны открывали миру именно путешественники. И сегодня мы на уроке отправляемся в путешествие по Золотому кольцу России.

- Почему же кольцо и почему золотое?

- С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются колечками.

- С давних пор золото - символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства - показатель его силы и могущества.

Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него очень изящны и затейливы. - А для любого путешествия необходима карта. Карта «Золотого кольца России».

 -Кто может сказать, какая тема урока сегодня?

-Какую цель мы поставим перед собой?

Ответы детей

-Золотое кольцо России

 -Узнать новое о городах Золотого кольца России

Структурирование знаний (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Форма: фронтальная

Метод: словесный

Прием: работа с учебником

1. Изучение нового материала.

2.Использование приемов, способствующих активизация мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

« Золотое кольцо России» - тысячикилометровый туристический маршрут по городам древнего Залесья: Загорску, Переяславлю – Залесскому, Ростову, Ярославлю, Костроме, Суздалю, Владимиру. Именно здесь, после распада Киевской державы, были созданы основы Русской государственности.

Ещё двенадцать столетий назад на «залесские» земли начали приходить первые переселенцы. Непроходимые лесные чащи, болота, речные разливы защищали их от врагов. Главная масса русского народа, отступив перед непосильными внешними опасностями, собрала свои разбитые силы, окрепла в лесах центральной России, спасла свою народность.

- В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Давайте посмотрим на карту.

- Покажите на карте столицу нашей Родины. Кто был в Москве? Что особенно запомнилось? Кто основал Москву?

 -Какое место в Москве называют « Сердцем Москвы»?

Сердце Москвы – Кремль, символ нашей Родины. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы – реки. Купола храмов похожи на шлемы богатырей. В далёкие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага. 

Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев-Посад.

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. Слово “лавра” означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России. В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России “Музей игрушки”, в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

-Давайте разомнемся.

-Юрий Долгорукий

 -Кремль

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П);

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей(П);

логический анализ объектов с целью выделения признаков(П)

Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль-Залесский.

Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо-Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника.

Затем наш путь лежит в Ростов. Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль. Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью – броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих.

 Счастливого дальнего пути!

Следующий город-Углич!

Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова “угол”. Река в этом месте изгибается, течёт “углом”. В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы “Чайка”. Вот чем славен этот город. - Какие достопримечательности в городе Углич?

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Форма: фронтальная

Метод: словесный

 

Откройте рабочую тетрадь на странице 53 и посмотрите на задание под номером 1.

Что нужно сделать? Пользуясь учебником, подпишите города, которое мы сегодня изучили.

-Подписать города Золотого кольца России.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

 

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Форма: индивидуальная

Метод: практический

Прием: выполнение самост.р

1.Выполнение самостоятельно задания

2.Организация проверки выполненной работы.

-Сейчас, я предлагаю вам самостоятельно прочитать текст учебника на странице 87.

 Найдите в тексте учебника абзац о городе Сергиевом Посаде.

- Какие достопримечательности есть в этом городе?

- Найдите в тексте учебника абзац о городе Переславле-Залесском. Какие достопримечательности есть в этом городе?

- Найдите в тексте учебника абзац о городе Ростове. Какие достопримечательности есть в этом городе?

- Впишите достопримечательности в таблицу в рабочей тетради на странице 54.

 -Вписывайте достопримечательности только тех городов, которые мы сегодня изучили.

Оценка (Р); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная

Метод: словесный

1.Повторение

 

-Давайте вспомним изученное, ответив на несколько вопросов.

  • Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского
  • Этот город, как и Москва, основан Юрием Долгоруким
  • В этом городе находится музей Игрушки
  • Герб этого города выглядит так: на красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта которого золотые
  • В этом городе часто бывал Петр I и даже написал указ о хранении построенных здесь кораблей
  • Этот город славится своей финифтью

1.Повторение изученного на уроке.

-Сергиев Посад

-Переславль-Залесский

-Сергиев Посад

-Ростов

-Переславль-Залесский

-Ростов

Оценка (Р); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П)

осуществлять итоговый контроль(Р);

формулировать выводы из коллективного обсуждения(Р)

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Метод: словесный

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

-В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

-Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо».

-Вам понравился урок и эта тема?

-Что было интереснее всего?

-Много нового вы узнали?

-Вы большие молодцы!

-Спасибо за урок. До свидания.

-О городах Золотого кольца России

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия(П)

 анализировать собственную работу(Р).

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью(К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский»

Цель деятельности учителя: Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями. Планируемые результаты: Предметные:-уметь находить на карте города Золотого...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство детей с городами, входящими в «Золотое кольцо России»...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема «Золотое кольцо России 2».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «Золотое кольцо России» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое коль...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «В гости к весне»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление обучающихся с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Задачи урокаДидактические:формировать представления о связи изучаемых пр...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Путешествие в Москве»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с столицей нашей Родины - Москвы.Задачи урокаДидактические:формировать представление учащихся о столице нашей Родины – Москве;поз...

Технологическая карта урока окружающего мира по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Формы земной поверхности»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование знаний о формах земной поверхности.Задачи урокаДидактические:познакомить с понятием «формы земной поверхности» и их видами;научить...

Технологическая карта урока окружающего мира "Арктика" УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о зоне арктических пустынь.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:Ознакомление обучающихся с п...