Рабочая программа "Юный исследователь"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Ирина Александровна Кухаренко
Рабочая программа "Юный исследователь" для начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_issledovatel.docx54.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики

администрации Уссурийского городского округа

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Тимирязевский»

Уссурийского городского округа

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ п.Тимирязевский

________ А.В. Шашко

 «___» _________2021 г.

ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации программы: 2021/2022 года

Кухаренко Ирина Александровна,

Педагог дополнительного образования

пос.Тимирязевский

2021 год


Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

1.1 Пояснительная записка

Актуальность программы

Программа  курса внеурочной деятельности «Юный  исследователь» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом, программы  формирования универсальных учебных  действий и обеспечена учебным пособием Савенкова А. И. « Методика организации игр - исследований с младшими школьниками. Юный исследователь». Материалы для младших школьников по самостоятельной исследовательской практике.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.                                                                                      Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.                                                                                                  Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.   Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.         Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Направленность программы   естественнонаучная.

Уровень освоения базовый.

Отличительные особенности

 Ценность программы заключается в том, что школьники  получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Занятия позволяют обучающимся  удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Огромную роль в этом направлении играет поисково – познавательная деятельность школьников. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым. Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.  

Адресат программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 7-10 лет.

Пол детей, участвующих в освоении программы, не учитывается.

Наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы не требуется.

Особенности организации образовательного процесса:

- условия набора и формирования групп: набор в группы – свободный.

- режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

- продолжительность образовательного процесса: программа рассчитана на 1 год обучения, содержит теоретико-практическую и контрольную части и рассчитана на 34 часа.

Объем и срок реализации программы

Год обучения

Общее количество часов

Количество часов в неделю

1

34

1

 1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Обучение основам исследовательской деятельности школьников п. Тимирязевский 7- 10 лет через расширение общего кругозора в процессе рассмотрения различных практических заданий.

Задачи программы:

Воспитательные:

1. воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию;

2. формировать организаторские и лидерские качества;

3. воспитывать трудолюбие, уважение к труду;

 Развивающие:

1. Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение).

2. развивать личностные компетенции такие как: память, внимание, способность логически мыслить и анализировать, концентрировать внимание на главном.

3. Развивать креативность.

Обучающие:

1. Обучить умению выдвигать гипотезы

          2. Сформировать навыки  работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование)

3. Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

1.3 Содержание программы

Учебный план 2021-2022 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

6

3

3

1.1

Что такое исследование?

2

1

1

Игра

1.2

Как выбрать тему исследования?

2

1

1

Индивидуальное задание

1.3

Наблюдение как способ выявления проблем.

2

1

1

Игра

2

Коллективный проект

6

2

4

2.1

Мои домашние питомцы

3

1

2

Индивидуальное задание

2.2

Числа в загадках пословицах и поговорках.

3

1

2

Индивидуальное задание

3

Работа с информацией

8

4

4

3.1

Знакомство с информационными справочниками

2

1

1

Индивидуальное задание

3.2

Гипотеза (Поиск и постановка)

2

1

1

Индивидуальное задание

3.3

Как организовать самостоятельное исследование.

2

1

1

Игра

3.4

Учимся выбирать дополнительную литературу

2

1

1

Индивидуальное задание

4

Индивидуальный проект

14

3

11

4.1

Моя семья

4

1

3

Индивидуальное задание

4.2

Моя малая родина

10

2

8

Индивидуальное задание

Итого:

34

12

22

Содержание учебного плана 1-го года обучения

1. Раздел: Введение в программу

1.1 Тема: Что такое исследование?

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Введение в образовательную программу. Что такое исследование? Что можно исследовать?

     Практика.  Банк идей. Обучение мозговому штурму.

1.2 Тема: Как выбрать тему исследования?

       Теория. Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

       Практика.  выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.

Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

1.3 Тема: Наблюдение как способ выявления проблем.

       Теория. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

        Практика.  Игры: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

2. Раздел: Коллективный проект

2.1 Тема:  Мои домашние питомцы

         Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта

2.2 Тема: Числа в загадках пословицах и поговорках.

      Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

     Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.

3. Раздел:  Работа с информацией

3.1 Тема:  Знакомство с информационными справочниками

         Теория. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

 Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).

      Практика. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

3.2 Тема:  Гипотеза (Поиск и постановка)

Теория. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)

Практика.Игра «Задай вопрос»

3.3 Тема:  Как организовать самостоятельное исследование.

Теория. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?

Практика.   Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём»

3.4 Тема:  Учимся выбирать дополнительную литературу

Теория. Библиотечное занятие. «Знакомство с информационными справочниками»

Практика. Сбор материала для исследования.

4. Раздел: Индивидуальный проект

4.1 Тема:  Моя семья

         Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.

4.2 Тема:  Моя малая родина

 Теория. Выбрать тему, предмет, объект исследования, обосновать актуальность темы. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.

Практика. Сбор и фиксация информации. Оформление и защита проекта.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

Обучающийся будет развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

У обучающегося будет мотивация к освоению материала, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий, сформировано умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся будет знать элементарные приемы исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: самостоятельное формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования; …….

Обучающийся приобретёт умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; коммуникативное умение и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты:

Обучающийся будет уметь выдвигать гипотезы.  

Обучающийся будет уметь работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование  и делать выводы.

Обучающийся будет владеть основными базовыми знаниями  необходимыми для проведения самостоятельных исследований.

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение: кабинет оснащен учебной мебелью (рабочие столы, стулья; магнитная меловая доска), создан комфортный психологический климат. В кабинете есть технические средства обучения, позволяющие использовать УМК в полном объеме, специальная и справочная литература; наглядный материал, раздаточный материал для индивидуального и коллективного использования.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- для реализации программы используется доска, ноутбук, проектор и колонки для просмотра медиа и прослушивания аудио файлов, при подготовке используются различные интернет источники для обеспечения дополнительным материалом. Составлена и постоянно пополняется мультимедийная копилка методических и дидактических учебных материалов.

- нормативно-правовая база: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь» реализуется в МБОУ с 2019 года. Нормативно-правовыми и экономическими основаниями проектирования и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;

- постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

- список литературы:

1.        Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся.//Начальная школа, 2006. № 2.

2.        Шаблон VCT-проекта  портала Сеть Творческих Учителей

3.        Классификация проектных работ: Кукушин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на- Дону,  2005, С.241.

4.        Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа, 2005, № 9 Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

5.        Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

6.        Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа, 2003. № 12.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводится: текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль - оценка уровня и качества освоения тем/разделов программы и личностных качеств учащихся; осуществляется на занятиях в течение всего учебного года.

Промежуточный контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по итогам изучения раздела, темы или в конце учебного года.

Итоговый контроль - оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по завершению учебного года.

 Формами контроля являются: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога, анализ на каждом занятии педагогом и обучающимися качества выполнения работ и приобретённых навыков в исследовательской работе. Текущий контроль проводится в форме тестирования и осуществляется в  завершении каждого раздела.

Формы фиксации результатов:

- Информационная карта «Уровень освоения программы»;

- Карта учета достижений учащихся;

-Анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся»;

- Фотографии участия коллектива в соревнованиях, конкурсах;

- Получение грамот и дипломов при участии в конкурсах

  Данная программа предусматривает разнообразные формы аттестации и тестирования учащихся, что дает возможность постоянного контроля их успехов:

- аттестация защиты проектов – устная презентация проектных работ.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

- фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ, объяснение и т.п.);

- коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно;

- групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные).

2.3 Методические материалы

Раздел

или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

1

Введение в программу

Беседа, опрос, практические задания

Словесный, наглядный, беседа.

Тетрадь, ручки, аудио- и видео-материалы

Наблюдение

2

Коллективный проект

Беседа, опрос, практические задания

Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный.

Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь

Наблюдение, самостоятельная работа.

3

Работа с информацией

Беседа, опрос, практические задания.

Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный.

Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь

Наблюдение, самостоятельная работа.

4

Индивидуальный проект

Опрос, беседа, практические задания.

Словесный, наглядный, фронтальный, коллективный.

Тетрадь, ручки, цветные карандаши, фломастеры, раздаточный материал с заданиями, видеозаписи, рабочая тетрадь

Наблюдение, самостоятельная работа.

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

34

Количество учебных дней

34

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

01.09.2021- 31.12.2021

2 полугодие

11.01.2022- 31.05.2022

Возраст детей, лет

7-10

Продолжительность занятия, час

1

Режим занятия

1 раз/нед

Годовая учебная нагрузка, час

34

2.5 Календарный план воспитательной работы

Дата

Количество часов

Тема

1

8.10.2021

1

Урок-викторина, посвященный дню Учителя

2

24.12.2021

1

Новогодний квиз «В Новый год  у ворот»

3

18.03.2022

1

Урок-викторина, посвященный неделе Окружающего мира

4

6.05.2022

1

Участие в акции «Аллея памяти» (в рамках празднования Победы в ВОВ 1941-1945 гг.)

Список литературы:

1.        Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.

2.        Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.

3.        Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010,

4.         Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. _ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. 224 с.

5.        Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005.

Интернет-ресурсы:

https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200800504

http://mou-svg3.ippk.ru/index.php/component/kunena/6-issledovatelskaya-deyatelnost/13-primery-issledovanij-na-urokakh?limit=6&start=6&Itemid=0

http://bobrowka.ucoz.ru/nou/metodika_provedenija_uchebnykh_issledovanij_uchash.pdf

https://mosmetod.ru/centr/proekty/kurchatovskij-proekt/kursy-povysheniya-kvalifikatsii-kurchatovskij-proekt-ot-znanij-k-praktike-chast-vtoraya/ii-zanyatie-3/kursy-3-rec-issled-i-project.html

https://obuchonok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Исследователь". 1 класс

Рабочая программа "Исследователь"...