Технологическая карта урока. Окружающий мир. «Трудные времена на русской земле»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Ирина Александровна Кухаренко
Технологическая карта урока по окружающему миру «Трудные времена на русской земле». 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okrmirtrudnyevremena.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Тема урока: «Трудные времена на русской земле»

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий

Цели:  

- получить представление о трудных временах в Древней Руси;

- формировать представление о военном деле на Руси.

Планируемые результаты:

Предметные 

- умение работать с учебником;

- развитие кругозора, интереса к истории;

- формирование представления о Древней Руси.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

- вызвать интерес к теме урока;

- освоение социальной роли обучения

Понятия: Дань, Хан, Золотая Орда, Чудское озеро, «свинья», взять «в клещи», День воинской славы России.

Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; раздаточный материал, рабочая тетрадь.

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

1 мин.

- Прозвенел звонок.

- Красиво встали, выпрямили спинки.     - Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вас видеть!

- А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.

Словесный метод:

-приветствие класса

 

- приветствовать учителя

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II.Актуализация знаний

и умений

3 мин.

 - Для того чтобы узнать тему нашего урока, вы должны ответить на вопросы и каждый ответ записать.

  1. 1) Какое важное событие произошло в 988 году? (крещение)
  2. – Из данного слова напишите букву Н
  3. 2) Как называли добрых молодцев Древней Руси?(богатыри)
  4. – Из данного слова напишите букву А
  5. 3) Имя князя, которого люди прозвали Владимир Красное ---------? (Солнышко)
  6. – Из данного слова напишите букву Ш
  7. 4) Какой русский князь прославился военными подвигами против Византии? (Олег)
  8. – Из данного слова напишите букву Е
  9. 5) Как другим словом назывался храм на Руси? ( собор)
  10. – Из данного слова напишите букву С
  11. 6) На чём писали в Древней руси? (Береста)
  12. – Из данного слова напишите букву Т
  13. 6) Как прозвали князя Олега? (вещий)
  14. – Из данного слова напишите букву В
  15. 7) Записи о важнейших событиях(Летопись)
  16. – Из данного слова напишите букву И
  17. 8) Кто были советниками и помощниками князя?(бояре)
  18. – Из данного слова напишите букву Е

- Какое ключевое слово получилось?

-  Как вы понимаете это слово? (нашествие) как можно другими словами сказать – что такое нашествие?                   - Посмотрим как это слово объясняется в словаре.

- Молодцы

Словесный метод: повторение пройденного материала

Практический метод: проведение опроса по прошлой теме урока

-слушать

-вспоминать информацию прошлого урока

-отвечать на вопросы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

3 мин.

- Давайте послушаем стихотворение «Русь», которое написал известный поэт Иван Саввич Никитин.

Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? (О нашествии на Русь)

- Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества, узнаем, как Русь отстаивала свою независимость.

- В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём.

Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси.

- И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена.

Практический метод: работа со стихотворением

-слушать

-анализировать стихотворение

-отвечать на вопросы

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового

15 мин.

- А сейчас мы узнаем  про трудные времена на Русской земле.

Я вам раздам  конверты. В конвертах вы найдете дополнительный материал к учебнику для выполнения проекта.

   

1 группа: Нашествие Батыя

2 группа: Александр Невский.Ледовое побоище.

Защита проектов

Хорошо, теперь проверим как внимательно вы слушали.

На доске открываем записанные слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Золотая Орда
  2. Дань
  3. Хан
  4. Батый
  5. Кочевники
  6. Ледовое побоище
  7. «Свинья»
  8. «Клещи»
  9. Дата Дня воинской славы России

Эвристический метод:

- открытие нового знания

Практический метод: работа понятиями

-работа с текстом

-объяснять значение понятий

-работать со словарём

Р.: контроль, коррекция, оценка.

V. Динамическая пауза

1 мин

- Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём.

 «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 

Практический метод:

-выполнять упражнения

VI. Первичное закрепление

9 мин.

- А сейчас работа с картой в рабочих тетрадях с.20 з.1

взаимопроверка

Практический метод: работа над вопросами

-слушать

-отвечать на вопросы

 

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Рефлексия по деятельности

8 мин.

  1. Сегодня на уроке я узнал..
  2. Теперь я могу..
  3. Было трудно…
  4. Я поставил себе отметку…, потому что…

Словесный метод:  

-объяснять свои действия

Практический метод:

-организация

фронтальной работы

-оценивать свою работу.

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Подведение итогов деятельности

4 мин.

- Для чего необходимо знать историю своего края?

- Какие уроки дает нам история?

- Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?  

- Какие цели ставили на урок?

-Удалось решить поставленные цели? 

- Что нового узнали?

- Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Словесный метод:

-подведение итогов

-подводить итог урока

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.

IX. Информация о домашнем задании

1 мин.

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 61- 64 читать, подготовить пересказ, в РТ с.21-22 з.3-5

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня.

Словесный метод:

-комментировать домашнее задание

-записывать домашнее задание

Л: усвоение нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Трудные времена для русской земли" 4 кл.

Данный материал является наглядным пособием к уроку (содержание текста использовать из методического пособия)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Тест по окружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс

Тест по окуружающему миру "Трудные времена на Русской земле" 4 класс....

Конспект урока по окружающему миру: «Трудные времена на Русской земле».

Конспект урока по окружающему миру: «Трудные времена на Русской земле»....

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Вода на земле"

Тема урока: "Вода на земле"Цель урока: познакомить с источниками питьевой воды, донести до сознания детей значение воды для жизни на Земле и необходимость бережного к ней отношения; познаком...

презентация на урок окружающего мира "Трудные времена на Русской земле"

Презентация на урок окружающего мира в 4 классе "Трудные времена на Русской земле"....