окружающий мир знакомство с птицами как представителями животного мира.
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Алена Шеина

Технологическая карта по окружающему миру:

на тему:

«Кто такие птицы»

знакомство с птицами как представителями животного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _teh.karta_po_okr.miru_.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по окружающему миру:

на тему:

«Кто такие птицы»

Саранск 2020

Конспект  урока

по учебнику «Окружающий мир. 2 класс» автор А.А.Плешаков

Тема урока: «Кто такие птицы?»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: знакомство с птицами как представителями животного мира.

Задачи урока (для учителя):

  1. Создать проблемную ситуацию для мотивации обучающихся к учебной деятельности.
  2. Способствовать применению в ходе выполнения упражнений, новых знаний о птицах.
  3. Организовать контрольно-оценочную деятельность обучающихся на уроке.

Планируемые результаты обучающихся:

Предметные:

  • рассматривать и сравнивать наглядный материал (иллюстрации на экране, раздаточный материал (перья птиц);
  • приводить примеры птиц;
  • знать определение понятия «птицы»;
  • называть главный признак птиц;
  • узнают строение птиц.

Метапредметные:

регулятивные:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • Освоение начальных форм познавательной рефлексии
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

познавательные:

  • находить в учебнике информацию о птицах;
  • формирование умений отличать птиц от других животных;

коммуникативные:

  • строить монологические высказывания;
  • Формирование умения слушать собеседника и вести диалог;
  • работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).  

Личностные:

  •  проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимать различия птиц от других животных.

Оборудование к уроку: учебник «Окружающий мир» 1 класс (А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (А.А. Плешаков), презентация, атлас-оптеделитель.


ХОД УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветствие и начало урока окружающего мира.

- Сегодня мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир» и будем продолжать открывать для себя удивительные вещи, пытаясь находить ответы на свои вопросы.

– Подумайте, что нам пригодится для успешной работы?

 (Внимание, знания, наблюдательность, смекалка, умение слушать и слышать.)

На предыдущих уроках Вы  познакомились с некоторыми  группами животных. Давайте вспомним, с какими группами животных мы познакомились? (насекомые и рыбы)

- Каких насекомых вы знаете?

Ответы детей.

-  Каких рыб вы знаете?

Ответы детей.

-  Ребята, от Муравьишки вопросника пришло письмо.

 (Учитель достаёт из конверта письмо и читает:

 «Дорогие первоклассники! Я приглашаю вас на экскурсию в лес.  Здесь так много интересного! Догадайтесь, кого я мог услышать в этом зелёном доме?»)

- Давайте мы с вами послушаем, что же услышал Муравьишка.

- Ребята, кого же Муравьишка услышал в лесу?

Ответы детей.

-Кто такие птицы?

Ответы детей.

Муравьишка встретил в лесу бабочку. Он решил, что если бабочка умеет летать, значит, она птица. Прав ли Муравьишка?

Ответы детей.

-Почему?

Ответы детей.

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.

Ответы детей.

-Прочитайте тему урока в учебнике на с. 36.

Ответы детей.

-Прочитайте, какие учебные задачи поставим перед собой.

Ответы детей.

личностные:

проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

коммуникативные:

строить монологические высказывания; 

регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

2. Открытие нового знания

1. Игра «Кто больше?»

- Вспомните, каких птиц вы знаете.

(Соревнование по рядам. Учащиеся с каждого ряда говорят названия птиц. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд назвавший больше птиц.)

- Молодцы! Сколько птиц назвали!

- А как можно отличить птиц от других животных?

Ответы детей.

2. Работа по учебнику.

- Рассмотрите верхний рисунок на с. 36. Каких животных вы узнали?

Ответы детей.

- Что общего у всех этих животных?

Ответы детей.

- Можно ли отнести их к одной группе? Какое из нарисованных животных относится к птицам?

Ответы детей.

- Но ведь курица летает плохо, а её учёные (впрочем, как и вы) относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц? Тогда что? Рассмотрите других птиц на плакате. Найдите общий признак всех птиц.

Ответы детей.

- Каких же животных мы будем называть птицами?

Ответы детей.

3. Работа в парах.

- Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок на с. 36 и познакомиться со строением птицы. Нам поможет слайд презентации. Работу  проведём в парах. Один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части птицы на доске (слайд презентации) затем дети меняются ролями.

- Чем же покрыто тело птицы?

Ответы детей.

- Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.

- У разных птиц – разный клюв. Посмотрите на слайд презентации.

Учитель говорит о значении клюва.

-  Клюв птицы – это её рот. Правда, иногда клюв называют носом, но это неверно. Носовые отверстия у птиц находятся у основания клюва. Какой только формы и величины не бывают клювы у птиц! Длинные и короткие, узкие и широкие, прямые и кривые, острые и тупые, крепкие и слабые. Самый большой нос - у пеликана, а самый маленький – у ласточки. Без носа птица – как мы без рук.

- У птиц всего две ноги. Ногами птицы хватают, гребут, защищаются и нападают, держатся за ветку. Обычно на птичьей ноге четыре пальца.  

- Крылья поднимают птицу в воздух. Крыло по своему строению напоминает руку. Она тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

   Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место ти...

 

4.  Практическая работа.  Работа  в парах.

Посмотрите на слайд презентации. Перед вами перья различных птиц.

– Чем различаются эти перья?

Ответы детей.

- Перед вами на  парте лежит перо птицы. Рассмотрим,  как оно устроено. Нам поможет слайд презентации (слайд «строение пера»).

-  Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- А ещё у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их.

- Что случится, если сейчас подует ветерок?

Ответы детей.

- Разрежьте перо. Что вы видите внутри?

Ответы детей.

- Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень лёгкие.

- Обмакните перо в стакан с водой. Намокло ли перо?

Ответы детей.

- Какой вывод из этого следует?

Ответы детей.

- Подумайте, для чего птицам нужны большие перья.

Ответы детей.

- Для чего же нужны маленькие пёрышки?

Ответы детей.

- Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями?

Ответы детей.

- Что можно сказать об окраске перьев?

Ответы детей.

5. Выполнение заданий  в рабочей тетради.

Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 25, №1) и сообщают о результатах своей работы.)

6. Работа по учебнику.

- Рассмотрите птиц на верхнем рисунке в учебнике на с. 37. Вспомните их названия. Если вы затрудняетесь, можно открыть с. 90 и проверить себя. (атлас-определитель)

- А все ли птицы умеют летать?

- Отгадайте загадки.

                             И петь не поёт,

                             И летать не летает…

                             И за что же тогда

                             Его птицей считают?   (страус)

 

                             Скажи-ка мне, какой чудак

                             И днём и ночью носит фрак?   (Пингвин)               

- Эти животные не умеют летать, но они являются птицами. Почему?  

Ответы детей.

Появляется на слайде изображение страуса.

- Страусы не умеют летать, но у них длинные и сильные ноги, на которых они бегают также быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц. Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов.

Пингвин -  на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб.

приводить примеры птиц;

рассматривать и сравнивать наглядный материал;

называть главный признак птиц;

знать определение понятия «птицы»;

узнать строение птиц;

рассматривать и сравнивать наглядный материал (раздаточный материал (перья птиц);

коммуникативные:

строить монологические высказывания; 

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

личностные:

понимать различия птиц от других животных;

позновательные:

формирование умений отличать птиц от других животных;

находить в учебнике информацию о птицах;

коммуникативные:

работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности).  

коммуникативные:

работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);  

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

познавательные:

находить в учебнике информацию о птицах;

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

строить монологические высказывания; 

3. Применение нового знания на практике

V. Первичное закрепление.

1. Работа в группах.

- Попробуйте рассказать об одной из птиц по плану:

  • Название;
  • Размеры;
  • Окраска оперения;
  • Особенности частей тела.

 Учитель заслушивает 3-4 рассказа о разных птицах.

       2. Отгадай загадки.

                             Всё время стучит,

                             Деревья долбит.

                             Но их не калечит,

                             А только лечит. (дятел)

-Птицы защищают человека и животных от докучливых, а порой невыносимых насекомых, резко снижают численность быстро размножающихся вредителей. И нельзя, конечно, забывать о вещах не столь утилитарных, но не менее важных. Мы наслаждаемся пением и красотой птиц, углубляя свое общение с природой, воспитывая свои эстетические чувства. Поэтому охрана птиц — долг каждого культурного человека.

                             Спинкою зеленовата,

                             Животиком желтовата,

                             Чёрненькая шапочка

                             И полоска шарфика. (синица)

                             Что за птица?

                             Никогда не строит для себя гнезда.

                             Соседкам яйца оставляет

                             И о птенцах не вспоминает. (кукушка)

                             Прилетает к нам с теплом,

                             Путь проделав длинный.

                             Лепит домик под окном

                             Из травы и глины. (ласточка)

                             Непоседа пёстрая,

                             Птица длиннохвостая,

                             Птица говорливая,

                             Самая болтливая.  (сорока)

                             У неё глаза большие,

                             Хищный клюв – всегда крючком.

                             По ночам она летает,

                             Спит на дереве лишь днём. (сова)

       4. Нарисуйте птичку.

         А сейчас нам предстоит научиться рисовать птицу. Рассмотрите порядок выполнения рисунка на слайде презентации, а теперь в рабочей тетради на с. 26.

Дети рисуют птицу простым карандашом и раскрашивают цветными карандашами.

-  Как мы должны относиться к птицам?

Ответы детей.

коммуникативные:

формирование умения слушать собеседника и вести диалог;

строить монологические высказывания; 

коммуникативные:

работать в группах на основе приёмов взаимодействия (распределение обязанностей, обсуждение разных точек зрения, умение договариваться в случае разногласий, представление результата деятельности);  

4. Рефлексия

Назовите заключительную  задачу.

- Ответим на итоговые вопросы.

-Каких животных называют птицами?

Ответы детей.

-Приведите примеры птиц.

Ответы детей.

-Назовите основные части птицы.  

Показывают на слайде и называют.  

- Что нового вы узнали на уроке?

Ответы детей.

- Поднимите смайлики с улыбкой, если вам на уроке было легко и интересно.

Поднимите смайлики с серьёзным выражением, если вы на уроке затруднялись, и требовалось дополнительной помощи.

знать строение птиц;

регулятивные:

Освоение начальных форм познавательной рефлексии;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

формирование умений отличать птиц от других животных;

коммуникативные:

строить монологические высказывания; 

коммуникативные:

строить монологические высказывания; 

личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающий мир 1 класс Тема: Как живут животные? Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни.

Урок проводится в форме путешествия с Тётушкой Совой по лесу. Дети  знакомятся с условиями жизни животных, работая в парах разгадывабт кроссворд, загадки о жителях леса....

конспект и презентация к уроку по развитию речи по теме "Рыбы как представители животных"

Урок  по развитию речи составлен по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для учащихся 4 класса и носит коррекционно-развивающую направленность. На протяж...

Проект "Представители животного мира природного заказника "Долина реки Сетунь"

Проект к уроку окружающешо мира в 4 классе по теме "Водные богатства нашего края"...

Тест по окружающему миру 2 класс ПНШ по теме "Птицы" и "Как животные защищаются"

В тесте 9 вопросов, которые проверят усвоенность пройденного материала....

Экологическое воспитание через знакомство с животным миром на базе Отделения дополнительного образования детей "Садово-архитектурного колледжа"

Одной из задач Отделения дополнительного образования детей является воспитание экологической культуры, как составной части общечеловеческой. Для ее реализации используется весь потенциал ОДОД....

Конспект дистанционного занятия "Знакомство с животным миром"

Как нарисовать животный мир? Учимся рисовать просто, легко, поэтапно ...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...