конспект и презентация к уроку по развитию речи по теме "Рыбы как представители животных"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Батурова Татьяна Николаевна

Урок  по развитию речи составлен по программе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для учащихся 4 класса и носит коррекционно-развивающую направленность. На протяжении всего урока использование презентации обеспечивает необходимую наглядность и способствует развитию познавательной активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ryb.pptx2.72 МБ
Файл konspekt_uroka_ryby.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Плаваю под мостиком И виляю хвостиком. По земле не хожу, Рот есть, да не говорю, Глаза есть – не мигаю, Крылья есть – не летаю .

Слайд 4

ТЕМА УРОКА РЫБЫ

Слайд 10

камбала рыба-прилипала рыба-пила МОРСКИЕ РЫБЫ электрический скат

Слайд 11

сом окунь карась щука речные рыбы

Слайд 12

аквариумные рыбки

Слайд 13

ПИРАНЬИ ЩУКА СОМ ХИЩНЫЕ РЫБЫ

Слайд 14

ХВОСТ МАЛЫЕ ПЛАВНИКИ БОЛЬШОЙ ПЛАВНИК ТЕЛО ЧЕШУЯ ЖАБРЫ ГОЛОВА

Слайд 15

Рыбки плавают, ныряют, В тихий солнечный денёк. То сожмутся – разожмутся , То зароются в песок. физминутка

Слайд 16

Рыба (что делает?) ………….. . Летает, плывёт, дышит, грызёт, ложится на дно, бежит, клюёт, чирикает, заглытывает .

Слайд 19

Мальчики пришли на речку и стали ловить рыбу. Потом задергалась удочка у Коли. Однажды летним утром Саша и Коля пошли на рыбалку. Долго рыба не клевала. Удачная получилась рыбалка! Саша помогал другу вытаскивать рыбу из воды.

Слайд 20

Однажды летним утром Саша и Коля пошли на рыбалку. Мальчики пришли на речку и стали ловить рыбу. Долго рыба не клевала. Потом задергалась удочка у Коли. Саша помогал другу вытаскивать рыбу из воды. Удачная получилась рыбалка!

Слайд 21

Конец урока Вы, молодцы!



Предварительный просмотр:

СЕВЕРНОЕ   ОКРУЖНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII  вида № 162

 им. Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

В 4 КЛАССЕ

 тема:

«Рыбы как представители животных»

Батурова Татьяна  Николаевна

учитель начальных классов

Москва, 2013г

Тема:  «Рыбы как представители животных».

Цель: уточнить и расширить представления  учащихся о рыбах как представителях животных.

Задачи:

Коррекционные:

  • Активизировать речевую деятельность;
  • Расширение и уточнение словаря по теме;
  • Коррекция мышления на основе упражнений при сравнении и анализе;
  • Развитие  слухового внимания;
  • Развитие мелкой  моторики;
  • Развитие зрительного восприятия и внимания;
  • Развитие познавательной деятельности;
  • Развитие навыка связного высказывания;

Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления учащихся о рыбах;
  • Продолжать учить отвечать на вопросы полными предложениями;
  • Учить дифференцировать рыб по внешним признакам;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательную активность;
  • Воспитывать положительное отношение к уроку;

Оборудование: ТСО (экран, проектор, компьютер), индивидуальные шаблоны «рыбка», рабочие тетради, разрезная картинка, раскраска на листе бумаги «Рыба» (формат А4).

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Введение в тему:

- Ребята, отгадайте загадку. Внимание на экран!

Один из учащихся читает загадку на экране.

Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.

По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.

(Рыба)

- Ребята, но чтобы верно отгадать, посмотрите на экран и ответьте на вопрос: «Каких животных изображено больше?» (рыб)

  1. Сообщение темы урока:

Слова учителя на фоне слайда с названием темы урока.

- Сегодня на уроке мы будем изучать рыб: где они живут, как выглядят  и чем питаются.

  1. Объяснение нового материала.

На фоне слайдов.

А.  Рассказ учителя о рыбах: 

Рыбы – это водные животные. На нашей планете живет огромное количество рыб. Рыбы бывают разных размеров и разных цветов. Живут рыбы в морях:

- ……, прочитай названия морских рыб.

Рыбы живут также в реках.

Детям предлагается назвать рыб на картинках, в случае затруднения – появляется название и учащийся зачитывает их.

       А для украшения своего дома человек поселил рыб в аквариум и они получили название – аквариумные рыбки.

- Чем же питаются рыбы?

        Оказывается, ребята, среди рыб есть такие, которые поедают других рыб и называются они – ХИЩНЫЕ РЫБЫ.

   На доску вывешивается карточка «хищные рыбы»

 - Внимание на экран! Прочитаем названия этих рыб.

   Дети зачитывают подписи под картинками.

-  Остальные рыбы питаются червяками, насекомыми и их личинками, а также растениями.  Рыбы заглатывают пищу, а не откусывают как другие животные. В случае опасности рыба ложится на дно.

 

Б.  Разбор частей тела рыбы.

- А теперь узнаем что отличает рыбу от других животных. Внимание на экран!

На экран выводится слайд рыбы, где по очереди показывается и называется часть тела.

-  …., (имя учащегося) это что? На слайде стрелочка указывает на хвост

У.: - Это хвост.

- Зачем  нужен хвост?

Так постепенно называется каждая часть тела рыбы (хвост, большой плавник, малые плавники, тело, чешуя, жабры, голова). На доске выставляются карточки с названиями «плавник», «чешуя», «жабры» для уточнения их значений.

- С помощью хвоста рыба движется вперед, а плавники выполняют роль руля – помогают поворачивать в воде и удерживать равновесие. Хвост и плавники крепятся к телу рыбы. Тело рыбы покрыто чешуей. Чешуя  защищает тело рыбы. Форма тела вытянутая, овальная.

  1. Работа в тетрадях.

- Открыли тетради, записали число, тему урока.

- Возьмите шаблон рыбы.

- Положите шаблон посередине листа.

- Обведите её, дорисуйте  и подпишите части рыбы.

Вся работа ведется под контролем учителя.

* слабым учащимся в тетради  предлагается готовый рисунок, а подписи частей тела осуществляются по обводке, также возможно выполнение штриховки контурного изображения рыбы.

  1. Физкультминутка.

- Закрыли тетради, отложили ручки в сторону. Мы немного отдохнем.

На экране слайд с текстом физминутки, дети повторяют слова и движения за учителем, сидя за партами.

Рыбки плавают, ныряют,

В тихий солнечный денёк.

То сожмутся – разожмутся,

То зароются в песок.

  1. Закрепление знаний по теме урока.

- Молодцы, немного отдохнули, теперь продолжаем наш урок.

А) Что делает рыба?

- Ребята, посмотрите на экран. Вам нужно выбрать действие и составить предложение.

Учащиеся сначала по очереди читают  все действия, затем выбирают правильные действия и составляют предложение.

     

                          Рыба (что делает?)  …….  .

Летает, плывет, дышит, грызет, ложится на дно, бежит, клюет, чирикает, заглатывает.

Б) Игра «4-й лишний»  

  По очереди предъявляются слайды, учащиеся должны определить и назвать лишний предмет, объяснив свой выбор.

В) Составление рассказа из предложений.

- Ребята, по очереди читаем предложения на экране. Надо поставить предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ.

     Учащиеся по очереди зачитывают предложения на слайде. Затем дети определяют правильную последовательность и составляют рассказ.

  1. Итог.

- Каких животных изучали на уроке? (рыб)

- Где живут рыбы?

- Чем питаются рыбы?

- Как  выглядит рыба? (чем отличается рыба от других животных?)

* Игра «Разрезная картинка» («Чего не хватает»)

  1. Оценка работы учащихся на уроке.

     Определение домашнего задания: учащимся раздаются картинки с контурным рисунком. Задание – обвести и раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка".

Урок развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 1 классе....

Урок развития речи в 4 классе "Разнообразие животных"

На уроке  точняется  представления учащихся о разнообразии групп животных, обобщаются  знания детей о животных, используется  их жизненный опыт.Решаются коррекционн...

Конспект урока по письму и развитию речи 3 класс коррекционной школы VIII "Деление слов на слоги" с презентацией.

Тип урока : закрепление пройденного материала.Цель урока:  Закрепить умения делить слова на слоги.Задачи: ОбразовательнаяЗакрепить знания детей о слоге.Закреплять умения детей дифференцирова...

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик."

Презентация к уроку развития речи по теме "Домашние животные. Кролик." содержит не только иллюстративный материал, но и материал, развивающий познавательные процессы у младших школьников с нарушением ...

Конспект урока развития речи в 1 классе "Домашние животные. Кошка."

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности". Тема  "Домашние животные. Кошка."...

Урок развития речи. 4 класс. Сочинение - описание животного (кошка).

Урок развития речи, написание сочинения - описания животного (кошки). Материал расчитан на 2 урока (урок русского языка + урок литературного чтения)....

Презентация по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в школе VIII вида. Конспект урока "Дикие животные" (волк и медведь), 5 класс

Конспект рассчитан на детей с умеренной умственной отсталостью. Содержит занимательный материал....