"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Скобликова Валерия Владимировна
  1. Класс: 1
  2. Предмет: окружающий мир
  3. Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщение практических знаний.
  5. Цель урока: Обобщение и систематизация представления у детей о том, почему нужно соблюдать тишину в лесу.
  6. Задачи
  • Образовательные: научить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические сказки».
  • Развивающие: развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества; ответственность человека за общее благополучие; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего  поведеия.
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – презентация; учебник; рабочая тетрадь
  • для обучающегося – тетрадь, учебник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.04.14g.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  1. Класс: 1
  2. Предмет: окружающий мир
  3. Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»
  4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок обобщение практических знаний.
  5. Цель урока: Обобщение и систематизация представления у детей о том, почему нужно соблюдать тишину в лесу.
  6. Задачи
  • Образовательные: научить слушать звуки природы; обеспечить опыт анализа и оценки поведения людей в природе и его последствий; учить формулировать правила поведения в природе и рисовать «экологические сказки».
  • Развивающие: развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества; ответственность человека за общее благополучие; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего  поведеия.
  1. Дидактические средства:
  • для учителя – презентация; учебник; рабочая тетрадь
  • для обучающегося – тетрадь, учебник.
  1. урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

-Здравствуйте ребята.

- Прозвенел звонок.

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Приветствуют учителя.

Беседа

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Определение темы

-Послушайте аудиозапись.

- Что вы услышали?

- Кто из вас уже слышал настоящее лесное пение птиц, поднимите руку.

- А что еще можно услышать кроме пения птиц?

- А что необходимо для того, чтобы услышать живые лесные звуки?

- Оказывается тишина в лесу нужна не только для того, чтобы слышать лесные звуки. Для чего еще необходимо соблюдать тишину, мы сегодня постараемся выяснить.

-Как называют людей, которые исследуют явления в природе, изучают особенности природы?

-Пение птиц, звуки леса.

-Необходимо соблюдать тишину.

-Ученые, исследователи.

Беседа

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

4.

Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Физкультминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок,

(Поднять и опустить руки)

Выйти на дорожку,

Да притопни ножкой,

(Шаги на месте с высоким подниманием коленей)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся».

(Потряхивания кистями)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

(Сесть за парты)

- Да мы сегодня будем исследователями. А куда нам предстоит отправиться, чтобы найти ответ на вопрос сегодняшнего  урока?

- Скажите, а кого в лесу можно увидеть?

-  А что же можно услышать?

- Давайте прислушаемся, один из обитателей уже нас встречает. А кто именно, нам поможет узнать загадка: «В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телефонист!

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись …»

- Скажите, а как еще называют дятла?

- А почему его так называют?

- А вот какой-то верхолаз прицепился к ветке. Из щелей в коре ловко вытаскивает гусениц. Очень проворная птичка. Это же …

-«Спозаранок скачут птицы

По заснеженным ветвям –

Желтогрудые синицы

Прилетели в гости к нам.»

- Скажите, а что же нам поможет отличить синицу от других птиц?

Синицы – это подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день большое количество гусениц. Когда синички кормят своих птенцов, то за один день они очень много раз прилетают к гнезду, чтобы накормить птенцов.

- Встречаем следующего гостя: «В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится…

Ку-ку…ку-ку,-

Не спит опушка.

А птицу эту звать …»

- А что вы знаете особенного про кукушку?

- Да, но несмотря на это, кукушка – верный хранитель леса. Она из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляется много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день огромное количество личинок и гусениц.

- Давайте прислушаемся и попробуем отгадать лесного жителя:

«Ночь, как смоль, черным –черна.

Серой птицы не до сна:

Меж кустов, как тень, скользит,

Караулит, кто не спит.

Ловит каждый шорох чутко.

А как крикнет – станет жутко.

Вздрогнет спящая трава.

Это ухает …»

- Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, а ночью охотятся на мышей, полевок, лягушек, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно.

-Отправимся в лес.

-Птиц, животных…

-Звуки: пение, шелест...

-Дятел

-Лесной доктор, санитар леса.

Дятел – это лесной доктор. Он, ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком  вытаскивает из-под нее вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу дятла. Дятел прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Птица избавляет дерево от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает очень много насекомых и личинок. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.

-Синичка

-Желтая грудка

-Кукушка

-Она подбрасывает свои яйца в гнезда другим птицам.

-Сова

Беседа

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

5.

6.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, внимательно посмотрите на птиц и скажите, на какие группы их можно разделить.

-Скажите, что еще кроме пения птиц можно услышать в лесу?

- Скажите, а зачем в лесу необходимо соблюдать тишину- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.

-На дневных и ночных, дневные – дятел, кукушка, синица; ночные – сова.

-Для того, чтобы услышать звуки леса.

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция

7.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Стихотворение «Дикарь в лесу»

- Ребята, вы любите ходить на прогулку в лес? И я люблю гулять по лесу. Послушайте историю белочки,  как однажды прогуливался по лесу один человек:

«Хозяйка-белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб

И  выругался громко.

Стал гнуть орешину – сломал,

Зажал под мышкой ветви,

Нашел один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке

И смотреть

На это было больно».

-Нравится вам такая прогулка по лесу?

- Почему?

- Чего он не знает? - Так почему же нужно соблюдать тишину в лесу?

- А сейчас мы будем работать в группах. Каждой  группе необходимо собрать картинку.

- Что получилось у 1 группы…., 2 группы…, 3 группы.

- Давайте еще раз повторим вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?». Так мы нашли на него ответ? Давайте ответим?

-Да

-Нет

-Нельзя сбивать грибы, даже если они ядовитые для человека, в лесу нельзя громко говорить, ломать кусты.

-Чтобы слышать звуки леса, не пугать жителей леса, чтобы увидеть обитателей леса.

-Получилась лесная полянка с животными.

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

8.

9.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, когда мы идем в лес, то видим, что там растут.

- В лесу есть жители, например…

- Посмотрите внимательно на нашу полянку и скажите, чего не хватает?

- Да это не простое дерево, это дерево наших достижений, наших знаний.  А достижения – это листочки дерева. У вас на столах лежат листочки зеленого, желтого и красного цветов. Если вы сегодня узнали новое, то прикрепите зеленый листок, если вы только уточнили знания, которые уже у вас были, то – желтый листок, а если вы ничего не узнали – красный листок.

- Мы сегодня очень хорошо поработали, узнали новые знания.

- Итак, почему необходимо соблюдать  тишину в лесу?

-Еж пыхтит и морщится, Что я вам уборщица?

 Лес ни как не подмету,соблюдайте чистоту.

-Деревья, кустарники, травка.

-Птички, насекомые, животные.

-Листвы

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема:"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Урок-путешествие по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"УМК "Школа России".А.А.Плешаков "Окружающий мир.Мир вокруг нас.-М.:Просвещение, 2010....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?" окружающий мир 1 класс

Урок окружающего мира по теме "Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (1 класс) разработан по программе "Гармония" в соответствии с ФГОС НОО....

Презентация к уроку Окружающего мира "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Слайды с описанием того, как следует себя вести в лесу и почему....

Презентация по окружающему миру "Почему в лесу нужно соблюдать тишину" 1 класс

Презентация по окружающему миру "Почему в лесу нужно соблюдать тишину" 1 класс...