Урок окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цуцман Татьяна Борисовна

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроке окружающего мира через использование проблемных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_benilyuks.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект окружающего мира

УМК: «Школа России», 4 класс (Учебник «Окружающий мир»

 3 класс, II часть, А.А Плешаков. 2 часть)

Дата: 12.05.2022г

Класс: 3 класс

Цели: формирование знаний у обучающихся о странах Бенилукс,         познакомить с экономикой этих стран, с некоторыми достопримечательностями  государств.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и закреплять знания о странах Бенилюкса; дать новые знания о европейских государствах.

Развивающие: развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля; развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять кругозор учащихся; развивать творческую инициативу; развивать  навыки сотрудничества в группе; развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: средствами урока воспитывать дружбу, взаимовыручку, умения применять правила делового сотрудничества; воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности; этические чувства: доброжелательность, уважение;

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; воспринимать смысл предъявляемого текста, извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания;  умение  строить  логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и  обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: знать страны на севере и северо-западе Европы, их столицы, экономику, достопримечательности, знать, что такое Бенилюкс; уметь работать с географическими картами.

Оборудование: физическая и политическая карта Европы; слайды, фотографии изучаемых государств и их достопримечательностей, видеозапись о достопримечательностях стран Бенилюкса; флаги государств Бенилюкса; Детские энциклопедии; книги энциклопедического характера.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        1. Приветствие.

У: - Ребята, я рада вас приветствовать на очередном уроке окружающего мира! Проверьте всё ли готово у вас для хорошей работы. На партах обязательно должны быть учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Опрос по странам Северной Европы.

У: - Скажите, пожалуйста, что мы изучали на последних уроках?

О: -  Страны севера Европы.

У: - Отлично, сейчас проверим как хорошо вы запомнили эти страны. Угадайте страну по определению. Не забывайте, что при ответе работает «правило поднятой руки».

  1. Страна – родина Г.Х. Андерсена. (Дания)
  2. «Страна тысячи озер». (Финляндия)
  3. В какой стране родилась сказка о Малыше и Карлсоне? (Швеция)
  4. Глава государства в Финляндии и Исландии. (Президент)
  5. Фьорды – одна из достопримечательностей этого государства. (Норвегия)
  6. Какое государство называют «ледяной страной»? (Исландия)
  7. Глава государства в Дании. (Королева)
  8. Столица Норвегии. (Осло)
  9. Столица Швеции. (Стокгольм)

У: - Где расположены эти страны?

О: - Эти страны находятся на севере Европы.

2. Задание на узнавание флага государства.

У: - Соотнеси государство и флаг. На доске вы видите картинки с флагами государств и названия стран Северной Европы. Напишите на листке-самооценки как соотносятся флаг и государство.

У: - У доски приведёт в соответствие элементы Рябова Катя.

3. Работа с картой.

У: - Кто сможет показать эти страны на карте? Показываю страну, назовите её столицу. Расскажите, кто является главой государства и какой в стране государственный язык. (Несколько обучающихся по очереди работают у карты).

У: - Не забывайте, что, работая у карты, мы не должны закрывать её своим телом от остальных. Указкой ведём по контуру той страны, которую показываем.

(По ходу работы обучающихся у карты, на экране появляется таблица с краткой характеристикой государств.)

Государство

Столица

Глава государства

Государственный язык

Норвегия

Осло

Король

норвежский

Швеция

Стокгольм

Король

шведский

Финляндия

Хельсинки

Президент

финский, шведский

Дания

Копенгаген

Королева

датский

Исландия

Рейкьявик

Президент

исландский

4. - Расскажите о достопримечательностях этих стран.

О: - Мне запомнились такие достопримечательности Норвегии, как музей Фрама, музей кораблей викингов и дорога троллей.

О: - Я помню, что Швеция родина писательницы Астрид Лингрен и там есть музей её сказок. Одной из главных достопримечательностей является королевский дворец в Стокгольме.

О: - Одной из достопримечательностей Финляндии  является президентский дворец в Хельсинки, а также деревня санта-Клауса и Санта-парк.

О: - В Исландии уникальная природа, там есть горячие источники, гейзеры. Я думаю, их можно считать достопримечательностями. Ещё Исландия – страна вулканов, их здесь около 200. Ещё одно чудо Исландии – её водопады и озёра.

У: - Отлично, молодцы ребята! Вижу путешествие прошлого урока произвело на вас большое впечатление!

II. Создание проблемной ситуации

5. У: - Итак, мы узнали, что на севере Европы расположены Норвегия, Швеция ,

Дания, Финляндия, Исландия. Но во всех ли странах мы побывали?

О: - Конечно, нет.

У: -Тогда как вы думаете, чем же мы займёмся сегодня на уроке?

О: - Изучением новой страны.

У: - Ребята, а может быть немного отвлечёмся и поговорим сегодня на другую тему? Вот, например, знаете ли вы, что такое Бенилюкс?

О:- Нет, не знаем.

У: - Я готова выслушать ваши предположения.

О:- Я думаю, это какая-то новая машина.

О: - Я считаю, что так называется хороший ремонт в квартире, потому что слышу в слове корень «люкс», так называют, что-то дорогое и красивое.

О: - А может быть, то жанр музыки?

О: - Нет, я думаю, что это столица государства.

У: - У вас очень интересные версии, но пока никто не угадал. Ребята, сегодня урок будет очень интересным. Потому что вы узнаете о том, чего могут не знать ваши родители.

III. Физкультминутка.

У: - На самом деле, мы продолжим наше путешествие по странам Европы. А сейчас закройте глаза – мы с вами отдохнем. (Звучит запись «голос леса»)

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

 Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Повторите упражнение 4–5 раз.

У: -Хорошо ребята, я думаю вы немного отдохнули и готовы продолжить путешествовать.

У: -А какими качествами должны обладать путешественники?

О: - Быть осмотрительными, внимательными, выносливыми, наблюдательными, дружным.

 У: - Благодаря этим качествам путешественники открывают для себя что-то новое. Я надеюсь, что вы все обладаете данным набором качеств и сегодня, как настоящие путешественники, откроете для себя новые знания.

III. Открытие новых знаний и умений.

У: - Мы отправляемся сегодня в путешествие по странам с интересным названием БЕНИЛЮКС.

У: - Кто из вас слышал о такой стране?

О: - Нет, мы не слышали, о такой стране.

У: -У каждой команды на столе есть планшет, я бы хотела чтобы вы пользуясь интернетом узнали и ответили мне, что же такое Бенилюкс. На эту работу у вас есть 3 минуты.

О: - Бенилюкс – это название группы европейских стран, которое образовано сложением первых слогов этих государств: Бельгии, Нидерландов, Люксембурга.

        У: - Верно. В страны Бенилюкса входят Королевство Нидерландов, Королевство Бельгия и Великое герцогство Люксембург. Сегодня это три европейские страны - Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе – Бенилюкс. 

(Слайд 1: карта с изучаемыми государствами.)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Исследовательская работа.

У:- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в группах. Каждая группа должна подготовить сообщение по одной из стран Бенилюкса. Опорой вам будет таблица в рабочей как в рабочей тетради для создания буклеты о вашей стране , вы можете использовать текст учебника  ( те, кто готовит сообщение о Брюсселе стр. 119; Стр. 120 – Нидерланды и стр. 13 – Люксембург), карту и фотографии.  

Вписать в таблицу

Название государства.

Его столица.

Месторасположение.

С какими государствами граничит , какими морями омывается.

Глава государства.

Государственный язык.

Интересные факты, особенности,

достопримечательности страны и

её столицы.

Государственный флаг страны

Выступление ребят с представлением выбранной страны.

У:-Молодцы ребята , отличная работа ! Вы отлично потрудились!

У: -А сейчас посмотрите на нашу интерактивную доску, послушайте видеоурок. Может быть услышите то, чего нет в учебнике. (https://youtu.be/43_Xl2bqIxE). Придумайте по одному вопросу по просмотренному ролику.

Бельгия.

Видео: Столица Бельгии – Брюссель. 

Бельгия – одна из самых маленьких стран Европы. За 4-5 часов её можно проехать на автомобиле из конца в конец. Бельгия расположена в западной Европе, на побережье Северного моря. На севере граничит с Нидерландами, на востоке – с Германией и Люксембургом, на юге и юге-западе – с Францией. На северо-западе омывается Северным морем. В Бельгии существует два государственных языка: фламандский и валлонский.

Глава государства – король Альберт II.

Брюссель – столица Бельгии и столица Объединенной Европы. В Брюсселе заседает Европарламент и находится штаб-квартира НАТО.

В Брюсселе расположен королевский дворец, Кафедральный собор Святого Михаила. Изумительной красоты центральная площадь Брюсселя – Гранд Плас (Большая Площадь). Рядом расположен символ Брюсселя – знаменитая скульптура «Писающий мальчик». Он спас город, затушив начинающийся пожар, залив тлеющий фитиль у вражеской пушки. Также страна славится шоколадом-пралине, изделиями из олова и восхитительными кружевами.

У: - Понравилось вам виртуальное путешествие? Слушаем ваши вопросы.

О: - задают вопросы: «Где располагается Бельгия? Какие достопримечательности есть в Бельгии? Чем известна скульптура «Писающий         мальчик»? и т.д.»

У: - Второй фрагмент видео о Нидерландах или Голландия.

Столица Нидерландов – Амстердам. Нидерланды расположены на северо-западе Европы, на востоке граничит с Германией, на юге с Бельгией, на севере и западе омываются Северным морем.

В Нидерландах государственный язык – нидерландский.

«Бог создал море, а голландцы берега» - гласит пословица. Голландия находится ниже уровня моря, а земля здесь в буквальном смысле создана людьми. Эта небольшая страна подарила миру замечательных художников (Рембрандт, Ван–Гог ), отважных мореплавателей  - Баренц. Нидерланды прославились на весь мир тюльпанами  мельницами  и сыром. Здесь находится большое количество музеев. Столицу страны – Амстердам, называют Северной Венецией. В городе 50 каналов, через которые перекинулись 500 мостов. 

У: - Пожалуйста, задавайте свои вопросы.

О: - Какие художники прославили Нидерланды?

О: -Что можно отнести к достопримечательностям Голландии?

У: - Молодцы! Осталось ещё одно видео. Представляем вам Люксембург. Задание с вопросами сохраняется.

Люксембург.

Столица Люксембурга – Люксембург. Государственный язык – французский и немецкий. Люксембург не похож ни на один европейский город, так как в самом центре сочетается старое и новое. В городе, окруженном старинными крепостными стенами и башнями, в центре раскинулся прекрасный парк, который является историческим центром города, любимым местом отдыха и проведения досуга местных жителей и приезжих.

Во главе государства стоит герцог, наследник королевской фамилии Нассау. В Люксембурге самый высокий уровень жизни в Европе, здесь никто не торопится и все счастливы.  Поражают своей красотой замки, среди которых выделяются Замок Вианден и  Замок Буршед. Знаменитый Форт Тюнген был построен в округе Киршберг в 1732 году. Это оборонительное сооружение. Крепость была обнесена глубокими рвами и в нее можно было попасть через 170-метровый тоннель.

Одной из достопримечКазематы Петрус Эту систему подземных ходов создали в ХVII в. испанцы. Позже казематы усовершенствовали австрийцы. В Казематах Петрус в годы Второй Мировой войны население пряталось от нацистов.

 Достопримечательностью Люксембурга являются мосты, их там огромное количество и старинных и современных. Уникален  мост Адольфа Он был построен во время правления великого герцога Адольфа в 1903 году из природного камня и являлся в свое время самым большим арочным мостом в мире. Мост соединяет две части Люксембурга - Верхний и Нижний город и пересекает Петрюс - одну из рек, протекающих через Люксембург, на высоте 42 метров. Длина обеих арок составляет 84 метра.

У: - Вы готовы задавать и отвечать на вопросы?

О: - Да.

О: - Какие части Люксембурга соединяет мост Адольфа?

О: - Есть ли в Люксембурге форты?

У: - Дополните свои буклеты теми достопримечательностями, которые произвели на вас самое яркое впечатление.

VII. Первичное закрепление.

У: -Что же такое Бенилюкс?

У: -В какую страну вы бы хотели совершить очное путешествие? Подпишите название стран Бенилюкса на карте в рабочей тетради.

VIII. Итог урока

У: – С какими странами мы сегодня познакомились?

– Назовите их сокращенное название.

– Как называются столицы этих стран?

Оцените себя на уроке:

Я работал с … настроением, …

Я …доволен собой, ….

Я чувствовал себя …

Я испытывал затруднения, когда ….

Я бы хотел стать более ….

У: - Спасибо за работу! Вы молодцы.  Оценки за урок получают …..

IX. Домашнее задание

1.Прочитать в учебнике текст «Что такое Бенилюкс» (с. 118-123); подготовить ответы на вопросы с. 124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема "Кто такие насекомые"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема "Кто такие насекомые"....

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Что такое деньги?». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Что такое деньги?»Цели урока: дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег; выявить требования, которые предъявляются к деньгам; р...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Что такое Бенилюкс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со странами Бенилюкса, экономикой этих стран; развивитие кругозора учащихся, их познавательного интереса.Планируемые результаты: Предметные:- знать...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Что такое деньги?"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.Задачи урокаДидактические:Познакомить с опре...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Такие разные праздники", 4 кл., УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о праздниках в России, их различиях и особенностях.Задачи урокаДидактические:Познакомить с праздниками, которые отмечают ...