Проектно-исследовательская работа "Какие тайны хранят звёзды?"
проект по окружающему миру (1 класс)

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса, в которой раскрываются вопросы: Как устроены звёзды? Чем они отличаются друг от  друга? Почему зажигаются и гаснут на небе? Почему мы видим звёзды только ночью? Работа содержит результаты экспериментов ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Какие тайны хранят звёзды?35.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области имени Героя Советского Союза М.С. Бочкарёва»

Районная краеведческая конференция младших школьников

«Мое первое открытие»


Секция «Чудо всюду»

Работу выполнил: Урядов Дмитрий

ученик 1 класса

Руководитель: Ребнева Лидия Викторовна

учитель начальных классов

2022 год

Содержание

I. Введение………………………………………………………………………3

II. Основная часть…………………………………………………………4 - 7

Тайна 1. «Что такое звезда? Рождение звезды»……………………………….4

Тайна 2. «Цвет и температура звёзд»………………………………………4 - 5

Тайна 3. «Блеск и размер звёзд»……………………………………………5 - 6

Тайна 4. «Жизненный путь и возраст звёзд»………………………………6 - 7

III.  Практическая часть …………………………………………………..7 – 9

3.1. Эксперименты……………………………………………………………7 – 8

3.2. Анкетирование учащихся……………………………………………….8 – 9

IV. Заключение………………………………………………………………….9

V. Список используемой литературы и интернет-ресурсов………………9

Приложение…………………………………………………………………10 - 13

I. Введение

Каждый человек любит смотреть на звезды. Мы постоянно видим их по ночам. Они притягивают наше внимание особым, завораживающим сиянием. Наши предки полагали, что они могут влиять на нашу судьбу и на наше будущее. Кто - то просто восхищается красотой ночного неба, а кто-то пытается разгадать загадки и тайны звёзд.

Актуальность: На уроке окружающего мира мы изучали тему «Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?» В течение урока у меня и моих одноклассников возникло очень много вопросов: Как устроены звёзды? Отчего они зажигаются и гаснут на небе? Почему они видны только ночью?

Учёные провели много исследований, открыли много нового. Про звезды написаны книги, сняты познавательные фильмы, но многие люди не знают тайн звездного неба. Не знаем их и я, и мои одноклассники. А всё потому, что мы мало интересуемся этой темой.

Я решил подробнее узнать, какие тайны хранят звёзды. И снова у меня появилось много вопросов. Я спрашивал у родителей, у бабушки, у учителя. И тогда Лидия Викторовна предложила мне создать своё первое открытие и поделиться им с одноклассниками.

Тема исследования: Какие тайны хранят звёзды?

Проблема: Мне, как и многим другим, очень нравится смотреть на звёздное небо. Но ведь я, мои одноклассники и окружающие нас люди так мало знаем о звёздах!

Гипотеза исследования: возможно, поиск ответов на мои вопросы, поможет приоткрыть некоторые тайны звёздного неба.

Объект исследования: звёздное небо.

Методы исследования:

  • работа с литературными источниками и интернет;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • опрос;
  • обобщение и создание презентации.

Цель моего исследования: Расширить знания о звёздах, рассказать о тайнах звёзд окружающим.

Задачи:

1. Провести опрос среди одноклассников и выяснить, что они знают о звёздах.

2. Узнать, что такое звезды и как они устроены?

3. Узнать, чем звёзды отличаются друг от друга? Отчего они зажигаются и гаснут на небе?

4. Изучить литературу по заданной теме;

5. Провести наблюдения за ночным и дневным небом;

6. Провести эксперимент и сделать выводы;

7. Поделиться с одноклассниками новыми знаниями.

II. Основная часть

Тайна 1. «Что такое звезда? Рождение звезды»

Наука, изучающая звезды, называется астрономия (от греч. Астра звезда») Чтобы наблюдать за звёздами был изобретён специальный прибор – телескоп. С греческого языка телескоп переводится как «далеко вижу». С его помощью астрономы на специальных станциях, наблюдают и изучают звёздное небо.

В древности люди считали, что звёзды - это горящие фонарики, закреплённые на небе. Но это не так!

Звёзды – это огромные раскалённые светящиеся шары. С Земли мы воспринимаем их свет как серебристый блеск. Это происходит потому, что звезды образованы горящими газами - водородом и гелием, а эти газы, при горении, выделяют свет и тепло.

Рождение звезды происходит примерно так: сначала в космическом облаке образуется сгусток, состоящий из межзвёздного газа. Вращаясь с огромной скоростью, он увеличивается в размере и, когда его масса возрастает в несколько раз, под действием силы притяжения он начинает сжиматься. Внутри этого сгустка температура повышается до 10 миллионов градусов, он начинает светиться, вот тогда на небе и вспыхивает яркая звезда. По звездам часто ориентируются летчики, моряки, туристы, путешественники, разведчики. Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и другие.

Вывод 1: Звёзды – это огромные раскалённые светящиеся, вращающиеся шары, состоящие из газа. Звёзды светят потому, что при вращении с огромной скоростью они увеличиваются в размерах,  внутри  температура повышается до 10 миллионов градусов, и они начинают светиться.

Тайна 2. «Цвет и температура звёзд»

На уроке окружающего мира Лидия Викторовна предложила нам поработать с пластилином и вылепить модели звёзд. Я задумался: «Странно, а почему мы лепим шарики разного цвета, если звёзды на небе серебристые?

Оказывается, звёзды вовсе не одинакового цвета. Есть среди них ослепительно белые, голубоватые, есть желтые, а есть красноватые. Поэтому и модели звёзд мы лепили разного цвета.

Цвет звезды зависит от ее температуры. Учитель спросила нас о том, знаем ли мы, какого цвета самые горячие звёзды? Все ученики ответили: оранжевые и красные (ведь огонь костра оранжевый). Я согласился с ответами и добавил, что люди от жары краснеют, а от холода синеют.

Изучая литературу, я узнал, что у звёзд всё по-другому, всё наоборот. Самые горячие и яркие звёзды – синие и голубые, температура их поверхности более 30 тысяч градусов. У белых звёзд температура на поверхности составляет 10 тысяч градусов. Самые яркие из них – Вега и Сириус. Затем идут жёлтые и оранжевые звёзды, к их разряду относится Солнце. Оно имеет температуру 6 тысяч градусов на поверхности. Чем ниже температура звезды, тем она краснее. Красные звёзды сравнительно холодные, температура их поверхности 3000 градусов и ниже. Звёзды еще более холодные называют инфракрасными звёздами.

Есть такие звёзды, которые меняют свою яркость. Иногда это видно даже невооруженным взглядом. Такие звёзды называют переменными. Среди них самая близкая к нам – Полярная звезда и самая яркая звезда небосклона – Альдебаран.

Вывод 2: Звёзды на небе разного цвета. Различие в их цвете объясняется тем, что звёзды имеют разную температуру. Красные и инфракрасные звёзды – самые холодные, их температура составляет примерно 3000 градусов. Жёлтые, как наше Солнце, имеют среднюю температуру, равную примерно 6000 градусов. Самые горячие – белые, синие и голубые звёзды, их температура составляет 30000 градусов и выше.

Тайна 3. «Блеск и размер звёзд»

Солнце – это ближайшая к нашей планете звезда. Это огромный пылающий шар. Нам оно кажется маленьким кружком лишь потому, что находится от Земли на очень большом расстоянии -150 миллионов километров. Чтобы доехать до него на автомобиле со скоростью 80 км/ч, то пришлось бы ехать без остановки 200 лет.

Остальные звёзды, по сравнению с Солнцем, кажутся нам светящимися точками, потому что находятся на очень далеком расстоянии от нас. И эти светящиеся точки имеют огромную силу света, то есть светимость. У самых сияющих звезд яркость во много миллионов раз больше, чем у Солнца, хотя встречаются звезды, чьё свечение в миллионы раз меньше.

Судя по моделям звёзд, которые мы лепили из пластилина, можно сделать вывод: звезды не одинаковы и по величине. Это на самом деле так. Многие из них гораздо крупнее Солнца и ярче. Их называют голубыми гигантами. Альдебаран – звезда-гигант оранжевого цвета. Самые крупные звезды больше Солнца в 700 раз.

Звёзды еще больших размеров и мощной светимости – сверхгиганты (бело-голубая звезда Ригель).

Звезды, уступающие по размерам Солнцу, называются карликами, а самые маленькие – белыми карликами.

Вывод 3: Звёзды находятся от нас очень далеко, но они имеют огромную силу света, поэтому мы видим их невооружённым глазом. Существуют звёзды гораздо ярче Солнца и более тусклые. По размерам звёзды делятся на сверхгиганты, гиганты и карлики.

 Тайна 4. «Жизненный путь и возраст звёзд»

Изучая информацию, я узнал, что возраст звёзд можно узнать по их температуре и цвету. Оказывается, чем меньше температура звезды, тем она старше. Значит, красные звёзды – самые старые, жёлтые и оранжевые – среднего возраста, а белые и голубые – это самые молодые звёзды. Каждая звезда проходит все степени возраста: от молодости до старости.

Оказывается, звезды, как люди, имеют свой жизненный путь, пройдя который, они исчезнут. Сколько же лет живут звёзды? Крупные яркие звёзды живут всего 10 млн. лет, а звёзды средней величины, как наше Солнце, - 10 млрд. лет. Учёные называют Солнце «жёлтой старушкой», так как возраст его около 5 млрд. лет.

Если звёзды рождаются, значит они когда-то и умирают. Это действительно так.  Когда у звезды кончается горючее внутри, она начинает умирать. Ее газовая оболочка расширяется, приводя к появлению звезды, именуемой красным гигантом. Потом она остывает, превращаясь в белого карлика. В конце концов звезда погибает и становится чёрной.

Вывод 4: Звёзды рождаются и умирают. Солнце - это жёлтая звезда, которая прошла почти половину своего жизненного пути.  По истечении времени, оно станет красным гигантом, после чего превратится в белого карлика, а в конечном итоге останется черным карликом.

III.  Практическая часть

Невооружённым глазом ночью на небе можно увидеть множество звёзд. Если взять телескоп, то можно увидеть ещё больше. 

Куда же прячутся звёзды днём? Ведь днём звёзд на небе не видно.

3.1. Я решил провести эксперименты.

Эксперимент 1. «Звезда на небе днём и ночью». 

Цель: Показать, как солнечный свет влияет на яркость звезд.

Оборудование: Фонарик.

      Сначала я взял фонарик и представил, что он – звезда. Включил фонарик днём - света фонарика почти не видно, так как днём светит Солнце. С наступлением ночи фонарик ярко светит. Значит, виною всему Солнце. (ПРИЛОЖЕНИЕ    )

     Вывод: Звёзды не ложатся спать и не уходят с небосвода днём. Они светят постоянно, но из-за яркого солнечного света мы не можем их видеть.

Эксперимент 2. «Звёздное небо в доме». 

Цель: Создать модель звёздного неба в комнате и показать влияние солнечного света на звёздное небо.

Оборудование: Фонарик, дуршлаг, подставка из скороварки.

       Я решил создать у себя дома частичку звёздного неба. Вечером я включил свет – он играл роль Солнца, потом включил фонарик и стал держать над ним предметы, которые взял у мамы на кухне. Ничего не было видно, так как в комнате было светло. Потом я выключил свет и представил, что Солнце скрылось. В комнате стало темно. Но фонарик продолжал светить – я его не выключал. Я взял те же предметы. У меня получилось звёздное небо и разные узоры из звёзд. Получилось очень красиво!

      Вывод: мои эксперименты доказывают, что звёзды на небе светят и днём, и ночью. А не видно их потому, что днём Солнце затмевает их сияние своим ярким светом. Но как только оно садится - далёкие звёзды становятся нам видны.

Эксперимент 3. «Звёзды и расстояние».

Почему все звёзды, кроме Солнца, кажутся нам маленькими светящимися точками?

Цель: Показать, как размер звезды зависит от расстояния.

Оборудование: Уличный фонарик.

Сравним звезды с уличным фонарём. Полюбуемся, как ярко он светит. Начинаем отходить от него всё дальше и дальше, примерно на 20 метров. Светящийся фонарь при удалении становятся всё меньше и меньше.

Вывод: Звёзды кажутся нам светящимися точками потому, что находятся на очень далёком расстоянии от нас. Чем больше расстояние до звезды, тем она мельче.

3.2. Анкетирование учащихся

После проведённых экспериментов и исследования у меня появилось огромное желание поделиться новой информацией с одноклассниками. Возникли вопросы: «А что знают о звёздах мои одноклассники?», «Интересна ли будет им эта тема?» Мы приняли решение провести анкетирование. В анкете было представлено 8 вопросов. Участвовали 27 учащихся 1 класса.

По результатам анкетирования мы выяснили, что уровень знаний ребят по данной теме достаточно низкий. Но заинтересованность в изучении тайн звёздного неба очень высока. У ребят есть желание узнать много нового. 

1

2

3

4

5

Многое знают о звёздах

Имеют общее представление

Знают мало информации о созвездиях

Интересна данная тема. Есть желание узнать много нового.

Не интересуются данной темой.

2

9

16

                23

         4

 

IV. Заключение

Звёздное небо всегда притягивало взгляды людей. Оно прекрасно и наполнено тайнами. И многие из них мы можем узнать, стоит только захотеть. Работая над данной темой, я узнал много нового. Мне было очень интересно и увлекательно.

     Цель работы была достигнута, задачи выполнены. Моя гипотеза подтвердилась: действительно, поиск ответов на мои вопросы, помог мне узнать некоторые тайны звёздного неба.  Я уверен, что полученные мною знания, эксперименты и результаты будут интересны и ученикам, и взрослым.

     То, что я рассказал в своем докладе, это малая часть всего того интересного, что изучает наука под название Астрономия! Загадки звёздного неба мне кажутся бесконечными и в процессе работы у меня возникло ещё несколько вопросов: «Сколько звёзд на небе?», «Какие бывают созвездия?», «Движутся ли звёзды?», «Как ориентироваться по звёздам?». Я продолжу раскрывать тайны звёздного неба и расскажу об этом окружающим.

V. Список используемой литературы и интернет-ресурсов

1. Левин Б.Ю., Радлова Л.Н. «Астрономия в картинках» Изд. «Детская литература», Москва 1967г. 36 л.

2. «Детская энциклопедия», т. 2 редактор тома В.А. Касименко, изд. Академии педагогических наук РСФСР, редакция Детской энциклопедии, Москва, 1958г. 541 л.

3. Новая детская энциклопедия/Москва «РОСМЭН» 2006

4. Природоведение/Атлас для школьников

5. http://bip-ip.com/planetyi-zvezdyi-galaktiki

6. tms.ysty.ru/why63.php

7. www.lassy.ru/news/zvezdi _i_planety

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

1) Что такое звезда?

А) Маленькая светящаяся точка на небе;

Б) Раскалённый газовый шар;

В) Планета

2) Какого цвета звёзды?

А) Серебристые

Б) Золотистые

В) Разноцветные

3) Солнце – это самая большая звезда?

А) Да

Б) Нет

В) Затрудняюсь ответить

4) Какого размера звёзды?

А) Все звёзды очень маленькие;

Б) Все звёзды очень большие;

В) Есть звёзды крупнее и мельче Солнца.

5) Сколько лет живут звёзды?

А) Миллионы лет и более;

Б) Меньше тысячи лет;

В) Никогда не умирают.

6) Горячие ли звёзды?

А) Горячие

Б) Холодные

В) Тёплые

Г) Горячие, холодные, тёплые.

7) Интересна ли вам тема «Тайны звёздного неба»?

А) Да, очень;

Б) Нет;

8) Хотите ли вы узнать как можно больше нового по данной теме?

А) Да, очень хочу.

Б) Нет, мне это неинтересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...

Проект "Тайны снега". Проектно - исследовательская работа "Шаг в будущее" (региональный уровень)

Проектно - исследовательская работа "Шаг в будущее" (конкурсная работа - региональный уровень) - 2013г. "Тайны снега" -1 место.- Научная работа "Тайны снега"- Аннотация- ...