Воспитательные аспекты исследовательской и проектной деятельности Педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности
проект

Гусарова Светлана Александровна

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда находилась, и еще долгое время будет находиться, в центре внимания общества. Нестабильная политическая ситуация в стране, снижение уровня гражданско-патриотической воспитанности школьников и молодежи определяют пристальное внимание государства к данному направлению воспитании. Происходящие в нашей стране изменения уже влекут за собой реорганизацию образовательной и воспитательной системы, что в конечном итоге приводит к коррекции социального заказа школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательные аспекты

исследовательской и проектной деятельности

Педагогический потенциал проектно-исследовательской деятельности в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников во внеурочной деятельности

Гусарова Светлана Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ села Кошки

Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда находилась, и еще долгое время будет находиться, в центре внимания общества. Нестабильная политическая ситуация в стране, снижение уровня гражданско-патриотической воспитанности школьников и молодежи определяют пристальное внимание государства к данному направлению воспитании. Происходящие в нашей стране изменения уже влекут за собой реорганизацию образовательной и воспитательной системы, что в конечном итоге приводит к коррекции социального заказа школе.

Цель образовательного учреждения в рамках данного направления в воспитании является создание условий, способствующих формированию личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами,

Гражданско-патриотическое воспитание, прежде всего, должно быть направлено, на сплочение народов, проживающих на территории России, укрепление межличностных отношений, что в дальнейшем позволит каждому гражданину понять, кем он является по отношению к обществу и человечеству в целом.

Наиболее подходящим для организации гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день является младший школьный возраст. Именно в данный период важно вовлечь ребенка в насыщенную гражданско-патриотическую деятельность.

Можно выделить следующие направления гражданско-патриотического воспитания:

- Духовно-нравственное направление. Основная цель данного направления заключается в формировании нравственно устойчивой личности, с присущими ей моральными качествами. Неотъемлемой частью в воспитании также является формирование уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям, формирование социальной активности, направленной на служение интересам своей Родины.

- Культурно-историческое направление предполагает воспитание у подрастающего поколения чувства любви к своей «малой» и «большой» Родине, формирование интереса к изучению культурного наследия своей страны; вовлечение младших школьников в работу по сохранению культурных и исторических памятников; формированию толерантного отношения к народам, проживающим на территории Российской Федерации.

- Гражданско-правовое направление направлено на изучение: государственной системы Российской Федерации; знакомство с основными законами государства; государственной символикой; правами и обязанностями граждан Российской Федерации.

- Военно-патриотическое направление включает в себя изучение военной истории России, боевых подвигов участников Великой Отечественной войны и достижений тружеников тыла, организацию встреч школьников с ветеранами войны и труда и т.д.

Как показывает практика, очень важно своевременно приобщить ребенка к истинной культуре, сделать его творцом, а не потребителем. В реализации гражданско-патриотического воспитания младших школьников необходимый педагогический потенциал имеет проектно-исследовательская деятельность. Она устанавливает и поддерживает живую связь времён и поколений, их преемственность.

Главной задачей проектной и исследовательской деятельности является вовлечение учащихся в активный познавательный поиск. В ходе работы над проектом необходимо создавать условия для самовыражения личности, помогать реализовывать интеллектуальный потенциал, трансформировать знания умения и навыки в творческую работу.

В первом классе мы с детьми только начинаем погружаться в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества учеников, учителя и родителей. При этом, родители, наши первые помощники! Чаще всего вся семья становится участниками наших проектов.

На этом этапе первоклассники знакомятся с разными способами получения информации; овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); учатся представлять результаты деятельности в виде рисунка, моделей, макетов. Начинается работа над проектами с изучения ближайшего социума ребенка – семьи и осуществляется в рамках духовно-нравственного направления. Целью работы является формирование уважительного отношения к семье, родителям, семейным традициям.

Работа над проектом «Моя родословная» идет под девизом: «Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя». В.О.Ключевский.

Результатом деятельности первоклассников и их родителей стало родословное древо.

Второе направление, в рамках которого осуществляется гражданско-патриотическое воспитание, – культурно-историческое. Целью данного направления является формирование интереса к изучению культурного наследия своей страны; вовлечение младших школьников в работу по сохранению культурных и исторических памятников.

В результате такой деятельности появились работы: «Улочки-шкатулочки», «Путешествуй по селу, узнавай историю…», «Как не любить нам эту Землю!», «Люблю село с названьем Кошки», «Семь чудеснейших мест села Кошки».

Третьим направлением работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся стало гражданско-правовое направление. Оно направлено на изучение: государственной системы Российской Федерации; знакомство с основными законами государства; государственной символикой; правами и обязанностями гражданин Российской Федерации. По данному направлению была организована работа над исследовательским проектом: «Символика Самарской области и муниципального района Кошкинский». Выпущена книга Символов Самарской области и Кошкинского района, которая успешно может быть использована другими классами для изучения родного края.

Завершающим направлением работы по гражданско-патриотическому воспитанию стало военно-патриотическое направление. Оно включает в себя изучение военной истории России; боевых и трудовых подвигов героев Великой Отечественной войны; встречу обучающихся с ветеранами войны и труда.

Очень интересными и масштабными стали проекты «Во что играли дети войны?», «Горький хлеб Победы», «Весточка от нас».

На протяжении многих лет мы с моими учениками используем в работе исследовательские проекты. Обучающиеся исследуют историю создания исторических и культурных объектов села Кошки, недвижимые объекты историко-культурного наследия (памятники истории и культуры) как современных, так и старинные.  Проекты, с которыми выступали ребята, получила высокую оценку жюри на школьных, окружных и региональных конференциях.

Та работа, которую мы проводим с ребятами, направлена на изучение и сохранение историко-культурного наследия, позволяет им учиться ценить и преумножать созданное и сохраненное предыдущими поколениями, открывает широкие возможности для воспитания юных патриотов, обогащению их опыта.

Литература

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание / – М.: Скрипторий, 2016. – 112 с.
  2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания. – // М.: «Завуч», № 1, 2001. 82с..
  3.  Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность//Русская культура. – М.:Искусство, 2000. 270с.
  4.  Базовые национальные ценности как основа сохранения гражданской идентичности и укрепления межэтнических отношений. Ценности или технологии? Вектор изменения человека: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции для педагогических работников. - Самара, 2020. – 233 с.
  5. Наследники великой Победы. Сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников. Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 120 с.
  6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: метод. Пособие для школьных администраторов, учителей, кл. руководителей, педагогов доп. образования / Авт.- сост. А. Н. Вырщиков и др. – М.: Просвещение, 2013. – 330 с.
  7. Слипченко Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2016. – 153 с.
  8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: Учеб. Пособие / Н.Ф. Яковлева. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 145 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время

Вопрос духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деяте...