гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
статья на тему

 

 

 

                                 Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, становления гражданской позиции подрастающего поколения использовалась педагогами с незапамятных времен. Воспитание интереса к родному городу, к его изучению, воспитание уважительного отношения к памятникам истории и архитектуры, воспитание не только хранителя ценностей предыдущих поколений, но и активного созидателя современности – мы считаем важнейшей задачей, решение которой необходимо начинать как можно раньше.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kraevedenie.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре издавна было краеведение. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо хорошо знать его.

Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, становления гражданской позиции подрастающего поколения использовалась педагогами с незапамятных времен. Воспитание интереса к родному городу, к его изучению, воспитание уважительного отношения к памятникам истории и архитектуры, воспитание не только хранителя ценностей предыдущих поколений, но и активного созидателя современности – мы считаем важнейшей задачей, решение которой необходимо начинать как можно раньше.

Познание и оценивание с личных позиций культурного наследия родного края происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, любви и привязанности к Родине, закладывается представление о социальных ценностях.

Знакомство школьников с родным краем происходит уже на начальной ступени образования, как в процессе изучения школьных предметов, так и во внеурочное время. Эти первоначальные знания закладывают систему представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения.

Целями начального этапа развития школьников в этом направлении могут стать: знакомство с лучшими духовными и культурными традициями своей школы, района; формирование умения ориентироваться в окружающем территориальном и социальном пространстве.

Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Также отметим и многоаспектность содержания краеведческого образования, так как в нем сочетаются история, география, экология и этнография, фольклор и топонимика. Это способствует осознанию ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира. В результате обучения школьник получает целостную картину своего окружения. 

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания. Поэтому, мы считаем, что эффективная реализация задач краеведческого образования в рамках традиционных форм обучения (урок) затруднительна. И здесь существенную помощь может оказать внеурочная краеведческая деятельность, имеющая ряд преимуществ:

1.    Нет жесткой регламентации времени.

2.   Может носить системный характер (работа кружков, клубов по интересам в течение определенного времени). Другой вариант – проведение эпизодических или разовых мероприятий: вечеров, конкурсов и т.д.

3.     Участие в них детей носит добровольный характер, определяется их интересами.

4.    Предполагают большую вариативность проблематики и форм занятий, свободу педагога в их выборе.

5.  Определяющее значение имеет практическая сторона знаний, направленная на совершенствование разнообразных умений и навыков.

6.  Преобладание эмоционального аспекта над информационным (обращение к разуму через эмоции).

Внеурочная краеведческая работа не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Школьники приобретают навыки самостоятельного поиска и  усвоения материала, расширяют общеобразовательные знания, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности. Самым важным методическим отличием является то, что город изучается в непосредственном общении с ним, с реальными, подлинными памятниками культурного наследия.

Тематика работы по краеведению во внеурочной деятельности, может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу.

Необходимо также отметить и тот факт, что внеурочная краеведческая работа, во время которой происходит освоение ребенком культурного потенциала города, может стать одним из факторов для усвоения ценности семейного общения, семейных и народных традиций, одним из способов укрепления семьи. Этому способствует вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс на этапе получения знаний, подготовки и проведения мероприятий, оценке результатов деятельности, а также взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволит обогатить содержание и формы краеведческой работы.

В своей работе мы используем такие методы и приемы работы как: интегрированные занятия («Иностранцы в Петербурге» на примере творчества К.И.Росси, «Эмблема для школы»),  бинарные занятия («Мама, папа и я – спортивная семья»), занятия в форме педагогической мастерской («Архитектурный облик Петербурга»)  или с использованием проектной деятельности («Реликвии моей семьи», «Воскресный день с семьей»), учебные прогулки («Город и горожане – осень в Петербурге», «Путешествие по Центральному району» и участие в городском конкурсе «Жили-были улицы»), образовательные экскурсии («Вокруг Казанского собора», «А где ты работаешь?»), практические занятия (подготовка к районному конкурсу по ПДД), «минутка познавательной истории». (Занятие длится 5-10 минут и может проводиться в любое время и в любом месте. Учащиеся имеют возможность задать интересующий их вопрос или поделиться интересной информацией. Предпочтение отдается краеведческой направленности содержания информации. Так последнее обсуждение затрагивало вопрос происхождения и написания слов винегрет и оливье, а также вопрос: «Почему Петр 1 не ел их», «Могут ли рыцари, мушкетеры и амазонки служить в современной Российской армии?»).

Проведенный нами мониторинг, целью которого было выявление влияния активных форм внеурочной работы на усвоение учащимися краеведческих знаний, способности учащихся воспроизводить полученные краеведческие знания и жизненный опыт, обобщать и творчески их переосмысливать, умения отражать свои краеведческие знания на уровне «включения» воображения, позволяет утверждать, что у младших школьников можно сформировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их гражданского и духовно-нравственного воспитания. В ходе внеурочных занятий по краеведению интерес младших школьников к родному городу, к его истории и культуре существенно вырос. Педагоги, работающие с учащимися на уроках, отмечают активность  и инициативность, стремление к дополнительному самостоятельному получению знаний, творческий подход к выполнению заданий, желание участвовать в подготовке и проведении школьных и классных мероприятий.  

Значение внеурочной краеведческой работы в органической связи с жизнью, нацеленностью на практическое изучение и освоение среды. При правильной организации она может стать тем связующим звеном, которого не хватает для объединения знаний по литературе, истории, географии, актуализации их, для перенесения этих знаний из чисто теоретических в практически значимые. Ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история государства - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом и настоящем родного края.

Необходимо отметить, что краеведческая работа способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном крае, участвовать в развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Работа по формированию краеведческих знаний младших школьников, и в частности с использованием активных форм внеурочной деятельности, имеет важное значение в становлении такой личности, которая будет сочетать  в себе  духовное  богатство,  истинные  эстетические  качества,   нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»

Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Р.Оуэн В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменени...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР

Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...