Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Жук Светлана Леонидовна

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektzhuk.docx38.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63

с углубленным изучением английского языка

Кировского района г. Новосибирска

Педагогический проект

«Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала во внеурочное время»

(1-4 классы)

                  Выполнила: учитель начальных классов Жук С.Л.

89231400431

svetaguk66@mail.ru

Актуальность.

 Воспитание экологической культуры – важная задача \социально-культурной ситуации ХХI века. В условиях глобального экологического кризиса усиливается значение природоохранного образования в начальной школе как этапа в развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» ставит своей задачей создание системы непрерывного многостороннего экологического образования.

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место  в Природе.

В Федеральном компоненте государственного стандарта образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.

Проблема.

 Для выяснения знаний об экологии у учащихся 1 класса был проведен опрос детей. Он показал, что дети не осознают своё место в мире природы, среди других, у них недостаточно сформированы представления об экологии, об экологических проблемах, которые существуют. Заполнить пробел этих знаний возможно при изучении таких учебных дисциплин как русский язык, окружающий мир, а также во внеурочной деятельности учащихся.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы.

Исходя из вышеописанной проблемы, были поставлены цели:

  1. Организовать систему работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время.
  2. Сформировать навыки экологического поведения и экологической культуры учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи:

  1. Формирование активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
  2. Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
  3. Мотивация детей к самостоятельной и творческой деятельности;
  4. Развитие личностно значимых качеств учащихся.

Программа реализации проекта

  1. Проведение входного и выходного анкетирования.
  2. Посещение курсов, семинаров, конференций по данной тематике.
  3. Создание банка методической литературы по данной тематике.
  4. Разработка дидактического материала, тематических занятий, мероприятий.
  5. Создание сборников детских творческих работ по краеведению и экологии.

Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде ее гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому нужно использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства, технологии в работе, которые, воздействуют на эмоциональную и чувственную сферы личности. 

Сроки реализации проекта.

Проект рассчитан на четыре года обучения детей в начальной школе.

Реализация проекта

Реализация проекта проходит в рамках расширения учебного и личного пространства поэтапно.

В каждой из этих областей идет изучение по определенным критериям:

  1. Сказки, легенды моего дома, двора, школы и т. д.
  2. Интересные факты из истории дома, двора, школы…
  3. Природные объекты моего дома, класса, школьного двора…
  4. Как я отношусь к своему дому, школе, городу…и как дом, школа, город и т.д. относятся ко мне.
  5. Технический прогресс. Польза и вред для дома, города, мира…
  6. Наши маленькие мечты и фантазии. Как сделать наш дом, класс…мир лучше?

Основные формы работы:

Экскурсии

 Классные часы

 Уроки здоровья

 Тематические беседы

 Прогулки

 Творческие мастерские

Также широко используются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки по городу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участия в работах на пришкольном участке, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результаты:

         В результате работы учащиеся создали следующие проекты:

  1.  «Кормушки нашего двора»
  2. «Сохраним пресную воду»
  3. «Мое любимое животное».
  4. «Загадки школьного двора»
  5. «Книга экомечты»
  6. «Наш план школьного двора»

Ожидаемые результаты:

  1. Составление методической копилки заданий экологического содержания на уроках и во внеурочное время.
  2. Появление у учащихся новых образований:

-  интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

     3. Повышение экологической грамотности и культуры среди учащихся и родителей

        Показателями экологической культуры учащихся, на мой взгляд, могут служить:

-  наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;

- сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;

- выполнение научных исследований по экологической тематике;

- практикоориентированность имеющихся экологических знаний, применимых в быту (сохранение воды, электроэнергии и т. п.)

Механизмы оценки результатов

  1. На входе и выходе реализации проекта проводится анкетирование и  сравниваются показатели уровня экологической культуры учащихся до и после реализации проекта.
  2. Создается портфель достижений учащихся с результатами  участия их в акциях (фотоотчеты, благодарности), мероприятия разного уровня (грамоты, дипломы, награды),  олимпиадах разного уровня (грамоты, дипломы), научно-исследовательских конференциях разного уровня (грамоты, дипломы) экологической направленности.
  3. Участие детей в олимпиаде «Человек И Природа» - 65% учащихся в 1 классе и 68% во 2 классе. Двое детей вошли в тройку лучших по школе.
  4. Участие детей в групповом конкурсе по краеведению «Мир на ладони» - 2 место во 2 классе.

Дальнейшее развитие проекта

  1. Преемственность в развитии проекта при переходе учащихся в среднее звено обучения.
  2. Применение полученных результатов деятельности для анализа и усовершенствования.
  3. Использование накопленного материала для будущих первоклассников.
  4. Преемственность в общении учащихся среднего звена с будущими учениками с целью передачи ими накопленного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"

Данный материал является кратким  описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....

гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности

                               Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...