ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
статья

Кухаренкова Светлана Вячеславна

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Кухаренкова Светлана Вячеславна,

учитель начальных классов

МБОУ «Ленинская ОШ»

Хиславичского района Смоленской области

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

Перспективы разрешения экологических проблем на всех уровнях (мировом, региональном) зависят от всеобщей экологической грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной экологической ситуации. Именно она определяет острую необходимость формирования экологического мышления, «экологизации всех наук, всех сфер человеческой деятельности». Поэтому так актуально в настоящее время экологическое воспитание подрастающего поколения. Немаловажную роль в этом процессе играет краеведческая работа в школе, которая осуществляется как на уроках окружающего мира, Азбуки Смоленского края, так и во внеурочное время. (Слайд 2). Региональный курс интегрируется с федеральным и его изучение проходит на уровне начального образования, так как федеральная программа по «Окружающему миру» определяет место и время изучения материала о природе родного края. Региональный компонент «Азбука Смоленского края», содержит огромный потенциал для экологического воспитания младших школьников.

При экологическом воспитании одним из условий формирования экологической культуры и является ознакомление младших школьников с экологическими проблемами и природной средой той местности, в которой они проживают. Большое значение в этом процессе играет краеведческая работа в школе.

Система экологического воспитания в нашей школе сложилась внутри учебно-воспитательного процесса и продуктивно действует в течение всего периода обучения в школе.

При этом на уровне начального образования закладываются основы экологического воспитания. Ребенок должен понимать «что такое хорошо и что такое плохо» в его поведении по отношению к окружающей природе.

При изучении мира природы «Азбуки Смоленского края» моих ребят особенно увлек материал о жизни животных. В результате общения по этой теме, они захотели подробнее изучить жизнь птиц Смоленской области, узнать, какие животные занесены в Красную книгу. Мы решили провести акцию «Покорми птиц зимой» (Слайды 3,4) и сделать проект «Наши пернатые друзья». Ребята готовили фотографии (Слайд 5), рисунки, создавали проекты, находили интересную информацию о жизни животных, обитающих и исчезающих в нашей области. Защищали свой проект учащиеся на уроке в рамках экологической недели в начальной школе. Мы, конечно, не спасем всех птиц зимой, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши сады и парки. Дети понимают, что помогая зимой птицам, мы не даем им погибнуть от холода и голода, а они в свою очередь оберегают наши сады. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне дела. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать птиц у кормушки!

Часто с ребятами проводим выставки, которые стараемся приурочить к проведению экологического дня или экологической недели, например, конкурс рисунков «Нет милей чудес, чем наш русский лес», приуроченный к Международному Дню леса, «Вода - источник жизни», приуроченный к Всемирному Дню воды, конкурс плакатов «Будь природе другом!» (Слайд 6), конкурс фоторабот «Удивительное рядом» (Слайд 7). Ребята показывают отчёт о проведённой исследовательской работе, плакаты в защиту природы, рисунки и стихи о природе, написанные самими детьми.

При формировании экологической культуры на уроках большее количество времени уделяю проектной и исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться, проектировать собственную предметную деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что способствует культурному самоопределению. Впоследствии он переносит приобретённый опыт на свои поступки в обыденной жизни. Совместная проектная деятельность оказала положительное влияние на формирование экологического воспитания моих учеников.

Интересной оказалась работа по изготовлению книжки-малышки «Жалобная книга природы».

Трудно представить, сколько тайн хранит земля русская, а сколько она таит опасностей представить еще сложнее. Поэтому ребята собрали и обобщили материал о самых опасных и ядовитых растениях, растущих на территории Смоленской области.

В ходе реализации проекта «Лекарственные растения Смоленской области» дети не только узнали названия лекарственных растений и их внешний вид, но также их лечебные качества. Путем исследования познакомились со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности. Данная работа способствует осознать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Традиционными  в нашей школе стали экскурсии по экологической тропе. На разных остановках мы изучаем особенности растительного и животного мира нашей местности. Данные экскурсии помогают обсудить проблемы экологии, определить «друзей» и «врагов» своей малой родины.

Для обучающихся и их родителей мною  был составлен буклет «С любовью к природе». (Слайды 9,10). Данное пособие помогло раскрыть мир живой природы, познать его во всем многообразии, научило любить и беречь окружающий мир.

Большую роль в стимулировании познавательного интереса к изучению природы родного края занимают дидактические игры («Красная книга», «Чистая река» и др.), организованные в форме путешествий, экспедиций, квестов, аукционов, а также загадки, кроссворды, викторины. (Слайд 10)

На практике я убедилась в том, что использование содержания данного курса «Азбука Смоленского края» создаёт условия для экологического воспитания, формирует у детей экологические знания.

Учебная книга «Азбука Смоленского края» на протяжении многих лет является моим помощником. И каждый раз я испытываю огромное желание вместе со своими учениками глубже изучать свой родной край, его природу.

Итоговые уроки по интегрированному курсу я провожу в виде защиты проектов. Мои ученики с удовольствием выполняют предложенные им задания и показывают хорошие результаты.

Качественно выполненные работы учащихся позволяют сделать вывод о том, что методы и приёмы моей работы способствуют воспитанию любви к родному краю.

Таким образом, экологическое воспитание - важнейшая задача школы. Это приоритетное направление в работе нашей школы, которое осуществляется с учетом возраста обучающихся и имеет конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.

Экологическое направление обладает потенциалом комплексного развития и реализации всех программ духовно-нравственного воспитания и программ формирования универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Результатами экологического воспитания можно считать:

  • увеличилось количество обучающихся, вовлеченных в экологическую деятельность;
  • повысилась активность, инициатива, творчество обучающихся при проведении экологических мероприятий;
  • в исследовательскую деятельность стали вовлекаться учащиеся не только 4 – х классов, но и 2-3 классов;
  • расширился кругозор учащихся о природных богатствах родного края, его экологических проблемах и способах их решения;
  • родители учащихся стали активными участниками учебно-воспитательного процесса.

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

(Слайды 10,11)

Литература

  1. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы.Ч.1 – Изд.2-е, исп. и доп./ С.А. Болотова – Смоленск: Русич, 2004.
  2. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной  школы.Ч.2 – Изд.2-е, исп. и доп. /С.А. Болотова, О.В.Сибиченков. – Смоленск: Русич, 2004
  3. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной  школы.Ч.3 – Изд.2-е, исп. и доп./ С.А.Болотова, Т.П, Довгий, О.В.Сибиченков. – Смоленск: Русич, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала

Доклад на тему "Эстетическое воспитание младших школьников при изучении геометрического материала"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...

Методика исследования по теме ВКР "Экологическое воспитание младших школьников при изучении естествознания".

На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. Всестороннее, далеко неблагополу...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....