конспект урока в 4 кл. "Природные зоны Отечества. Тундры"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Патрина Любовь Васильевна

в ходе урока обучающиеся позакомятся с природнойзоной тундры на территории РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Природная зона « Тундра»».

Цель:

  • Сформировать представление о природной зоне тундры;
  • Познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром тундры;
  • Развивать познавательный интерес, умение сравнивать и анализировать;
  • Развивать умение работать с картой;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карта природных зон России, карточки с индивидуальными заданиями, разноуровневые карточки, мультимедийная система, презентация «Тундра», презентации учеников, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Нас ждет сегодня дорога

И узнать нам нужно много.

Мы будем снова наблюдать

Выводы делать и рассуждать.

- Итак, начинаем наш урок. Предстоит нам поработать много.

Посмотрите на план урока. Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Что от нас потребуется, чтобы выполнить план урока? ( внимание, активность, трудолюбие, взаимовыручка).

Пожелаем друг другу успеха и удачи.

II. Проверка домашнего задания.

- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? ( Арктика)

       А) разноуровневые индивидуальные карточки для проверки домашнего задания:

        1) 1 группа( 1 уровень)

           Арктика- это царство___________

           Зимой в Арктике полярная_________________

           Мир растений-_______________________

           Всех птиц кормит__________________

В Красную книгу занесен_________________________.

2) 2 уровень: тест « Арктика»

3) игра « Верю- не верю»:

- Природная зона Арктических пустынь расположена на островах Тихого океана (нет)

- Зимой в Арктике полярная ночь (да);

- Летом в Арктике тепло (нет);

- Растительный мир разнообразный (нет) ;

- У животных Арктики тонкий мех (нет);

- Арктический заповедник расположен на острове Врангеля (да);

- Большое скопление птиц называется птичьим базаром (да);

- На островах Арктики работают научные станции ( да) ;

- Белые медведи не умеют плавать( нет);

- Люди занимаются рыболовством, охотой( да) ;

Самопроверка: - + - - - + + + - +

Б) Выступление детей с презентациями: « Остров Врангеля», « Белый медведь», « Северное сияние»

в) Выступление детей с сообщениями о животных;

г) Выставка рисунков « Арктика глазами детей»

Подведение итогов проверки домашнего задания.

III. Актуализация опорных знаний.

Игра « Дешифровщик»

- Край, где живут северные олени.

IV. Работа над новым материалом.

1) Сообщение темы урока. Мотивация учебного материала.

- Новая природная зона ожидает нас,

И опять в путешествие отправляется наш класс.

- Сегодня на уроке мы будем изучать природную зону « Тундра»

2) Ознакомление с планом изучения природной зоны.

3) Рефлексия « На уроке я узнаю…»

4) Работа по карте:

-Практическая работа:

- Найдите на карте природную зону тундры. Каким цветом она обозначена? В каком тепловом поясе она расположена? Каким будет климат этой природной зоны?

5) Рассказ учителя:

- Природная зона тундры протянулась с запада на восток на тысячи километров. Находится на побережье северных морей. Эта природная зона расположена южнее Арктики.

- Как вы думаете, каким будет климат этой природной зоны?

Тундру называют « Бесплодная или враждебная».

Солнечные лучи падают наклонно, а значит зима здесь суровая, холодная.С моря дуют холодные ветры. Зима длится 7-8 месяцев, морозы достигают 50 градусов, а лето короткое, прохладное. Земля сильно промерзает, за лето немного оттаивает, но влага на проходит, поэтому образуются болота.  

Физкультминутка

6) Растения тундры: рассказ учителя.

- Как растения приспособились к условиям такого климата? Какая у них будет корневая система? Почему?

-Тундровые растения- многолетние. Плоды зимуют под снегом, созревают на следующее лето. Растения тундры имеют короткие ( 10- 15 см) корни, используют более теплую почву. Некоторые растения зимуют в цветущем виде. Листья мелкие, их испаряющая поверхность невелика, листья плотные, покрыты восковым налетом, чтобы избежать испарения под иссушающим ветром.

7) Животные тундры:

- Как приспособились животные к таким условиям?

-У птиц густое белое оперение, а у зверей- теплый мех. К зиме у животных образуется толстый слой жира, утепляются конечности, широкие копыта у оленей служат то лыжами, то лопатами.

8) Человек в тундре:

- Как вы думаете, чем занимаются люди в тундре?

Люди в тундре разводят оленей, ловят рыбу, занимаются собаководством.

Физкультминутка

V. Закрепление изученного.

А) Работа в группах.

- Начинаем работу «исследовательских групп»:

- «группа географов»;

- «группа ботаников»;

- «группа зоологов»;

- «группа экологов»;

- «группа социологов»;

Каждая группа заполняет « Лист наблюдения» с опорой на учебник.

Повторение правил работы в группе. Время работы групп 5 минут.

Б) Заслушивание отчетов каждой группы.

- «географы»

- «ботаники»

- «зоологи»

- «экологи»

- «социологи»

В) Работа в словаре.

- Какие новые слова узнали?

Запись слов в словарь « ягель, чум, тундра».

Г) Работа групп « Юный эколог»

- Каждая группа должна предложить свое решение экологической проблемы.

1) Как защитить животных тундры?

2) Как защитить почву от воздействия транспорта?

3) Как защитить тундру от последствий добычи нефти?

4) Как спасти ягель?

5) Как помочь коренному народу тундры?

- Заслушивание ответов детей.

Д) Самооценка работы детей в группах по карточках.

VI. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему удивились?

- Что понравилось?

Оценивание работы детей.

VII. Домашнее задание.

1 группа: читать и пересказывать статью учебника;

2 группа: подготовить сообщение о животных тундры, занесенных в Красную книгу;

3 группа: подготовить презентации.

VIII. Рефлексия.

Наш урок подошел к концу. Мы подошли к « Пику успеха». Оцените свое расположение на этом « Пике успеха». Свой смайлик расположите в зависимости от уровня усвоения нового материала: « не все понял на уроке», « все понял на уроке», « все понял и могу помочь другим».

-Край мелких ягод, крупной рыбы,

  И вечной океанской зыби.

  И мужества! Здесь тень растений

  Короче человечьей тени.


Коммунальное учреждение

« Лутугинская специализированная школа І- ІІІ ступеней»

Лутугинского района

   

«Природные зоны России. Тундра»

                                                                                                       

Подготовила

                                                                                                        Учитель 4- А класса

                                                                                                         Осипова Е. А.

2015-2016 уч. г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".

Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...

Конспект урока по теме «Природные зоны России. Арктика-край льда и снегов» окружающий мир 4 класс

Целью данного урока было создать условия для формирования  у обучающихся понятие природной зоны Арктика; учить их находить и показывать её на карте. Познакомить детей с особенностями природной зо...

Урок окружающего мира «Природные зоны России. Тундра»

урок содержит меодическую разработку и презентацию...

Урок окружающего мира "Природная зона России - тундра"

Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Природная зона России- тундра". Групповая работа по изучению нового материала организована с использованием проектно-исследовательской деятельност...

Видеозапись урока окружающего мира "Природная зона России - тундра"

https://youtu.be/-bXj_gLTYrY Видеозапись урока окружающего мира....

Видеозапись урока окружающего мира "Природная зона России - тундра"

Урок окружающего мира, 4 класс. Урок исследование. Групповая форма обучения....

Конспект урока. Путешествие по природным зонам России

Расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Природные зоны России....