"Животные - живые существа" окружающий мир УМК "XXI век"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)
Материал готовился для открытого урока. Следует отметить, что основной вид деятлености учащихся - работа в группах, что, на мой взгляд, стоит учитывать, т.к это сложная форма работы для первоклассников. Продуктом работы на этом уроке должна быть газета (желательно в цветном виде; у меня это были цветные скрепленные глянцевые листы формата А4, предварительно выполенные именно как газета в шаблоне на компьютере).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zhivotnye_-_zhivye_sushchestva.docx | 33.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Захарова Дарья Петровна | |||
Тема: Животное - живое существо | Тип урока: изучение новых знаний | ||
Цель: создание условий для обобщения полученных представлений о животных, уточнения, что любое животное дышит, питается, передвигается, спит, строит жилье, даёт потомство | |||
Формы и методы, применяемые на уроке: Формы: фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная Методы: словесный, наглядный, поисковый, частично-поисковый Используемые приемы оценивания: самооценка | |||
Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающая | |||
Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, учебник, карточки | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты: -раскрыть понятия «животное – живое существо»; -формировать умение узнавать и называть животных; -уметь классифицировать животных по признакам; | Регулятивные УУД: -уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; - формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели; - учиться ориентироваться карточках с заданиями и учебниках. Познавательные УУД: -осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме; - осуществлять смысловое чтение; -осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, картинок. Коммуникативные УУД: - учиться осуществлять взаимный контроль; - выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно; - учиться взаимодействовать в группе; - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | Личностные: расширять познавательные интересы, учебную мотивацию; - работать по заданию в составе группы 5-6 человек; - работать в паре - проявлять прилежание в учёбе; - выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей. | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку. | Организуют своё рабочее место. проверяют наличие учебных принадлежностей | ||
| |||
Учитель показывает ролик “В мире животных” Ребята, только что вы посмотрели видео. А смотрели мы его не просто так. У каждого из вас есть карточки, на которых разные изображения. Обведите на них то, о чем или о ком мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Только никому не говорите и спрячьте свой листок под учебник или в пенал. Это будет ваш секрет. А в конце урока мы с вами проверим, правильны были ваши догадки или нет. | Ученики смотрят ролик Выполняют задание. | ||
| |||
Предлагает отгадать загадки (ответы вывешивает на доску) 1.Сок из цветов она берет 2.Кто на елке, на суку 3.В клубок свернется, а взять не дается. 4.Она, как змейка, 5. Есть крылья, а не птица. Учитель проговаривает отгадки еще раз, показывая их на презентации, а затем просит: Назовите отгадки одним словом. Учитель вывешивает слово “животные” на доску. - Животные это какие существа живые или неживые? -Да, животные - это живая природа. А давайте мы с вами вспомним признаки живой природы. - Итак, животные - это живые существа (вывешивает слова живые существа). “Существо”. Как вы понимаете слово существо? Давайте откроем учебник на с.99 и проверим, правильно ли мы понимаем значения слова “существо” (учитель читает) | Дают ответы Пчела. Кукушка. Еж. Ящерица. Рыба. Животные Живые Дети называют признаки, учитель в конце выводит картинку с признаками живой природы. существует, живет. слушают | ||
| |||
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке? Цель нашего урока - знакомство с животными, как с живыми существами Замечательно, все, что вы сейчас сказали, мы постараемся узнать на этом уроке, но будет он у нас необычный. В чем его необычность, вы узнаете чуть позже, а сейчас я попрошу вас закончить предложения Учитель просит читающего ребенка прочесть. Закончите предложения: - Животные живут… – Животные добывают… Взрослые животные заботятся… – Животные строят… Итак, животные это кто? Что умеют делать животные? | О животных ответы учеников на земле, под землей, в воде, в небе. Пищу. О потомстве. Жилище для себя и потомства. Животные – живые существа Добывать пищу, строить норы и гнезда, заботиться о потомстве. | ||
| |||
Да, ребята, животные - живые существа, т.к они добывают пищу, дают и заботятся о потомстве, существуют, т.е живут, дышат, передвигаются, спят. Как вы думаете, много ли видов животных на земле? Действительно, мир животных разнообразен. И сейчас мы с вами станем журналистами. Вы разделены на 5 групп, давайте вспомним правила работы в группе (они вывешены уже на доске). У каждой творческой группы журналистов своя тема: 1 группа Насекомые 2 группа Звери 3 группа Птицы 4 группа Рыбы 5 группа Забота взрослых животных о потомстве Учитель проговаривает правила работы в группах. УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание, что у каждой группы своя тема. (Учитель просит каждую группу озвучить сою тему). Работа каждого журналиста в группе очень важна, один из вас будет добывать информацию, а кто-то вместе с напарником готовить материал для нашей газеты “В мире животных”. А я ваш главный редактор. И сегодня мы будем с вами создавать специальный выпуск, ведь к нам обратились животные с просьбой рассказать о них и тем самым напомнить человеку, что он не единственный на свете, что еще есть живая природа, к которой нужно относится бережно. К нам в редакцию животные прислали по электронной почте свои фотографии и немного информации о себе. Но, к сожалению, как это не редко бывает, вирус пробрался в мой компьютер, и на фотографиях появились лишние животные. Два журналиста из группы должны найти ошибки и выбрать только ту карточку, на которой изображены животные только вашего вида. Другие два журналиста в вашей группе по карточке определяют, о каком виде идет речь и отмечают верный ответ. А один из вас готовится рассказать остальным группам о своем виде. Ученики выполняют задание. Затем сначала каждая группа показывает нужную фотографию, далее читают и дают ответ к заданию на карточках, затем от каждой группы журналистов выступает один человек с информацией о своем виде. Приложение №1 и №2 УЧИТЕЛЬ: Отлично, вот и получился у нас первый материал для нашей газеты. Ваш материал утверждаю и отправляю в типографию. Кстати, наша типография работает молниеносно. Вот и распечатан н первый материал. (вывешивает на доску) Учитель слушает вторую группу. УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вот и вторая статья готова, утверждена и напечатана. Учитель слушает третью группу УЧИТЕЛЬ: Очень хорошо. Третья статья у вас тоже получилась. И ее утверждаю. (вывешивает на доску) Учитель слушает 4 группу УЧИТЕЛЬ: У вас получилось собрать материал для 4 статьи, посмотрите на доску, типография вновь справилась быстро. Учитель слушает 5 группу
Коллеги, журналисты, нам с вами очень повезло! Нашу газету “В мире животных " типография очень быстро напечатала. Посмотрите на ваши статьи (учитель дает посмотреть газету) | Да, много . Ученики выполняют задание. Затем сверяют его с представленным ответом на электронной доске. 1 команда- Насекомых – более 1млн. видов. Насекомые – первые живые существа, которые научились летать. Примерно 370млн. лет назад они покорили воздушную среду и с тех пор широко распространились по всей планете. Они живут на суше и в воде, во льдах и в пустынях. 2 команда - Звери, или млекопитающие, относятся к наиболее высокоразвитым представителям царства животных. Они появились на нашей планете примерно 20млн. лет назад. Звери живут на суше, в воде и даже в воздухе. 3 команда - Птицы появились на Земле примерно 150млн. лет назад. Они произошли от древних рептилий и поначалу напоминали скорее летающих ящериц. Летать им помогают крылья. С помощью крыльев птицы выживают и распространяются по всей планете. 4 группа - Рыбы – древнейшие позвоночные на Земле. Настоящие предки современных рыб появились на Земле примерно 400млн. лет назад. Они жили как в морях, так и в пресных водоемах. Дышат рыбы с помощью жабр. Имеют парные конечности в виде плавников. 5 группа - Когда детеныши подрастают, родители должны быть готовы не только к обучению своих детенышей, но и к тому, что придется выручать их из беды. Например, дикие, и домашние кошки терпеливо показывают своим детенышам, как следует спускаться с дерева, по многу раз повторяя подъем и спуск, стараются успокоить и подбодрить детеныша мяуканьем. | ||
| |||
Учитель: Ребята, мы совсем забыли про наши секреты! Достаньте ваши листочки. Посмотрите на них. Поднимите руки те, у кого совпали догадки с тем, что мы изучали на уроке. 1.Наверняка, вы сегодня узнали что-то новое для себя, поделитесь со всеми? 2. Может быть вы чему-то научились, например, стали дружнее работать в группе? 3. Что бы вы хотели сегодня рассказать об уроке родителям? 4. Мы с вами узнали, что животное - живое существо? Почему? Прошу сейчас вас оценить вашу работу на уроке, если вы считаете, что на уроке вам все было понятно возьмите в руки зеленый карандаш; Если остались вопросы, которые вы не до конца выяснили – возьмите желтый карандаш. Если нужно еще что-то повторить , перечитать - красный. | Ученики поднимают руки. Отвечают на вопросы. |
Приложение 1
Приложение 2
Карточка №1.
Могут иметь шесть ног. Тело может быть покрыто полосками.
Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.
Звери Птицы Насекомые Рыбы
Карточка №2.
У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок.
Звери Птицы Насекомые Рыбы
Карточка №3.
Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком.
Звери Птицы Насекомые Рыбы
Карточка №4.
Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц.
Звери Птицы Насекомые Рыбы
Карточка №5
Они заботятся о потомстве, ухаживают, обучают, помогают, но встречаются и те, кто уничтожает слабых детенышей или бросают на произвол судьбы.
Звери, птицы, морские жители, насекомые
Резервный материал:
. Ролевая игра “Угадай кто это?” (если останется время)
Задание: Обсудить в группах о ком говорится в карточке. Распределить роли, рассказать и показать животное так, чтобы дети другой группы догадались о каком животном говориться в вашей карточке.
Карточка №1.
Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я – страшный хищник. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Крылышки у меня красного цвета, на них есть черные пятнышки.
Карточка №2.
Я совсем невредная. Все это не правда! Я действительно выделяю сильно пахучую жидкость, но не каких бородавок. Опытные огородники приносят нас на огород. Когда становится темно, я выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык.
Карточка №3.
Я целыми днями стучу по стволам деревьев. В ствол я упираюсь упругим хвостом, цепляюсь сильными лапками и долблю крепким клювом. Меня называют лесным доктором.
Карточка №4.
Я живу за полярным кругом, среди вечных льдин и снегов. Я не боюсь холода. В самые лютые морозы купаюсь в ледяной воде, хорошо ныряю и плаваю. Моя любимая пища – тюлени, рыба.
Карточка №5.
Я персонаж народной сказки. Обитаю в речке. Я – хищница, подкарауливаю добычу, затаившись в зарослях водных растений.
Заметив рыбку, делаю бросок и хватаю её огромной пастью.
После разбора карточек, распределения ролей каждая группа показывает своё животное, а другие группы определяют загаданное животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"
Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...
Урок окружающего мира во 2 классе "Животные живого уголка". УМК "Школа России"
Урок из раздела "Природа" курса "Окружающий мир" по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, "Школа России". На уроке формируется понятие "животные живого уголка". Данный урок способствует ра...
Презентация к уроку по теме: "Животные - живые существа"
Данная презентация была использована на уроке окружающего мира по программе "Начальная школа ХХI века"...
Животные - живые существа
Презентация по окружающему миру для раздела "Животные"...
Урок окружающего мира "Животные живого уголка"
Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....
"Животные живого уголка" 2 класс
Данный материал поможет детям лучше познакомиться с разнообразием животных. которые могут жить в домашних условиях....
Животные живого уголка
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Животные живого уголка"...