"Животные - живые существа" окружающий мир УМК "XXI век"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Захарова Дарья Петровна

Материал готовился для открытого урока. Следует отметить, что основной вид деятлености учащихся - работа в группах, что, на мой взгляд, стоит учитывать, т.к это сложная форма работы для первоклассников. Продуктом работы на этом уроке должна быть газета (желательно в цветном виде; у меня это были цветные скрепленные глянцевые листы формата А4, предварительно выполенные именно как газета в шаблоне на компьютере).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zhivotnye_-_zhivye_sushchestva.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Захарова Дарья Петровна

Тема: Животное - живое существо

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: создание условий для обобщения полученных представлений о животных, уточнения, что любое животное дышит, питается, передвигается, спит, строит жилье, даёт потомство

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, групповая, в паре, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, поисковый, частично-поисковый

Используемые приемы оценивания: самооценка

Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающая

Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, учебник, карточки

Планируемые результаты

Предметные результаты:

-раскрыть понятия «животное – живое существо»;

-формировать умение узнавать и называть животных;

-уметь классифицировать животных по признакам;

Регулятивные УУД:

-уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- формировать целеустремлённость и настойчивость в достижении цели;

- учиться ориентироваться карточках с заданиями и учебниках.

Познавательные УУД:  

-осознано и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме;

- осуществлять смысловое чтение;

-осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, картинок.

Коммуникативные УУД:

- учиться осуществлять взаимный контроль;

- выражать свои мысли последовательно, чётко и ясно;

- учиться взаимодействовать в группе;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные:

   расширять познавательные интересы, учебную мотивацию;

- работать по заданию в составе группы 5-6 человек;

- работать в паре

- проявлять прилежание в учёбе;

- выражать готовность к преодолению трудностей при достижении учебных задач и целей.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

 Организуют своё рабочее место. проверяют наличие учебных принадлежностей

  1. Актуализация необходимых знаний

Учитель показывает ролик “В мире животных”

Ребята, только что вы посмотрели видео. А смотрели мы его не просто так. У каждого из вас есть карточки, на которых разные изображения. Обведите на них то, о чем или о ком мы с вами будем сегодня говорить на уроке. Только никому не говорите и спрячьте свой листок под учебник или в пенал. Это будет ваш секрет. А в конце урока мы с вами проверим, правильны были ваши догадки или нет.

Ученики смотрят ролик

Выполняют задание.

  1. Мотивационная познавательная деятельность

Предлагает отгадать загадки (ответы вывешивает на доску)

1.Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед.

2.Кто на елке, на суку
Счет ведет “Ку-ку - ку-ку”.

3.В клубок свернется, а взять не дается.

4.Она, как змейка,
В траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет –
Другой наживет.

5. Есть крылья, а не птица.
Ног нет, а не догонишь.

Учитель проговаривает отгадки еще раз, показывая их на презентации, а затем просит:

Назовите отгадки одним словом.

Учитель вывешивает слово “животные” на доску.

- Животные это какие существа живые или неживые?

-Да, животные  - это живая природа. А давайте мы с вами вспомним признаки живой природы.

- Итак, животные - это живые существа (вывешивает слова живые существа). “Существо”. Как вы понимаете слово существо?

Давайте откроем учебник на с.99 и проверим, правильно ли мы понимаем значения слова “существо” (учитель читает)

Дают ответы

 Пчела.

Кукушка.

Еж.

Ящерица.

Рыба.

Животные

Живые

Дети называют признаки, учитель в конце выводит картинку с признаками живой природы.

существует, живет.

слушают

  1. Целеполагание

 Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?  

Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке?

Цель нашего урока - знакомство с животными, как с живыми существами

Замечательно, все, что вы сейчас сказали, мы постараемся узнать на этом уроке, но будет он у нас необычный. В чем его необычность, вы узнаете чуть позже, а сейчас я попрошу вас закончить предложения

 Учитель просит читающего ребенка прочесть.

 Закончите предложения:

- Животные живут…

  – Животные добывают…

 Взрослые животные заботятся…

– Животные строят…

 Итак, животные это кто?

 Что умеют делать животные?

О животных

ответы учеников

на земле, под землей, в воде, в небе.

Пищу.

О потомстве.

 Жилище для себя и потомства.

Животные – живые существа

 Добывать пищу, строить норы и гнезда, заботиться о потомстве.

  1. Работа по теме урока

Да, ребята, животные - живые существа, т.к они добывают пищу, дают и заботятся о потомстве, существуют, т.е живут, дышат, передвигаются, спят.

Как вы думаете, много ли видов животных на земле?

Действительно, мир животных разнообразен. И сейчас мы с вами станем журналистами. Вы разделены на 5 групп, давайте вспомним правила работы в группе (они вывешены уже на доске). У каждой творческой группы журналистов своя тема:

1 группа Насекомые

2 группа Звери

3 группа Птицы

4 группа Рыбы

5 группа Забота взрослых животных о потомстве

Учитель проговаривает правила работы в группах.

УЧИТЕЛЬ: Обратите внимание, что у каждой группы своя тема. (Учитель просит каждую группу озвучить сою тему).

Работа каждого журналиста в группе очень важна, один из вас будет добывать информацию, а кто-то вместе с напарником готовить материал для нашей газеты “В мире животных”. А я ваш главный редактор. И сегодня мы будем с вами создавать специальный выпуск, ведь к нам обратились животные с просьбой рассказать о них и тем самым напомнить человеку, что он не единственный на свете, что еще есть живая природа, к которой нужно относится бережно.

К нам в редакцию животные прислали по электронной почте свои фотографии и немного информации о себе. Но, к сожалению, как это не редко бывает, вирус пробрался в мой компьютер, и на фотографиях появились лишние животные. Два журналиста из группы должны найти ошибки и выбрать только ту карточку, на которой изображены животные только вашего вида.  Другие два журналиста в вашей группе  по карточке определяют, о каком виде идет речь и отмечают верный ответ. А один из вас готовится рассказать остальным группам о своем виде.

Ученики выполняют задание. Затем сначала каждая группа показывает нужную фотографию, далее читают и дают ответ к заданию на карточках, затем от каждой группы журналистов выступает один человек с информацией о своем виде. Приложение №1 и №2

УЧИТЕЛЬ: Отлично, вот и получился у нас первый материал для нашей газеты. Ваш материал утверждаю и отправляю в типографию. Кстати, наша типография работает молниеносно. Вот и распечатан н первый материал. (вывешивает на доску)

Учитель слушает вторую группу.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, вот и вторая статья готова, утверждена и напечатана.

Учитель слушает третью группу

УЧИТЕЛЬ: Очень хорошо. Третья статья у вас тоже получилась. И ее утверждаю. (вывешивает на доску)

Учитель слушает 4 группу

УЧИТЕЛЬ: У вас получилось собрать материал для 4 статьи, посмотрите на доску, типография вновь справилась быстро.

Учитель слушает 5 группу

  • Последний материал утверждаю. Молодцы!

Коллеги, журналисты, нам с вами очень повезло! Нашу газету “В мире животных " типография очень быстро напечатала. Посмотрите на ваши статьи (учитель дает посмотреть газету)

Да, много

.

Ученики выполняют задание. Затем сверяют его с представленным ответом на электронной доске.

1 команда- Насекомых – более 1млн. видов. Насекомые – первые живые существа, которые научились летать. Примерно 370млн. лет назад они покорили воздушную среду и с тех пор широко распространились по всей планете. Они живут на суше и в воде, во льдах и в пустынях.

2 команда - Звери, или млекопитающие, относятся к наиболее высокоразвитым представителям царства животных. Они появились на нашей планете примерно 20млн. лет назад. Звери живут на суше, в воде и даже в воздухе.

3 команда - Птицы появились на Земле примерно 150млн. лет назад. Они произошли от древних рептилий и поначалу напоминали скорее летающих ящериц. Летать им помогают крылья. С помощью крыльев птицы выживают и распространяются по всей планете.

4 группа - Рыбы – древнейшие позвоночные на Земле. Настоящие предки современных рыб появились на Земле примерно 400млн. лет назад. Они жили как в морях, так и в пресных водоемах. Дышат рыбы с помощью жабр. Имеют парные конечности в виде плавников.

5 группа - Когда детеныши подрастают, родители должны быть готовы не только к обучению своих детенышей, но и к тому, что придется выручать их из беды. Например, дикие, и домашние кошки терпеливо показывают своим детенышам, как следует спускаться с дерева, по многу раз повторяя подъем и спуск, стараются успокоить и подбодрить детеныша мяуканьем.
 

  1. Рефлексия

Учитель:

Ребята, мы совсем забыли про наши секреты! Достаньте ваши листочки. Посмотрите на них. Поднимите руки те, у кого совпали догадки с тем, что мы изучали на уроке.

1.Наверняка, вы сегодня узнали что-то новое для себя, поделитесь со всеми?

2. Может быть вы чему-то научились, например, стали дружнее работать в группе?

3. Что бы вы хотели сегодня рассказать об уроке родителям?

4. Мы с вами узнали, что  животное - живое существо? Почему?

Прошу сейчас вас оценить вашу работу на уроке, если вы считаете, что на уроке вам все было понятно возьмите в руки зеленый карандаш;

Если остались вопросы, которые вы не до конца выяснили – возьмите желтый карандаш.

Если нужно еще что-то повторить , перечитать - красный.

Ученики поднимают руки.

Отвечают на вопросы.

Приложение 1

               

 

Приложение 2

Карточка №1.

Могут иметь шесть ног. Тело может быть покрыто полосками.

Живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в густой траве.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №2.

У них вместо ног плавники. Тело покрыто чешуёй. Потомство выводят из икринок.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №3.

Имеют четыре ноги. Тело покрыто шерстью. Детенышей вскармливают молоком.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №4.

Имеют две ноги. Тело покрыто перьями. Потомство выводят из яиц.

Звери Птицы Насекомые Рыбы

Карточка №5

Они заботятся о потомстве, ухаживают, обучают, помогают, но встречаются и те, кто уничтожает слабых детенышей или бросают на произвол судьбы.

Звери, птицы, морские жители, насекомые

Резервный материал:

. Ролевая игра “Угадай кто это?” (если останется время)

Задание: Обсудить в группах о ком говорится в карточке. Распределить роли, рассказать и показать животное так, чтобы дети другой группы догадались о каком животном говориться в вашей карточке.

Карточка №1.

Я только на первый взгляд кажусь безобидным жучком, а на деле я – страшный хищник. Моя еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Крылышки у меня красного цвета, на них есть черные пятнышки.

Карточка №2.

Я совсем невредная. Все это не правда! Я действительно выделяю сильно пахучую жидкость, но не каких бородавок. Опытные огородники приносят нас на огород. Когда становится темно, я выползаю на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык.

Карточка №3.

Я целыми днями стучу по стволам деревьев. В ствол я упираюсь упругим хвостом, цепляюсь сильными лапками и долблю крепким клювом. Меня называют лесным доктором.

Карточка №4.

Я живу за полярным кругом, среди вечных льдин и снегов. Я не боюсь холода. В самые лютые морозы купаюсь в ледяной воде, хорошо ныряю и плаваю. Моя любимая пища – тюлени, рыба.

Карточка №5.

Я персонаж народной сказки. Обитаю в речке. Я – хищница, подкарауливаю добычу, затаившись в зарослях водных растений.

Заметив рыбку, делаю бросок и хватаю её огромной пастью.

После разбора карточек, распределения ролей каждая группа показывает своё животное, а другие группы определяют загаданное животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы "Животное- живое существо.Животные по типу питания"

Приложение к уроку окружающего мира по теме "Питание животных"(схемы)...

Урок окружающего мира во 2 классе "Животные живого уголка". УМК "Школа России"

Урок из раздела "Природа" курса "Окружающий мир" по учебнику А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс, "Школа России". На уроке формируется понятие "животные живого уголка". Данный урок способствует ра...

Презентация к уроку по теме: "Животные - живые существа"

Данная презентация была использована на уроке окружающего мира  по программе "Начальная школа ХХI века"...

Животные - живые существа

Презентация по окружающему миру для раздела "Животные"...

Урок окружающего мира "Животные живого уголка"

Этот урок проводится во 2 классе по программе А. А. Плешакова "Окружающий мир". Разработан с применением здоровьесберегающих технологий. К конспекту урока прилагается компьютерная презентация....

"Животные живого уголка" 2 класс

Данный материал поможет детям лучше познакомиться с разнообразием животных. которые могут жить в домашних условиях....

Животные живого уголка

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме "Животные живого уголка"...