«Равнины и горы России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по окружающиму миру "Равнины и горы России" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okr_mir.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казенное общеобразовательное учреждение

"Верхнелюбажская школа-интернат"

Фатежского района Курской области, с. Верхний Любаж

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме

«Равнины и горы России»

Разработала;

учитель начальных классов

Рябых Наталья Ивановна.

с. Верхний Любаж, 2022 г.


Цель урока: формирование у обучающихся представление о равнинах и горах нашей страны.

Задачи урока:

Развивающие:

  • способствовать развитию коммуникативной компетентности обучающихся, сотрудничества друг с другом и учителем;
  • развивать познавательную активность обучающихся, умение наблюдать, делать выводы, способствовать обогащению словарного запаса.

Обучающие:

  • познакомить с равнинами и горами на территории России, на территории Кемеровской области;
  • формировать умения работать с физическими картами России, Кузбасса;
  • развивать умения, необходимые для работы с различными информационными источниками.

Воспитывающие:

  • способствовать воспитанию любви к своей стране, родному краю;
  • воспитывать патриотов своего Отечества.

Оборудование:

  • учебник и тетрадь А. Плешакова;
  • «Словарь русского языка» Ожегова;
  • «Книга о природе Кузбасса» Л. Соловьёва;
  • физическая карта России и Кузбасса;
  • презентация Power Point, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания.

Самостоятельная работа со взаимопроверкой.

- Мы с вами завершили изучение раздела «Земля и человечество». Предлагаю вам проверить свои знания и оценить друг друга. При выполнении работы будьте внимательны.

2.1. Самостоятельная работа.

Вопросы к самостоятельной работе (Приложение. Слайд №1):

  1. Что такое астрономия?
  2. Сколько планет в Солнечной системе? Перечисли их.
  3. Назовите самую яркую звезду. В каком созвездии она находится?
  4. Что изучает наука география?
  5. Закончи предложение: «Глобус – это ...»
  6. Закончи предложение: «Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков- это…»
  7. Что изучает история?
  8. Приведите примеры исторических источников.
  9. Что изучает археология?
  10. Запишите 2-3 экологические проблемы

2.2. Взаимопроверка.

- Поменяйтесь своими работами друг с другом. Если ответ вашего соседа (соседки) близок или точно совпадает с ответом на слайде, ставите +. (Слайд №2-3)

- Посчитайте количество плюсов. Поставьте отметку, соответствующую набранному количеству баллов. ( Слайд №4)

- Поднимите руки, кто получил отметку 5. Вы – молодцы.

- Поднимите руки, кто получил отметку 4. Вы тоже работали над разделом добросовестно.

- Поднимите руки, кто получил отметку 3. К сожалению, ваши знания слабы, вам некоторые моменты необходимо повторить.

3. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграфом к новому разделу я взяла строки из известной песни, слова которой были написаны Ф. Савиновым (Слайд 3):

Вижу горы и долины,
Вижу реки и моря.
Это русские картины,
Это Родина моя.

- Как вы думаете, о чём будет говориться в новом разделе? Попробуйте сформулировать название нового раздела, темы сегодняшнего урока. (Слайд №4)

Откройте учебник на стр. 63, проверьте, правильны ли ваши предположения.

- Чему вас научит раздел «Природа России»?

4. Изучение нового материала.

4.1. Работа по физической карте России.

- Откройте учебник на стр.64. С помощью чего мы начнём знакомство с природой нашей страны? (С физической карты России) (Слайд №5)

- Мы уже знаем, что карта – это уменьшенное изображение поверхности земли на плоскости с помощью условных знаков. На физической карте к условным обозначениям относится и цвет. Посмотрите на шкалу. Обратите внимание, как изменяется цвет земной поверхности в зависимости от высоты расположения местности над уровнем моря?

- Какой цвет на карте будет иметь самая низкая поверхность земли?

- Как будет называться такая поверхность?

- Какой цвет имеют возвышенности?

- Каким цветом на карте показаны горы?

4.2. Практическая работа.

- Откройте учебник на стр. 66. Перед вами задание к практической работе, которую вы будете выполнять в парах. Вы должны не только найти объекты на карте, но и рассказать о их местоположении.

4.3. Беседа-путешествие.

И мы начинаем путешествие по просторам нашей страны с Восточно-Европейской равнины. Покажите Восточно-Европейскую равнину на карте.

- Как вы думаете, почему, именно, с Восточно-Европейской равнины мы начнём наше путешествие? (Здесь располагается столица нашего государства – Москва.)

- Мы попробуем объяснить смысл слова «равнина», а кто-нибудь из вас найдёт его определение в толковом словаре Ожегова.

- Что означает слово «равнина»?

- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: «Равнина – ровная без гор и холмов поверхность».

Восточно-Европейская равнина расположена между западными границами России и Уральскими горами. Она самая большая равнина в мире. Её площадь – более 5000000 квадратных километров.

- Посмотрите на карту. Какие цвета потребовались, чтобы изобразить поверхность Восточно-Европейской равнины?

- Какой вывод вы можете сделать о её поверхности?

- Правильно, такие равнины называют холмистыми. (Слайд №6)

- Двигаясь на восток, навстречу солнцу, мы окажемся на Западно-Сибирской равнине.

- Покажите Западно-Сибирскую равнину на карте.

- Почему для нас с вами эта равнина будет роднее и ближе других? (Здесь наша малая родина.)

- Почему эту равнину называют низменностью?

- Действительно, поверхность Западно-Сибирской равнины находится ниже уровня моря, поэтому на ней много болот. Такую равнину называют плоской. (Слайд №7)

- Следуя курсом на восток, мы попадаем на Среднесибирское плоскогорье.

- Покажите Среднесибирское плоскогорье на карте.

- Объясните смысл слова «плоскогорье».

- В толковом словаре Ожегова мы узнаём, что «Плоскогорье – это местность с волнистой поверхностью, лежащая на высоте 200 метров над уровнем моря». Как изменился цвет на карте?

4.4. Физкультурная минутка.

Дружно все сейчас мы встали,
По горам мы зашагали.
Руки вверх. Руки вниз.
За страховочную верёвку держись.
Мы шагали, приседали,
Наконец мы на привале…

- Тихо все сели.

4.5. Работа с учебником.

- О горах России вы прочтёте самостоятельно в учебнике на стр. 67-69 и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

- Как своим расположением Уральские горы отличаются от других гор? Покажите их на карте. (Слайд №8)

- Назовите самые высокие горы России? Покажите их на карте. Найдите и покажите самую высочайшую вершину Кавказских гор. (Слайды № 9)

- Какие горы включены в Список Всемирного наследия? Покажите их на карте. - Чем знамениты горы на полуострове Камчатка? Покажите их на карте.(Слайды №10)

5. Закрепление изученного материала.

5.1. Краеведение. Горы и равнины Кемеровской области.

- Индивидуальное задание будет по «Книге о природе Кузбасса» Леонида Соловьёва. Необходимо найти интересные сведения о горах и равнинах Кузбасса.

5.2. Работа в тетрадях.

- Откройте тетради на стр.21-22. Выполните задания № 1-2.

5.3. Фронтальная проверка выполненного задания в тетради.

-Назовите равнину и горы, которые на ней находятся.

- Проверяем, какие горы соответствуют данным записям.

5.4. Проверка индивидуального задания.

- Что означает слово «Кузбасс»?

Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. А предложил это название русский историк и геолог Пётр Александрович Чихачёв, побывавший у нас в 1842 году.

- Более половины Кемеровской области занимают горы. Самая большая по протяжённости и высоте над уровнем моря – горная система Кузнецкого Алатау.

- Кузнецкий Алатау в переводе с тюркского: «ала» – пёстрый, «тау» – гора, то есть «пёстрые горы». Самая высокая гора нашей области – Верхний Зуб – 2178 метров над уровнем моря.

- Самое большое скопление каменных россыпей – курумов – находится в Кузнецком Алатау.

- Самые низкие и древние горы – Салаирский кряж. Салаирский кряж образовался около 150 миллионов лет тому назад.

- Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой с трёх сторон её окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. (Слайд №22) В Горной Шории находятся курорты международного уровня.

- Знаете ли вы, что Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, и было это более 250 миллионов лет назад?

6. Подведение итога урока.

6.1. Рефлексия.

- Был ли этот урок интересным для вас?

- Какие задания понравились больше всего?

- Какие задания вызвали трудность?

6.2. Итог.

- С какими равнинами познакомились на уроке?

- Назовите виды равнин.

- Назовите самые высокие горы России; самые длинные по протяжённости.

7. Рекомендации по домашнему заданию.

– учебник стр. 64-71, пересказ.
– составить рассказ (фото) о горах, где побывали.

Спасибо за работу на уроке уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

презентация для 4 класса "Равнины и горы России"

Данную презентацию я использовала на уроке окружающего мира по теме "Равнины и горы России"....

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...