Ориентирование на местности 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру

Фурсова Лариса Александровна

Ориентирование на местности 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_na_mestnosti_2_klass.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности»

Цель: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по основным признакам ориентирования на местности, научить использовать полученные знания в практической деятельности.

Задачи:

Научить определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам;

развивать внимание, кругозор, наблюдательность, умение ориентироваться в непривычной ситуации, мышление, умение рассуждать, анализировать; стремление применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях, продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся;

воспитывать уверенность в себе,  умение слушать другого, аккуратность, интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое ориентирование на местности; уметь различать стороны горизонта; уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

Метапредметные:

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Личностные: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал- компасы, листы в клетку, листы-самооценки.

Ход урока:

Этап урока, методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный:

Слово учителя

Рано утром я встаю,

Всех вокруг благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом не стесняясь,

С кем встречаюсь поутру.

Слово «здравствуйте» говорю.

- Приветствуют учителя.

- Присаживаются.

Р: способность организовывать свою деятельность

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

Беседа

Практический:

Составление маршрута

Викторина

3. Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа

Наглядный:

Тема, цель

Повторение изученной темы.

Послушайте стихотворение

Л. Огурцова Добрый Крым

С добрым утром, мир хрустальный!
Солнце! Горы! Море! Лес!
С добрым утром, чайки, пальмы,
Кипарисы до небес!
Уведёт меня тропинка
К водопаду за горой.
В каждой встреченной травинке
Вижу свет земли родной.
Соберу букет из красок,
Чтобы вам стихом моим
Рассказать, как он прекрасен —
Милый, щедрый, добрый Крым!

-О чем это стих-е?

- А почему автор назвал Крым прекрасным? Чем он прекрасен? У каждого огромное желание  стать туристом, чтобы посетить наши замечательные места.

- Кто такие туристы?

Но туристу необходим маршрут, чтобы знать, куда от отправляется.  

- Ребята, давайте сейчас поучимся нарисовать маршрут путешествия. У вас на парте лежат листочки в клеточку. Вот на этих листочках мы нарисуем наш маршрут. Ребята, запомните, за 1 день, мы проходим расстояние, равное 1 клетке. Начнем путешествие из точки О.

Выйдя из точки О, мы пошли в первый день на север. Во 2 день –  на запад. В 3 день – на север. В 4 день – на восток. В 5 день – снова на восток. В 6 день –  на юг. В 7 день – тоже на юг. В 8 день – на запад.

- Куда мы пришли? ( Снова в пункт отправления).

- Поговорим о том, что должны знать туристы, отправляясь в путешествие пешком, какие нам необходимы знания, чтобы не заблудиться?

Поэтому сейчас проведем викторину:

Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг?

Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью?

Назовите названия основных сторон горизонта.

Как называется прибор для определения сторон горизонта?

Как люди находят дорогу в знакомой местности?

- Также необходимо проговорить правила поведения в лесу.

Постановка проблемной ситуации.

-   Ребята, давайте представим,  шагаем мы  по лесу и понимаем, что мы заблудились. Что же нам делать? Не оставаться же ночевать в лесу?  Как нам выбраться?

- Достаточно ли у нас знаний для того, чтобы выйти из леса?

- Значит, какая будет  цель нашего урока – узнать, по каким признакам можно ориентироваться на местности.

- Что же это такое – ориентирование на местности? Давайте прочитаем об этом в нашем учебнике на 74 странице.

- Что такое ориентиры?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Оказывается, способов ориентирования на местности много. Можно ориентироваться по солнцу, звездам, местным признакам.

- А вот как ориентироваться по солнцу – мы прочитаем на стр. 76 в учебнике.

Если мы знаем все эти признаки – то сможем ли мы найти путь домой?

Но чтобы определить, в какой стороне ваш дом – вы должны знать, в какую сторону вы шли.

Девочка читает наизусть стих-е.

Ответы на вопросы учителя.

Это люди, которые путешествуют по разным странам, лесам, горам.

На листочках составляют маршрут, затем сравнивают его с эталоном , на экране.

Отвечают на вопрос.

Знать стороны горизонта, уметь ориентироваться.

- Горизонт.

- Линия горизонта.

- Север, юг, запад, восток.

- Компас.

- По местным предметам.

Рассказывают правила поведения в лесу.

Мнения детей.

Нет.

Узнать, по каким признакам можно ориентироваться на местности. Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.

Хорошо заметные, запоминающие предметы.

Чтобы не заблудиться.

Читает ученик, остальные следят.

Да, конечно.

П:понимать информацию, представленную в разных формах,способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Р: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

К: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Л:  принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

4.Физкультминутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь полно чудес! (посмотрели вправо, влево)

Руки подняли и покачали:

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули:

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем:

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем:

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

- Повторяют движения.

 

5. «Открытие» нового знания

и первичное закрепление

Практический:

Работа в группах

Выступление 1 группы –

 Компас и ориентирование по компасу

Словесный:

Загадка

Рассказ учеников

Беседа

Практический:

Работа в группах

Работа по учебнику

Практический

Работа с компасом

Выступление 2 группы – Ориентирование по местным признакам.

Выступление 3группы – Ориентирование днем по Солнцу, ночью- звезды.

6. Итог урока

Самостоятельная работа с самопроверкой

- Ребята, Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит свое задание, прочитает в учебнике и на столе у каждой группы есть дополнительная информация. Изучит материал,  и затем каждая группа выступит по своему вопросу.

Вспомним правила поведения в группе.

В конце урока выполните оценку работы группы и самооценку на листах Самооценки.(Приложение 1.)

1 группа – Компас и ориентирование по компасу.

2 группа - Ориентирование по местным признакам.

3 группа – Ориентирование днем по Солнцу, ночью- звезды.

Приглашаю группы:

Выступление 1 группы –

 Компас и ориентирование по компасу.

1 Отгадайте загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда.

-

- Компас — одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись лётчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется очень редко. Прежде всего компас — это устройство, которое помогает ориентироваться на местности, указывает направления движения.

Рассказывает ученик: Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских богачей устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Первоначально в компасе было только четыре стороны горизонта. Потом добавились промежуточные. Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. 

- А теперь рассмотрим компасы, которые находятся у вас на партах.

Правила работы с компасом:

1.        Положите компас на ровную поверхность.

2.        Подождите, пока стрелка компаса успокоится.

3.Поверните корпус компаса так, чтобы буква «С» совпала с синим концом стрелки.

4.Тогда  все буквы  укажут направление сторон горизонта.

Проверим, внимательно ли вы слушали выступление 1 группы – выполним практическую работу.

-Выполните действия в соответствии с планом работы.

- Определите по компасу, как расположены стороны горизонта у нас в классе.

- Определите, где расположены отдельные предметы в нашем классе: Дверь. Классная доска. На какую сторону выходят окна. Компьютер.

Выступление 2 группы – Ориентирование по местным признакам.

Оказывается, еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Ориентироваться можно по траве (гуще и выше с южной стороны),  по проталинам (с южной стороны) , остаткам снега (с северной стороны), коре (светлее с южной стороны)  и веткам деревьев (гуще с южной стороны), мхам и лишайникам (больше с северной стороны),  грибам (чаще растут в тени с северной стороны), цветам (многие цветы «смотрят» на солнце, хотя его и не видно), муравейникам ( чаще с южной стороны) и бабочкам (сев отдохнуть складывают крылышки так, что  к солнцу они повернуты ребром).

Выступление 3группы – Ориентирование днем по Солнцу, ночью- звезды.

1.Солнце самый надёжный ориентир – знакомый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу. Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

2. Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы. Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

- Ребята, сегодня на уроке мы прослушали выступления трех групп. Давайте подведем итог.

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили на уроке?

- Как вы можете ориентироваться по местности?

- Что такое компас?

В пасмурную погоду ориентироваться по солнцу невозможно, компас не всегда бывает под рукой. Как быть?

Что узнали на уроке?

Чему научились?

Делятся на группы.

Правила работы в группе:

не спорить, не шуметь, не толкать друг друга, работать сообща, внимательно искать нужную информацию и делать выводы.

Работа в группах.

Выступление 1 группы –

 Компас и ориентирование по компасу.

Загадка

Компас

Рассказывают о компасе и  кто его изобрел.

Рассказывают, как возник компас и как  пользоваться?

Современный компас выглядит немного иначе  - он состоит из

корпуса - коробочки, магнитной стрелки, предохранителя.

Рассматривают прибор.

 Компасом  должны уметь пользоваться летчики, военные, моряки.

Рассказывают правила работы с компасом, весь класс повторяет.

- Работают с компасом.

Выступление 2 группы – Ориентирование по местным признакам.

Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;

Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)

Хвойные склоняются в солнечную сторону;

Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;

После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны

Выступление 3 группы – Ориентирование днем по Солнцу, ночью- звезды.

 Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

- Уметь ориентироваться на местности и работать с компасом.

- прибор для определения сторон горизонта.

 - По различным ориентирам.

Высказывают свои мнения.

ПР: знать, что такое ориентирование на местности; уметь различать стороны горизонта; уметь ориентироваться на местности по компасу и местным природным признакам.

П: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять

Р: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием;

К: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Л: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

. 

7. Домашнее задание.

Учебник: стр. 74-75 читать 

Сообщение о способах ориентирования - дополнительная литература.

- Записывают домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности

Практический:

  листы-самооценки

На столах лежат листы-самооценки. Заполните их.

- Анализируют свою работу на уроке, заполняя листы самооценки.

Р: осуществлять контроль и оценку результатов.

Приложение 1.

Лист самооценки

Номер группы        

Фамилия и имя        

Я узнал_________________________________________________________________________

У меня получилось…_____________________________________________________________

Мне понравилось…______________________________________________________________

Я не понял…____________________________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь согласен (согласна).


вариант ответа, с которым ты

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе?

А. Да, все работали одинаково. Б. Нет, работал только один.

В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

А. Работали дружно, ссор не было.

Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

А. Да, все получилось хорошо.

Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.

Почти все сделали без меня.


Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.

Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.

УМК "Школа России". Окружающий мир.2 класс (Плешаков А.А.) Урок на основе системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС....

Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас".

Окружающий мир. Урок во 2 классе по теме "Ориентирование на местности. Компас". УМК Школа России по учебнику А.А.Плешакова....

Ориентирование на местности 2 класс

Презентация была подготовлена к уроку по "Окружающему миру" во втором классе. В этих слайдах детям наглядно даются представления об ориентировании на местности....

Тест по теме "Ориентирование на местности" 3 класс

Проверочный тест по теме "Ориентирование на местности"...

Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...