Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по Москве" 2 класс УМК Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Бондаренко Анастасия Александровна

Конспект урока окружающео мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему «Путешествие по Москве».

Цель урока:
- познакомить детей с историей основания Москвы, с некоторыми достопримечательностями города;
- развивать кругозор детей;
- воспитывать любовь к Родине.


Планируемые результаты: Предметные: – знать некоторые сведения из истории основания Москвы; – уметь читать план, карту.
Личностные:- уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения.
Метапредметные: а) регулятивные УУД: – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;
б) коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в паре и группе.
в) познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.


Основные понятия: карта, план, достопримечательность.


Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение.


Ресурсы:
1) Учебник «Окружающий мир» (автор Плешаков А.А., 2 класс)
2) Презентация.
3) Карточки для индивидуальной и парной работы.


Организация пространства: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Ход урока:

  1. Организационный момент 

Доброе утро дорогие дети.  Я желаю вам успеха!

  1. Повторение изученного на прошлом уроке и проверка домашнего задания.

Ребята, скажите, как называется раздел с которым мы знакомимся? (Путешествия).

Где и по чему мы путешествуем. (По стране России)

Верно. На прошлом уроке, благодаря вашим проектам мы познакомились с некоторыми городами нашей страны. Наша страша очень большая, городов очень много и я знаю, что девочки хотят нас познакомить еще с некоторыми городами. Давайте их послушаем. (Выступают ребята с проектами.)

  - Впереди лето – пора путешествий. Что нам поможет в путешествии? (Карта, компас)

- Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки.

- Что такое карта?

- Давайте вспомним, как по карте определить стороны горизонта? (демонстрация настенной карты)

- Предлагаю вам ответить на мои каверзные вопросы.

  1. Тонкой голубой линией на карте обозначают... (реки)
  2. Часть водного пространства, врезающаяся в сушу – это… (море)
  3. Коричнево-желтые пятна на карте, причем, чем темнее, тем выше... (горы)
  4. Часть суши, окружённая со всех сторон водой  - это… (остров)
  5. Точками на карте обозначены… (города)

 III. Сообщение темы и целей урока

Вы научились читать карту, определять стороны горизонта. Теперь можно отправляться в путь. Первое наше путешествие мы совершим в удивительный город.

А в какой именно нам предстоит узнать. Давайте группами (по 4 человека)  соберём пословицы и посмотрим, что получится.

Говорят в Москве, а слушают по всей стране

За Москву-мать не страшно и жизнь отдать

Москвой-столицей весь народ гордится

В Москве все найдешь, кроме родного отца да матери.

Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву

От искры Москва загорелась

Москва - сердце России

Видна из Кремля вся русская земля

Москва веками строилась

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Зачитываем все пословицы.

Скажите, что общего в этих пословицах? Определите, какая тема нашего урока?

- Путешествие по Москве. Зная тему урока, попробуйте поставить для себя цель на этот урок. (Слайд 1)

Что вы знаете о Москве?

Давайте попробуем найти этот город на карте. (учебник открываем стр с картой)

У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце - Москва. По земле, по воздуху, по воде люди стремятся   попасть в этот город. Они хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями.

IV. Изучение нового материала.

- Итак, я вас приглашаю в путешествие по Москве, во время которого вы узнаете много интересного об этом городе.

Мы познакомимся с историей столицы, интересными событиями, получим много новой информации.

Итак, путешествие начинается… Ребята поднимите руки те, кто был в Москве.

V .Создание проблемной ситуации.

- Москва - огромный город. В нём около 4 тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы достаточно легко ориентироваться в городе? Я вам предлагаю исследовать ваши рабочие места и найти предметы, которых у вас не было. Под стульчиками прикреплены части карты Москвы, приготовленные заранее.  

А теперь давайте попробуем их соединить. Те ребята, которые нашли части соединяют их вместе. Что у нас получилось? (карта)

- Можем ли мы с нашей картой путешествовать по Москве (Географическая) ? (нет)

- Почему? А вот с этой картой?

Что же такое план?  Что изображено на плане? Откройте план Москвы в учебнике. (Слайд 2.)

 В верхнем правом углу изображён герб Москвы. (Слайд 3)  На гербе изображён всадник с золотым копьём, победивший змея – дракона. Это – Георгий Победоносец. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти.

- Рассмотрим план города. Какие достопримечательности мы видим? (Цирк Никулина, Триумфальная арка, Мемориальный комплекс «Парк Победы», спортивный комплекс «Лужники», Детский музыкальный театр,

- Выход есть. Путешествовать по Москве нам поможет план.

 - Каждый день в Москву приезжает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, в гости, в отпуск. И все они в любое время года идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда.

Основал город князь Юрий Владимирович Долгорукий, которому теперь установлен памятник в центре города. (вывешивая картинку) (Слайд 4)                                                             - Кто такой Юрий Долгорукий и почему он Долгорукий? (предположение детей)  Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием. Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким (длинные руки). Но князь Юрий Долгорукий был не только воином. Был он и градостроителем. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Место было водное, лесное, рыбное, охотничье. У холма пересекались водные и конные дороги. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял - “город Москвы”. Юрия Долгорукого с тех пор считают основателем Москвы. А случилось это в 1147 года (вывешиваю картинку с числом). Ребята сколько же лет Москве? Как можно посчитать? Кто хочет попробовать?  (на доске решают выражение в столбик 2022 – 1147 = 875 лет )

1. Московский Кремль (Слайд) - символ нашей Родины. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится Россия. Москва. Кремль. Эти два имени всегда рядом, потому что Кремль - это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

2. Храм Христа Спасителя (Слайд) в Москве был построен как благодарность богу за помощь  в трудный период истории России – во время войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.

3. Улица Арбат (Слайд) В 16 веке на Арбате и в его окрестностях жили многочисленные ремесленники, профессии которых и дали названия арбатским переулкам. То мастера Государева денежного двора (отсюда появилось название «Денежный переулок»), то плотники (Плотников переулок), серебряных дел (Серебряный переулок), царские конюхи, трубочисты и др. Здесь жили или бывали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, А. Блок и многие другие.

4. Большой Театр (Слайд) – ему  более 200 лет. В нём проходят выступления оперы и балета. Каждая новая постановка на его сцене является крупным событием в театральной жизни столицы. В Большом театре выступают прославленные артисты. Попасть в Большой театр нелегко.

5. Московский цирк Никулина на Цветном Бульваре.(Слайд)

 Театр зверей имени В. Л. Дурова находится в городе Москве и основал его в 1912 году, знаменитый дрессировщик и писатель, Владимир Леонидович Дуров.  В настоящее время, улица, на которой находится здание театра, носит его имя).

6. Третьяковская галерея (Слайд).  Даже древние люди любили красивые вещи. Они делали рисунки на стенах пещер, вырезали из подручных материалов статуэтки и любовались ими. А современный человек ходит в музей для того, чтобы увидеть самые красивые картины и скульптуры. В Москве многие любят посещать музей, который называется Третьяковской галереей. Третьяковская галерея – большой музей в центре столицы. Его основал богатый московский купец Павел Третьяков 160 лет назад. Его фамилия и дала название музею.

Третьяков очень ценил искусство и хотел, чтобы великолепные картины известных художников мог увидеть любой желающий.

Денег у купца было много и он покупал скульптуры, статуэтки, портреты, натюрморты и пейзажи, созданные лучшими русскими и голландскими мастерами. Все эти предметы искусства были выставлены в доме, принадлежавшем Третьякову. Когда его коллекция уже была огромной, он подарил ее городу, но до самой смерти оставался распорядителем галереи. На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

7. Театр «Уголок дедушки Дурова»  (Слайд) "Уголок дедушки Дурова", "Страна чудес дедушки Дурова", "Театр зверей имени В.Л. Дурова" - эти названия знакомы не только жителям Москвы и городов России, но и многим гостям из других стран. И действительно - это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. 

На этом наша экскурсия  закончилась, желаю вам приятного отдыха и хорошего настроения.

VIII. Закрепление изученного материала

- Наше путешествие подошло к концу. Много интересного можно встретить в Москве - за год, пожалуй, обо всем не узнаешь. И сегодня  мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей этого великого города

А теперь нам нужно возвращаться домой. 

Во время полета, откройте  справочник – путеводитель  на стр.104- 105 и внимательно прочитайте  историю Кремля.

IX. Итог урока

Вот мы и дома.

-   Ну что ж, давайте проверим, насколько хорошо вы узнали достопримечательности Москвы. Эту работу я предлагаю выполнить в парах.

  1. Кроссворд.  

                                                                                                           http://festival.1september.ru/articles/102443/img1.gif

  1. Как называются часы, по которым сверяет время вся страна? (куранты)
  2. Основатель Москвы? (Долгорукий)
  3. Что со всех сторон окружало Москву? (ров)
  4. Как называется известнейший театр в Москве? (Большой)
  5. Фамилия купца, открывшего картинную галерею? (Третьяков)
  6. Как называют главный город страны? (столица)

Давайте подведем итоги

Столица нашей Родины - ...
Основателем Москвы был ….
На гербе города Москвы изображен ….
Самая красивая площадь Москвы - …..

Символ  нашей Родины- …...

X. Рефлексия

На уроке
Я узнал…..
Я научился….
Мне понравилось….

XI. Домашнее задание

Всем спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе УМК "Школа России" Наш край – Саратовская область

Цели урока:Сформировать представление учащихся о родном крае; изучить географическое положение Саратовской области, используя методы исследования.Совершенствовать умение работать с картой и дополнител...

Конспект урока по окружающему миру:"Воздух" 2 класс. Программа "Школа России"

Конспект урока  по окружающему миру для 2 класса с презентацией...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе УМК " Школа России"

Конспект  урока по окружающему миру во 2 классе  " Про кошек и собак" УМК " Школа России" Плешакова...

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК " Школа России". Тема" Правила вежливости".

Урок разработан и составлен в соответсвии с нормами ФГОС. Урок по теме "Правила вежливости" является отдельной темой в разделе "Общение". Содержание урока полностью соответствует поставленным целям. И...

Конспект урока по окружающему миру в 2 классе. УМК "Школа России"

Конспект урока "Ориентирование на местности. Компас" 2 класс  ...

Конспект урока по окружающему миру "Растениеводство" 3 класс УМК "Школа России"

Представляю вашему вниманию конспект урока окружающего мира по теме "Растениеводство" для учащихся 3 класса....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Новое время: встреча Европы и Америки.

. Тип урока: комбинированный.Цели:- Сформировать представления О великих творцах, путешественников тоговремени;- Воспитывать интерес к Истории;Планируемые результаты:- Личностные: развивать речь и пам...