Мир глазами эколога
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Лобановская Мария Михайловна

Конспект урока по предмету Окружающий мир

Мир глазами эколога

4 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_glazami_ekologa.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету Окружающий мир

Мир глазами эколога

4 класс

Цель урока: дать представление о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы.

Формируемые УУД:

Познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать совместные действия.

Личностные – осознавать свое единство с окружающим миром.

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, проектор, вопросы на листочках, рисунки: пальма (растение), банка (мусор), капля (вода), слова в конвертах.

1. Оргмомент.

Слайд 1

Серьезные проблемы будем мы решать –

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

Экология – это важно или нет?

2. Самоопределение к деятельности

Учитель: Ребята, что такое экология?

Ответ: Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Учитель: Что изучает экология?

Ответ: Экология изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.

Учитель: Мы уже смотрели на мир глазами географа, историка. Сегодня мы посмотрим на мир глазами эколога.

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Ответ: Человек должен отвечать за состояние природы, так как человек и природа связаны.

Слайд 2

3. Открытие нового знания

Отгадайте загадку:

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней.

Учитель: О ком говорится в загадке?

Ответ: о человеке.

Слайд 3

Откройте учебник, страница 29. Прочитайте текст.

Учитель: К чему привело покорение природы?

Ответ: Покорение природы приводит к загрязнению воздуха, воды, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению растений и животных. На Земле возникали экологические проблемы.

Слайд 4

4. Работа в группах

На картинках 3 предмета: капля, банка, пальма.

Учитель: Что символизирует изображенный предмет, какую проблему он олицетворяет?

1 группа получает предмет «капля»

2 группа получает предмет «пальма»

3 группа получает предмет «банка»

Дайте название группа («Океан», «Лес», «Город»).

Учитель: Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы?

Ответ: Нет.

Слайд 5

Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый еще в XI веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные работы».

Слайд 6

 Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в Петербурге и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоемов, «…если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…»

Как видим, вопросы охраны природы были важны во все времена. Но особенно остро стоят они в век научно-технического прогресса.

Слайд 7

Откройте учебники, страница 30-31. Сейчас каждая группа займется своей проблемой.

Дети пробуют находить ответы на вопросы.

Вопросы для первой группы по проблеме загрязнения океана:

1. Что поразило путешественников?

2. Уменьшилось ли с тех пор загрязнение океана?

3. Как страдают от загрязнения живые существа, обитающие в океане?

4. Какие меры для защиты океана от загрязнения вы могли бы предложить?

Вопросы для второй группы по проблеме исчезновения тропических лесов:

1. О каком чуде природы вы узнали?

2. Найдите в тексте слова об изобилии растительного и животного мира тропических лесов.

3. Как называют джунгли?

4. Ради чего люди уничтожают тропические леса?

5. Сколько деревьев гибнет ежедневно под пилой человека?

6. Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Вопросы для третьей группы по проблеме мусора:

1. Сколько мусора приходится на каждого жителя города в год?

2. Сколько грузовиков ежегодно требуется, чтобы вывезти весь мусор?

3. Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

4. Все ли они безопасны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

5. Первичное закрепление

Ответы детей

Слайд 8

Группа «Океан»

Проблема загрязнения океана. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей. 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря.

Пресная вода, пригодная для питья, составляет на Земле 2%.

Учитель: Какие меры для защиты океана вы можете предложить?

Решение. Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные суда-«губки», они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы Красная книга Международного союза охраны природы и Красная книга России.(показать Красную книгу) Давайте посмотрим видеофрагмент о проблемах мирового океана. Слайд 9 (видеофрагмент)

Слайд 10

Группа «Пальма»

Проблема исчезновения тропических лесов. Тропические леса – это «легкие» нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных нужд, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов.

В настоящее время площадь лесов уменьшается на 20 гектар в сутки.

Учитель: Что, по вашему мнению, можно сделать для спасения тропических лесов?

Решение. Глобальные проблемы мира должны решать все страны вместе, одновременно и сообща. Действия должны быть хорошо организованы, и все последствия должны быть предусмотрены. Иначе выйдет, как в басне Крылова про лебедя, рака и щуку, то есть если каждая страна будет решать проблему самостоятельно, «воз» никуда не двинется. Необходимо переводить методы ведения хозяйства в тропической зоне на новую ступень развития с целью уменьшения последствий хозяйственной деятельности и предотвращения глобальной катастрофы.

Слайд 11

Группа «Город»

Проблема мусора. Загрязнение никогда не было простой проблемой. Замерить уровень загрязнения можно при помощи экотестера. Несмотря на то, что Москва – один из самых дорогих городов в мире, это также один из самых загрязненных городов на нашей планете. Много людей болеет из-за загрязнения воздуха и источников воды.

Если не уничтожать мусор, то через 10-15 лет он покроет планету слоем толщиной 5 метров.

Учитель: Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора?

Решение. Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например стеклянные банки и бутылки. Эти предметы вновь послужат людям как вторичное сырье.

Слайд 12

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись,

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс,

Одной, другой – это кроль,

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Слайд 13

6. Работа по новой теме

Работа с учебником

а) Люди всего мира обеспокоены состоянием природы на Земле. Давайте прочитаем об этом на страницах 32-33.

Слайд 14

б) Работа с составлением предложения-девиза.

Каждая группа получает конверт со словами. Получается фраза:

«Люди! Планета – наш дом.  Содержите ее в чистоте, оберегайте и любите!»

Учитель: Ребята, а лично от вас зависит спасение природы?

Предлагаю вам вспомнить выступление наших юных экологов и посмотреть видеоролик «Начни с себя».

Слайд 15 «Начни с себя»

7. Рефлексия

Слайд 16

Учитель: О чем должен знать каждый из нас, пользуясь тем, чем богата Земля?

Ответ: Не навредить! Не испортить! Сохранить эту красоту для тех, что будет после нас.

Отметьте, как работала ваша группа? (Смайлики)

Слайд 17

Д/з стр. 29-33 (учебник), стр. 21-22 (тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок естествознания. Автор А.А. Плешаков. 3 класс. Тема: « Мир глазами эколога. Знакомые незнакомцы» Учитель Шорина Елена Александровна

Урок экологической направленности с применением здоровьесберегающих технологий.Будет интересен и учителям и детям. Материал, представленный в данном уроке, поможет взглянуть на мир другими глазами , н...

Конспект урока + презентация "Настоящее глазами эколога".

Раскрыть экологическую проблему, воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области природоведения; развивать речь учащихся, повышать культуру, развивать познавательную активнос...

Презентация "Мир глазами эколога"

Презентация к уроку окружающего мира "Мир глазами эколога" в 4 классе...

Мир глазами эколога.

Данная презентация знакомит детей  с тем, что в природе всё взаимосвязано,с экологическими связями. Она содержит кроссворд....

Тест по окружающему миру по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Прошлое и настоящее глазами эколога". Программа "Школа России" 4 класс....

Мир глазами эколога. 4 класс окружающий мир

Данная презентация поможет учителю более полно и интересно раскрыть материал по теме урока окружающего мира по учебникам Плешакова   4 класс....