Методическая разработка "Зона арктических пустынь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Бурякова Елена Анатольевна

Методическая разработка "Зона арктических пустынь"  создана для проведения урока окружающего мира в 4 классе. Подходит для работы с любым УМК. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по окружающему миру. 4 класс

Тема: «Зона арктических пустынь». Урок-исследование.

 

           Бурякова Елена Анатольевна

        учитель начальных классов лицея № 344

Цели урока:

предметные ; сформировать представление учащихся о природной зоне Арктики, познакомить с географическим положением, климатическими особенностями, установить зависимость между климатом растительным и животным миром

метапредметные: учить ставить цель, планировать свою деятельность,оценивать свою деятельность

Формирование универсальных учебных действий;

регулятивные: коррекция своей деятельности;

личностные: инициативность, любознательность

коммуникативные : работа в группе

познавательные: работа с информацией

 

Оборудование: карта природных зон, карточки с тестами, учебник, атлас – определитель, дифференцированные задания для обратной связи, рабочие тетради, презентация .

ХОД  УРОКА.

Ι. Организационный  момент.

  • Сегодня  мы проводим урок - исследование. Ваша задача самостоятельно, по плану выполнить исследование и сообщить результаты. Работать будете в командах: географы, ботаники, зоологи, экологи.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

Проверим готовность к работе. Начинаем с проверки домашнего задания.

 Письменный тест «Моря, озёра, реки России» выполняется в тетради «Проверь себя» автора А.Плешакова (5 мин.)

- Сдайте тесты.

ΙΙΙ. Постановка учебной  задачи.

- Возьмите карточки, лежащие у вас на столах . Найдите среди разбросанных букв названия рек, озёра России и закрасьте их разноцветными карандашами.

Карточки с заданием даны в «Приложении 1».

Проверка Кадр № 3.

- Назовите – какие реки и озёра вы нашли.

- Из оставшихся букв составьте слово.

- Какая же цель нашего урока? (Познакомиться с природной зоной Арктики.)

 - На какие вопросы вы хотели бы получить ответы ? ( Свободные формулировки учащихся, записать эти вопросы на доске ).

ΙV. Актуализация знаний.

На доске  план изучения природной зоны:

  1. Географическое положение. Природные  условия.
  2. Животный мир.
  3. Растительный мир.
  4. Занятие населения.
  5. Экологические проблемы.

 - Свои наблюдения занесем  в таблицы в тетрадях. Помогать нам в  работе будет учебник и атлас - определитель.

Таблица.

Природная

зона

Климат и

характеристика    природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные и птицы

природной

зоны

Использование

и  влияние

человека

V. Работа над новым материалом.

Учитель:

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

Эта зона занимает самый север нашей страны — острова Северного Ледовитого океана и узкую полоску его побережья.

В зоне арктических пустынь лежат Земля Франца Иосифа, северная часть Новой Земли, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. ( Показывает по карте ).

 

1)  Групповая работа.

- А теперь начните работу в группах. Задание для каждой группы находятся у командира. На выполнение задания отводится 10 минут. 

  1. Группа – расскажите о географическом положении и о природных условиях Арктики  (учебник + атлас - определитель).
  2. Группа – расскажите о растениях Арктики (учебник + атлас - определитель)
  3. Группа – расскажите о животных Арктики (учебник + атлас - определитель)
  4. Группа -  расскажите о  занятии населения и об экологических проблемах (учебник)

2)  Проверка работы в группах.

1 группа.

Отчёт географов.

Презентация. Кадры  № 4, № 5, № 6, № 7.

Работа в тетради (заполнение таблицы).

Физминутка

2 группа.  Отчёт ботаников.

Презентация. Кадры № 8, № 9, № 10.

Работа в тетради (заполнение таблицы).

 

3 группа. Отчёт зоологов.

Презентация. Кадры № 11 – 25.

Работа в тетради ( заполнение таблицы ).

4 группа. Отчёт экологов.

      Презентация. Кадры № 26, № 27.

Работа в тетради ( заполнение таблицы ).

 - Оцените свою работу в группе. Как вы работали? Поставьте оценку  на обратной стороне листа для обратной связи.

VΙ. Закрепление изученного.  Обобщение.

Наше исследование закончено, пришло время  обобщить полученные вами сведения.  

Дифференцированные   задания.

  • Перед вами наборы карточек разного цвета:

Красные – для тех, кто хорошо усвоил новый материал;

Зеленые – для тех, у кого остались какие-то сомнения в этой теме;

Синие - для тех, кому изучение новой темы показалось сложным;

№ 1

                                    Ф.И.

Какие растения встречаются в Арктике? ___________________________

_____________________________________________________________

№2

Почему именно они могут расти в Арктике? ________________________

_____________________________________________________________

№ 3

Как животные Арктики  приспособились к суровым условиям обитания? _________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

№1

                                     Ф.И.

Какие животные встречаются в Арктике? Перечисли их.

Рыбы:____________________________________________________________

Птицы : _________________________________________________________

Звери :

____________________________________________________________

№ 2

Чтобы выжить в условиях Арктики животным необходимы: _________________________________________________________

______________________________________________________________

№ 1

                          Ф.И. 

Из перечисленных растений вычеркните те, которые не встречаются в Арктике:

мхи, лишайники, полярный мак, незабудка, карликовая берёза, сосна  

 

№2

Из перечисленных  животных вычеркни тех, которые не живут в Арктике:

Белый медведь, песец, морж, тюлень, кайры, тупики, чайки, гагары, гренландский кит, морской окунь

 - Оцените свою работу . Поставьте эту оценку на лист.

Сдайте листы на проверку.

VΙΙ. Итог  урока.

- Окончательный результат вы узнаете на следующем уроке после проверки карточек с заданиями и тестами по теме «Моря, озёра, реки России».

- Подведём итог.

 - Какие цели ставили? Достигли их?

  • Что вас заинтересовало в нашем исследовании ?

VΙΙΙ. Рефлексия .

В дневнике, в графе «Самооценка» символом – смайликом оцените свою работу на уроке.

ΙΧ. Домашнее  задание.  

 - Запишите домашнее задание.

1. Ответить на вопрос : «Хотел бы ли я хоть на день оказаться в этой природной зоне ? Почему ?»

2 . Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира: Зона Арктических пустынь.

Урок окружающего мира 4 класс, УМК  "Школа России", А. Плешаков по теме: Зона Арктических пустынь. Представлен конспект урока. Цель урока: познакомить детей с зоной Арктических пустынь, географ...

Зона Арктических пустынь

Цель: сформировать у учащихся представление о природной зоне Арктических пустынь; познакомить с особенностями живой и неживой природы, значением природы данной зоны для человека......

Открытый урок "Зона Арктических пустынь"

Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"....

Презентация "Зона Арктических пустынь" 4 класс.

Презентация к уроку "Зона Арктических пустынь" 4 класс УМК "Школа России"....

Проверка знаний по теме "Арктическая пустыня" (2 класс) по ОС "Школа 2100"

Ребятам предлагаются  два теста с допущенными ошибками. Задание, найди и исправь ошибки. Неправильно употребимые слова подчёркнуты. Это работа повышенного уровня....

Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"

Урок разрабатывался к УМК "Школа России"...

Зона арктических пустынь.

Дополнительный материал к уроку окружающего мира....