Конспект урока "Реки,озера и моря России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Титовская Диана Олеговна

Цель урока: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России.

Задачи:

  • Сформировать представление о  многообразии и местонахождении морей, озер и рек на территории России.
  • Развивать познавательную активность детей, работать над развитием Речи.
  • Формировать умение работать по карте, анализировать, проводить обобщения, делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • экран;
  • презентация;
  • учебник, рабочая тетрадь;
  • Физическая карта России;
  • Карта полушарий;
  • Географический атлас Башкортостана;
  • карточки индивидуальных заданий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней!»

Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. А поможет нам  в этом наша незаменимая помощница – карта.

III. Проверка домашнего задания по теме «Горы и равнины на территории России».

На  карточке для самостоятельной работы нужно выполнить задания: 

  1. Провести соответствие типа равнины и ее названия и соединить стрелкой.
  2. Провести соответствие контура гор и их названия и соединить стрелкой.
  3. Работа с картой: на контурной карте рабочей тетради стр.20-21 подписать названия географических объектов.
  • Среднесибирское плоскогорье (1)
  • Восточно-Европейская равнина (2)
  • Западно-Сибирская равнина (3)
  • Самые высокие горы России (Кавказские горы)
  • Каменный пояс земли (Уральские горы)
  • Горы, которые внесены в список Всемирного наследия (Саяны и Алтай)
  • Вулканы Камчатки (4)

IV. Объяснение нового материала. (Презентация)

На прошлом уроке мы совершали путешествие по суше: по равнинам и горам. А сегодня отправляемся в путешествие по водным просторам (по ходу объяснения на карту прикрепляются кораблики кораблики).

– Что называют водными просторами? (Слайд 2)

– Как называются самые большие водоемы? (Слайд 3)

– Сколько океанов на нашей планете? (Показ по карте)

– Какой океан самый маленький  и какой океан самый глубокий.  Нужно  правильно вставить букву в словах ребуса. (Слайды 4–7)

1. Мы начинаем путешествие с Тихого океана. (Рассказ сопровождается показом на карте, работой в тетрадях, на контурной карте) (Слайды 8, 9) Моря Тихого океана: Японское, Охотское, Берингово. На этих морях дуют сильные ветры, часто случаются туманы.

2. Через Берингов пролив мы попадаем в моря Северного Ледовитого океанаЧукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское море, Баренцево море, Белое море. (Слайды 10–12)

– Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? Как вы думаете? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.) (Слайд 13)

3. На Западе нашу страну омывают моря, которые сообщаются с Атлантическим океаном: Балтийское море и Черное море. (Слайды 14, 15)

О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются. Именно за выход к Балтийскому морю воевал Петр I и, победив в Северной войне, «прорубил окно в Европу». А Черное море теплое, это место отдыха. Здесь расположены курорты, здравницы. Некоторые из вас возможно уже побывали там.

– Что вы можете сказать о составе воды в морях и океанах? (Она соленая и непригодна для питья)

– Какое море наименее соленое? (Слайды 16, 17)

Физминутка. Игра «Море волнуется раз…»

4. Озера. Отправляемся в спокойное путешествие на озера страны. (Кораблики другого цвета прикрепляются на карту) Сколько на земле озер? (Слайд 18)

На территории России свыше 2 млн. озер. Их называют «голубые глаза» планеты. Какое озеро вам уже знакомо?

  • Байкал. Оно внесено в список Всемирного наследия. Это самое глубокое и чистое озеро. (Слайд 19)
  • Ладожское и Онежское – крупнейшие озера Европы. Их называют: «Ладога-матушка» и «Онего-батюшка». (Слайд 20) В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на берегу которой стоит город Санкт-Петербург.
  • Чудское озеро. Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие – сражение дружины А. Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище. (Слайд 21)

– Какое озеро самое большое в мире? (Слайды 22–24)

  • Каспийское море.

5. Реки. (Слайд 25)

Загадка. «Летом бежит, зимой спит, весна настала – опять побежала». (Река)

Перед нами стоит задача познакомиться с крупными реками на территории России.

Самостоятельная работа. Каждый ряд отправится в путешествие по заданной равнине и заполнит  карточку с пропущенными словами. (Самостоятельная работа по учебнику и Атласу в парах.) (

  • 2 вариант – реки Западно-Сибирской равнины.
  • 3 вариант – реки Среднеcибирского плоскогорья. 

После выполнения задания записи озвучиваются и проверяются. (Слайды 26–29)

Физминутка.

Вышли на палубу (встали)
Потянулись, солнце печет, жарко… (вытирают пот со лба)
Решили искупаться, нырнули в воду… (наклон)
Поплыли брасом, смотрим по сторонам… (показ, как плывут)
Вдруг ... акула… (плывем «кролем» быстро)
Подплыли к кораблю и забираемся на борт… (перебираем руками канат вверх)
Вздохнули с облегчением, опасность миновала. (садятся)

V. Закрепление материала. Работа с учебником.

  • Прочитать текст учебника с.72-77 и выполнить задания №1, 2 в рабочей тетради на стр. 22-23. (№1. Исправить ошибку. №2. Отметить на карте реки Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена)
  • Познакомиться с Дальневосточным Морским заповедником. (Слайды 30–31)

VI. Закрепление пройденного. Викторина. (Слайд 32)

(Ответы сопровождаются показом по карте)

  • Назовите океаны, омывающие Россию.
  • Назовите моря Тихого океана.
  • Назовите моря Северного Ледовитого океана.
  • Назовите моря Атлантического океана.
  • Какие самые крупные озера страны запомнили?
  • Назовите реки Восточно-Европейской равнины.
  • Назовите реки Западно-Сибирской равнины.
  • Назовите реки Среднесибирского плоскогорья. 
  • Вода какого озера самая чистая?
  • Какое озеро имеет соленую воду?

VII. Итог урока. (Слайд 33)

  • Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали?
  • Какие сведения показались наиболее интересными?
  • Какую роль играют водные просторы в жизни человека?

«Колышется даль голубая,
Не видно нигде берегов…
Мы с детства о море мечтаем
О дальних огнях маяков.
Летят белокрылые чайки –
Привет от родимой земли
И ночью, и днём
В просторе морском
Стальные идут корабли.»

VIII. Оценивание.

Оцениваются устные ответы детей, работы по карточкам, сообщения.

IX. Домашнее задание.

  • Прочитать текст учебника с. 72–77.
  • Сделать сообщения о путешественниках, чьим именем названы моря.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pril1.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Моря, озера и реки России

Слайд 3

Как называются самые большие водоемы? ОКЕАНЫ

Слайд 4

Какой океан самый маленький ? ( вставьте правильно букву в слова) в…да …строва а- Атлантический океан о - Северный- Л едовитый океан

Слайд 5

Северный- Ледовитый океан

Слайд 6

Какой океан самый глубокий ? ( вставьте правильно букву в слова) на карт… на планет… е- Тихий океан и - Северный- Л едовитый океан

Слайд 7

Тихий океан

Слайд 8

Моря Тихого океана

Слайд 10

Моря Северного- Ледовитого океана

Слайд 11

Море Лаптевых Восточно – Сибирское море Чукотское море

Слайд 12

Белое море Баренцево море Карское море

Слайд 13

Эти моря холодные, они покрываются льдами на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.

Слайд 14

Моря Атлантического океана Балтийское море

Слайд 15

Черное море

Слайд 16

Какой из морей наименее соленое ? ( вставьте правильно букву в слова) с…лить м…ря о- Балтийское море а - Черное море

Слайд 17

Балтийское море

Слайд 18

Сколько на земле озер ? ( вставьте правильно букву в слова) з…мля оз…ро и - около 1 миллиона е - около 5 миллионов

Слайд 19

«Голубые глаза планеты» Озеро Байкал- Это самое глубокое и чистое озеро. Оно внесено в список Всемирного наследия.

Слайд 20

Крупнейшие озера Европы Ладожское озеро Онежское озеро

Слайд 21

Чудское озеро Во время Великой отечественной войны оно было дорогой жизни. На этом озере произошло и другое историческое событие- сражение дружины А.Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.

Слайд 22

Каспийское озеро

Слайд 23

Какое озеро самое большое ? ( вставьте правильно букву в слова) б…льшие …зёра о- Каспийское а - Байкал

Слайд 24

Каспийское озеро- море

Слайд 25

Загадка « Летом бежит, зимой спит, весна настала- опять побежала» Р Е К А

Слайд 26

Реки Восточно-Европейской равнины Волга Двина Печора

Слайд 27

Дон Урал Кама Ока

Слайд 28

Реки Западно – Сибирской равнины Обь Енисей Иртыш

Слайд 29

Реки Средне – Сибирского плоскогорья Лена Амур Ангара

Слайд 30

Дальневосточный Морской заповедник

Слайд 31

и его обитатели

Слайд 32

В и к т о р и н а Назовите океаны, омывающие Россию. Назовите моря Тихого океана. Назовите моря Северного- Ледовитого океана. Назовите моря Атлантического океана. Какие самые крупные озера страны запомнили? Назовите крупные реки Восточно-Европейской равнины. Назовите крупные реки Западно - Сибирской равнины. Назовите крупные реки Средне- Сибирского плоскогорья. Вода какого озера самая чистая? Какое озеро имеет соленую воду?

Слайд 33

Спасибо за урок. Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли И ночью, и днём В просторе морском Стальные идут корабли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики«Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространственные и временные представления.» , учебник М.И.Моро, 1 класс, 1 часть

Конспект урока  математики в 1 классе на тему: «Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных), сравнение групп предметов (больше- меньше, столько же). Пространс...

Конспект урока окружающий мир в 4 классе по теме:" Побережье Чёрного моря"

Конспект урока окружающий мир в 4 классе.Тема: У Чёрного моря.Метапредметная тема: Знание и информация.Цели:предметная: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского ...

конспект урока по математике в 1 классе по учебнику Моро М.И.

Подробный конспект урока по математике в 1 классе с УУД по программе "Школа России"...

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...

Конспект урока математики для 2-го класса к учебнику М.И. Моро. Тема: «Буквенные выражения».

Конспект урока поможет учителю познакомить детей с новым математическим понятием «Буквенные выражения», научить читать, записывать, находить значения математических  выражений. Работа над этими у...

4 класс Конспект по окружающему миру "Моря России"

Конспект урока по окружающему миру "Моря России". 4 класс. УМК "Школа России". На данном уроке дети побывают в роли географов, отправятся исследовать моря нашей Родины....