Проект по окружающему миру 1-4 класс
классный час по окружающему миру (1 класс)

 

 

Понятие исследовательский проект Что такое исследовательский проект? Исследовательский проект - деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательский проект обучающихся должен содержать совокупность и научных положений, выдвигаемых автором для защиты. Выполняемая работа должна свидетельствовать о способности автора вести научный список (самостоятельно или с научным руководителем, консультантом). Обучающейся должен использовать теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, знать методы и приёмы их решения. Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых методов и методических подходов к решению научных проблем, а также решение задач прикладного характера. Исследовательский проект не должен быть реферативной работой! Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Этапы исследования: - постановка проблемы изучение теории, посвященной данной проблематике; - подбор методик исследования сбор собственного материала его анализ и обобщение научный комментарий собственные выводы. 2. Классификация проектов Проекты классифицируются: По доминирующей деятельности. По структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. По предметно-содержательной области. Монопроекты. По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. Межпредметные проекты. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX — XX веков", "На рубеже веков", пр.). По количеству участников можно выделить проекты: - личностные - парные - групповые По продолжительности проекты могут быть: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6). Средней продолжительности (один-два месяца). Долгосрочными (до года). По характеру контактов. Внутритехникумовские или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной учебной организации, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между учебными заведениями, группами внутри региона, одной страны. Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами. 3. Виды ученических проектов: Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: - исследовательское; - инженерное; - прикладное; - бизнес-проектирование; - информационное; - социальное; - игровое; - творческое. 1) Исследовательские проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой̆, исследовательской̆ проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Результатами таких исследований могут быть: - конкретный̆ продукт (новая деталь, новый̆ прибор и пр.) - концепция продукта (если для создания продукта требуется производство, но в условиях написания проекта невозможно); - продукт научного труда (бизнес-план, схема информационного взаимодействия в организациях, стратегия развития страны, региона, области, города, школы и др.) Типы учебных исследовательских работ Информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких научных, научно-популярных источников с целью наиболее полного освещения какой̆-либо проблемы. Проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких научных, научно-популярных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной̆ проблемы. Исследовательская творческая работа, выполненная при помощи корректной̆ с научной̆ точки зрения методики, имеющая собственный̆ экспериментальный̆ материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления. 2) Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой̆ информацией̆, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой̆ аудитории. Продуктом такого проекта может быть информационный̆ справочник, web-сайт, информационный̆ бюллетень и т.п. 3) Творческие проекты (литературные вечера, спектакли, экскурсии). Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной̆ структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой̆ логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной̆ газете, сочинении, видеофильме, спортивной̆ игре, экспедиции, пр.) 4) Социальные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный̆ с самого начала результат деятельности его участников. Результат обязательно ориентирован на позитивные изменения в социуме, причем размер группы бенефициантов такого проекта значения не имеет. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: - социальное; - бизнес-проектирование; - исследовательское; - инженерное; - информационное. 4. Этапы проектной деятельности. Проектная/исследовательская работа включает в себя все этапы познавательной деятельности, выполненные полностью самостоятельно или при частичной поддержке преподавателя. Основные этапы проектной / исследовательской деятельности: - формулировка проблемы, постановка цели, определение задач; - сбор, обработка, систематизация и обобщение информации по выдвинутой̆ проблеме; - анализ ресурсов, выработка путей̆ решения задач; - составление плана работы. - технологическое следование составленному плану работы; - презентация полученного результата. Полный цикл проектной деятельности включает две, четко различимые фазы. Стадии 1-4 – подготовительные - завершаются разработкой проекта в узком смысле этого слова. Эта фаза наиболее трудна для обучающихся и требует существенной поддержки со стороны преподавателя. Эта фаза также и наиболее важна, так как именно она определяет успех дальнейшей̆ деятельности и качество произведенного продукта. Поэтому имеет смысл по завершении этой фазы длительных проектов проводить процедуру представления проекта, которое оценивается педагогом/супервайзером. Основной задачей этого оценивания является поддержка студента и внесение, при необходимости, изменений в программу и план действий, обеспечивающих успешность реализации проекта. Вторая фаза – непосредственная реализация проекта, завершающаяся созданием конечного продукта, его презентацией и оформлением отчета. Публичная презентация произведенного продукта очень важна, так как актуализирует коммуникативные навыки учащегося. Таким образом, по завершении проекта учащийся представляет: - проект (продукт первой фазы); - конечный продукт (если это возможно в рамках написания проекта); - публичная презентация работы. Защита проекта как формат оценки успешности освоения и применения обучающимися универсальных учебных действий Публично должны быть представлены два элемента проектной работы: - защита темы проекта (проектной идеи); - защита реализованного проекта. На защите темы проекта (проектной идеи) с обучающимся должны быть обсуждены: – актуальность проекта; – положительные эффекты от реализации проекта, важные как для самого автора, так и для других людей; – ресурсы (как материальные, так и нематериальные), необходимые для реализации проекта, возможные источники ресурсов; – риски реализации проекта и сложности, которые ожидают обучающегося при реализации данного проекта; В результате защиты темы проекта должна произойти (при необходимости) такая корректировка, чтобы проект стал реализуемым и позволил обучающемуся предпринять реальное проектное действие. На защите реализации проекта обучающийся представляет свой реализованный проект по следующему (примерному) плану: 1. Тема и краткое описание сути проекта. 2. Актуальность проекта. 3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации проекта. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 5. Общие критерии оценивания учебных проектов Оценивание отражает все основные стадии проектной деятельности и осуществляется с использованием следующих критериев: А) ясность цели и ожидаемых результатов деятельности (оценивается по отчету); Б) адекватность средств достижения цели (оценивается по конечному продукту и по отчету); В) процесс, навыки самоорганизации (оценивается по отчету); Г) качество произведенного продукта (оценивается по продукту или по его описанию в отчете); Д) презентация (уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности); Е) оценка (социальное и прикладное значение полученных результатов); Ж) владение рефлексией̆; З) дополнительные специфические критерии, в зависимости от типа проекта, например, качество анализа информации для исследовательских проектов, оригинальность - для художественных). В каждом конкретном случае набор критериев может варьировать в соответствии с конкретными учебными целями проекта и определяется педагогом, инициировавшим учебный проект 6. Источники информации и их использования в научно-исследовательской работе. Одним из этапов проведения любого исследования является - этап накопление научной информации: библиографический поиск научной информации, изучения документов, основных источников темы, составление обзора литературы, выбор аспектов исследования; Информацию разделяют на: - обзорную (вторичную) обзор научных материалов; - реферативную, что содержится в описаниях прототипов научных задач; - реферативную (вторичную), что содержится в аннотациях, резюме, рефератах; - сигнальную (вторичную) - данные предыдущего сообщения; - справочную (вторичную) - систематизированные краткие сведения в любой отрасли знаний. Следовательно, при обработке информации ее можно разделить на две группы. Первичная информация - это исходная информация, которая является результатом непосредственных социологических экспериментальных исследований, изучение практического опыта (это фактические данные, собранные исследователем, их анализ и проверка). Вторичная информация - это результат аналитической обработки и публикации информации по теме исследования (это опубликованы документы, обзор информации по теме). Это: - информационные издания (сигнальная информация, реферативные журналы, экспресс-информация, обзоры); - справочная литература (энциклопедии, словари); - каталоги и картотеки; - библиографические издания Эта информация служит теоретическим и экспериментальным фундаментом, основой проведения научного исследования, является доказательством научной обоснованности ее работы, достоверности и новизны. Достоверность - это достаточное правильность, доказательство того, что названный результат (закон, совокупность фактов) является истинным, правильным. Достоверность результатов и выводов обосновывается экспериментом, логическим доказательством, анализом литературных и архивных источников, проверенных на практике. Есть три группы методов доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные подтверждения практики. 7. Технология работы с информационными источниками К методам работы с научной̆ информацией̆ относятся методы поиска информации; методы обработки полученной̆ информации; методы систематизация и хранение научной̆ информации. Научная информация представлена в научной̆ литературе. Монография — научный̆ труд одного или нескольких придерживающихся единой̆ точки зрения авторов, в котором с наибольшей̆ полнотой̆ исследуется определённая проблема или тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями, от которых можно оттолкнуться при составлении списка литературы по проблеме исследования. Брошюра — непериодическое печатное произведение небольшого объёма (в международной̆ практике не менее 5 и не более 48 страниц); небольшого объема, как правило, научно-популярного характера. Сборник научных трудов - сборник, содержащий̆ исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ. Статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и результатов проведенного исследования. Необходимо помнить о том, что в последнем годовом номере журнала предлагается список статей, которые были опубликованы в данном журнале в течение года. Тезисы доклада — краткое изложение содержания научного сообщения. Учебное пособие — учебная книга, предназначенная для расширения, углубления, лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной̆ программой̆ и изложенных в учебниках; дополняет или заменяет (частично или полностью) учебник. Начинать работу лучше всего с обращения к энциклопедии и специальным словарям. Статьи энциклопедии содержат не только краткую информацию по существу той или иной̆ проблемы, но и список основных опубликованных по ней̆ работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над проектом по окружающему миру в 4 классе "По местам боевой славы".

Работа над проектом происходила в мини -  группах, каждая из которой имела своё индивидуальное задание. Презентация проектов состоялась накануне праздника Дня победы. Материал был связан с краеве...

Проект по окружающему миру в 1 классе "Наблюдение за развитием растения"

Обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира....

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "

Это урок-  проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...

Урок - проект по окружающему миру во втором классе "Природная зональность" по УМК "школа 2100"

Урок-проект - это всегда интересно! Данный урок является вводным преред изучением большого блока "Природные зоны" В разработке прописана подробная работа в группах....

Урок-проект по окружающему миру во 2 классе по теме "Живые украшения помещений"

Ученики научились различать растения, узнали их названия, страну произрастания, научились правильному уходу за растениями, воспользовались возможностью расставить растения в классе самостоятельно....

Урок- проект по окружающему миру в 4 классе "Полезные ископаемые".

Урок проводится с целью проверки знаний,умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения темы .Для разработки данной темы использован проектный метод.В ходе занимательной игры- путешествия учащи...