Урок - проект по окружающему миру во втором классе "Природная зональность" по УМК "школа 2100"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Амосова Татьяна Юрьевна

Урок-проект - это всегда интересно! Данный урок является вводным преред изучением большого блока "Природные зоны" В разработке прописана подробная работа в группах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая   разработка  урока – проекта по окружающему миру «Природная зональность».

ФИО учителя:  Амосова Татьяна Юрьевна

Класс, предмет: 2 класс, окружающий мир

Тема урока: Природная зональность

Цель урока:

Познакомить учащихся с природными зонами и проявлением закона природной зональности. Развивать речь,  наблюдательность и познавательный интерес, умение анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы, работать в группе. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Задачи в соответствии с этапами урока:

1. Организовать готовность к уроку, настроить учащихся на работу.

2. Систематизировать знания об экосистемах

3. Актуализировать имеющиеся у учащихся знания, необходимые для изучения новой темы, создать проблемную ситуацию – мотив для изучения нового учебного материала

4. Изучить правила и законы распределения природных зон с севера на юг

5. Подвести итог работы

6.Рефлексия

Тип урока: изучение нового материала

Применяемые технологии, приемы и методы: проектная технология;  здоровьесберегающая технология, проблемный метод, побуждающий и подводящий диалоги, методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации (учебные игры, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева 2 класс, часть 2
  2. презентация к уроку
  3. компьютер, проектор, презентация к уроку,
  4. звукозапись классической музыки «Адажио»,
  5. запись музыкальной физминутки,
  6. пейзажи природных зон, рисунки растений, животных
  7. карта «Природные зоны»,
  8. задания, карточки для работы в группах,
  9. глобус
  10. конверты для рефлексии

Этапы урока

Цель этапа

(время)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Оргмомент

( 1 мин)

-Прозвенел уже звонок,

Нам пора начать урок!

  1. Повторение изученного на прошлом уроке

(2 мин.)

- Вспомните, чему был посвящён наш прошлый урок?

- Могут ли экосистемы жить без чьей либо помощи?

- В природе существуют экологические системы. Они не нуждаются в участии человека. Экосистема – это место, удобное для проживания животных и растений, они взаимодействуют с неживой природой. Внутри экосистемы живые организмы имеют разные «профессии»: «кормильцы», «едоки», «мусорщики».

-Да, это природные экосистемы, они живут по своим природным законам.

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.

(5 мин)

- Ребята, когда у нас были зимние каникулы, двое наших ребят ездили с родителями отдыхать за пределы нашей республики. Я попросила их привезти нам фотографии природы тех мест. Посмотрите, что у них получилось. Какое время года на каждом снимке? СЛАЙД

- Как же так получилось? Ребята уехали из одного и того же места, в одно и тоже время?

- Сколько поясов освещённости на Земле?

- Верно. Как вы думаете, влияет ли количество тепла на природу в каждом поясе?

- Хорошо. Вы молодцы, у вас много предположений. На какой вопрос нам нужно будет сегодня ответить?

-Я предлагаю вам отправиться в путешествие, как наши одноклассники, только не в разные стороны, а пройтись с северного полюса до экватора. Согласны?

- А меня с собой возьмёте?

- Лето и зима

- Солнце нагревает Землю неравномерно. Полюсам достаётся меньше света и тепла. В северных районах лучи падают наклонно, скользят по поверхности Земли, слабо нагревают её. Чем южнее, тем более отвесно, прямо падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность. СЛАЙД

- Два холодных, два умеренных и один жаркий

предположения детей

-каким образом влияет  количество солнечного тепла на природу.

-Да

  1. Совместное «открытие» знаний (работа в группах)

( 7 – 10 мин)

- каждая группа во время путешествия выполнит своё задание.

- Первая группа «Географы» - попробуют выяснить,  меняется  ли поверхность Земли, климат.

- Вторая группа «Ботаники» - попробуют выяснить, меняются ли виды растений, условия их обитания.

- Третья группа «Зоологи» - попробуют выяснить, меняется ли животный мир, условия его обитания.

- И четвёртая группа «Экологи» - будут выяснять, есть ли экологические проблемы на тех участках Земли, которые мы будем исследовать.

- Памятка работы в группе у вас на столах, а также задания и справочная информация.

- надо настроиться на дальнюю дорогу. Разомнёмся?

- На работу вам даётся 10 минут, по моему звоночку работу заканчиваем и выбираем, кто будет представлять работу всей группы. Удачи!

Сидят по группам, читают, разбирают задание

( во время работы групп звучит звукозапись классической музыки «Адажио»)

Выполняют задание по группам

Физминутка. (СЛАЙДЫ С ЗАРЯДКОЙ)

(3 мин)

Презентация работ каждой группой

( 12 мин)

- Время вашей работы закончилось, Давайте посмотрим, чьи же предположения были верными? Прошу «географов» представить свою работу.

- Молодцы. Какой вывод можно сделать по вашей работе?

- Прошу представить свою работу «ботаников».

Какой вывод вы сделали?

- Прошу представить свою работу «зоологов»

- Какой вывод вы сделали?

- Замечательно. Из нашего путешествия вернулись уже три группы с выполненными заданиями. Сможем мы теперь ответить на вопрос: каким образом влияет  количество солнечного тепла на природу?

- Молодцы. Как можно назвать эти территории с похожими природными условиями?

- Эти территории называются природными зонами. Эти зоны тоже имеют форму поясов, с севера на юг природные зоны сменяют друг друга в строгом порядке. На Земле действует закон природной зональности.

- Мы с вами знаем, что природу, любую экосистему легко нарушить. Кто может это сделать?

- Я предоставляю слово группе «экологов», они расскажут нам, какая экологическая обстановка  в природных зонах.

- Спасибо большое, «экологи».

- Мы расположили участки поверхности Земли следующим образом (работа вывешивается на доску) На севере большие участки Земли покрыты льдами, климат очень суровый, холодно, низкая температура. Южнее климат постепенно меняется, становится теплее, меняются и картины природы.

- Мы выяснили, севернее климат более холодный, а южнее климат более тёплый.

- Мы расположили растения с севера на юг. Вот, что у нас получилось. На севере растений мало, нет лесов, стебли тоненькие и не высокие, южнее появляются маленькие деревья, ягоды. Дальше появляются хвойные деревья, лиственные деревья, больше трав и цветов, грибы. На юге деревьев меньше, так как там сухое и жаркое лето, им не хватает влаги.

Мы выяснили, что условия обитания  растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.

Мы расположили животных. На севере условия жизни животных очень суровые, у всех животных  очень тёплый мех белого или тёмного цвета. Животный мир меняется к югу. Больше видов животных, более яркая окраска, тоньше мех, лучше условия для жизни, больше пищи. На юге окраска животных яркая, чтобы лучше маскироваться.

- Мы выяснили, что условия обитания растений и их виды постепенно меняются с севера на юг.

Климат зависит от распределения тепла на Земле. Растительный и животный мир зависят от климата.

- предположения детей

Человек

Во многие северные районы пришла современная техника, построены города.

   Южнее – ведётся разработка добычи полезных ископаемых, вырубаются леса,  уничтожаются пожарами,  много участков земли вспахано, из-за ценного меха уничтожают животных, многие животные на грани исчезновения. Деятельность человека нанесла большой вред всей природе Земли с севера до юга. Нарушена работа экологической системы. Человек сам может погибнуть, если не станет бережнее относиться к природе. Мы гости, а не хозяева.

  1.  Итог работы.

(4 мин)

- Наше путешествие подходит к концу. Вы молодцы, проделали такую интересную и в тоже время трудную работу.

-Скажите, как звучит тема нашего урока?

- От чего зависит смена природных зон?

- Есть нарушения в экосистемах?

-На следующих уроках мы продолжим изучение каждой природной зоны более подробно.

Природные зоны

От количества солнечного тепла, от климата

Да, очень много. Нужно помогать сохранять природу, восстанавливать экосистемы

  1. Рефлексия.

( 2 мин)

- Ребята, у меня на столе остался лежать цветок ромашки. Я забыла добавить его в задание «ботаникам». Скажите, где ему было бы хорошо? В какой зоне?

- Замечательно. У вас на столах белые конверты, а в них ромашки. Если вам наше путешествие понравилось, возьмите свою ромашку и прикрепите на глобус.

- Красиво? Если каждый из нас, каждый человек на Земле подарит частицу своего тепла, заботы и доброты нашей природе, то наш дом – планета Земля всегда будет прекрасен!

-Спасибо за урок.

В лесной

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории отечества в 4 классе.

Название:  «Возможно, ли стать идеальным?».

Краткая аннотация: представлена разработка проектного урока по курсу «Введение в обществознание», который раскрывает индивидуальность ребёнка, черты характера, самооценку через выражение эмоций, умение общаться друг с другом.

        Разработка может быть использована классными руководителями, психологами общеобразовательных школ.

Учебный предмет: «Человек и человечество»

Уровень образования школьников: 4 класс

Форма учебной работы: проектная, классно-урочная.

План проведения урока

Тема урока:   « Возможно, ли стать идеальным? (4 «Б» класс)

Тип урока:  Урок – проект

Цель урока: формирование умений увидеть проблему и намечать пути ее решения

Задачи урока:   

 Познавательный аспект: расширить знания об особенностях состояния нашего внутреннего мира.

Развивающий аспект:  учить логически  выстраивать свою речь; извлекать нужную информацию из научно-популярной литературы; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитательный аспект:  воспитание сотрудничества, коммуникативности, обучение общению, формирование уважительного отношения к друг другу и окружающим.

Форма обучения: групповая (на группы учащиеся делились самостоятельно)

Методы: стимулирование и мотивация, наглядный, сравнение, частично поисковый, исследовательский.

Оборудование, материалы: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций» - палитра красок, где каждой краске соответствует эмоция или чувство, карточки с перечнем личностных качеств.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

I. Введение в тему проекта

Учебно-воспит.

задача этапа:

Обеспечить нормальную обстановку на уроке и психологически подготовить учащихся к предстоящему занятию.

  1. Приветствие
  2. Готовность классного помещения
  3. Мотивирование учащихся к решению проблемы : «Возможно ли стать идеальным?»

Точка, точка, запятая…

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик…

Получился человечек!

Настоящий это человечек?

Почему?


Быстро мобилизоваться, сосредоточиться.

Включиться в деловой ритм

Обсуждение темы проекта







II. Организация деятельности

Учебно-воспит. задача этапа:

Подготовить учащихся к активной учебно-познавательной деятельности


  1. организовать группы (класс делится на группы до проекта самостоятельно)
  2. спланировать деятельность по решению задач проекта (инструкции для каждой группы)

1 группа: «Идеальный ученик»:

- создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»

- описать, какими качествами должен обладать идеальный ученик

- продумать защиту своей работы

2 группа: «Реальный ученик»:

- создать портрет реального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»

- описать, какими качествами должен обладать реальный ученик

- продумать защиту своей работы

3 группа: «Идеальный учитель»

- создать портрет идеального учителя с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»

- описать, какими качествами должен обладать идеальный учитель

- продумать защиту своей работы

4 группа: «Реальный учитель»

- создать портрет идеального ученика с помощью карандашей, используя «палитру эмоций»

- описать, какими качествами должен обладать реальный  учитель.

- продумать защиту своей работы




  1. разбивка на группы

и распределение ролей в группе осуществляется самостоятельно, с условием, по возможности равного распределения навыков и умений

  1. планирование работы
  2. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.












III. Осуществление деятельности

Учебно-воспитательная задача этапа:

обеспечение самостоятельной работы в группе


консультация учащихся по необходимости

  1. ненавязчивый  контроль
  2. помочь при необходимости подготовить защиту выполненной работы


Изображение ученика и учителя в идеальном и реальном образах, используя палитру эмоций, записывая качества личности


Защита своих работ



IV. Презентация

-закрепить и осмыслить уч. материал,

-закрепить умение работать с предоставленной информацией,

-развивать логическое  мышление.

-развивать умение адекватно оценивать себя и окружающих

- умение оригинально мыслить, высказывать свои идеи,  выбирать самые неординарные идеи, излагать  свои мысли публично.


Обобщение полученных результатов

•  подведение итогов

•  оценивание умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.

•  акцент на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.



Какой положительный опыт приобрели, выполняя данную работу?

  1. повод продолжить самопознание
  2. повышать уровень самообразования
  3. задуматься над своей самооценкой
  4. попробовать ответить на вопросы:

«каков я?»

«что во мне не так?»

«каким я должен стать?»

Вывод: стремиться к идеальному можно и нужно, но быть идеальным скорее всего невозможно!


  1. рефлексия деятельности и результата;
  2. взаимооценка деятельности и ее результативности.




V. Подведение итогов урока

Проанализировать работу класса

Рефлексия:

Ответьте на вопросы:

  1. Чему вы научились на уроке?
  2. Что вам понравилось?
  3. Что вам не понравилось?

Индивидуальная оценка урока каждым участником.

Сценарий

открытого урока по введению в обществознание

По теме:«Возможно ли стать идеальным?»  

Дата проведения: 4 марта

Место проведения: кабинет начальных классов

Оборудование: листы А3, карандаши, фломастеры, «палитра эмоций».

Учитель:  

- Добрый день! Дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок – урок-проект.

-Посмотрите на доску. Что у нас здесь появляется?

        Точка, точка, запятая…

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик…

Получился человечек!

(одновременно на доску вывешивается чёрно-белое изображение фигуры человека)

-Знакома вам эта песенка?

-Настоящий это человечек?

- можно назвать его личностью?

-Почему?

Дети: У него нет эмоций, чувств, равнодушен, чёрно- белый цвет фигурки.

Учитель: выглядит он нейтрально, а важно ли иметь эмоции и чувства? Внутренний мир?

Дети: высказывают своё мнение

Учитель: У каждого из нас есть своё «Я», свой внутренний мир. У каждого из нас есть свой идеал.  Я предлагаю вам поговорить о нас. Какой  я учитель, какие вы ученики? Возможно ли встретить идеал или стать идеальным?

Дети: отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Учитель:   Итак, каждая группа  получает задание. Попробуйте изобразить и описать идеального ученика и реального, идеального учителя и реального. Используйте палитру эмоций и чувств, вспомните качества личности, черты характера. Каждая группа выберет защитника вашей точки зрения. Гостям мы также предлагаем присоединиться к нам и поработать по данному вопросу. Изобразите идеального и реального ученика.

(работа в группах ведётся самостоятельно, по желанию дети могут обратиться за консультацией к учителю.)

Дети: каждая группа защищает свою работу (каждый рисунок вывешивается на доску)

Учитель: Молодцы, вы проделали большую серьёзную работу. Посмотрим, что у нас получилось. Кто из вас может сказать, что встречал идеального ученика?

Может вы встречали идеального учителя?

- Давайте спросим наших гостей. Какой портрет у них получился?

- Спасибо гостям.

- Какой же вывод можно сделать?

Дети: Идеальных людей не бывает.

Учитель: Может быть со временем, занимаясь самопознанием и саморазвитием возможно стать идеальным учеником, учителем, человеком?

Дети: высказывают своё мнение

Учитель: Посмотрите на свои работы. Идеал практически одинаков, а реальность разная, яркая, интересная, эмоциональная.

Учитель: попробуйте ответить на вопросы:

      «каков я?»

      «что во мне не так?»

      «каким я должен стать?»

- Кто может рассказать о себе, отвечая на данные вопросы? Есть смелые?

- Какой вывод можно сделать?

Дети: К идеальному стремиться можно, но быть идеальным невозможно, и, наверное, скучно.

Учитель: Наш человечек, которого мы нарисовали в начале урока, так и остался нейтральным. Давайте, каждый из вас подарит ему свою эмоцию или качество, черту характера,  чтобы он смог стать настоящей личностью как вы.

Дети: выполняют задание, оценивают себя.

Учитель: Каким получился наш герой? Идеальным или реальным?

Ответьте на вопросы в карточках, выскажите своё мнение по уроку.

- Хочу пожелать вам стремиться к идеальному, а оставаться индивидуальными! Пусть весь мир откроется перед вашей неповторимостью. Спасибо!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы воронежской области" 3 класс

Урок- проект по окружающему миру "Берегите воду! Водоемы Воронежской области", разработан учителем начальных классов Черкасовой О.А. Целью урока является рассмотреть причины загрязнения водоемов, позн...

Урок –проект по окружающему миру, 1 класс УМК «Планета знаний»

Урок обобщения с элементами проектирования. При подготовке к уроку дети самостоятельно подбирали материал о символах России, выполняли презентации....

Открытый урок-проект по окружающему миру. 4 класс.

урок обобщение по теме Природные зоны. Создание карт для проведения урока....

Урок-проект по окружающему миру в 1 классе на тему "Уход за кошками и собаками" "

Это урок-  проект в 1 классе по окружающему миру. В подготовке принимали участие и родители учеников. Проект долгосрочный, провели 5 заседаний, подготовили видео-интервью с родителями , учителями...

Методическая разработка урока ознакомление с окружающим миром во втором классе школы глухих детей.Тема: «Дикие животные. Заяц и белка».

Целью данной разработки является обучение детей правильному употреблению общих и частных названий животных. Формировние умения у неслышаших детей давать характеристику особенностям внешнего вида живлт...

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во втором классе

Тема: В гости к веснеПрограмма: УМК «Школа России»Учебник: А. А. Плешакова «Окружающий мир» Тип урока: изучение новых знанийМетоды работы: беседа, работа в группахОборудование:...