Отечественная война - По страницам истории
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Бойчук Валентина Владимировна

Отечественная война

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon По страницам истории130 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по окружающему миру

Дата 14.04

Учитель: Бойчук В.В.

Школа: ГБОУ СОШ № 184

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Отечественная война 1812 года»

Цель урока: создание благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о войне 1812 года и Бородинском сражении; показать общую картину Отечественной войны (кто начал, когда, между какими государствами происходила, итоги войны); способствовать развитию умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать грамотную речь, воспитывать патриотизм и чувства национальной гордости.

Место и роль урока в изучаемой теме: открытие нового знания.

Формировать УУД:

Личностные УУД: осознание чувства национальной гордости за славные дела предков; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: карточки для работы в парах , конверты с деформированными предложениями (пословицами), бланки ответов, презентация

Ход урока:

І. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

ІІ. Обобщение изученного материала. Актуализация знаний.

  1. У. Начнем урок с работы в парах. Откройте конверты и сложите фразу.

Дети, работая в паре, составляют из слов пословицы. У каждого ряда – своя пословица.

Соедини части фразы .

1.Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

2. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

3.Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Что у вас получилось? (пословицы)

У. - Что общего у этих пословиц? (  Все они о Родине).

У. - Как вы думаете, почему именно с них мы начали урок?

- Мы изучаем историю своей Родины

У России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин России.

  1. У меня есть карточки с датами.  Назовите даты.  С какими историческими событиями они связаны?

988 год – Крещение Руси (князь Владимир – Красно Солнышко);

1242 год – Ледовое побоище (князь Александр Невский);

1380 год – Куликовская битва ( князь Дмитрий Донской);

1480 год – Падение монголо-татарского ига (царь Иван III);

1612 год – освобождение Москвы от поляков народным ополчением (Кузьма

               Минин и Дмитрий Пожарский);

1703 год – основание  Петербурга (царь Пётр I);

- Какие из перечисленных событий можно соотнести с пословицей

(Родина – мать, умей за неё постоять?) 1240, 1242, 1380, 1480, 1612.

- Почему?(- Эти даты связаны с событиями, когда русскому народу приходилось защищать свою землю.)

– Сегодня мы продолжим этот ряд ещё одной датой.

ІІІ. Постановка учебной задачи. Открытие новых знаний.

Чтобы познакомится с новой датой, надо решить математическую задачу.

Первое число состоит из 1 десятка и 8 единиц, а второе число на 6 единиц меньше. Какое общее число получилось?

- правильно, это 1812 г. Этот год был не простым для России, а почему – вы узнаете сегодня на уроке.

Тема нашего урока : «Отечественная война 1812 г.».

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с этой темой?

Давайте сформулируем вопросы к уроку.

(Почему эту войну называют отечественной? Сколько времени продолжалась эта война? Кто победил в этой войне?)

IV.|Включение новых знаний в систему знаний.

1. У. - Как вы думаете война- это «хорошо» или «плохо»?

У. - Часто ли происходят в мире войны?

У. - По какой причине начинаются войны? (Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов).

У.- Какие войны новой истории вам известны? (І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская)

У. - Какими признаками можно наделить слово «Война»?(Страшная, грозная, разрушительная и т.д…)

У. -Как вы думаете, что значит Отечественная война? (люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества).

А если мы затрудняемся дать значение слова, , где мы можем найти определение нужного слова?

Вот так трактует понятие «Отечество» Сергей Иванович Ожегов -составитель толкового словаря.

Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.

2.  Работа с собранной информацией

   Каждый из вас в течении недели готовился к теме урока, вы искали ответы на вопросы.

-Какими источниками информации вы пользовались при подготовке? (интернет ресурсы, энциклопедии, словари, взрослые)

Давайте проверим полученные знания и обобщим их. Каждый из вас получает карточку с вопросами. Вы даете ответы на поставленные вопросы. Далее мы проверяем. Вы обмениваетесь карточками с соседом и ставите за каждый правильный ответ по баллу. Каждый из вас получит за сегодняшний день оценку.

  1. Исследование причины начала войны.

Вопрос

Ответ

 балл

1

В каком году началась война?

1812

2

Между какими странами шла война?

Франция-Россия

3

Кто первым начал войну и почему?

Франция, покорит Россию, расширить территории Франции

4

Кто возглавлял французскую армию?

Наполеон

5

Кто возглавил русскую армию сначала и потом?

Барклай де Толли, М.И.Кутузов

   

    В конце XVIII века генерал Наполеон Бонапарт захватил власть во Франции и провозгласил себя императором.

    На карте жёлтым цветом выделена территория, которую контролировал Наполеон в 1812 году после завоевания ряда государств. Наступила очередь России.

К началу 19 века Россия была огромной державой, имеющей земли от Балтийского моря до Тихого океана. Она имела выход не только в Балтийское море, но и в Черное. В то время страной правил Александр I .

    12 июня 1812 года громадная французская армия вторглась в Россию. Французский император планировал победить Россию очень быстро, дав основные сражения у границы.

     Возглавил русскую армию осторожный Барклай де Толли. Он решил , что необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы.  Но многие влиятельные люди считали это трусостью. Они требовали смены командующего. Михаила  Илларионовича  Кутузова  назначили  главнокомандующим. Солдаты  обрадовались: «Пришел Кутузов бить французов!»

    М.И.Кутузов начал свою службу в армии во времена  царствования Екатерины II.

Служил  под командованием А.В. Суворова.

         Император Александр I призвал всех русских людей объединиться для защиты Отечества. Поэтому война 1812 года получила название Отечественной.

  1. Главное сражение Отечественной войны 1812г.

Вопрос

Ответ

 балл

1

Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

Бородинское сражение

2

Где оно произошло сражение?

Близ села Бородино

3

Чем закончилось сражение?

Ничьей, но стало поворотным пунктом в кампании 1812 г. Кутузов позволил Наполеону без боя взять Москву 14 сентября, однако сохранил при этом боеспособную армию и захватил стратегическую инициативу.

4

Сколько дней шло сражение?

1 день

     Кутузов решил дать  главное  сражение  недалеко от Москвы,  у  села  Бородино.  

    26 августа на Бородинском поле под неумолчный грохот артиллерии сошлись две огромные армии.

    Целый день битва длилась с переменным успехом. Когда стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву.

    Бородино посеяло во французах чувство неуверенности и страх перед стойкостью противника.

     В начале сентября состоялся военный совет  русского командования  в деревне Фили. Кутузов,  вопреки общему мнению генералов, принял решение оставить  Москву без боя.

«С потерей Москвы еще не потеряна Россия», - сказал Кутузов.  И оказался  прав.

-Историческое событие Бородинскую битву – отразил в своём стихотворении известный поэт. Кто помнит как его зовут?  М.Ю.Лермонтов. Чтение отрывка.

V Здоровьесберегающий момент (физминутка)

  1. Партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Вопрос

Ответ

 балл

1

Кто такие партизаны?

Партизаны- участники народного вооружённого отряда самостоятельно действующие в тылу врага

2

Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

Денис Давыдов – наиболее известный командир партизанского отряда в Отечественной войне 1812 года.

3

Как была изгнана французская армия за пределы России?

Голод и болезни стали одолевать французскую армию, -За время пребывания Наполеона в Москве, французская армия потеряла 30 тысяч солдат и Наполеон приказал отступать из Москвы. Наполеон бросил свою армию и уехал в Париж.

    Французская армия вошла в столицу, но это не принесло пользы Наполеону. Оставленная жителями она полыхала в огне пожаров. В ней не было ни продовольствия, ни других припасов. 

     Французская армия была превратилась в сборище грабителей и мародеров. Ее разложение было настолько сильным, что у Наполеона оставалось только два выхода – или немедленно заключить мир, или начать отступление. Но все мирные предложения французского императора были безоговорочно отвергнуты М. И. Кутузовым и Александром I.

     Падение и пожар Москвы потрясли русский народ. По всей стране стало собираться народное ополчение. На захваченных землях создавались партизанские движения. Партизаны громили французские обозы, нападали на вражеские отряды.

    Особенно  прославились  отряды  славного  гусара  Давыдова. Отряды  Давыдова наносили огромный урон противнику. Французы даже  объявили награду за его поимку, но сделать ничего не могли. Как вихрь налетали отряды Давыдова на противника , перехватывали обозы, брали пленных.

     Оставаться в разорённой Москве французы больше не могли. А русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда-то Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением.  Его войско вынуждено было вновь идти назад .      Отступление французов сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. Наконец, 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Начался распад империи Наполеона.

    Бородинское  сражение  считается самым кровопролитным в истории среди однодневных сражений.

  1. Какие места в Санкт-Петербурге связаны с событиями 1812 года

Вопрос

Ответ

 балл

1

Какой памятник установлен на Дворцовой площади, связанный с Отечественной войной 1812 г?

Александровская колонна — памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Названа в честь императора Александра I.

2

Где в Санкт- Петербурге похоронен М.Кутузов?

В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов.

3

Памятники каким полководцам установлены у Казанского собора?

На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

VI. Закрепление

1. Работа в парах (Задание на карточке.)  Заполните пропуски в тексте.

    В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

2. Игра «Верно/неверно»

1) Годом начала Отечественной войны считается 1812 год? Да

2) Главнокомандующим был назначен М.Кутузов? да

3) Страна, напавшая на Россию Германия? Нет

4) Решающее сражение произошло у села Бородино? Да

5) Памятники двум полководцам М.Кутузову и Барклаю де Толли установлены у Исаакиевского собора? Нет

Давайте, подведем итог вашей работы на уроке. Оцените сами себя.

5 – 14-13 баллов

4 – 12 – 10 баллов

3 – 9-8 баллов

VII. Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать сообщение о великом полководце М.Кутузове
  2. Написать сочинение о Бородинском сражении
  3. Выучить отрывок из произведения Лермонтова «Бородино»
  4. Нарисовать рисунок + подготовить рассказ о нарисованном.
  5. Какие памятники установлены в других городах, посвященные Отечественной войне 1812 года.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлекторно-оценочный этап

- Какой вопрос сегодня на уроке был самым трудным?

- Что произвело на вас самое большое впечатление?

-В честь Великого сражения осталась ещё одна память - популярный в наше время бородинский хлеб, вкусный, ржаной. Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших своё Отечество.

    Наша страна самая большая в мире, многонациональная. Мы гордимся и защищаем свою Родину. Когда мы едины, мы не победимы. Мы это должна  помнит, особенно в непростые и  трудные времена для России, например, как сейчас в связи со специальной ситуации на Украине.

Отечественная война 1812 года

Исследование причины начала войны.

Вопрос

Ответ

1

В каком году началась война?

2

Между какими странами шла война?

3

Кто первым начал войну и почему?

4

Кто возглавлял французскую армию?

5

Кто возглавил русскую армию сначала и потом?

Главное сражение Отечественной войны 1812г.

Вопрос

Ответ

1

Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2

Где оно произошло сражение?

3

Чем закончилось сражение?

4

Какой момент боя был самым тяжелым?

5

О чем можно рассказать, глядя на иллюстрацию на с.114-115?

Партизанское движение во время Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Вопрос

Ответ

1

Кто такие партизаны?

2

Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3

Как была изгнана французская армия за пределы России?

Какие места в Санкт-Петербурге связаны с событиями 1812 года

Вопрос

Ответ

1

Какой памятник установлен на Дворцовой площади, связанный с Отечественной войной 1812 г?

2

Где похоронен М.Кутузов?

3

Памятники каким полководцам установлены у Казанского собора?

  1. Исследование причины начала войны.

Вопрос

Ответ

 балл

1

В каком году началась война?

2

Между какими странами шла война?

3

Кто первым начал войну и почему?

4

Кто возглавлял французскую армию?

5

Кто возглавил русскую армию сначала и потом?

   

  1. Главное сражение Отечественной войны 1812г.

Вопрос

Ответ

 балл

1

Назовите главное сражение Отечественной войны 1812 г.?

2

Где оно произошло сражение?

3

Чем закончилось сражение?

4

Сколько дней шло сражение?

  1. Партизанское движение во время

Отечественной войны 1812 г. и окончание войны.

Вопрос

Ответ

 балл

1

Кто такие партизаны?

2

Кто стоял во главе одного из партизанских отрядов?

3

Как была изгнана французская армия за пределы России?

   

  1. Какие места в Санкт-Петербурге связаны

с событиями 1812 года

Вопрос

Ответ

 балл

1

Какой памятник установлен на Дворцовой площади, связанный с Отечественной войной 1812 г?

2

Где в Санкт- Петербурге похоронен М.Кутузов?

3

Памятники каким полководцам установлены у Казанского собора?

Заполните пропуски в тексте.

    В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

     Заполните пропуски в тексте.

     В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

Заполните пропуски в тексте.

    В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

Заполните пропуски в тексте.

     В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

Заполните пропуски в тексте.

     В ________ год армия французского императора _____________________ перешла границу России. На защиту Отечества поднялся весь народ, поэтому войну называют _____________________________ . Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец _________________________. Главное сражение этой войны -____________________ произошло 1812г.

1812

1242

1380

1612

1480

1703


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории. Великая Отечественная война.

Данное мероприятие было приурочено ко Дню Победы. Праздник проводился для 3-4 классов....

Классный час «Страницы истории. Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны»

Классный час, посвящён 70-летию победы в ВОВ, работе пожарной охраны в годы ВОВ.Предназначен для обучающихся 4-6 классов.Цели:·       воспитание патриотических чувств к и...

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. "Страницы Великой Отечественной войны"

Дополнительная программа школьно-семейного проекта "Страницы истории России. Страницы Великой Отечественной войны". Пояснительная записка,учебно-тематическое планирование,КТП....

Окружающий мир - 4 класс - Отечественная война - "По страницам истории"

Окружающий мир - 4 класс - Отечественная война - "По страницам истории"...

Методическая разработка, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «По страницам военного альбома»

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и гражданского долга к Родине, гордости за свою страну, единения с людьми в борьбе за мир....

КВЕСТ - игра по истории Отечества. «По страницам истории» 75 лет Великой Отечественной войне

КВЕСТ - игра по истории Отечества.«По страницам истории»  75 лет Великой Отечественной войне...