Открытый урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

 Галиулина Ольга Сайфитиновна

 -  Создать условия для формирования представления о понятии «насекомое» как группе животных;

 - создать условия для формирования умения сравнивать, обобщать и делать выводы;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kto_takie_nasekomye.docx923.54 КБ
Файл kto_takie_nasekomye_6.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

шения  к  природе,  готовности  следовать

нормам природоохранного поведения; 

*  воспитывать умение слушать других. 

Планируемые образовательные результаты. 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

*  знать  главные  признаки  насекомых,  пользоваться  их  для  определения  принадлежности

животного к данной группе;  

*  отличать насекомых от других животных; 

*  работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; 

Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного  опыта/приобретенная

компетентность): 

регулятивные: 

*  овладеть  способностью  принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  учебной  деятельности,

искать средства её осуществления; 

*  осуществлять самопроверку; 

*  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; 

познавательные: 

*  осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; 

*  овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; 

*  выдвигать гипотезы и их обосновывать; 

коммуникативные: 

*  слушать собеседника и вести диалог; 

*  признавать  возможность  существования  различных  точек зрения  и  права  каждого  иметь

свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 

Личностные результаты: 

*  принимать и осваивать социальную роль обучающегося; 

*  понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения; 

*  уважительно относиться к иному мнению. 

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в

парах. 

Оборудование:  учебник  «Окружающий  мир»,  1  класс,  А.А.  Плешаков;  мультимедийный

проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (Power point); фишки с числами для

выполнения теста; изображения насекомых для осуществления рефлексии. 

шения  к  природе,  готовности  следовать

нормам природоохранного поведения; 

*  воспитывать умение слушать других. 

Планируемые образовательные результаты. 

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

*  знать  главные  признаки  насекомых,  пользоваться  их  для  определения  принадлежности

животного к данной группе;  

*  отличать насекомых от других животных; 

*  работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; 

Метапредметные  (компоненты  культурно-компетентностного  опыта/приобретенная

компетентность): 

регулятивные: 

*  овладеть  способностью  принимать  и  сохранять  цели  и  задачи  учебной  деятельности,

искать средства её осуществления; 

*  осуществлять самопроверку; 

*  отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; 

познавательные: 

*  осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера; 

*  овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; 

*  выдвигать гипотезы и их обосновывать; 

коммуникативные: 

*  слушать собеседника и вести диалог; 

*  признавать  возможность  существования  различных  точек зрения  и  права  каждого  иметь

свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 

Личностные результаты: 

*  принимать и осваивать социальную роль обучающегося; 

*  понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения; 

*  уважительно относиться к иному мнению. 

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в

парах. 

Оборудование:  учебник  «Окружающий  мир»,  1  класс,  А.А.  Плешаков;  мультимедийный

проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (Power point); фишки с числами для

выполнения теста; изображения насекомых для осуществления рефлексии. 

Тема урока: «Кто такие насекомые?» 

Тип урока: открытие нового знания. 

Цель  урока: создать  условия  для  формирования  у  детей  представления  об  отличительных

особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту. 

Задачи урока: 

Образовательные: 

*  создать  условия  для  формирования  представления  о  понятии  «насекомое»  как  группе

животных;

*  создать  условия  для  формирования  умения  видеть,  сравнивать,  обобщать  и  делать

выводы; 

Развивающие: 

*  развивать  познавательный  интерес  к  окружающему  миру  путём  привлечения

занимательного материала, создания проблемных ситуаций; 

*  развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; 

Воспитательные: 

*  воспитывать интерес к окружающему миру; 

*  способствовать  воспитанию  бережного  отношения  к  природе,  готовности  следовать

нормам природоохранного поведения; 

*  воспитывать умение слушать других.

Открытый урок окружающего мира  в 1б классе

МОБУ СОШ №7  п.Весёлый

Учитель начальных классов: Галиулина Ольга Сайфитиновна

Тема урока: «Кто такие насекомые?»

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования у детей представления об отличительных особенностях строения насекомых и показать их многообразие и красоту.

Задачи урока: 

Образовательные:

  • создать условия для формирования представления о понятии «насекомое» как группе животных;
  • создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе, готовности следовать нормам природоохранного поведения;
  • воспитывать умение слушать других.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): 

  • знать главные признаки насекомых, пользоваться их для определения принадлежности животного к данной группе;
  • отличать насекомых от других животных;
  • работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): 

регулятивные:

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
  • осуществлять самопроверку;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладевать логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;

коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные результаты:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • понимать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • уважительно относиться к иному мнению.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», 1 класс, А.А. Плешаков; мультимедийный проектор; презентация к уроку «Кто такие насекомые?» (Power point); изображения насекомых для осуществления рефлексии.

1.Психологический настрой на урок.

-Ребята, к нам на уроки пришли гости, повернитесь, поздоровайтесь.

-  Какой урок у нас начинается?

- Проверим, всё ли готово к уроку нужны?

-Посмотрите на доску и вспомните, какие главные правила вы должны соблюдать на уроке?

-Если вы их будете соблюдать, то обязательно на уроке узнаете много нового и интересного. Итак, мы начинаем.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие, а вот куда, узнаете, отгадав загадку.

Белки в нём живут и волки

В нём растут дубы и ёлки

Высоченны – до небес

Называют его – лес!

(Если не назовут ответ, то читаю вторую загадку).

У каждого зверя в нём

Есть свой чудесный дом

Кто в дупле, кто в норе

Но живут все в тишине!

-Давайте вспомним, как называются деревья, у которых есть листья? А хвоинки? Какие  лиственные деревья вы знаете? (черёмуха, берёза, тополь, рябина). А хвойные? ( ель, сосна, лиственница, ёлка).А какое единственное дерево сбрасывает на зиму иголки?

- Давайте вспомним правила поведения в лесу.

(Не кричать, не шуметь, не ломать ветки, не рвать цветы, не разводить костры).

- А вот с кем, попробуйте отгадать

Ловко тащит он травинку

В мире нет его сильней

На полянке домик строит

Работяга …(муравей)

-С каким  муравьём  мы  уже  знакомы? (Вопросиком)

- Почему его так назвали?

3. Постановка учебной задачи

- Путешествуя  по родному лесу, по берегам чистой речки, на зеленых полянах  Муравей  Вопросик заводит  много друзей. Сейчас с некоторыми из них он вас и  познакомит.  Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Слайд 2. Здесь живут его друзья.

- Но кто же они? Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

 - Как одним словом  мы можем их назвать? (Насекомые.)

 - Кто догадался, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)  О чём  или о ком бы вы хотели узнать на уроке? (узнать что общего у всех насекомых - вот главный вопрос, узнать подробнее о некоторых насекомых)

 4. Раскрытие темы урока

Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?

Дотронуться хотела я руками

До самого красивого цветка.

А он взмахнув своими лепестками,

Вспорхнул и улетел под облака. (Бабочка)

     -Что вы знаете о бабочках? На что похожи бабочки? Бабочки – очень красивые, они похожи на живые цветы. Бабочки летают днем, а ночью, подняв крылья, отдыхают. Бабочки не только украшают луга, при помощи лапок они переносят  пыльцу с цветка на цветок. Бабочки – насекомые-опылители. Они пьют нектар из цветков при помощи хоботка, но вкус она чувствует лапками.  

Красненькие крылышки,

Чёрные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке? (Божья коровка)

-Что знаете о божьей коровке? Она очень мирное существо: не кусается, не царапается, не щиплется. Может в случае опасности защищаться только тем что, выпускает жидкое «молочко». Поэтому и назвали её коровкой. Но «Молочко» на самом деле – едкая на вкус и неприятно пахнущая жидкость, которая делает этих жучков несъедобными для птиц и животных.  Основная пища божьей коровки – это тля, которая наносит вред растениям. Эти насекомые очень полезны и поэтому постарайтесь их никогда не обижать, а охранять и беречь. (Опыт Т.М.)

У реки, над камышами,

Вот с такущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер…И глаза…

Да ведь это…(Стрекоза)

- Что знаете о стрекозах?

Стрекозы – чрезвычайно прожорливые насекомые. За один приём пищи стрекоза может съесть до пяти мух. Это насекомое – хищник. Главное преимущество стрекозы – её глаза. Считается, что стрекозы имеют самое сложное строение глаз среди всех насекомых. Это позволяет стрекозе во время полёта контролировать пространство впереди, сбоку, вверху, внизу и сзади себя.

-Посмотрим, как они выглядят в учебнике.  Откройте учебник на стр.32.

изучите по рисунку

строение тела насекомого - бабочки. (Слайд 11

«Строение бабочки»)

Давайте внимательнее рассмотрим бабочку.

- Из каких частей состоит её тело? (Слайд 4)

- Назовите 3 основные части.

- Что вы видите на голове?

- Что находится на груди?

-Теперь рассмотрите божью коровку и стрекозу, что у них есть из тех частей, которые  есть у бабочки?

- Давайте предположим, что насекомые – это те, у кого есть крылья, голова, брюшко, грудь, усики и ноги.

Насекомых легко отличить от других животных по трём признакам:

  1. Тело разделено на 3  части - голова, грудь, брюшко
  2. У них всегда 3 пары ног, то есть 6 ножек
  3. На теле насекомых есть «насечки»

-А Муравей, опять спрашивает: «А КТО ЖЕ Я?» Давайте посмотрим, из каких частей состоит муравей.  ( у некоторых насекомых нет крыльев, но они могут прыгать или ползать)

Вывод:  самое главное отличие насекомых – это то, что у них шесть ножек.

Чтобы узнать насекомое – надо посчитать его ножки.

Физминутка «Паучок»

Паучок ползёт по ветке

А за ним ползут все детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Стало солнце пригревать

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

- Посмотрите,  как выглядит паук. Это насекомое? Докажите!

Посмотрите на картинку вверху учебника.

- Богомол – это хищное, довольно крупное , прожорливое насекомое, передними ногами хватает добычу, которая порой может быть размером с само насекомое. Он может крутить головой вокруг своей оси, тем самым видеть врагов сзади.

- А куда же делся Муравьишка?  Давайте посмотрим.

- Что же с ним произошло?

Воспитательный аспект: Какой совет вы бы дали муравью и своим одноклассникам?  (нельзя высоко залазить на деревья, можно упасть и сломать себе что-нибудь)

- Ветром его унесло очень далеко от дома. А в муравейнике все двери закрываются до захода солнца.  

Карточка: найди дорогу до дома муравья Вопросика.

C:\Users\Ольга\Desktop\окр.мир открытый урок\img4.jpg

-А кого ещё увидели на карточке? (пчела и гусеница) Можно ли их назвать насекомыми? (пчела – да, а про гусениц вы узнаете чуть позже)

Но так как муравей упал с дерева, он ушиб ногу и сам идти не может. Давайте познакомимся с теми, кто помог ему добраться до дома вовремя.

 Видео «Главные действующие лица».

-Кто первым помог Муравьишке? (Смотрим часть мультфильма)

          Гусеница  «Землемер». Ребята, как вы думаете, гусеница – это насекомое? Оказывается из гусеницы – это личинки бабочек. Они отличаются тем, что могут умело маскироваться под ветки деревьев, черенками, стеблями. В случае опасности они становятся неподвижными и при близком рассмотрении их увидеть невозможно.

-Кто помог Муравьишке после гусеницы? ( Смотрим  мультфильм дальше)

-Что знаете о кузнечиках?

Кузнечик

Я расскажу вам, чем стрекочет кузнечик. На ноге у кузнечика есть зазубренки, на крыле - зацепочки. Треск получается от трения ноги о крыло. Оказывается, у кузнечика есть ухо, которое находится в голенях передней пары ног. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз превышающее длину его тела.  А если он выпустит крылья, то улетит ещё дальше.

Воспитательный аспект: правильно ли муравей себя ведёт? (муравей не поблагодарил кузнечика, хотя тот ему помог).

-Кто помог Муравьшке после кузнечика ? ( Смотрим  мультфильм дальше)

        Водомер.

  Или водяной жук имеет на своих задних  длинных ногах некое подобие вёсел, на них есть специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;

Эти насекомые первыми не нападают на человека, однако, если их потревожить, они могут укусить.

-Кто следующий  помог Муравьшке? ( Смотрим  мультфильм дальше)

Майский жук

Личинка этого жука очень прожорлива, может  обглодать у молодого дерева все корни, буквально уничтожив его за один  день и одну ночь. Такие вредители с ненасытностью поедают важные части растений: листья, цветы, плоды, даже хвою, в короткое время оголяя ветки и стволы. Но они приносят ещё и пользу, так являются пищей для птиц.

          Кто помог Муравьшке последним?

Листовёртка. Сама бабочка вреда для растений не приносит, но вот её личинки – гусеницы наносят вред растениям. Поедают молодые листочки, иногда и стебельки, поэтому растение может погибнуть и урожая не будет. Гусеницы стягивают паутиною объедаемые листья в трубки или пучки, внутри которых и скрываются (отсюда и название семейства). В состоянии беспокойства выскакивают наружу и повисают на паутинках в воздухе. Естественные враги у листовёрток есть — скворцы, вороны, сороки, куры, ежи и другие.

Воспитательный аспект: можно ли кого – то отвлекать от работы, даже если тебе очень нужно? 

- Раз гусеницы приносят вред, может надо уничтожить  всех? Что тогда произойдёт? (не станет бабочек, не будет корма птицам).

- Это значит, что как бы мы ни относились к насекомым, все они имеют право на существование, все они нужны. Как мы можем позаботиться об охране бабочек? Берегите бабочек, более ста их видов занесены в красную книгу!

5. закрепление.

1) Ира: чья это тень? (КАРТОЧКА) Насекомые спрятались от того, кто не является насекомым, но от них осталась тень. Посмотрите внимательно и обведите красным карандашом того, кто не является насекомым..

C:\Users\Ольга\Desktop\окр.мир открытый урок\Screenshot_20211010_014553_ru.yandex.searchplugin.jpg

- Кто лишний? (Вызвать одного к доске ) .Если верно обвели, поставьте +, если не верно, то - . Теперь назовите насекомых по тени.

2) * Я раздам карточки, вам нужно найти  на картинке всех насекомых и раскрасить их. 

Один у доски. Проверка.

6. Итог урока.

- Как распознать насекомое?

- С помощью чего многие насекомые летают? (для этого у них есть крылья). А те, у которых нет крыльев? Некоторые насекомые ходят, прыгают, ползают.

7. Рефлексия.

У вас на столах бабочки. Если вам понравился урок, узнали много нового, то красите бабочку в зелёный цвет.

Если было немного не понятно, вы не поняли кто такие насекомые, то закрасьте жёлтым.

А если вам было скучно, совсем ничего не узнали, раскрасьте красным цветом.

Теперь можно приклеить бабочек на полянку.

Урок окончен, всем спасибо!

   

   

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто такие насекомые?

Слайд 11

Как отличить насекомых от других животных? Паук – насекомое или нет? Почему? Назовите известных вам насекомых. Что вы о них можете рассказать? И тог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Конспект к уроку Окружающего мира 3 класс тема - "Что такое гигиена".

Предмет: окружающий мирКласс: 3БТема: «Что такое гигиена»Цели урока: ознакомление с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продо...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Что такое Бенилюкс" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для  первоначального представления учащихся о странах Бенилюкса; ознакомление с некоторыми достопримечательностями этих государств.Планируемые результа...

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс"

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс Плешаков "Что такое Бенилюкс" с использованием технологии смешанного обучения ("ротация станций")...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Урок окружающего мира 1 класс Тема «Кто такие насекомые?»

Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС....