Урок "Будь природе другом"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Виноградова Ирина Владимировна

Обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, учить уважительному отношению к живым организмам, сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru_bud_prirode_drugom.docx41.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира «Будь природе другом».

Класс: 2 «В»

Учитель: Виноградова Ирина Владимировна

Цели: обобщить представления о факторах, угрожающих живой природе, учить уважительному отношению к живым организмам, сформулировать важнейшие правила поведения в природе, направленные на ее сбережение (правила друзей природы).

Планируемые результаты:

Предметные: 

- усвоить, что такое наука экология,

 - называть факторы, угрожающие живой природе, знать правила поведения в природе.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить:

- моделировать правила с помощью условных знаков,

- соотносить свои представления с новой информацией,

- делать выводы, оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, за сохранение взаимосвязей в природе.

                                                      Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок веселый.

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

  1. Самоопределение к деятельности. 

-Наши дома, улицы, города расположены на планете Земля.

Отправимся к ней в гости и узнаем, как она живет.

Земля (Девочка в костюме Земли на фоне колокольного звона читает стихотворение С. Михалева)

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Терзает сталь мое земное тело,

И яды травят воды чистых рек.

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают лавой боль земли!

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти!

- О чем хочет сказать нам Земля? К чему призывает?

Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. И наша задача – сберечь ее.

Земля. Моя планета – человеческий дом.

              Но как мне жить под дымным колпаком?

              Где сточная канава – океан,

              Где вся природа поймана в капкан,

              Где места нет ни аисту, ни льву,

              Где стонут травы: «Больше не могу!»

- Ребята, давайте поможем Земле, чтоб природа ожила и умершей не была.

- Что же сделать? Как помочь природе?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на уроке?

-Речь пойдет о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Как вы думаете, какая тема нашего урока? Сформулируйте тему.

Кем надо быть для природы другом или врагом? Друг – это кто? (ответы детей).

-Кем должен быть человек для природы? Другом, потому что без природы человек не сможет жить. Если человек будет губить природу. Он будет губить самого себя.

-Тема нашего урока «Будь природе другом».

-Чем же мы будем заниматься на уроке? Какие учебные задачи поставим перед собой?

-Проверьте свои предположения. Откройте стр.92 в учебнике. Прочитайте  в учебнике задачи урока.

-Узнаем, какие поступки людей разрушают природу, а какие помогают ее защищать. Договоримся о выполнении Правил друзей природы. Будем учиться читать и рисовать экологические знаки.

- А сейчас давайте послушаем  один диалог между Ваней и Машей и выскажем свои мнения.

Ваня. Человек может жить без природы, потому что он – самое умное существо на Земле и все умеет. Люди придумали разные машины, построили большие города, а в космос запустили ракеты. И еще человек выращивает растения и животных.

Маша. Я не согласна с Ваней. Человек – часть природы, как и все живые существа: насекомые, звери, птицы. Природа кормит, лечит, одевает людей. Разве мог бы человек построить дом, если бы не было растений? Не может человек жить без природы!

- Кто прав?

- Человек – часть природы. Он должен беречь природу, как самого себя. Один без природы он не сможет жить. Человек связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом. Без чистого воздуха он не сможет жить, мы дышим воздухом. Без воды – не сможет жить. Мы пьем воду, используем в своих нуждах. Земля кормит нас. В земле выращиваем растения, которые потом используем в пищу. Например: картошку, капусту…овощи, фрукты…Человек связан с животными.

- А как называется наука. Которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к земле?

- Это наука – экология. В переводе с греческого экос -дом, логос -наука, означает наука о доме. А какой наш общий дом?

-Планета Земля.

III.  Работа со словарем.

Давайте найдем и прочитаем в словаре значение слова «экология».

В словаре закладка. Хорошо читающий ученик читает определение.

  1. Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. 2.Состояние организмов, населяющих общую территорию.)

Вот еще что обозначает слово экология.

 Охрана растений и животных - проблема государственная. Люди, которые занимаются защитой природы, как  называются?

-экологами.

IV.  Актуализация знаний.

- Что вы можете рассказать о Красной книге?

- Красная книга содержит сведения о редких, исчезающих растениях и животных.

 Вспомните над какой темой мы работали на прошлом уроке?

-  Мы познакомились с Красной книгой.

- Почему для ее обложки выбрали красный цвет?

- Красный цвет – сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения животные в беде, помогите им.

(Правильно. Он как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут).

- Без каких специальных мер невозможно их спасение?

 - Запрета охоты, охраны в заповедниках, забота об их размножении.

-Ответьте на вопросы.

  1. Копытное животное, родственник коровы – живет в лесах. Крупный зверь, мощный и красивый. Зубр)
  2. Ценнейшее лекарственное растение, в переводе с китайского языка означает «человек-корень». (Женьшень)
  3. Этот жук самый крупный в нашей стране. (Дровосек реликтовый).
  4. Журавль с белым оперением. (Стерх).
  5. Один из самых крупных наземных хищников, сохранился только в густой дальневосточной тайге. (Амурский тигр).
  6. Цветок, названный в честь древнеримской богини красоты. В разных странах его называют по-разному: дамская туфелька, девичий башмачок. (Венерин башмачок).

А сейчас отгадайте кроссворд. (слайд)

- Какое ключевое слово?

- Береги.

–Согласны ли вы с утверждением, что беречь необходимо только животные и растения, занесенные в Красную книгу? Почему?

V. Открытие нового  знания. Работа по теме урока.

– В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.

1.Работа по учебнику.

1) Установление причин исчезновения животных и растений.

Давайте поработаем с учебником м выясним причины исчезновения многих видов животных и растений. Откройте учебник на стр.92. Нашли значок -2 звездочки. Что он обозначает?

-Работа в паре.

- Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже.

-Ответы детей.( Животных становится все меньше, потому что в лесах охотятся люди на них. В реках становится меньше рыб, потому что неводом ловят рыбу. В лесу ловят бабочек сачком. Рвут растения, травы, цветы в большом количестве, их становится все меньше. Вырубаются леса. Заводы выбрасывают отходы в реки, грязную воду).

Что должно обязательно обязательно быть у всех заводов?

-очистительные сооружения.

- Подведем итог вышесказанному: чтобы сберечь природу,  человеку очень важно знать причины исчезновения многих видов животных и растений.

                                                     Слайд 3

Причины исчезновения животных и растений: (чтение)

1) Вырубка лесов

2) Уничтожение растений

3) Вред почве

4) Загрязнение воды

5) Охота

6) Деятельность человека

2.Составление правил друзей природы и экологических знаков к ним.

Мы сейчас будем  составлять правила друзей в природе  и  каждое правило будем отражать в определенном экологическом знаке.

-  Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. 

–  
При входе в лес, на поле, луг, на берегу  реки тоже можно было бы вешать специальные знаки. Рассмотрите их. Слайд 6.

– Какой формы эти знаки? 
– Какого цвета у них окантовка?  
– О чем это нам говорит? – Правильно. Это запрещающие знаки.

  1. Послушайте историю, которая произошла на одной речке.

Сценка «Разноцветная река».

  Слайд 4

Ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.

Бежит она, струится,                        Щебечут над волною,

Сверкает и журчит…                        Ой, небо голубое!

Зарю встречают птицы,                        Ой, реченька – река!

Кружатся у ракит.

К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…

                        Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

         Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки.)

        Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

        Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

        Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

        Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

        Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

        Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

        Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

         Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?

        Черная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?

        Ведущий: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, от чего река стала цветной?

                                            (на слайде появляется запись)

        Источники загрязнения воды:

  1. Сточные воды заводов.
  2. Разлив нефти.
  3. Мусор с кораблей.

Учитель: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за 1 минуту выбрасывает 25 литров отходов.

                                Пусть на Земле не умирают реки,

                                Пусть стороной обходит их беда,

                                Пусть чистой остается в них навеки

                                Студеная и вкусная вода.

- Как вы думаете, к чему приведет загрязнение воды?

- Как все это скажется на жизни человека?

– Ребята, а чем каждый из вас может помочь реке?

 Какие экологические знаки можно установить на берегу реки? (слайд).

  1. Это первое правило друзей природы. Сформулируйте его.

 «Не будем выбрасывать отходы в реки  и сливать грязные сточные воды».

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем.

Хорошо мы погуляли,

  1. Работа в группах. Составление правил друзей природы и экологических знаков к ним (продолжение).

Ребята, а сейчас мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай! (слайд)

1-я парта повернулилась ко 2-й парте. Это 1-я группа. Поставить табличку с номером. 3-я к 4-й (на каждом ряду).

Каждой группе раздаются листки с разными ситуациями и вырезанные круги с красной окантовкой. Ребята вы  читаете чуть вполголоса ситуации, которые вам раздали, обсуждаете, составляете по своей ситуации экологическое правило.

В этом круге вы рисуете экологический знак  к своему правилу.

- Ребята, представьте, что мы  с вами  идем в лес. А зачем?

Да мало ли зачем: чтобы услышать пение птиц, увидеть, как раскрывается тугой бутон колокольчика, набрать в лукошко ягод, орехов, грибов, насладиться свежим душистым воздухом, полюбоваться красотой леса. Но не забывайте: мы в гостях! В лесу нужно соблюдать определенные правила.

(Выходят от каждой группы 2 ученика. Один ученик  громко читает ситуацию. Группа называет правило. 2-й ученик показывает экологический знак и рассказывает о нем.

  1. Ситуация «На распутье».

Человек стоит у кромки леса. Оглядывается и выбирает, куда идти. Решение принято, и он (один или с друзьями) начинает свое движение напрямик по лесным травам и невысоким кустарникам. Но стоп! Что-то он сделал неправильно. Так себя в гостях не ведут!

-Заметили ли вы допущенную ошибку?( карточка)

- Послушайте изречение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню».

Теперь вам понятно, какую ошибку совершил гость природы? (Ответы детей)

-Да, слой почвы в лесу очень тонкий, и его легко повредить, утрамбовать, а заодно и повредить корни деревьев и кустарников, которые страдают от подобных гостей. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется 2000 лет.

- Какое важное правило поведения в природе можно сформулировать на основе рассмотренного примера?

«Не топчи лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам».

  1. Ситуация «Шум в лесу»

Человек любит слушать музыку и взял  с собой в лес магнитофон. Он идет по лесу, а музыка гремит. Как хорошо! (карточка)

- А хорошо ли?

Почему в лесу надо соблюдать тишину?

 (Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей.)

- Сформулируйте правило.

«Не шуми в лесу, старайся передвигаться и отдыхать без шума».

  1. Ситуация «Лесные зверята и птицы».

Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда. Зверюшек – искать укромные места, особенно весной и в начале лета. Весной и ранним летом в лесу много молодняка: здоровые и симпатичные птенцы, маленькие и пушистые зайчата, крошки ежата.

Вот письмо одной девочки: «В августе мы нашли ежа и принесли его домой. Мы кормили его травой и цветами, поили молоком. А он взял да умер…» (карточка)

- Не нашли, а похитили из леса. Ведь как можно можно найти животное в его собственном доме? Его никто не терял, и само оно тоже не потерянное. Лес, поле, луг - это родной дом животного, к жизни в котором оно приспособлено.

Запомните: красть у природы животных нельзя! Брать домой все, что попадется под руку нельзя.

 Изъятие же животных, пусть и малышей, - это самое настоящее хищение природных богатств. Под влиянием человека площадь лесов сокращается и мест для обитания животных становится меньше. Достаточно полюбоваться зверьком в природе и принести с собой массу впечатлений от встречи, которая долго не забудется.

-Какое правило можно сформулировать?

«Не будем ловить диких животных и уносить их домой!»

4) Ситуация «Муравейник»        

На летние каникулы Игорь приехал в деревню к деду Василию. Рядом с деревней был лес. Отправились Игорь с дедом в лес по грибы. Игорь бежал впереди.

- Ой, какая высокая куча! – удивился малыш и воткнул в нее палку. По палке забегало множество муравьев. Подошел дедушка, вынул палку.

- Великая беда пришла в лес, - сказал он.

- Где беда? У кого?

- Да вон, у муравьев. Жил и жил себе маленький народец, с утра до вечера трудился, хвоинки  собирал, вредных гусениц с дерева снимал.. Да вот пришел враг и разрушил сделанное с великим трудом.

- Где враг? – оглядывается Игорь. – Где же враг?

- Да тут он, рядом…

- Кто же он, ребята? (карточка)

Муравейники гибнут при лесоразработках. Разоряют их и дети, которым хочется посмотреть на муравьиную суматоху. Уничтожают муравьев и различные лекари, вылавливая их для приготовления муравьиного спирта, и люди, заготавливающие «муравьиные яйца» на корм певчим птицам и аквариумным рыбам. Разоряют их и лесные звери: кабаны и медведи…

А муравьи играют важную роль в жизни природы. Их нужно беречь и охранять! Муравьи – защитники леса. Семья одного муравейника защищает от опасных насекомых огромные участки земли.

- Отгадайте загадку: на муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Предположения детей).

- Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой. Вот такой интересный факт.

- Какое правило можно сформулировать?

«Не разоряй муравейники!»

5) Ситуация «Цветы, бабочки и другие насекомые»

 В первом классе мы с вами  говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему? (карточка)

- Правильно, будет пусто и некрасиво без  прекрасных цветов. Насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут. Если погибнут бабочки, то погибнут цветы и другие растения. Что полезного делает бабочка? (опыляет цветы, растения и без этого у цветов не будет плодов и семян). А если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух… А еще бабочки – это корм для птиц. Если исчезнут все бабочки, то погибнут многие  птицы. Ну, и потом бабочки – это живые существа и они тоже хотят жить! А многие из них тоже, как и цветы занесены в Красную книгу и охраняются законом! Каких вы еще насекомых знаете? ( стрекозы, шмели, пчелы, кузнечики, божья коровка, муравьи)

Какое правило друзей природы составим?

«Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!»

6) Ситуация «Букет цветов».

Всем очень нравятся букетики лесных и луговых цветов, стоящих в банке на подоконниках или в вазе на столе. Но нужны мера и вкус в их сборе.

- Как вы понимаете: мера и вкус? (карточка)

Конечно. Не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас лето, и все они просятся в букет. И если собирать все, что попадается на пути, получится огромный пестрый веник, который вскоре завянет, и вы его выбросите. Так что собрать в букет можно совсем немного: по 2-3 разных цветка.

- Когда же лучше собирать букет лесных и полевых цветов: в начале прогулки или по пути домой? Почему?

Но помните: все меньше и меньше остается красивых цветов на наших полянах из-за бездумного сбора – сорванные для букетов лесные цветы быстро вянут и погибают. Поэтому старайтесь любоваться ими в природе, а не рвать, а потом выбрасывать охапками по дороге домой. В особой защите нуждаются растения, занесенные в Красную книгу. Сбор их запрещен!

Сформулируйте следующее правило друзей природы. 

«Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе».

Давай пройдёмся медленно по лугу,
И “здравствуй”, скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

  1. Ситуация «По грибы»

Отправились Игорь и его дед Василий в лес за грибами. Они долго бродили по лесу. Но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Игорь сбивал палкой.

- Зачем ты это делаешь? – спросил дед.

- Они же несъедобные, поганки! – ответил Игорь.

- Прав ли он? (карточка)

Какое экологическое правило составили?

Нельзя сбивать ногами грибы.

Деревья и грибы между собой дружат. Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница всасывает из почвы и посылает дереву воду. Несъедобными грибами лечатся  животные.

  1. Ситуация «Привал в лесу»

Туристы долго ходили по лесу и проголодались. Хорошо бы пообедать. Лес расстелил полянку, словно зеленую скатерть. А что осталось после отдыха гостей на лесной полянке.

На траве валяются бумажки, пустые консервные банки, куски хлеба. Черной прогалиной зияет выгоревшая от костра площадка. Огонь костра сжег корни и ветви соседнего дерева. Вот так отдохнули! И еще  посмотрите, какую «Память» о своем походе оставил один из отдыхающих – сделал надпись ножом на белоствольной коре березы: «Здесь был Вова!» А по коре раненой березы потекли , как слезы, капли сока. (карточка)

Сами-то отдохнули, а сколько вреда принесли лесу и его обитателям! Сколько ошибок допустили!

Сформулируйте следующие правила.

«Не будем оставлять после себя мусор в лесу. Не будем разжигать костры.

«Нельзя резать ножом по коре дерева».

- Какие еще экологические правила можно составить? Что нельзя делать?

«Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!»

«Не будем разорять птичьи гнезда». (Птиц будет все меньше и меньше, они могут совсем исчезнуть).

«Не убивай лесных насекомых». (Пауки защищают сады, поля и огороды от всевозможных клещей и улиток).

А сейчас послушайте интересные факты. Выступление детей.

  1. Можжевельник в сутки выделяет 30 кг ароматных веществ, убивающих бактерии, а береза 2 кг.
  2. Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный – 70 т.
  3. Тополя – лучшие пылесосы. Березовая крона наиболее надежно защищает от шума. Дубовые насаждения благоприятно влияют на больных, у которых повышенное давление. Кедр, сосна, лиственница, береза, черемуха – лучшие борцы с микробами.
  4. Колокольчик уменьшает содержание пыли в воздухе 3 раза, а газов и дыма – в 2 раза.
  5. Крапива вычистит и заживит раны, так как в крапиве содержатся вещества, убивающие микробов, останавливающие кровь. Так же это растение укрепляет волосы.
  6. Единственный костёр загрязняет воздух так же, как 5200 человек, выдохнувших одновременно. Место под костром не зарастает 5-7 лет.
  1. Работа в  тетради. (стр. 62)

Откройте рабочую тетрадь на стр. 62.Вы уже из приложения вырезали. Наклейте к каждому правилу экологический знак.

Прочитай 1 правило в тетради.

1.Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе! (слайд)

2. Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

3. Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

4. Не будем обижать лягушек и жаб!

5. Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

А дома вы напишите  еще 2 правила друзей природы, придумаете и нарисуете к своим  правилам экологические знаки.

  1. Чтение рассказа «Сидел в траве кузнечик..»

 - Что вас насторожило в тексте?
-О чем шла речь в тексте?

- О том, как 1-й мальчик поймал кузнечика, 2-й захотел посмотреть на кузнечика.

- Какой момент в тексте  показался самым тревожным?

-Каким оказался 2-й мальчик?

- Жестоким. Он хотел оторвать ноги кузнечику.

- Кто спас кузнечика?

- Первый мальчик. Он не был таким злым и бездумным. Не дав 2-му мальчику дотронуться до кузнечика, бросил его далеко в траву.

- Почему кузнечик запрыгал быстрее и быстрее от опасного места.

 -Чтобы спастись от таких детей.

- Какой вывод вы сделали?

- Для чего мы прочитали этот текст? (Чтобы вы увидели, что у всех животных, в том числе и у насекомых есть свои переживания. А если бы вы были кузнечиками и с вами так обращались. Никто его не защитит, не спасет. У него нет папы с мамой как у вас, которые заботятся о вас. Ему и так тяжело в природе, он постоянно  спасается от врагов, да тут еще такие мальчики ему встретились)

- Как вы думаете легко ли кузнечику?

-Подумайте, можно ли назвать героев рассказа друзьями природы? (2-го мальчика точно не назовешь, он был жестоким).        

- Посмотрите на эту историю глазами кузнечика. Расскажите о его чувствах, переживаниях.

Дома в рабочей тетради вам нужно выполнить рисунок «Мир глазами кузнечика». Как видит этот мир кузнечик?  Нужно как бы встать на место кузнечика и постараться нарисовать, что он видит?

VI . Самостоятельная работа.

У вас на партах листочки с экологическими задачами. Прочитайте их. Даны несколько вариантов ответа. Выберите правильный. Обведите в кружок.

Задача 1

Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

а) Да, можно. В лесу ты никому не мешаешь.

б) Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

Задача 2

Можно ли весной брать с собой собаку?

а) Если у тебя собака, не бери ее с собой в лес весной. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.

б) Собаку можно выгуливать в лесу в любое время года, чтобы она не мешала людям.

Задача 3

Не будет ли природе вреда, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три-четыре цветка?

а) Нет, природе не будет хуже. Природные богатства неисчерпаемы.

б) Да, природе будет нанесен вред! Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок каждая пойманная бабочка – это маленькая рана.

Задача 4

Нанесешь ли ты вред природе, выискивая мелкие грибочки?

а) Да, нанесёшь. Выискивая мелкие грибочки, ты разроешь весь мох и подстилку, погубишь грибницу, возраст которой может достигать 300-500 лет

б) Нет, а мелкие грибочки очень вкусные.

Задача 5

Если в лесу найдёшь ежа:

а) понесёшь домой, накормишь, обогреешь и оставишь у себя

б) отпустишь ежа. Пусть животные живут в природе.

VII. Рефлексия.

А сейчас оцените свою работу на уроке. (На доске нарисован на ватмане рисунок Земли, круглого шара) дети выходят, вешают на нее веточки

- Кто узнал что-то новое на уроке, кому было все интересно и понятно, кто запомнил, о чем мы говорили на уроке, тот выйдет и повесит на нашу Землю зеленые веточки.

- Кому не сразу было понятно  какое-либо задание, кто   не сразу находил ответы  на поставленные вопросы, но потом все-таки справлялся, выходит и вешает желтые веточки.

- Кому было трудно и тяжело на уроке, он ничего не запомнил – коричневые веточки.

- Посмотрите, ребята, как  ожила наша планета Земля, как зазеленела и расцвела (выходит Колмакова Света). Посмотрите, какой она радостной, счастливой и улыбчивой стала от ваших ответов.

VIII. Подведение итогов урока.

- Давайте ответим на поставленный  вопрос: «Что же значит быть природе другом?»

-А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?

  1. Соблюдать правил в поведения в природе
  2. Делать кормушки
  3. Кормить птиц
  4. Сажать деревья и цветы

-Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?

-Верно, нужно беречь нашу природу и нашу землю. Читает стихотворение Полозов Дима.

Берегите Землю!

Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях ежевики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в ниве

                                        Берегите землю! Берегите!

-Да, ребята, вы уже много знаете о природе, давайте же всегда жить с нею в дружбе, потому что:

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют сами защититься!  

И как итог,  мне хочется прочитать слова Леонова и Евтушенко.

 «Охраняйте природу! Она не имеет ни кулака, ни зуба, чтобы защититься от недруга. Её сокровища вверены нашей совести, справедливости, уму и благородству» (Л.М.Леонов)

«Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя». (Е.Евтушенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Будь природе другом

Конспект урока по окружающему миру...

Будь природе другом

Презентация к уроку по окружающему миру...