Урок " В лесу и на воде"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Виноградова Ирина Владимировна

 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_lesu_i_na_vode.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему «На воде и в лесу»

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: «На воде и в лесу»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используется диалогический метод. Проблемная ситуация создаётся постановкой проблемных вопросов.

Цели урока:

  • Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу;
  • создать условия для развития наблюдательности, логического мышления, самостоятельности , умения работать в парах и группах;
  • содействовать воспитанию ответственности за своё здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу и на водоёмах.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных  результатов обучения:

Регулятивные УУД:

  1. Формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей.
  2. Умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

  1. Развивать умения работать в парах, группах.
  2. Внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой.
  3. Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

  1. Формулировать тему урока.
  2. Искать и выделять необходимую информацию.
  3. Адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
  4. Анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты.
  5. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи.
  6. Рассуждать, доказывать.
  7. Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Планируемые результаты:

  • предметные: 
  • отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
  • приводить примеры съедобных ядовитых ягод;
  • отличать и называть жалящих насекомых;
  • перечислять правила поведения с жалящими насекомыми;
  •  запомнят правила поведения во время купания;
  •  научатся избегать опасности на воде и в лесу.

  • личностные:
  •  формирование способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы;
  • познавательные мотивы учебной деятельности;
  • представление о личной ответственности за свои поступки, находясь на природе;
  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
  • выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
  • метапредметные результаты:

регулятивные:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

познавательные:

  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей;
  • анализировать объекты окружающего мира, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по внешнему виду);
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

коммуникативные:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий.

Структура урока:

  1. Актуализация знаний (отгадывание загадок)
  2. Формирование новых понятий и способов действий (просмотр презентации, работа по учебнику, участие в беседе)
  3. Формирование умений и навыков
  4. Итог урока, домашнее задание
  5. Рефлексия

Ход  урока:

  1. Организационный момент.  

Долгожданный дан звонок-                                                                                        Начинается урок!

Здравствуйте, ребята!

 Как вы уже заметили, у вас сегодня не обычный урок, к нам пришло много гостей и все это  неспроста.

Я рада встрече с вами.

А при любой встрече принято, что делать? ( Здороваться)

Я предлагаю вам поздороваться со своим соседом по парте, но не обычным способом. Мы с вами будем здороваться  ладошками.

Пожелаем друг другу успехов. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь.

Теперь соединяем пальцы со словами:          

Желаю (большой)

 Большого (Указательный)

 Успеха  (средний)

 Во всем (безымянный)

  И везде (мизинец)

 Здравствуй (всей ладонью)

  1. Актуализация        знаний. 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход. Знаете ли вы, что такое поход? (Групповое путешествие по определенному маршруту). Вы узнаете много нового, интересного, почувствуете себя путешественниками, исследователями. Но чтобы отправиться в поход нужно вспомнить то, о чем вы говорили на прошлом уроке.

Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем  много знать, то сумеем  их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки и вспомнить, чем опасны эти предметы.

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома – и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте – ка, друзья,

Где же я?

                        (балкон)  

Межи деревянные,

А поля стеклянные.

                                 (окна)

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно.

                          (электричество)

Что, скажи за ящик это?

В нём продукты даже летом

В белом инее лежат…

                            (холодильник)

А загудит его мотор-

Глотает он и пыль и сор.

                                 (пылесос)

Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и глотает-

В тарелку отправляет.

                                 (мясорубка)

После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь.

                                               (утюг)

 

Итак, нужно быть внимательными, осторожными при обращении с электрическими приборами и опасными предметами.

 

  1. Мотивация учебной деятельности. 

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход, а вот где мы побываем, вам помогут загадки.

  • В шубе – летом,

Зимой – раздетый. (Лес)

  • Летом бежит,

Зимой спит,

Весна настала –

Опять побежала. (Река)

  1. Постановка целей и задач урока.

Так куда же мы с вами сегодня отправимся, где побываем? Какая будет тема нашего урока? (На воде и в лесу) Давайте с вами подумаем, что же мы должны узнать сегодня на уроке? Чему научиться? Какие цели и задачи перед собой поставим? Давайте откроем учебник  на странице 26 и проверим, правильные ли цели и задачи мы поставили перед собой.

  • Узнаем основные правила безопасного поведения на воде и в лесу.
  • Научимся различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.
  • Научимся различать жалящих насекомых.

Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

  1. Работа по теме урока.

 Сначала нам предстоит побывать на реке, полюбоваться её красотами. Для этого нужно встать и повторять за мной:

Чтоб всегда здоровым быть

Нужно нам в поход ходить.

На природе отдыхать,

Свежим воздухом дышать.

Вот мы с вами попали на берег реки.

Приятно искупаться летом в речке. Но какие опасности может таить в себе река? Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда?

Давайте рассмотрим рисунки в учебнике (стр.27). Найдите опасные для человека ситуации (дети толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено).

Какие правила вы должны помнить, когда находитесь у водоёма? У вас на столе карточки. Поработайте вместе с соседом и укажите те правила, которые подойдут к правилам поведения на водоеме.

 Сравним ваши правила в учебнике на стр.27.

  • Купайтесь только под присмотром взрослых!
  • Не плавайте в незнакомом месте. Там могут быть опасные подводные течения!
  • Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свети ногу.
  • Лучше купаться не в одиночку, а с друзьями, чтобы быть друг у друга на виду!
  • Купаться можно только в чистых водоёмах. Купаться в загрязненной воде опасно для здоровья.
  • В море не заплывайте за буйки.
  • Не купайтесь в шторм.

А какие правила вы бы могли еще добавить?

  • Не затевайте опасных игр в воде. Ни в коем случае нельзя захватывать ноги под водой, пугать и «топить» кого-то, даже в шутку!
  • Играя в воде, никогда нельзя в шутку кричать: «Тону! Помогите!»
  • Не переохлаждайтесь и не перегревайтесь. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды и отдохните!
  • Не купайтесь во время грозы!
  • Не используйте для плавания самодельные устройства. Они могут не выдержать вашего веса и перевернуться!
  • В воде избегайте вертикального положения. Не ходите по илистому и заросшему водорослями дну!
  • Не купайтесь у обрывистых берегов с сильным течением, в заболоченных и заросших растительностью местах!

Ребята, вы молодцы! На речке искупались, правила вывели, теперь пора идти дальше!

Чтоб всегда здоровым быть

Нужно нам в поход ходить.

На природе отдыхать,

Свежим воздухом дышать.

Ребята, где же мы очутились?(В лесу)

Закройте на минутку глаза и представьте, что вы оказались в прекрасном лесу.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя, любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак, и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,

Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

 Открываем глазки!

Как вы думаете, может ли такая красота таить в себе опасность?  (да, может)

Подумайте, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (ядовитые грибы и ягоды, жалящие насекомые)

Давайте, с вами подумаем, а какими дарами с нами делится лес?

И первое угощение, которое даёт лес, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

                                   (Грибы)

Молодцы! Назовите, пожалуйста, съедобные грибы, которые вы видите на картинках? (Подберёзовик, подосиновик, боровик,  лисички, опята, маслята, сыроежки, рыжики, волнушки)

Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть  ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.  

Этот гриб зовут лесной  смертью. Съешь одну  шляпку или кусочек ножки – никакой врач не поможет. От яда этого гриба нет лекарства.

                                                                                           (Мухомор)

Найдите в учебнике на стр. 28 номер этого ядовитого гриба.

Мухоморов много разных видов, но все они несъедобны и сильно ядовиты.

 Есть в лесу опасные грибы двойники.

Белый гриб (шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде белой сеточки) и желчный гриб (шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки).

Опята (шляпка снизу желтовато-белая, на ножке кольцо) и ложные опята (шляпка снизу тёмная, на ножке нет кольца)

Шампиньон (шляпка снизу розовая, внизу на ножке нет мешочка) и бледная поганка (шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек)

Найдите в учебнике на стр. 28 номер этого ядовитого гриба.

А теперь возьмите карточку №   . Выполните сравнение опенка съедобного от опенка ложного

Сходство: растут на пнях, имеют одинаковый размер.

Различия: у съедобного опенка пластинки всегда белые, на ножке есть кольцо из пленки. У ложных опят пластинки тёмные и на ножке нет кольца.

Запишите наши выводы к себе в карточку.

Отлично!

Давайте прочитаем следующую загадку и отгадаем, какими дарами нас ещё угощает лес.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети.                  

                                   (Ягода)

Сейчас проверим, какие ягоды вы знаете? ( Земляника, брусника, ежевика, костяника, черника, морошка). Какие опасности могут таить в себе ягоды?

Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу.

Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

Это красивое, но очень опасное растение. Сок его содержит яд. Если он попадёт на кожу или в глаза, то вызывает очень сильное раздражение. Ягоды могут вызвать очень сильное отравление. (Волчье лыко)

Назвали ягоду за её форму – глазом, а за цвет – вороньим. Эта растение  встречается часто. Её ягоды нельзя пробовать на вкус, так как они ядовиты. (Вороний глаз)

Найдите в учебнике на стр. 28 номера этих ядовитых ягод.

 Ну, вот мы познакомились со съедобными и опасными, ядовитыми грибами и ягодами.

Возьмите, пожалуйста, карточку №     . Распределите ягоды и грибы в соответствующие колонки: съедобные и несъедобные. Маленькие карточки приклеиваете клеем-карандашом. (Выходят 2 ребенка и распределяют в корзины съедобные и несъедобные грибы и ягоды)

Проверьте свою работу.

Несмотря на то, что некоторые грибы и ягоды опасны для нас, мы люди, не должны уничтожать их, так как, например, некоторые несъедобные грибы являются пищей и лекарством для животных. Так лоси лечатся мухоморами.

Ребята, рядом с растениями могут находится еще опасные насекомые. Какие? На стр.29 вы можете найти их.

  1. Пчела – одомашненное человеком насекомое. Они живут в ульях большими семьями;
  2. Оса- небольшой длины (15-20 мм) живёт семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек;
  3. Шершень – выделяется среди ос размером. Очень крупный до 3 см;
  4. Шмель – мохнатый, симпатичный.

Ребята, почему эти насекомые могут быть опасными? Как одним словом мы можем назвать насекомых, которые находятся на картинках?  (жалящие)

Правильно, а кто знает, почему их так называют? (У них есть жало) Правильно, у каждого из них есть жало. Оно расположено на конце брюшка. А когда насекомое может ужалить?

В обычном состоянии его не видно, но когда насекомое начинает чувствовать опасность, то вытаскивает его из себя. Через жало впрыскивается яд. После чего насекомое погибает.

Какие же правила безопасного поведения мы должны знать, если рядом летают жалящие насекомые?

Вернёмся в учебник стр. 29.

Перед вами  текст о насекомых, давайте прочитаем его и попробуем запомнить правила безопасного поведения, если рядом летают жалящие насекомые.

1. Не тревожь жалящих насекомых. Держись подальше от их гнёзд.

2. Если жалящее насекомое залетело в комнату, не гоняйся за ним, открой пошире окно и подожди, пока насекомое улетит.

3. Осы частенько садятся на сладкое. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас в язык или губу.

Ребята, что же делать, если насекомое все-таки ужалило вас? Перед вами карточка №   . Поставьте порядок действий, что нужно делать, если насекомое ужалило вас. (Работаем в паре)

1.Удалите жало (так же как и занозу).

2. Ранку промойте.

3. Чтобы уменьшить боль,  на место укуса положите  что-нибудь холодное.

4. Если насекомое укусило в губу или веко – срочно обратись к врачу.

  1. Итоговая беседа.

Вот и подошла к концу наша прогулка в лесу. Какие выводы о правилах поведения в лесу и на воде вы сделали? Ответим на вопросы:

  1. Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.
  2. Как избежать опасности при встрече с жалящими насекомыми?
  3. Какие правила поведения на водоёме для вас оказались новыми?

Я, думаю,  вы узнали много нужного и полезного, эти знания пригодятся вам в жизни.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, на столах у вас есть рюкзачки. Сегодня мы с вами прикрепим интересные значки на них. Если урок вам был интересен, тему урока вы поняли, то приклейте зелёный значок; если на уроке у вас были затруднений с заданиями, то прилейте желтый значок; если на уроке вы не справились с большинством заданий, то приклейте розовый значок.

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

 Домашнее задание:

Стр.26-29 учить

Ребята, как вы думаете, достигли мы сегодня поставленных целей? В таком случае мы завершаем наш урок.

И чтоб дети много знали

И в походе не пропадали,

Мы должны их научить

Осторожными на природе быть,

Правила безопасности знать,

И всегда их соблюдать!

Спасибо, урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Опасности в лесу и на воде к уроку окружающего мира

Презентация к уроку на тему "Опасности в лесу и на воде ". "Школа России" Плешаков. 2 класс...

Урок по окружающему миру 2 класс "Опасности в лесу и на воде"

УМК "Школа России" Опасности леса: ядовитые грибы и растения, жалящие насекомые. Правила сбора грибов.Первая помощь при укусах насекомых. Опасности на воде, правила поведения во время купания....

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...

Проект урока "В лесу и на воде"

Технологическая карта к уроку по окружающему миру во 2 классе...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"

Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира : «В лесу и на воде»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о правилах бе...