Открытый урок по окружающему миру 2 класс по теме "В лесу и на воде" УМК "Школа России"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс)

Козлова  Кристина Васильевна

Открытый урок потокружающему миру 2 класс "В лесу и на воде" УМК " Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с.БЕЛЬСК

Технологическая карта урока по окружающему миру.

«На воде и в лесу».

Подготовила и провела: педагог начальных классов

Козлова Кристина Васильевна

2019 г.

Технологическая карта урока по окружающему миру.

Тема: «На воде и в лесу».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся для ознакомления с многообразием опасностей для человека на воде и в лесу.

Задачи: 1)  создать условия для формирования представлений об опасностях и правилах поведения на воде и в лесу; 2) содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье и бережное отношение к природе; 3) способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, самооценку, взаимооценку, умение доказывать, рефлексивные способности.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

Научатся:

  • различать съедобные/несъедобные грибы, ядовитые ягоды и растения;
  • узнавать по внешнему виду жалящих насекомых;
  • оказывать первую помощь при укусах жалящих насекомых;
  • основным правилам безопасного поведения на воде и в лесу.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Научатся:

  • понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • определять степень успешности выполнения  работы в соответствии с задачами урока.

Познавательные:

Научатся:

  • анализировать и выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, схем;
  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  • формулировать ответы на вопросы учителя, обобщать материал.

Коммуникативные:

Научатся:

  • слушать друг друга при работе в паре и группах;
  • высказывать свою точку зрения и обосновывать ее;
  • делать выводы.

Личностные:

Научатся:

  • оценивать собственную учебную деятельность;
  • сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Оборудование: учебник: А.А.Плешаков – Окружающий мир 2 кл. 2 ч., учебная презентация, карточки с заданиями, тест.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные

I. Организационный

Мотивация учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Настрой на работу. (слайд 2)

-Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка,книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать,

Только лишь оценку «пять».

Создает эмоциональный настрой на работу.

Проявление позитивного отношения к учебному процессу.

Коммуникативные УУД: развитие произвольного внимания; учатся слушать и понимать учителя.

II.Проверка домашнего задания.

-Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с памяткой «Чтобы не было пожара». Давайте проверим, как вы запомнили эти правила. Я читаю предложения, если вы согласны - хлопаете, если нет, то сидите тихо. (слайд 3)

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.

2. Самостоятельно зажигайте газовую печь.

3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник.

4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.

5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно.

Тест «Домашние опасности»

Выполняют тестовую работу самостоятельно.

Умение на слух воспринимать учебный материал.

Выполняют самопроверку. Вызванные ученики сдают тетради на проверку учителю. Один из учеников зачитывает ответы, остальные проверяют

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли

III.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Чтобы узнать тему урока, давайте вспомним, какой раздел вы изучаете? (Здоровье и безопасность)

(Создание проблемной ситуации)

«Как избежать опасности в лесу и на воде?»

(Предлагаю отправиться всем классом в экспедицию.)

– А как вы понимаете значение слова «безопасность»? (Состояние, когда человеку ничего не угрожает).

– А что может угрожать здоровью человека? Посовещайтесь в группах и выскажите свое мнение.

– Как много опасностей подстерегает человека дома и на улице.

– Как думаете это все, что нужно знать о безопасности? (Нет)

– О чем продолжим разговор? Какая задача перед нами стоит? (Узнать что-то новое о … )

–  Посмотрите на слайд, вы согласны с таким утверждением? (слайд 4)

Лес и вода – враги человека.

Мотивирует учащихся к изучению новой темы.

Обращается к опыту учащихся, связанному с темой урока;  создаёт условия для открытия нового знания.

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Работают в группах. Определяют границы своего знания. Высказывают свое мнение, аргументируют.

Регулятивные УУД:Учатся ставить проблему: «Что нужно знать о безопасности?»

IV. Выявление места и причины затруднения.

– Ваши мнения разошлись. А почему? (Недостаточно знаний)

– Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, проверим ваши предположения. А в конце урока выясним, кто из ребят оказался прав.

– Догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

(На воде и в лесу.) (слайд 5)

– Сформулируйте цель нашего урока.

Выяснить, есть ли для человека опасности на воде и в лесу)

-Что мы должны сегодня выяснить и понять?

 (Подстерегают ли опасности человека в лесу и на воде)

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Направляет работу учащихся на определение темы и целей урока.

Высказывают свое мнение. Формулируют тему и цели урока, делают вывод.

Коммуникативные УУД:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

 Регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу

V. Построение проекта выхода из затруднения.

– А как мы будем это выяснять? Давайте построим план наших действий. Дополните высказывания. (слайд 6)

На доске опорные слова плана действий:

1. Вспомнить …

2. Узнать …

3. Обобщить …

– Где будем искать подтверждение/опровержение информации? (В учебнике)

Направляет учащихся на составление плана урока.

Уточняет тематические рамки.

Выбирают способ построения нового знания (как)  и средства для построения нового знания (с помощью чего) Составляют план действий по построению нового знания.

Коммуникативные УУД:  строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи

VI.Реализация построенного проекта.

Остановка «Лесная поляна»

– Итак,  Закройте глаза и прислушайтесь. -Что слышите?

 (слайд 7)  Звучит аудиозапись «Звуки леса».

– Что вы услышали? Куда мы отправились? А как нужно себя вести в лесу?

– Вот мы вышли на лесную полянку. А после дождя обычно появляются … (грибы)

Работа в группах.

– А какие это грибы, вам предстоит выяснить самим. У вас на столах лежат карточки. Распределите их на группы.

– Сколько и какие группы у вас получились? (Съедобные/несъедобные грибы)

– Что вы отнесли к съедобным грибам? Какие грибы несъедобные? Проверим себя. (слайд 8)

– А грибы несут какую-нибудь опасность для человека?

– Некоторые люди, когда встречают несъедобные грибы. Стараются их

уничтожить. Как вы думаете – это правильно?

– Сделайте вывод. Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать. (Правила сбора грибов)

– Обсудите их в группах.

(слайд 9)

– Я спокойно положу гриб в корзину, если …

– Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

– А на лесной полянке нас встречает, отгадайте кто?

Сижу меж травы

Красная сладкая.

Нагнись и сорви. (Ягода) (слайд 10)

– Какие лесные ягоды вы знаете?

– Посмотрите на слайд. (слайд 11)

– Как думаете, почему я эти ягоды распределила на две группы?

– Давайте найдем схожие и отличительные черты между съедобными и ядовитыми ягодами.

– Сделайте вывод: чем опасны растения леса для человека? Что делать, чтобы не было беды?

– Ребята, где мы можем проверить свои выводы? Откройте учебник на стр. 28.  

– На аромат лесных ягод собрался целый рой насекомых. На стр. 29 определите, какие насекомые прилетели на лесную полянку.

– Как можно одним словом назвать этих насекомых? (Жалящие) Чем они опасны?

– Давайте прочитаем об этих насекомых из учебника.

– Почему эти насекомые могут напасть? Что нужно делать, чтобы этого не случилось?

– А если вас все-таки укусила оса или пчела, что вы будете делать?

(Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода, обратиться к врачу)

К речке быстро мы спустились…у нас привал.

– Ну, вот мы и вышли с вами к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем?

– Какие вы знаете правила купания? (Ответы детей)

(слайд 12)

-Сейчас немного отдохнем и продолжим нашу экспедицию дальше.

 

Организовывает самостоятельную работу в группах. Координирует работу учащихся. Организует беседу.

Организует фронтальную работу.

Организует работу по учебнику.

Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение. Направляет учащихся на составление мер для оказания первой помощи при укусах насекомых.

Обращается к опыту учащихся. Организует работу по учебнику.

Побуждает учащихся высказывать свое мнение.

Работают в группах, сравнивают свой вывод с образцом. Формулируют правила поведения в лесу и при сборе грибов. Делают выводы.

Находят отличительные черты. Делают выводы, формулируют правила поведения.

Отгадывают загадку.

Сверяют свои выводы с авторскими (научными). Работают по учебнику.

Определяют название насекомых по картинкам. Читают текст, делают вывод.

Формулируют правила оказания первой помощи.

Определяют границы своего знания. Высказывают свое мнение, аргументируют. Работают по учебнику.

Коммуникативные УУД: учатся сотрудничать в процессе работы.

Личностные УУД: умеют осуществлять самопроверку. Осознают необходимость  ответственности за своё здоровье.

Регулятивные УУД: выполняют задания по намеченному плану,

Познавательные УУД:

Характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу.

Запомнили правила поведения во время купания..

Физкультминутка

Игра «Угадай животное»

Давайте поиграем в игру. «Угадай животное». Я вам раздам карточки с изображением животных, а вы без слов должны их показать.

Несколько учеников получают картинки с изображением животного: лося, зайца, медведя, змеи. Они жестами и мимикой показывают своё животное, а остальные ученики по походке, повадкам угадывают его.

VII. Первичное закрепление с  проговариванием во внешней речи.

– Давайте проверим себя. Откройте учебник на стр. 27.

– Рассмотрите иллюстрации (стр. 27), правильно ли поступают дети?

Обеспечивает первичное запоминание связей и отношений в объекте изучения. Организует и координирует  работу учащихся.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза. Закрепляют с проговариванием во внешней речи.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание с учетом поставленной задачи.

VIII. Самостоятельная работа с  самопроверкой по эталону.

– А сейчас поиграем. Свои ответы фиксируем на листочках (+, –)

Игра «Верите ли вы,  что…»(слайд 13)

  1. грибы и ягоды можно собирать только те, которые тебе знакомы?
  2. жалящих насекомых можно тревожить?
  3. место укуса пчелы нужно намазать зеленкой?
  4. в незнакомых местах можно нырять?
  5. купаться в грозу нельзя?
  6. на воде можно баловаться?

– Обменяйтесь листочками. Проверьте свои ответы. У кого нет ошибок? Поставьте +,; У кого 1 – 2 ошибки-!; А больше 2-минус.

Создает условия для отработки нового знания, выявление учащимися пробелов и неверных представлений. Организует взаимопроверку.

Выполняют предложенное задание на усвоение нового знания, оценивают свою работу,  выполняют взаимопроверку. 

Регулятивные УУД: применяют в практической деятельности полученные знания.

IX. Включение в систему знаний и повторение.

– Вспомните, какой была цель урока? (выяснить, есть ли для человека опасности на воде и в лесу)

– Какой можно сделать вывод?

– Давайте наши выводы оформим в виде таблицы. Вам нужно распределить по графам наши знания об опасностях в лесу. (Слайд 14)

Опасности

в лесу       на воде

Материалы для заполнения: несъедобные грибы, ядовитые растения, ядовитые ягоды, жалящие насекомые, неумение плавать, игры на воде, грязная вода, неизвестное дно.

– Какая проблема стояла перед вами? Чья гипотеза подтвердилась?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Мотивирует на создание конечного продукта.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Составляют и заполняют таблицу.

Регулятивные УУД:

Корректируют полученные знания (спрашивают у учителя непонятные моменты».

Личностные УУД: осознают ответственность за своё здоровье, необходимость грамотного поведения в лесу, осознание бережного отношение к природе

X. Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, наша экспедиция подошла к концу. Ответьте мне на вопросы:

– Что в изученной теме самое главное?

– Где вы можете применить свои знания?

– Что показалось сегодня трудным?

– Были ли моменты радости от своих ответов?

– Были ли моменты недовольства?

– Сегодня мы очень много говорили о природе. Вы видите на доске дерево, его нужно нарядить. (слайд 15)

 У вас на столах лежат листочки. Если вы считаете, что хорошо разобрались в сегодняшней теме, то прикрепите к дереву листочки зеленого цвета. А если у вас остались вопросы, то прикрепите листочки желтого цвета.

Направляет учащихся на выявление качества и уровня овладения знаниями.  Обеспечивает положительную реакцию учащихся на  полученный результат, настраивает на коррекцию своих знаний.

Формулируют свои выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют  и оценивают  успешность достижения цели; выявляют  качество и уровень овладения знаниями, оценивают свою работу на уроке.

Регулятивные УУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала

Регулятивные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

XI.Домашнее задание.

Тетрадь стр. 17 № 1, 3, 5. (слайд 16)

Творческое задание:

– создать книжки-малышки «Съедобные и несъедобные грибы» или «Коварные двойники».

Спасибо за урок!

Комментирует домашнее задание.

Высказывают свои предположения

Регулятивные УУД: умение удерживать учебную задачу.

http://s42.radikal.ru/i097/1103/c1/e7acf5f0c719.jpgПриложение1.

Тест

А1.Что нужно делать в случае возникновения пожара7

1) спрятаться

2) продолжать играть

3) убежать из квартиры

4) позвать взрослых

А2. По какому телефону вызывают пожарных?

1) 04

2) 02

3) 03

4) 01

А3.Что не является причиной возникновения пожара?

1) разведение костра без взрослых

2) игры со спичками и зажигалками

3) настольные игры

4) игры с бензином

А4 Что обязательно нужно сообщить, когда вызываешь пожарных?

1) причину пожара

2) свой адрес

3) свой рост

4) свой возраст

А5. Что при возгорании нельзя заливать водой?

1) мебель

2) электроприборы

3) одежду

4) шторы

А6. Укажи правила противопожарной безопасности

1) не зажигать самостоятельно газовую плиту

2) не оставлять без присмотра включенный утюг

3) не играть со спичками

4) не плавать в незнакомом месте

Приложение 2

http://vermitechnologii.ru/wp-content/uploads/2016/07/Lisichki-i-lozhnyie-lisichki.jpg http://bigslide.ru/images/4/3267/960/img5.jpg http://class-petrova.ucoz.ru/Uroki_Doma/Okr_Mir/Jd_Rastenia/13.jpg

http://vermitechnologii.ru/wp-content/uploads/2016/07/Lisichki-i-lozhnyie-lisichki.jpg   http://class-petrova.ucoz.ru/Uroki_Doma/Okr_Mir/Jd_Rastenia/13.jpg   http://bigslide.ru/images/4/3267/960/img5.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «На воде и в лесу». Подготовила: учитель нач. классов Козлова К.В.

Слайд 2

Проверяй скорей, дружок: Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка , книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать, Только лишь оценку «пять».

Слайд 3

1. Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками. 2. Самостоятельно зажигайте газовую печь. 3. Не оставляйте без присмотра включённый утюг и чайник. 4. Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть. 5. В лесу разжигайте костёр самостоятельно Памятка «Чтобы не было пожара»

Слайд 4

Лес и вода – враги человека?

Слайд 5

На воде и в лесу.

Слайд 6

О порные слова плана действий: Вспомнить … Узнать … 3 . Обобщить …

Слайд 8

Грибы Съедобные Несъедобные

Слайд 9

Правила сбора грибов Я спокойно положу гриб в корзину, если … 2. Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то …

Слайд 10

Сижу меж травы Красная сладкая. Нагнись и сорви.

Слайд 11

Ягоды с ъедобные С Ядовитые Вороний глаз Волчье лыко Ландыш майский

Слайд 12

Какие правила безопасности нужно соблюдать во время купания?

Слайд 13

Игра «Верите ли вы, что…» грибы и ягоды можно собирать только те, которые тебе знакомы? жалящих насекомых можно тревожить? место укуса пчелы нужно намазать зеленкой? в незнакомых местах можно нырять? купаться в грозу нельзя? на воде можно баловаться? Выполняют предложенное задание на усвоение нового знания, оценивают свою работу, выполняют взаимопроверку.

Слайд 14

Опасности в лесу на воде Материалы для заполнения: несъедобные грибы, ядовитые растения, ядовитые ягоды, жалящие насекомые, неумение плавать, игры на воде, грязная вода, неизвестное дно.

Слайд 15

Рефлексия Если вы считаете, что хорошо разобрались в сегодняшней теме, то прикрепите к дереву листочки зеленого цвета. А если у вас остались вопросы, то прикрепите листочки желтого цвета.

Слайд 16

Домашнее задание. Т етрадь стр. 17 № 1, 3, 5. Творческое задание:создать книжки-малышки на выбор:«Съедобные и несъедобные грибы» или «Коварные двойники».

Слайд 17

Спасибо за урок!

Слайд 18

Список используемой литературы Окружающий мир.2 класс.Учеб.для общеобразоват . учреждений. Ч.2 А.А.Плешаков .- 3изд.- М.: Просвещение 2012 Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 2 класс. Часть 2 Москва « Просвещение» 2012 Контрольно – измерительные материалы. Окружающий мир:2 класс/Сост. И.Ф.Яценко .-М.:ВАКО, 2016 Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба» 2класс. М.: Просвещение 20117 Т.Н.Максимова поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2класс М.:ВАКО 20118


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2классе. Тема: "Какой бывает транспорт?"

Уточнение уже имеющихся знаний детей о транспорте. Познакомить с различными видами транспорта, его значением, учить определять назначение специального транспорта по внешним признакам автомобиля, учить...

Открытый урок по окружающему миру 1класс по теме "Как живут растения?"

Открытый урок по теме "Как живут растения?" окружающий мир 1класс .Школа России....

Презентация к открытому уроку по окружающему миру 1класс по теме "Как живут растения?"

.Открытый урок по окружающему миру 1 класс по теме "Как живут растения?" Школа России...

Презентация к открытому уроку по окружающему миру 1класс по теме "Откуда берутся шоколад , изюм и мёд?"

Презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме"Откуда берутся шоколад.изюм и мёд?" Школа России...

Открытый урок по окружающему миру 1класс по теме "Откуда берутся шоколад , изюм и мед?"

Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме : " Откуда берутся шоколадЮ изюм и мёд?"...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...