Урок в 4 классе "Зона степей"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Урок по окружающему миру  в 4 классе "Зона степей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira_4_klasszona_stepey.doc53.5 КБ
Office presentation icon zona_stepey_1.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

          Урок по   окружающему миру в 4 классе.

                                  Тема: Зона степей.

Цели:

  • обучающие – сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; сформировать навык бережного, созидательного отношения к природе.
  • развивающие – развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; развивать положительное отношение к природе, умение сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь.
  • воспитательные – сформировать убеждение учащихся о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; воспитывать чувство уважения к окружающему миру, осознания себя как части природы.

Оборудование: Карта природных зон, картины и презентация с изображением растений и животных степи, в том числе редких и исчезнувших, Кроссворд, карточки для индивидуальной работы, рабочая тетрадь и учебники.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                      Нас сегодня ждёт дорога,

                      И узнать нам надо много.

                      Так возьмёмся, ребята, скорей за работу,

                      Чтобы времени зря не терять.

                      О том, как потрудились дома.

                      Поспешим друзьям рассказать.

  1. Проверка домашнего задания, индивидуальная работа.

(Раздать карточки для индивидуальной работы)

                        Внимание, внимание!

                        Первое задание:

                        О роли леса схему здесь нарисовать

                        И всё по схеме рассказать.

-Укажите на ошибки ребят, которые они допустили во время отдыха.

               Раз иду я через двор

               И слышу такой разговор:

               «Мы на солнечной поляне

               Загорали, жгли костёр,

               Пили квас, консервы ели,

               Хоровые песни пели…

               Веселились, как могли,

               Отдохнули и ушли!

               И остались на полянке

               У потухшего костра

               Две разбитых нами склянки.

               Две размокшие баранки-

               Словом, мусора гора!»

(В лесу после своего отдыха нельзя оставлять мусор. Стеклянные, железные, пластиковые предметы надо обязательно уносить с собой. Уходя, кострище надо закрыть дёрном. Пищевые отходы и бумагу можно закопать и они сгниют.)

Индивидуальная работа по карточкам.

1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

                  Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден (Богат). Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (хвойный ) лес. В лесной зоне широко распространёнными (редкими) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец     ( в тундре)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк       (в тундре)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса      (в лесу)

  1. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …..(Тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) …..(Лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  …..(Арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

  1. Сообщение темы урока. Подготовка к восприятию нового материала.

             -Куда приведёт нас дорога?

              Хотите об этом узнать?

                Тогда постарайтесь скорее

                Этот кроссворд разгадать.

Вопросы  к кроссворду:

  1. Кустарничек с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне.       (Брусника)
  2. Вроде сосны, вроде ёлок,

А зимою без иголок.     (лиственница

3. Хозяин лесной просыпается весной.

    А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.     (Медведь)

4. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчёлы, и мёд потом будет самый душистый.         (липа)

5. Лиственное дерево со стволом чёрного или серого цвета, его легко узнать по небольшим тёмным шишечкам на ветках.         (ольха)

-Зовёт дорога к югу,  в бескрайние степи или в зону степей.

Тема урока: Зона степей.      Слайд №1.

-«Ой, ты степь широкая, Ой ты степь привольная…» - поётся в песне.

Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг.    

 Возникает вопрос: Как приспособились растения и животные в степи? Попытаемся ответить на этот вопрос. Но сначала определим месторасположение степи.

Работа с картой и учебником.

1. Где расположена зона степей?  ( Зона степей расположена южнее зоны лесов)

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?   (она тянется вдоль юго- западной границы России. Её территория прерывается лесостепями.По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.)

3. В каком тепловом поясе находится зона степей? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к северному тропику)

-Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона, где мы сейчас находимся. Слайд №2.

Так выглядит степь ранней весной. Здесь тёплое продолжительное, засушливое  лето.

Помните, я говорила вам о горячем ветре? Это суховеи, иногда они перерастают в пыльные бури. Дожди здесь бывают редко. И степь становится такой. Картинка «Сухая степь».

  1. Работа над новой темой.

Работа ведётся по группам.

Группа ботаников. Учебник с.114-115.

Группа зоологов. Учебник. С.118.

Группа экологов. Учебник. С 119-120.

1) Ботаник. Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Растения приспосабливаются к жизни степи по – разному: Например, у тюльпанов,        Слайд № 3 которые имеют красивые цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остаётся луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Также приспособились ирисы и таволга. Слайд №4 У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу.

________________________________________________________________

2) Ботаник.        Совсем по - другому приспособились ковыль и типчак. Слайд №5, №6

 Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко  в землю.

1) Зоолог.    В степях нет деревьев , но есть травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель. Слайд №7

Раз есть насекомые, значит, есть много птиц: Степной жаворонок, дрофа  Слайд № 8 , серая куропатка, журавль – красавка. Птицы степи устраивают гнёзда прямо на земле.

2) Зоолог. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй, в которой они делают нор, чтобы прятаться от хищников. В степи живут хомяки Слайд № 9, суслики, мыши –полёвки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степной орёл Слайд № 10, степной хорёк, степная гадюка, которая питается грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

Физкультминутка.

-Представьте себе, что вы растения степи. Ранняя  весна (дети показывают, как они быстро растут). Жарко солнце жжёт землю (дети – растения показывают, как им плохо.) Подул ветер- всё сильнее и сильнее началась пыльная буря (дети изображают бурю) Вдруг всё стихло (дети садятся на свои места).

  1. Эколог. Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина – в распашке степных земель Слайд №11 . Люди превратили степи в поля. Ещё одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв.

В Красную книгу занесены следующие животные степи: Степной орёл Слайд № 12 , журавль -  красавка, дрофа Слайд №13 , кузнечик, степная дыбка,  растение пион тонколистный. Слайд № 14

  1. Эколог. Есть ещё одна проблема это браконьерство. Чтобы гнёзда , построенные на полях , не были разоренными во время полевых работ, учёные создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда они подрастут выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей , надо ограничить её распашку, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.

-Большое спасибо докладчикам.

6 .Закрепление изученного материала.

1) Работа в тетради на печатной основе. С.36-38.

2) Проверка знаний (Тест  в  презентации)

3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание: У. с114-122 , Т. С.37,38, доклады о животных растениях степи.

1.Карточка. Исправь географические ошибки  в тексте.

                  Лесная зона расположена к северу (…………..) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (…………………), чем в тундре. Растительный мир беден (…………….). Большую территорию зоны

Занимает широколиственный (………………….) лес. В лесной зоне широко распространёнными (…………………..и) являются : зубр, амурский тигр, утка – мандаринка. Лес не является (…………………….) домом для растений, животных, грибов.

                           Фамилия,имя:……………………………..

------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Карточка. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.

а) голубика ----- лемминг ----- белая сова, песец     ( ………………………)

б) лишайник ягель ----- олень ----- волк       (……………………)

в) кедровая шишка ----- белка ----- лиса      (…………..)

      Фамилия, имя:…………………………………..

________________________________________________________________

  1. Карточка. Вставь пропущенные названия зон:

а) …………………….– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи. Лишайники.

б) ……………………….– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.

в)  ……………………………. – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники.

Фамилия, имя: ………………………………..


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зона степей Южнее полосы лесов лежит ковёр из трав, цветов. Часть 1

Слайд 2

Степь в период цветения маков

Слайд 3

Цветение ирисов

Слайд 4

Степь летом

Слайд 5

Растения степей ковыль типчак полынь

Слайд 6

Гусиный лук

Слайд 7

Степная вишня (кустарник) в период цветения в период созревания плодов

Слайд 8

Насекомые, пауки.

Слайд 9

Кобылка, шмель

Слайд 10

пчела бабочка Насекомые на цветке

Слайд 11

Насекомоядные птицы Пустельга Степной жаворонок

Слайд 12

Серая куропатка, перепел

Слайд 13

Кудрявый пеликан, утка - огарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Презентация к уроку окружающего мира "Степи"

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе. Содержит материал дя построения урока по программе "Перспектива", фотографии....

Урок по окружающему миру "Степь. Растительность и животный мир степей" 3класс

Урок проектно-исследовательской  деятельности, изучение нового материала по предмету окружающий мир на тему: "Степь. Растительность и животный мир степей"....

Открытый урок по теме "Степь"

Урок природоведения для начальной школы « Природные зоны России. Степь». Представленный конспект содержит разработку урока природоведения для 4-го класса по теме « Природные зоны России. Степь». ...

Презентация к уроку окружающего мира. Степь-1

Презентация к уроку окружающего мира. Степь-1...

Презентация к уроку окружающего мира. Степь-2

Презентация к уроку окружающего мира. Степь-2. Кроссворд по теме "Растительность степи"...