Россия вступает в 20й век Окружающий мир 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Россия вступает в 20й век Окружающий мир 4 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_vstuet_v_2vek_gimp.docx155.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 56. РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с событиями Первой мировой войны; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, историческими документами, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://zvukoff.ru/song/1533543

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; схема «Первая мировая война», портрет Николая II, презентация

Основные
понятия

Первая мировая война, Николай II, революция, Гражданская война


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

Контроль

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит Марш Российской Империи - Марш лейб-гвардии Императорского Преображенского полка
И. Николаева).
 

В брони,

В крови,

В заплатах –

Вперед,

Вперед,

Вперед! –

Страдал и шел

Семнадцатый,

Неповторимый год!

– Сегодня на уроке мы узнаем, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века. Узнаем, чем знаменит 1917 год

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для

человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: тестирование.

Дидактическая игра «Лента времени»

Предлагает выполнить тест .ИЛИ

  1. Блицопрос
  • Когда было отменено крепостное право? (В 1861 г.)
  • Какой царь подписал манифест о крестьянской вольности? (Александр II.)
  • Что такое манифест? (Особый акт главы государства, обращенный к населению. Провозглашается манифест в связи с каким-либо важным политическим событием.)
  • Что это означало? (Крестьяне больше не являлись собственностью помещиков.)
  • Когда построена первая железная дорога? (1 ноября 1851 г.)
  • Какие города она соединяла? (Москву и Петербург.)
  • Что такое Транссибирская магистраль? (Железная дорога, которая связывала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком.)

Игра «Да — нет»

  • В 1861 г. Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. (Да.)
  • Отныне крестьяне больше не являлись собственностью помещиков и могли самостоятельно вести свои дела. (Да.)
  • Рабочие окраины выглядели так же, как и центральная часть города. (Нет.)
  • В центре городов появились здания банков, магазинов, музеев и театров. (Да.)
  • Во второй половине XIX в. Россия не развивалась. (Нет.)
  • Первая железная дорога связала центр страны с Сибирью и Дальним Востоком. (Нет.)

Проводит дидактическую игру

Выполняют
задания.

Участвуют
в игре

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор

Устные ответы,

Карточки

Далее учитель проводит дидактическую игру «Лента времени». На доске учащиеся соединяют с помощью стрелок картинки и названия исторических событий с датами.

http://doc4web.ru/uploads/files/4/3755/hello_html_m2c49df29.png

III. Изучение
нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.

Мини-проекты детей.

Рассказ учителя (продолжение).

  1. Самоопределение к деятельности

(Учитель показывает портрет Николая II.)

Что вы знаете об этом человеке? Что вы можете рассказать о нем, глядя на портрет? (Высказывания детей.)

  • Прочитайте тему урока. («Россия в XXвеке».)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать об этом человеке и о развитии России в XXв.)

Когда Россией стали править цари из рода Романовых?

Николай Александрович Романов был последним русским царем. Царствовал Николай Второй 23 года. При нем, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие царского рода Романовых.

В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрекся от престола и решил уехать в Англию к родственникам. Но Временное правительство не разрешило царю с семьей выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск.

В октябре 1917 года в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как все произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны.

– Прослушайте сообщения детей «Последний русский царь»  Какие важные события произошли в начале ХХ века? Почему Николай II отрекся от престола. Какая война началась в начале ХХ века?

– Первая мировая война разразилась в 1914 году.

В нее были втянуты многие страны, поэтому эту войну называют мировой. Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Герма-

Отвечают
на вопросы учителя.

На доске один

из учеников соединяет стрелками картинки и названия исторических событий с датами.

Читают текст
в учебнике.

Отвечают
на вопросы учителя.

наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения,

Устные ответы,

записи
в тетради

Выступление детей с мини-проектами по теме.

Составление схемы.

Работа
по учебнику.

нии. Германии были нужны земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделен между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу.

– Прослушайте сообщения детей.

 Какое положение было на фронте у русской армии? Что принесла с собой Первая мировая война? Какая обстановка сложилась в тылу?

– Население высказывало недовольство властью, попытки властей навести порядок оказались безуспешными. Царская семья потеряла свой авторитет.

– Какие события произошли в России в 1917 году?

Дополняет и обобщает.

– В Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству пришла партия большевиков.

– Прочитайте статью «1917 год» в учебнике (с. 130–

131).

– Когда Петроград перешел в руки большевиков?

Вскоре в стране началась Гражданская война. Как вы думаете, кто участвовал в этой войне?

Читают текст
в учебнике.
Отвечают
на вопросы.

Делают вывод.

Заполняют
схему.

Отвечают
на вопросы.

Читают текст
в учебнике.
Отвечают
на вопросы.

координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения;  достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный

Рассказ учител

Почему она началась? Прочитайте статью «Гражданская война» в учебнике (с. 132).

Рассказывает о Гражданской войне 

Внимательно слушают

интерес к изучению предмета

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Фронтальный опрос.

Игра «Узнай дату».

– Кто был последним русским царем?

– Почему люди стали выступать против царя?

– Что такое партия?

– Кого называют большевиками?

– Что принесла Первая мировая война людям?

– Что произошло в феврале 1917 года?

– К кому перешла власть?

– Когда власть перешла в руки большевиков?

– Между кем происходила Гражданская война?

– Кто такие белые и красные?

Отвечают
на вопросы.

На доске стрелками указывают дату каждого исторического события.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные:

осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно
и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают

Устные ответы,

выполненные

задания

Дидактическая игра  по группам
«Историческое домино».

Задания
из электронного приложения к учебнику

Заранее готовит 3 комплекта карточек:

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Белые

и красные

Александр Второй

Царь-
освободитель

1914 год

Первая
мировая

война

Николай
Второй

Последний

русский царь

1913 год

300-летие

династии

Романовых

Петербург

Петроград

Революция

1917 год

Большевик

Сторонники

В. И. Ленина

Граждан-
ская
война

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

Выполняют
задания

Индивидуальная

допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности
работы.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Понравилась ли вам тема урока?

– Что вас заинтересовало?

– Что показалось необычным, вызвало недоумение?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Читают вывод в учебнике (с. 133).

Отвечают
на вопросы учителя

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия,  контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Устные ответы

Личностные: осуществляют самооценку; понимают причины успеха/неуспеха
в учебной деятельности

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 127–133. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Подчеркни правильный вариант ответа.

1. Прозвище Александра II:

а) Царь-освободитель;                    б) Мудрый;                            в) Грозный.

2. Александр II подписал Манифест о крестьянской вольности:

а) в 1861 году;                               б) 1681 году;                               в) 1816 году.

3. В конце XIX века в городах появились:

а) церкви;                                      б) банки;                                      в) мечети.

4. Первая железная дорога соединяла:

а) Москву и Петербург;                   б) Петербург и Смоленск;           в) Москву и Смоленск.

5. Первая железная дорога открылась:

а) в 1851 году;                              б) 1581 году;                               в) 1815 году.

6. В Москве на Лубянской площади открылся:

а) Политехнический завод;

б) Политехнический институт;

в) Политехнический музей.

Рассказ учителя о гражданской войне

Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная война – гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная Гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии

Ресурсный материал

Тест

1. Прозвище Александра II:

а) Царь-освободитель;

б) Мудрый;

в) Грозный.

2. Александр II подписал Манифест о крестьянской вольности:

а) в 1861 году;

б) 1681 году;

в) 1816 году.

3. В конце XIX века в городах появились:

а) церкви;

б) банки;

в) мечети.

4. Первая железная дорога соединяла:

а) Москву и Петербург;

б) Петербург и Смоленск;

в) Москву и Смоленск.

5. Первая железная дорога открылась:

а) в 1851 году;

б) 1581 году;

в) 1815 году.

6. В Москве на Лубянской площади открылся:

а) Политехнический завод;

б) Политехнический институт;

в) Политехнический музей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век". 4 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с причинами и предпосылками революции 1917 года....

Технологическая карта урока «Россия вступает в XX век» (Окружающий мир)

Цели деятельности учителя:  формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX векаПланируемые результаты:Предметные:·...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Россия вступает в XX»(УМК Школа России)

Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые  результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...

Россия вступает в 20 век презентация 4 класс

Презентация  "Россия вступает в XX век"...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...

Технологическая карта окружающего мира "Россия вступает в 20 век", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 20.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия вступает в XX век.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 22.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 2...