сценарий урока "Почему Луна бывает разной"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Адылева Альбина Куановна

   Урок окружающего мира по  образовательной системе  УМК «Школа России» организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок является уроком открытия знаний «Почему Луна бывает разной».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_luna_byvaet_raznoy.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающиймир

Тема урока: Почему Луна бывает разной?

Тип урока: урок открытия нового

Цель: создать условия для формирования представления о Луне как спутнике Земли.

Задачи: формировать  и углублять знания учащихся о Луне - естественном спутнике Земли, ее форме, почему Луна выглядит по-разному
УУД:

Познавательные: освоение доступных способов изучения природы и общества.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы бумаги А4, пластилин, карточки, учебник, рабочая тетрадь.

Сценарий урока.

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте!

Сегодня вы будете не простые ученики 1 класса, а астрономы.

-Кто такие астрономы? ( Ученые, которые изучают расположение и движение  небесных тел)

-А при помощи чего астрономы наблюдают за планетами? (Телескопа, космического телескопа) (слайд 2)

Мы с вами можем наблюдать за звездами при помощи обычного телескопа.

Поднимите руку, кто когда-нибудь смотрел в телескоп.

А у ученых-астрономов существует специальный космический телескоп, который при помощи спутника передает данные на Землю.

Для астрономов помощник в изучении планет-космический телескоп.

-Какой у нас   помощник на уроке? (учебник)

Проверьте, у всех ли есть учебники на парте.

 

2.Актуализация знаний.

Прежде, чем изучать что-то новое, что нам нужно сделать? (Повторить, то, что уже знаем)

В этом нам поможем кроссворд, отгадав его, мы узнаем тему урока.(слайд3)

1. Как называется наша планета?

2. Что можно увидеть на небе днем?

3.Огромный пылающий шар.

з

е

м

л

я

у

с

о

л

н

ц

е

з

в

е

з

д

а


– Молодцы! И сегодня мы поговорим о … Луне.

- Давайте представим, что мы вышли поздно вечером на улицу. Что мы можем увидеть на небе?

Ученики:  (Месяц, Луна). 

-А кто из вас видел Луну?

-Нарисуйте на листочках «Луну». (обучающиеся работают)

Получившиеся результаты работ детей учитель вывешивает на магнитную доску.

3. Постановка учебной задачи.

А на что похожи? (примеры детей: банан, блин, долька апельсина, тарелка и т.д.)

-Почему она такая разная у всех?

-А вы хотите узнать, почему луна такая разная?

–Давайте определим, что мы должны узнать на уроке, т.е. цель.

Ответы детей.

Слайд 4

 Сегодня на уроке, ребята, мы

  • узнаем, что такое Луна.
  • узнаем, какую форму имеет Луна.
  • узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • узнаем, как люди изучают Луну.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Итак, начнём. Первое, что мы должны узнать, что такое Луна?

– Все планеты, ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси. А у некоторых планет есть спутники.

– А что такое спутник?

 Спутник это… (тело, которое движется вокруг более крупного небесного тела)

 (слайд 5)

– Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными. А спутники, созданные человеком, называются искусственными.

- А вы знаете какие-нибудь спутники?(Луна)

- А какой это будет спутник? (естественный)

– Правильно. Луна вокруг Земли – природный спутник. (слайд 6)

- А зачем человек создал искусственные спутники?(Ответы детей) (слайд 7)

– Человек запускает их в космос для определённых целей, например: для наблюдения за погодой, для научных исследований и других своих целей.

– Но вернемся к Луне. Луна – спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается    вокруг своей оси.

-Движется ли наша планета Земля?

- Планета Земля движется вокруг своей оси, т.е. вращается вокруг себя.

А)Просмотр обучающего видео «Движение Луны вокруг Земли»

-Давайте посмотрим, как происходит вращение Луны вокруг Земли, а Земли вокруг своей оси.

Б)Практическая работа

К доске выходят 2 ученика: один -Луна, другой - Земля и показывают вращение.

Работа в тетради (парами) (стр.22) (слайд 8)

 В давние времена люди не знали, как устроена Луна и думали, что ее проглатывает какое-то чудовище, а потом появляется новая. И поэтому они придумывали различные мифы, легенды и сказки. Давайте послушаем одну из этих сказок, после которой вы ответите на вопрос: появилось ли платье у месяца?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье.
Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем.
А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.
В назначенный срок пришел месяц за платьем.
Опять платье мало. 
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному.
Увидел портной: идет по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Физминутка для глаз (слайд 9)

– А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

–  Жёлтая Луна

– А почему так?

В) Беседа, работа по учебнику.

Чтобы узнать этот секрет,  откройте учебник на странице 34, найдите 2 рисунок.

- Что изображено голубым цветом? (Земля)
 - Что делает Земля? (она спит)
 - Значит сейчас какая часть суток? (ночь)
 - Что изображено жёлтым цветом? (Луна)
 - А красным? (Солнце)
 - Что делает Солнце? (Светит на Луну)
 - Что делает Луна? (она отражает лучи и посылает их на Землю)
 - А может ли Луна испускать свет? (нет, только отражает) (
слайд 10)
Просмотр мультфильма

– Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

Фазы Луны (слайд 11,12)

– Эти формы ученые называют фазы Луны. Когда луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видноЭто фаза называется новолунием. 

Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяцОн увеличивается с каждым днем.

И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние. Земля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

Игра. (Дети меняются тройками)

-Мы сейчас с вами поиграем. Нужно три человека: Солнце, Луна, Земля. Встаньте так, чтобы луна была в фазе полнолуния, новолуния, первой четверти, последней четверти, растущая луна, убывающая луна.

- С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком (размером с яблоко). Луна в шесть раз меньше Земли.

Дети лепят из пластилина модели Луны и Земли, стараясь правильно передать соотношение 1 к 6. (слайд 13)

Кратеры Луны

 – Ребята, а давайте представим, что мы смотрим  в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз.

И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны.(слайд 14)

- Что же мы видим на этой поверхности.?Круги, темные пятна, горы.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря.

-Есть ли в них вода? На самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями.

Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

Американские космонавты на Луне

– Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

– Побывав в космосе, космонавты сфотографировали Луну. Посмотрите на экран, вот так Луна выглядит в космическом пространстве. (слайд 15)

– И первыми на Луне побывали американские космонавты Армстронг и Олдрин 52 года  назад. (слайд 16)

Их космический корабль назывался Apollon-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку. (слайд 17)

– Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды. (слайд 18)

Физминутка

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

- Ребята, откройте учебник на странице 35 и прочитайте  вывод в учебнике.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Ребята, у вас на партах находятся карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, поставьте +. Если нет, то -. (слайд 19,20)

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – естественный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Солнца.

В лунных морях много воды.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

7.Рефлексия.

1.-Что такое Луна?

2.-Какую форму имеет Луна?

3. -Почему луна бывает разной?

- Оцените свою работу на уроке. (слайд 21)

(Оценка при помощи смайликов)

 

        МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ТРУДОВИК

ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Открытый урок

 по окружающему миру на тему:

«Почему Луна бывает разной?»

автор: Адылева Альбина Куановна

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – естественный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Солнца.

В лунных морях много воды.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – естественный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Солнца.

В лунных морях много воды.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – естественный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Солнца.

В лунных морях много воды.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

Луна больше Земли.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

На Луне есть воздух и вода.

Луна – естественный спутник Земли.

На Луне живут люди.

Луна вращается вокруг Солнца.

В лунных морях много воды.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. "Почему луна бывает разной?"Карточки к уроку.

Работа в группах. Маршрутный лист для работы в группах, карточки с ответами для проверки....

Урок по окружающему миру "Почему Луна бывает разной".

Урок для интерактивной доски . Презентация и методическая разработка. Урок бинарный. Технология и окружающий мир....

Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром с использованием в работе на уроке МаcBook на тему:"Почему Луна бывает разной!"

   Данный конспект открытого урока по ОЗМ был специально разработан мной и моей коллегой Леоновой Е. В., так как на урок были приглашены родители первоклассников, где демонстрировалас...

"Почему луна бывает разной?"

Урок по окружающему миру в 1 классе. Программа "Школа России". На уроке учащиеся узнают секрет луны и научатся рисовать фазы луны....

конспект урока окружающий мир 2 класс. Тема"Почему луна бывает разной?"

Цели: познакомить с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями; показать изображение различных созвездий и расположение в них звезд; рассказать о различных способах изучения Луны, от...

Почему Луна бывает разная?

Цель: Развивать познавательные интересы учащихся; формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации; воспитывать ...

План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...