ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, "Воздух и его охрана", УМК "Школа России", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Фахретдинова Карина Наильевна

 Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздуха

Задачи урока:

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятием «Воздух»;

2) изучить свойства воздуха;

Развивающие:

1) развивать у обучающихся умение выделять главное;

2) развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательные:

1) пробудить у обучающихся чувство сопричастности и долга;

2) формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Воздух и его охрана"38.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 07.10.2022

Школа: МАОУ МЛ № 148

Класс: 3 «Е»

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 211

Студент: Фахретдинова К.Н.

Группа: 46

Учитель: Ашмарина В.Н.

Методист: Пометун Н.Н.

Тема урока «Воздух и его охрана»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о свойствах, причинах загрязнения и способах охраны воздуха

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. познакомить обучающихся с понятием «Воздух»;
  2. изучить свойства воздуха;

Предметные:

  1. учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения;
  2. учиться правильно и с достаточной полнотой отвечать на вопросы;

Развивающие:

  1. развивать у обучающихся умение выделять главное;
  2. развивать умение сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

Личностные:

  1. становление ценностного отношения к своей планете;
  2. установление связи между понятиями «учебная деятельность» и «мотив».

Воспитательные:

  1. пробудить у обучающихся чувство сопричастности и долга;
  2. формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию

УМК: «Школа России», учебник Окружающий мир: 3 кл./ Плешаков.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Словесный (беседа)

наглядный метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Приветствует учащихся.

-Здравствуйте, ребята!

Представляется

-Меня зовут Карина Наильевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

-Садитесь.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке

-Улыбнитесь друг другу, поднимите себе настроение.

-Проверьте, чтобы у вас на партах был учебник, дневник, пенал.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи

УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

Демонстрационные (презентация)

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный (беседа)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

 Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала

 Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами названия предметов, относящиеся к природе и созданные руками человека.

(Виноград, дом, облако, мяч, звезда, дерево, шоколад, улитка, хомяк)

Какие предметы созданы руками человека?

На какие группы можно разделить оставшиеся предметы?

Какие предметы относятся к живой природе?

К неживой природе?

По первым буквам данных слов составьте слово.

Какое слово получилось?

К какой природе относится воздух?

Воздух наполняет все пространство вокруг нас. Без него мы не могли бы ни дышать, ни слышать, ни ощущать запахи.

Выполняют задание, делают выводы, вспоминают и обобщают учебный материал

-дом, мяч, шоколад

-Предметы живой и неживой природы

-Улитка, хомяк

-Виноград, облако, звезда, дерево

-Воздух

-Неживой

УУПД:

Находить пути решения при трудностях

УУЛД:

Установка на здоровый образ жизни

УУРД:

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Демонстрационные (презентация)

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Словесный (беседа)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися

О чем мы с вами сегодня будем говорить?

-Верно, но сегодня мы будем говорить не только о воздухе, но и о его охране.

Какую цель мы поставим на урок?

-Хорошо, кто прочитает цель урока?

Для достижения цели урока составим план. Посмотрите на доску, расставьте недостающие слова в план нашего урока.

План урока.

1. ________ и его состав.

2. _________воздуха.

3. Загрязнение воздуха и его ______.

Молодцы ребята.

Выдвигают варианты формулировок цели, плана урока, участвуют в их обсуждении

-О воздухе

Цель урока – научиться исследовать воздух как вещество и исследовать с помощью опытов его свойства.

План урока:

1.Воздух и его состав.

2. Свойства воздуха.

3. Загрязнение воздуха и его охрана.

УУПД:

выявлять причинно-следственные связи

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению

УУРД: различать способ и результат действия

Демонстрационные (презентация)

"Открытие" детьми нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Организовывает деятельность обучающихся  по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности

-Сегодня мы с вами станем учеными и изучим всё о воздухе.

-А самые активные получат значки.

-Скажите, как или с помощью чего учёные добывают знания и проверяют их?

-Да, верно, с помощью опытов.

-Мы с вами тоже будем проводить небольшие опыты и фиксировать все результаты вот в такие карточки, которые я вам раздала.

-Если вы готовы начать, то сядьте прямо, ноги на пол, руки за парту.

-Итак, а что такое воздух?

-Воздух – это не просто газ, а смесь газов

-Посмотрите на картинку и скажите, какие газы водят в состав воздуха?

-Запишите это в свои карточки.

-Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

-Верно, а почему?

-Хорошо, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ.

-Зафиксируйте это в своих карточках.

Анализируют учебный материал, организуют поиск решения, определяют способы представления результата

-проводят опыты

-воздух – это…

-в состав воздуха входит кислород, углекислый газ и азот.

-Кислород

-потому что мы им дышим

УУКД: формулировать собственное мнение и позицию

УУПД:

Делать выводы на основе наблюдений

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация, видео)

Печатные (карточки)

Теперь мы с вами изучим свойства воздуха.

Мы знаем, что воздух есть везде- на улице, в комнате, в земле, в воде.

-Поднимите тетрадь, видите ли вы через нее другие предметы?

-Через стену мы видим другой класс?

-А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

-О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим  через него все окружающие нас предметы.

Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

- Какого цвета школьная парта?

-А какого цвета воздух?

-Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

-В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. а чистый воздух пахнет?

-Воздух не имеет запаха.

-Помашите на себя своими ладошками. Почувствовали поток ветра? Какой вывод мы можем сделать?

-Воздух может двигаться.

-А что происходит с воздухом при нагревании, и при охлаждении мы узнаем из видео.

Видеоролик

Так что же происходит с воздухом при нагревании? Запишите что при нагревании воздух расширяется.

-А при охлаждении? Запишите, что при охлаждении воздух сжимается.

Людям, животным, растениям, всем нужен воздух.

Но во многих местах, особенно в больших городах, он загрязнён.

Загрязнение воздуха — это опасно?

-Почему?

-А что люди делают для того, чтобы сохранять чистоту воздуха?

-они устанавливают фильтры, регулирование выхлопов автотранспорта, озеленение и др.

-А сейчас давайте немного отдохнём. Встаньте все из-за своих парт.

Физкультминутка

-Нет

-О прозрачности воздуха

-Зелёные

-Коричневая

- Он бесцветен

-Нет

-воздух двигается

-При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении- сжимается.

-да, опасно

-Потому что наносит всем вред

-Чтобы сохранять чистоту воздуха люди…

Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Групповая

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (метод демонстраций) практический (проект)

Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний

-Сейчас мы с вами сделаем небольшой проект. Я раздам вам листочки. На них вы должны написать, 1 причину загрязнения воздуха. Но так, чтобы у вас они были разные и не повторялись.

-Затем мы приклеим ваши листочки на ватман и 1 самый смелый ученик представит нам ваш проект.

-На выполнение даю вам полминутки. Время пошло.

-Листочки передавайте с задних парт.

-Итак, кто же будет представлять проект?

-Выходи к доске. Расскажи, каковы причины загрязнения воздуха?

-Молодец! Можешь садиться.

-Если так много существует источников загрязнения воздуха, почему воздуха не становится меньше?

-На Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Именно поэтому очень полезно садить комнатные растения, деревья, кустарники.

Выполняют задания на новый способ действий

-Воздух загрязняется вследствие таких причин как ….

-Потому что…

УУПД:

Самостоятельно выбирать верные варианты ответов

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Печатные (раздаточный материал)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Словесный (беседа)  

Наглядный (метод демонстраций) практический (упражнение)

Внешний контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Организовывает деятельность  обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике

-А сейчас выполним самостоятельную работу.

-Подпишите имя и фамилию на листочке.

Посмотрите на слайд, прочитайте вопросы. Ответы будете писать так: сначала номер вопроса, тире, затем букву ответа

Время на выполнение – 4 минуты. Приступайте.

Какие вещества входят в состав воздуха?

А) водород, медь, цинк

Б) кислород, азот, углекислый газ

В) хлор, фтор, йод

Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А) азот

Б) кислород

В) углекислый газ

Что происходит с воздухом при нагревании?

А) растягивается

Б) расширяется

В) сжимается

Что происходит с воздухом при охлаждении?

А) растягивается

Б) расширяется

В) сжимается

Какими свойствами обладает воздух?

А) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании

расширяется, а при охлаждении сжимается

В) Голубого цвета, как небо, проводит звуки,

пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

-Поменяйтесь листочками с соседом по парте и карандашом проверьте с образцом на слайде.

-Передавайте с задних парт.

Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки

1 – Б

2 – Б

3 – Б

4 – В

5 – А

УУПД:

Самостоятельно выбирать верные варианты ответов

УУРД:

Проявлять познавательную инициативу в учебной деятельности

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

Демонстрационные (презентация)

Печатные (раздаточный материал)

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке

-Итак, ребята, скажите мне, что такое воздух?

-Какие газы входят в состав воздуха?

-Кто перечислит все свойства воздуха?

-Какой газ живые существа поглощают, а какой выделяют?

-А растения?

-Что нужно делать для охраны чистоты воздуха?

-Молодцы!

-Запишите ДЗ – стр. 55, упр. № 1, 3.

Используют приобретенные знания

-Воздух – это смесь газов

-кислород, азот, углекислый газ

-Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается

-Поглощают кислород, выделяют углекислый газ

- Поглощают  углекислый газ, выделяют кислород  

-Садить больше растений

УУКД:

Учебно-познавательный мотив и предпочтение социального способа оценки знаний

УУЛД:

Осмысливать позицию школьника на уровне положительного отношения к школе

Демонстрационные (презентация)

Дневники

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная

Словесный (беседа)

Наглядный (метод демонстраций)

Внешний контроль, самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности  обучающихся

-Какова была тема урока?

-Какую цель мы ставил перед собой?

-Мы достигли цели?

-Поднимите зелёный карандаш, если на уроке вам было всё понятно; желтый/оранжевый карандаш – поняли, но не всё; красный – если ничего не поняли.

-Отлично! Вы сегодня все очень хорошо потрудились и за это вы награждаетесь значками.

-Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

-Воздух и его охрана

Цель урока –  научиться исследовать воздух как вещество и исследовать с помощью опытов его свойства

-Да, достигли

-До свидания!

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи

Обобщать, делать выводы

УУКД: учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей

Демонстрационные (презентация)

Печатные (раздаточный материал)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" (3 класс) УМК"Школа России"

Цель урока: Формирование у обучающихся  представлений о воздухе и его составе. Задачи урока  Планируемые результаты Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятием «...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его свойства" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: ознакомление детей с воздухом, его составом и свойствами; формулирование понятия о ветре и причинах его возникновения; ознакомление со значением воздуха для живых орган...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана"

В создании технологической карты урока использовались учебные материалы с сайта РЭШ (Российская электронная школа). В карте урока присутствуют ссылки на учебный материал....