Технологическая карта урока окружающего мира "Воздух и его охрана" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Бондарева Наталья Андреевна

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Воздух и его охрана" содержит поэтапное описание урока, направленного на формирование у учащихся представлений о воздухе как о части природы, его свойствах и значении для живых организмов. Урок включает в себя опыты, демонстрирующие свойства воздуха, обсуждение проблем загрязнения воздуха и способов его защиты, а также практические задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_po_okruzhayushchemu_miru_vozduh_i_ego_ohrana.docx78.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 11.10.2024

Ф.И.О. студента: Бондарева Наталья Андреевна

Тема урока: Воздух и его охрана   

Класс: 3

Цель: познакомить детей с свойствами и составом воздуха, научить анализировать и доказывать свои предположения.

Задачи урока:  

Дидактические: дать представление о воздухе, раскрыть основные причины и последствия загрязнения воздуха, важнейшие меры по его защите;

Развивающие: развивать умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, логическое мышление, познавательный интерес к окружающему миру;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, стремление узнавать что-то новое и полезное.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап   урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

Обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф,

 И, 

П, 

Г)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Личност

ные

I. Подготовительный этап

1.1 Мотивация к деятельности

1.2. Актуализация знаний

II. Основной этап.

2.1. Постановка учебной задачи

2.2. Физминутка

2.3. Закрепление изученного

III.Заключительный этап

3.1.Итоги урока

3.2.Рефлексия

3.3.Информация о домашнем задании

психологически настроить детей на урок

подготовить учеников к работе, восприятию нового материала

сформировать умения наблюдать, видеть проблему, выдвигать гипотезы

обеспечить активный отдых организму в процессе определённой учебной деятельности

обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

Организовать самооценивание обучающихся

Способствовать повторению и закреплению изученного материала

словесный метод

Поисковый приём

Объяснительно-иллюстративный метод

 

Наглядный метод

Приём самостоятельной работы

Наглядный приём

ответ на вопросы

Наглядный приём

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться. Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Наталья Андреевна и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

— Не было ли у вас желания стать невидимкой? Это так удобно: можно появиться в любом месте, и вас никто не увидит, можно делать всё, что хочется.  - Конечно, стать невидимыми мы с вами не можем, но есть такие вещества, которые невозможно увидеть. Отгадайте загадку об одном таком невидимке.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Это воздух. Именно о нём мы сегодня будем говорить.

- Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств.  Ветер – это движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмос – дыхание, сфера – шар.

- Атмосфера – воздушная оболочка земли, которая вращается вместе с Землей как одно целое. Атмосфера окружает Землю, защищая её от холода и излишнего тепла, от космических тел – метеоритов и от невидимого солнечного излучения – ультрафиолетовых лучей. Мы не замечаем воздух, но жить без него не смогли бы, ведь дыхание - одно из условий существования живых организмов.

- Сколько времени человек может не дышать? (не более 5 минут)

- Перед вами диаграмма, на которой условно изображен воздух. Что вы можете сказать? (Воздух состоит из смеси газов. Азота больше всего, а углекислого газа меньше всего)

- Всего лишь два века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.

-  Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород – мы дышим кислородом, при дыхании мы поглощаем кислород, а выдыхаем углекислый газ)  

- А вот растения, наоборот, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (на свету) в атмосферу. Давайте исследуем свойства воздуха, проделав опыты. Мы же с вами исследователи, поэтому нам нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.

Опыты:

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? (Нет)

– Через стену мы видим соседний класс? (Нет)

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите? (Да)

- В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух? (Нет)

– О каком свойстве воздуха это говорит? (Он прозрачный)

Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета? (Зелёные)

– Какого цвета шкаф? (Коричневый)

– А какого цвета воздух? (Бесцветный)

– Сформулируйте еще одно свойство воздуха.

А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего)

- Пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)

Закройте глаза. Брызнуть духи

А сейчас?

(Запах духов).

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? (Нет)

Вывод: Воздух не имеет запаха.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? (Нет)

- Какое свойства воздуха мы откроем? (Воздух безвкусный)

Вывод: Воздух не имеет вкуса.

- Дети, как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым!» (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа.)

- В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют легкими нашей планеты. Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи если и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека.

- А вот в городах воздух совсем другой, загрязнённый. Вы можете объяснить с чем или с кем это связано?

(Фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль)

Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.

Пожары.

Загрязнение земли непроработанным мусором.

- Что люди должны сделать, чтобы воздух был чистым? (Да) Откройте учебники на странице 48, давайте прочитаем текст «Воздух должен быть чистым!»

- Какие способы охраны чистоты вы узнали? (Правильный выброс мусора, участие в акциях по уборке парков и улиц и т.д)

Поднимает руки класс - это раз

Повернулась голова - это два.

Руки вниз, вперёд смотри -это три,

Руки в сторону пошире развернули на четыре.

С силой их к груди прижать -это пять.

Всем ребятам тихо сесть -это шесть.

- Откройте свои тетради на странице 28 № 3

Прочитайте задание, рисунки молекул вы можете увидеть на странице 47 учебника.

Всем понятно задание? (Да) Если не понятно объяснить ещё раз.

-Выполняете задание самостоятельно.

Кто хочет показать свои рисунки?

Прекрасно!

Ребята, у меня для вас есть еще одно небольшое задание, оно будет в виде теста.

Тест:

1. Какие вещества входят в состав воздуха?

а) водород, медь, цинк;

б) кислород, азот, углекислый газ;

в) хлор, фтор, йод.

2. Какой газ воздуха необходим для дыхания?

а) азот;

б) кислород;

в) углекислый газ.

3. Какими свойствами обладает воздух?

а) Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха.

б) Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло.

в) С ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

4. В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

а) при нагревании воздух расширяется;

б) при охлаждении воздух сжимается;

в) воздух плохо проводит тепло.

5. Как нужно охранять воздух от загрязнения?

а) Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

б) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Проверим! Обменяйтесь листочками со своим соседом. Посмотрите на экран и сравните ответы.

Отлично, вы хорошо справились с заданием!

Так давайте подведём итоги и вспомним все научные исследовательские выводы, которые мы сделали с вами на уроке.

- Что такое воздух? (Воздух – смесь различных газов)

- Перечислите свойства воздуха. (Бесцветный, прозрачный, не пропускает тепло, чистый воздух ничем не пахнет)

- Что делать для охраны чистоты воздуха? (Стараться меньше пользоваться автомобилями, ходить пешком или кататься на велосипеде;

правильно утилизировать отходы, выбрасывать мусор только в специальные корзины и т.д.)

Ребята, оцените себя по лестнице успеха.

Обратите внимание на слайд. Это домашнее задание давайте его запишем. Учебник: прочитать текст на с. 46-50, ответить на вопросы на с. 50.

Урок окончен, до свидания!

Приветствуют учителя, настраиваются на работу (уважение к старшим, вежливость)

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем

Внимательно слушают учителя и отвечают на заданные вопросы.

Проводят не сложные опыты для определения свойств воздуха. (умение слушать мнение других, уважение к окружающим)

Закрывают глаза и вдыхают

Читают текст учебник (уважение к соседу по парте, дисциплинированность)

Повторяют за учителем

Выполняют задание в тетради

Демонстрируют свои рисунки

Выполняют небольшой тест

Обмениваются тетрадями и проверяют работы

Отвечают на вопросы учителя (уважение к окружающим)

Каждый оценивает себя самостоятельно

Записывают домашнее задание

Ф

Ф

Ф

П

Ф

Г

И

Ф

И

П

Ф

И

Ф

Презентация

Слайд 1

Презентация

Слайд 2

Презентация

Слайд 3

Презентация

Слайд 4

Презентация

Слайд 5

Презентация

Слайд 6,7,8

Учебник стр.48.

Презентация

Слайд 9

Рабочая тетрадь стр.28

Учебник стр.47

Презентация

Слайд 10

Презентация

Слайд 11

Презентация.

Слайд 12

Презентация.

Слайд 13

Строить речевое высказывание в устной форме

строить речевое

высказывание в устной форме

Р

Р, К

Р

Р,К

К

Проявлять интерес к окружающему миру

Положительное отношение к школе и учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе по теме " Наше питание. Пищеварительная система

Тип урока: : изучение новых знаний. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: Познакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Да...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока окружающий мир "Полезные ископаемые" 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация + карточки + тесты)

Тема урока: «Полезные ископаемые».Класс: 3Цели деятельности учителя:Познакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающие полезные ископаемые;Развить мышление, наблюдатель...