Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шекшаева Анна Викторовна

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить учащихся с климатическими особенностями природных зон.

2.     Формировать у учащихся знания о растительном и животном мире природных зон тайги и лесов.

3.     Способствовать формированию умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

Развивающие:

1.     Развивать умение работать в группе для выполнения творческого задания;

2.     Развивать умение грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные:

1.     Воспитывать взаимоуважение друг к другу.

2.     Воспитывать желание беречь территорию своей страны, животных и растения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchiy_mir_.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 6 им. А. Г.Турчанинова

города Лабинска муниципального образования   Лабинский  район


 Выполнила:
учитель начальных классов

Шекшаева Анна Викторовна 

Конспект урока по окружающему миру по теме:
«Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов» с использованием групповых технологий.

 

 

 

 


г.Лабинск - 2023 г

Тема: «Тайга и зона смешанных лесов»

Класс: 4«Б»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.

Задачи:

Образовательные:

1.     Познакомить учащихся с климатическими особенностями природных зон.

2.     Формировать у учащихся знания о растительном и животном мире природных зон тайги и лесов.

3.     Способствовать формированию умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны

Развивающие: 

1.     Развивать умение работать в группе для выполнения творческого задания;

2.     Развивать умение грамотно выражать свои мысли.

Воспитательные:

1.     Воспитывать взаимоуважение друг к другу.

2.     Воспитывать желание беречь территорию своей страны, животных и растения.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.     Знают климатические особенности природных зон тайги и лесов.

2.     Знают особенности растительного и животного мира зоны тайги и смешанных лесов.

3.     Умеют определять природную зону по опорным словам, находить и показывать её на карте, находить представителей флоры и фауны.

Метапредметные:

Регулятивные:

¾  Контролируют свою деятельность.

Познавательные:

¾  Высказывают и обосновывают свои предположения.

Коммуникативные:

¾  Учитывают разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников.

¾  Вступают в диалог.

Личностные:

¾ Осознают личную ответственность за сохранение окружающей среды, флоры и фауны страны.

Оборудование: для учителя: учебник, средства ТСО.

                         для учащихся: учебник, тетрадь, пенал, дневник, раздаточный материал (карты, жетоны, листочки с деревом).

 

План урока:

1.Орг. момент (1 мин.)

2.Актуализация знаний и умений (5 мин.)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока (2 мин.)

4. Создание проблемной ситуации. Постановка задач урока. (3 мин.)

5.Открытие новых знаний (23 мин.)

6. Первичное закрепление (7 мин.)

7.Итог урока, рефлексия деятельности, информация о домашнем задании (4 мин.)

Ход урока

Этап фрагмента урока

 

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент

 

Подготовить учащихся к работе на уроке

Я хочу, чтобы у вас, ребята было замечательное настроение, поэтому предлагаю всем закрыть глаза и послушать прекрасные звуки природы. (прослушивание аудиозаписи «Звуки леса»)

 

Слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Подготовить учащихся к активному и сознательному усвоению новой информации.

 

Давайте вспомним, о чем же мы говорили на предыдущем уроке?

-Что же такое природная зона?

Сейчас мы с вами вспомним об особенностях этих природных зон.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, сегодня 04 февраля.

 Мы выполним графический диктант. Я читаю вопрос, а вы под цифрами ставите +, если утверждение верное и -, если утверждение неверное.

1.Зона арктических пустынь располагается на островах Северного Ледовитого океана.

2.Природные условия суровы: летом – солнце подолгу не заходит за горизонт – стоит полярный день, а зимой оно вовсе не показывается – полярная ночь.

3.В зоне Арктики отсутствует растительность.

4.Самые крупные и сильные животные Арктики – белые медведи.

5.В зоне арктических пустынь нет заповедников.

6.Остров Врангеля открыл известный мореплаватель

7.В зоне Арктики добывают нефть и природный газ

8.Летом в Арктике над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

 

О природных зонах, об арктической пустыни и зоне тундры.

 

 Природная зона – это огромная территория, отличающаяся климатическими особенностями, почвенным покровом, растительным и животным миром.

 

 

(Ответы: +, +, - , + , - , + , +, - )

 

Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Ребята сейчас я загадаю вам загадку, дайте ответ, о чём здесь идёт речь?

Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.  

Верно, это лес. О какой же природной зоне мы сегодня будем с вами говорить?

Замечательно! Мы продолжаем наше путешествие на самолёте, но сегодня мы будем путешествовать группами, как на экскурсиях. У вас на партах лежат листочки с изображением дерева: береза, клён, дуб, ель. Распределитесь на группы по рядам. Отлично, летим с севера на юг и оказываемся над зоной лесов.  

Какую цель мы поставим для себя на урок?

Это мы и постараемся, выяснить на уроке.

 

 Лес.

 

Зона смешанных лесов и тайги.

 

 

 

 

 

 

 

Познакомиться с географическим положением зоны лесов и тайги, с растительным и животным миром.

Создание проблемной ситуации. Постановка задач урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Обеспечить воспроизведение опорных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечить восприятие и осмысление знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала.

 

 

 - Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена зона лесов?

- Найдите на карте природную зону, обозначенную зелёным цветом. Что заметили на карте? Какие же это зоны?

- Их называют лесной зоной.

- Что вы можете рассказать о территории, занимаемой лесной зоной, глядя на карту?  

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья,   которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры?

Верно, солнце поднимается здесь выше,   светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года,   зима холодная,  а лето теплое.

Итак, отправляемся в путешествие. Первая наша остановка - географическое положение и климат тайги.  

Ребята, перед вами карта природных зон. На этой карте тайга обозначена темно-зеленым цветом. Зона тайги простирается на территории Евразии с запада на восток.

Самой большой природной зоной РФ является именно тайга. Здесь расположено множество озер и болот. Поверхностный сток в данной зоне выше, чем в остальных природных зонах. Довольно значительна густота речной сети. Питаются реки преимущественно талыми снеговыми водами. В связи с данным фактом почти каждую весну здесь наблюдается половодье. Климат тайги с теплым, но очень коротким летом и долгой, холодной и снежной зимой.

Я надеюсь, вы меня слушали и запомнили информацию, которую я вам рассказала. Сейчас я буду задавать вопросы, а вы можете в группе их обсудить и только потом дать ответ.

- Какая природная зона самая распространенная на территории России?

- Каким цветом эта зона обозначается на карте?

- Ребята, какой климат в тайге?

Молодцы! Давайте в тетрадях запишем заголовок «Тайга» и напишем Географическое положение и климат.

Вот мы и прибыли на следующую остановку, которая называется – растительный мир тайги.

- Растения распространены на какой-либо территории в зависимости от состава почв. Почвы в тайге специфические из-за климатических условий.

К западу от реки Енисей образовывались грунты. Почвы бедны перегноем, сильно увлажнены. Растительность здесь не сильно разнообразная, но все виды имеют свои приспособления к холодному климату. Тайга – это огромное пространство, где располагаются хвойные леса.

-Ребята, познакомится с растительным миром тайги, я предлагаю Вам с помощью игры «Разгадай загадку». Играть в игру мы будем по группам, чья группа быстрее поднимет руку, та и будет отвечать, за правильный ответ, команда получит жетон. Готовы?

- Будьте внимательны, чтобы давать верные отгадки.

- Первая загадка:

Я прихожу с подарками, 
Блещу огнями яркими, 
Нарядная, забавная, 
На Новый год я главная!

Её хвоя, богатая полезными веществами, эфирными маслами и витаминами, выделяет в воздух антибактериальные фитонциды. Древесина успешно используется в строительстве.

- Следующая загадка: 

Есть у родственницы елки 
Неколючие иголки, 
Но, в отличие от елки, 
Опадают те иголки.

Ее мягкая хвоя каждую осень опадает и вырастает заново весной. Древесина ценна для строительства из-за плотности, сопротивляемости влаге и гниению.

- Третья загадка:

У меня длинней иголки, Чем у елки. 
Очень прямо я расту в высоту. 
Если я не на опушке, 
Ветки - только на макушке.

Древесина сосны широко используется в строительстве, из-за большого содержания смолы является одним из лучших натуральных стройматериалов на территории таёжной зоны. Смола имеет очень приятный запах, используется для выгонки дёгтя, скипидара, канифоли.

Следующее:

Это дерево большое,

На ветвях его растёт

Не листва – густая хвоя

Зеленеет круглый год.

И всегда на шишки щедр

Угадайте? Это – ...     

В каждой шишке содержится 30 – 150 орешков-семян, охотно употребляемых в пищу как местной живностью, так и людьми. Древесина кедра широко применяется в строительстве и для изготовления мебели.

Следующая загадка:

Ни ель, ни сосна,

Высока и стройна.

Хвоинки белесы:

Ожгли их морозы.

Ветки торчмя,

Шишки стоймя.                    

Живица дерева применяется как антисептическое ранозаживляющее средство, а пихтовое масло – компонент многих косметических средств. Древесина пихты не является ценным для строительства материалом.

-Следующая:

Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Все равно имей в виду,

Может уколоть в саду.      

Многие виды шиповника распространены в умеренных и субтропических зонах, но встречаются виды предпочитающие более северные регионы. Это невысокие растения, около 2-3 м, которые хорошо защищены шипами от посягательств животных на красивые цветы.

-И последняя загадка:

С округлыми листочками,

И майскими цветочками,

С соцветиями тонкими,

И с шишечками звонкими.

И строгой осенью она

Стоит, как летом, зелена.

И лист роняет за листом,

К зиме готовится притом.  

Несмотря на свое название, листья и ветви растение могут иметь красноватый оттенок. Цветет ольха зеленая в теплое время года. Широко распространена в зоне тайги Северной Америки и Евразии, любит регионы с повышенной влажностью.

-Какие деревья растут в тайге?

-Какие кустарники растут в тайге?

-Как одним словом можно назвать эти деревья?

 

- Помимо этих растений на небогатых почвах тайги растут и другие растения. О них вы узнаете из учебника. Откройте стр. 18. Прочтем по цепочке.

- Какие почвы в тайге?

 

- Какие растения преобладают?

- Почему не могут расти под деревьями, в тайге другие растения?

- Какие растения представляют второй ярус тайге?

- Какие растения относятся к третьему ярусу?

Давайте в тетрадях запишем растительный мир тайги, выпишите деревья и кустарники, о которых мы уже поговорили.

И так, мы прибыли на следующую нашу остановку, которая называется – животный мир.

Ребята, а теперь я предлагаю, вам познакомится с животным миром. На странице 19, прочитайте про себя текст о животных, читайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Ребята, каких животных можно встретить в тайге?

А теперь я расскажу подробнее о животных тайги:
Животный мир 
тайги представлен уникальными и ценными животными и птицами, бурундук, росомаха, соболь, кедровка, уссурийский тигр — типичные животные, обитающие в тайге. Здесь водится и несколько видов пресмыкающихся и земноводных. 

К приходу зимы многие птицы улетают в теплые края. Оставшиеся пернатые и звери спасаются от холодов и голода по-разному. Одни мигрируют на юг тайги, другие впадают в спячку, третьи делают припасы пищи. Сейчас в группах обсудите животный мир тайги и выберите, каких животных вы запишите себе в тетради.

Мы прибыли на следующую остановку Хозяйственная деятельность человека в тайге, чтобы узнать какой хозяйственной деятельностью занимается человек в тайге.

Человек в тайге занимается хозяйственной деятельностью:

1.Добыча полезных ископаемых (уголь, нефть, газ)

2.Оленеводство.

3.Охота и рыболовство.

4. Заготовка и переработка древесины.

Запишем себе в тетрадь деятельность человека в тайге.

Ребята Тайга – это огромная территория, но она, как и многие другие сегодня нуждается в защите и охране, поэтому здесь существует заповедник.

Сегодня мы узнаем о Пинежском заповеднике. На странице 20 самостоятельно прочитайте текст, расскажите прочитанное в группе, читайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Территория Пинежского заповедника это?

Что такое лога?

Молодцы.

Тайга – это огромная территория, здесь очень много городов и населенных пунктов. Один из них – город Хабаровск. Сейчас мы подробнее узнаем о нём. Откройте учебники на стр. 19. Читайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы всей группой.

Скажите, чье имя носит Хабаровск?

Ребята, скажите, год основания города?

Какую железнодорожную станцию, ты увидишь, если будешь проезжать через Сибирь?

Ребята, что находится не далеко от станции?

А завершим мы наш урок работой по группам, в группах вы изучите деревья смешанного и широколиственного лесов, а после представите всему классу рассказ.

 

План исследования для 1 группы. Смешанные леса.

  1. Расположение смешанных лесов.
  2. Природные условия смешанных лесов.

 

План исследования для 2 группы. Смешанные леса.

  1. Какие деревья растут. Какие у них листья, что с ними происходит зимой?
  2. Кратко рассказать о каждом из деревьев.

(Береза, осина, ольха).

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

 

План исследования для 3 группы. Широколиственные леса.

  1. Расположение широколиственных лесов.
  2. Кратко рассказать о каждом из деревьев. (Дуб, липа)

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

 

План исследования для 4 группы. Широколиственные леса.

  1. Какие деревья растут, что у них общего.
  2. Кратко рассказать о каждом из деревьев.(Вяз, клен).

Клен бывает остролистый, с большими резными листьями, татарский, у него листья овальные, с небольшими выступами, и американский. У него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков. А плоды у всех видов клена крылатые.

Почему эта подзона получила название широколиственных лесов?

Теперь мы с вами запишем в тетрадь климатические особенности зоны лесов, географическое положение, растительный и животный мир.

Географическое положение: европейская территория России до Урала, часть –на Дальнем востоке.

Климат: теплое и долгое лето, повышенная влажность, мягкая зима.

Растительный мир: ель, берёза, вяз, липа, клён, кустарники, травы, грибы и т.д.

Животный мир, рассмотрите на с. 28 представителей животного мира зоны лесов: сойка, ласка, бурый медведь, лисы, белки, рысь, косуля, иволга и т.д.

Деятельность человека: природная зона сильно изменена человеком, много крупных городов, промышленных производств, гидроэлектростанций.

Зелёным

 

 

Два оттенка зелёного.

 

Тайга и смешанные леса.

 

 

Лесная зона занимает большую часть страны.

 

Южнее зоны тундры.

 

 

Тайга.

Темно-зелёным.

 

Климат тайги с теплым, но очень коротким летом и долгой, холодной и снежной зимой.

 

Выполняют записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

 

Елка

 

 

 

 

Лиственница

 

 

 

 

Сосна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кедр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пихта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шиповник.

 

 

 

 

 

 

 

Ольха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ель, пихта, сосна, лиственница и т.д.

Шиповник.

Хвойные деревья. 

 

 

 

Почвы бедны перегноем, сильно увлажнены.

Сосна, ель, лиственница.

Потому что кроны деревьев смыкаются и не пропускают света.

Папоротники, мхи. Ольха, берёза и тд.

 

 

 

Выполняют запись в тетради.

 

 

 

 

Сойка, росомаха, глухарь, волк, гадюка, дятел, рысь, бурый медведь и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют запись в тетрадях.

 

 

Выполняют запись в тетрадях.

 

 

Это маленькая страна интересных природных объектов с травами, которых здесь более 500 видов.

Лога – огромные, широкие и длинные овраги.

 

Ерофея Хабарова

1858 г.

Ерофей Павлович.

Посёлок с таким же названием.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ группы  о географическом положении смешанных лесов и природных условиях.

 

 

Рассказ группы о деревьях зоны смешанных лесов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ группы о географическом положении зоны широколиственных лесов и о дубе, липы.

 

 

 

 

Рассказ группы о деревьях вяз и клен.

 

 

 

 

Потому что здесь растут лиственные деревья.

 

Итог урока, рефлексия деятельности, информация о домашнем задании.

Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке, успешности достижения цели.

схема леса России 

 

 

 

 

 

Запишите себе в тетрадь опорную схему.

Пришло время подводить итог урока, что нового вы узнали на этом уроке?

Что показалось наиболее интересным?

Возникли ли у вас на уроке затруднения? Какие?

Какие вы можете вынести для себя плюсы и минусы при работе в командах? Какие правила вы будете соблюдать в следующий раз?

Сейчас у вас на партах лежат листочки с картой нашей страны, раскрасьте карту зелёным цветом, если вам удалось усвоить новую тему, желтым, если возникли трудности и красным, если ничего не поняли на уроке. Поднимите вверх, пожалуйста, свои карты. Отлично. Эти карты вы можете приклеить себе в тетрадь.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: читать учебник с. 18-30, на с. 30 домашнее задание в тетради. Спасибо за урок!

 

 

 

 

Узнали про две природные зоны: зону тайги и зону смешанных и широколиственных лесов.

Интересным показалось работать с картой/интересным показалось изучать представителей флоры и фауны природных зон.

Трудностей не возникло.

 

 

Раскрашивают карты.

 

 

Записывают д.з.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"

Цель:создать у учащихся  представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи:    Обучающие:·       знать правила поведения в л...

Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"

Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....

Тайга. Зона смешанных лесов

Открытый урок по предмету Окружающий мир. 4 класс, 21 век. Здоровьесбережение...

Проверочная работа по окружающему миру на тему " Зона тайги и смешанных лесов" по программе 21век

Данная проверочная работа поможет выяснить уровень усвоения тем по данным природным зонам....

Тест по окружающему миру "Зона Арктики, тундры, тайги и смешанных лесов"

Тест по окружающему миру.4 класс.УМК "Школа России"...