Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Мария Асламова

Технологическая карта урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.9 КБ
Файл rl_tayga.docx76.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Характеристика природных зон России: тайга. Связи в природной зоне.

Класс: 4

Цель: сформировать условия учащихся представление о природной зоне тайга

Задачи:

  • формировать умения определять природную зону, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;
  • cформировать умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей;
  • воспитывать у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе;
  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изученном материале, сравнивать и обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • получить представление о природной зоне тайги;
  • познакомиться с географическим положением тайги;
  • познакомиться с климатическими условиями зоны;
  • узнать особенности растительного и животного мира тайги;
  • познакомиться с населением тайги и его деятельностью.

Метапредметные:

Личностные УУД:

- формировать положительное отношение к уроку;

- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- формирование мотивационной основы учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- формулировать учебные задачи;

- осуществлять самоконтроль;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- формировать умение работать в парах, в группе;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

- обобщать и анализировать информацию путём наблюдения;

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

- делать обобщение и сопоставление.

Оборудование: учебник Окружающий мир. 4 класс Формы обучения: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения:

  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Технологическая карта урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный этап

Эмоциональная, психологическая подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Красоту русской природы невозможно описать одним словом. В нашей России и моря есть, и высокие горы, и бескрайние равнины. Поедешь на север – увидишь белые ночи, тайгу с множеством загадочных деревьев и животных, бескрайние озера. А разве возможно забыть красоты северного сияния, если хоть раз посчастливилось увидеть его! Поедешь южнее – увидишь тихую речку, русскую березку-красавицу, пшеничные поля. На полянке найдешь много грибов и ягод. А если поедешь на Черное море, то увидишь, как меняется природа. Перед глазами встаёт совсем другой пейзаж: виноградники, заповедные леса, возраст которых достигает тысячи лет. Отправляешься дальше в путешествие. И вдруг... вырастают перед тобой горы. Когда первый раз находишься в таком месте, то захватывает дух! И воздух чистый-чистый. Хочется наслаждаться этим великолепием как можно дольше.

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля…..

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу

Фронтальная, индивидуальная

Личностные УУД:

формировать положительное отношение к уроку;

следовать в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь одноклассников на уроках окружающего мира;

II. Актуализация знаний

Проверка
домашнего
задания

С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? Давйте повторим что мы знаем об этой природной зоне.

Дома каждый из вас приготовил тест, состоящий из трех вопросов по природной зоне тундра. На каждый вопрос у вас должен быть вариант ответа «да» или «нет». Обменяйтесь своими тестами и ответьте на вопросы. Затем обменяйтесь работами и проверьте. Без ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2.

Какие результаты? Поднимите руки у кого пятерки? А теперь 4? 3? Я вижу вы хорошо усвоили материал прежнего урока. Отправляемся дальше!

Тундра

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД:

осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

формировать умение соотносить определение и термин.

Устные ответы

III. Целепологание и мотивация, постановка цели и задач урока.

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

А теперь обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит конверт№1, откройте его и рассмотрите содержимое. Что вы нашли в конверте №1?

Что написано в билете?

Прочитайте, пожалуйста, что нам сказано о с.Кедровске? Как вы думаете почему именно в это село мы с вами отправляемся?

Верно! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в новую природную зону.

Сформулируйте тему урока.

Ребята, раз мы отправляемся в путешествие, мы должны собраться? А как нам это сделать? Вдруг там опасно опасно? А может быть там люди постоянно не живут, как в арктике?

Познакомиться …

Уметь…

Узнать…

Выяснить…

Давайте перед полётом узнаем эту местность получше. И приготовим для следующих посетителей путеводитель по новой природной зоне.

Открывают конверт, извлекают содержимое.

билет на самолет и приглашение посетить таёжное с.Кедровск.

Читают информацию на билете

Село находится в новой природной зоне.

Природная зона тайга

Изучит природную зону тайга.

Мы должны найти ее на карте

Узнать какой там климат

какие растения и животные есть в тайге.

деятельность человека, экологические проблемы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные УУД:

формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и проблему;

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Регулятивные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Устные ответы

IV. Изучение нового материала

Работа
с картой.

Работа с текстом.

Внимание на карту. Слайд 4 (показ на карте природной зоны)

Для начала давайте объединимся в группы по 4 человека. У каждой группы есть конверт с определенной информацией. Ваша задача с помощью содержимого конверта№2 создать рубрику для путеводителя. На работу у вас есть … минут, затем каждая группа представит для остальных ребят свою рубрику.

Читают текст, выбирают, готовят материал к выступлению..

Индивидуальная

Познавательные УУД:

Формировать умение работать с информацией и обмениваться ею;

Формировать умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

Формировать умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

Формировать сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

Формировать осознание ответственности за общее дело

Самооценка

(белка с шишками)

V. Закрепление изученного материала

Проверка рабочих листов

Ребята, давайте посмотрим что у нас получилось.

Сравнивают с образцом на слайде.

Собирают ветки и шишки, вклеивают их

Самопроверка

Индивидуальная, парная

Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; моделируют
и преобразовывают модели разных типов; строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

Самооценка

(белка с шишками)

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

– С какой природной зоной познакомились?

– В каких лесах вы были?

– Все ли задачи мы выполнили?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Комментарий учителя

Из-за масштабных экологических проблем по всему миру стремительно вымирают дикие животные. За последние 45 лет люди истребили свыше 70% всех живых видов на Земле! Вмешательство в экосистемы, разрушение среды обитания животных, уничтожение лесов. И с каждым годом последним животным все сложнее выжить в дикой природе.

Удар приходится и по зимующим птицам в Русской Тайге. Птицы лечат деревья, высаживают молодые леса. К сожалению кроме разрушительной деятельности человека, когда в Русской Тайге элементарно не остается кормовой базы, ежегодно приходят морозные зимы. Птицы не успевают подготовить запасы и мучительно погибают от холода и голода.

Ежегодно в рамках деятельности Павла Пашкова и проекта «Русская Тайга» проводится работа по защите зимующих птиц. Своими силами всю зиму изготавливаются сытные шарики-кормушки, в мастерской изготавливаются синичники (домики для зимовки), а также проводятся экспедиции по самым отдаленным регионам России в рамках которых реализуются мероприятия в защиту зимующих птиц. Это очень тяжелая работа, которая требует много времени, сил и ресурсов.

Из десяти синиц за зиму выживает только одна, все остальные погибают. Одна наша кормушка может спасти от гибели до 50 синиц! Каждая синица спасает от вредителей не меньше 10 деревьев за сезон. А каждое дерево обеспечивает людей кислородом. Именно поэтому спасая зимующих птиц – МЫ СПАСАЕМ САМИХ СЕБЯ.

Одновременно с вами тысячи людей по всей стране всю зиму будут изготавливать кормушки и размещать их в дикой природе! Таким образом мы окажем существенную поддержку обитателям Русской Тайги и поможем им пережить морозы.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Задания



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку. Природные условия Сибири. Тайга.

Презентация к уроку "Окружающий мир". 3 класс.Тема урока "Природные условия Сибири. Тайга."...

Презентация урока окружающий мир по учебнику Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков "Природные условия Сибири. Тайга"

Презентация составлена по учебнику Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казаков программа Л.В.Занков 3 класс тема "Природные условия Сибири. Тайга"...

Характеристика природных зон России

Характеристика природных зон России в таблице...

Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с природными зонами России: тайга и зона смешанных лесов.Задачи: Образовательные:1.     Познакомит...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Характеристика природных зон России: Тундра"

Тема: «Характеристика природных зон России :Тундра»Класс: 4 Цель: формирование   представлений о природной зоне «Тундра».Задачи:Образовательные: - формировать умения ...