Мир вокруг меня
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Программа внеурочной деятельности "Мир вокруг меня" по 4 модулям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_vokrug_menya_3_kl.docx | 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Омской области
Комитет по образованию Русско-Полянского муниципального района
БОУ "Алаботинская СОШ"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
МО начальных классов | Зам.поВР | Директоршколы |
Руководитель МО | ______________Малец Н.Г. | ______________Карбаева Ж.К. |
Протокол № 11 | Приказ № 50 | |
______________Гошенко Л.И. | ||
Протокол № 4 | от "06" 06 2022 г. | от "06" 062022 г. |
от "04" 06 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Мир вокруг меня»
для 3 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Мирошник Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир вокруг меня» разработана в соответствии с требованиями:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
- стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
- СП 2.4.3648-20;
- СанПиН 1.2.3685-21;
- основной образовательной программы НОО БОУ «Алаботинская СОШ», утвержденная приказом № 50 от "06" 06.2022 г
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Цель: формирование ценностного отношения к сотрудничеству, взаимодействию со сверстниками в совместной деятельности по расширению и углублению представлений об объектах окружающего мира; освоение норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; формирование экологической культуры; формирование установок на ведение здорового образа жизни.
Место курса в плане внеурочной деятельности БОУ «Алаботинская СОШ»: курс предназначен для обучающихся3 класса и рассчитан на 34 часа в год, реализуется по четырем модулям, каждый по 8 часов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
• в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
• в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:
- основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
- основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
- основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).
Содержание курса реализуется по четырем модулям:
Модуль «Мы путешественники» (1-я четверть)
Тема 1. День первый. Проектная задача «Тайны за горизонтом»
Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Прибор для определения сторон горизонта. Работа с картой.
Тема 2. День второй. Проектная задача «Тайны камней»
Полезные ископаемые: классификация, характеристика по плану, способы применения.
Тема 3. День третий. Проектная задача «Загадки растений»
Классификация растений, рекомендации по выращиванию культурных растений.
Тема 4. День четвёртый. Проектная задача «Удивительные животные»
Знакомство с животными и их классификация.
Тема 5. День пятый. Проектная задача «Планета насекомых»
Строение тела насекомого. Классификация насекомых по группам.
Тема 6. День шестой. Проектная задача «Загадки под водой»
Знакомство с обитателями подводного мира. Создание карты «Животный мир Карибского моря».
Тема 7. День седьмой. Проектная задача «Новости с острова Робинзона»
Расшифровка письма туземцев. Один из способов налаживания отношений между людьми.
Тема 8. День восьмой. Проектная задача «Путь Христофора Колумба»
Экспедиция Христофора Колумба к берегам Америки. Работа с картой. Создание презентации «Открытие Америки».
Модуль «Страна Этикета» (2-я четверть)
Тема 1. «Этика общения»
Ежели вы вежливы.Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Делу – время, потехе - час.Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах. Подарок коллективу.Каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ.
Тема 2. «Этикет»
По правилам этикета.Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Школьные правила этикета.Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 3. «Этика отношений с окружающими»
Путешествие в волшебную сказку. Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тепло родного дома.Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом»
Тема 4. «Этика отношений в коллективе»
Мой класс – мои друзья.Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Вот и стали добрей и умней.Беседа о работе по курсу «Страна этикета». Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Модуль «Экологический клуб» (3-я четверть)
Тема 1. Вводный урок «Почему мы часто слышим слово «экология».
Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 2. «Вода – источник жизни».
Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температурыводы. Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров
Тема 3. «Воздух и его охрана».
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Тема 4. «Удивительный мир растений».
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.
Тема 5. «Загадочный мир животных».
Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Сформировать представление о разнообразии животного мира.
Тема 6. «Уголок хорошего настроения».
Выращивание комнатных растений и рассады цветов.
Озеленение пришкольного участка.
Модуль «Моё здоровье» (4-я четверть)
Тема 1. «Дорога к доброму здоровью».
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
Тема 2. «Питание и здоровье».
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах, о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде.
Тема 3. «Моё здоровье в моих руках»
Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
Тема 4. «Я в школе и дома».
Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона, направлено на формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам.
Тема 5. «Чтоб забыть про докторов».
Обучение здоровому образу жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым".
«Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Конкурс «Разговор о правильном питании»
Тема 6-7. «Я и моё ближайшее окружение».
Развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома; моё настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.Кукольный спектакль А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тема8. «Я б в спасатели пошел»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний- диагностика.
3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
- Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине - России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание:
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Метапредметные результаты:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «МЫ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ» (1-я ч.)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | Дата |
1 | Проектная задача «Тайны за горизонтом» | 1 | КВЕСТ Изготовление карточек- указателей, компаса Ориентирование Следование инструкции | http://school-collection.edu.ru | 06.09 |
2 | Проектная задача «Тайны камней» | 1 | ИССЛЕДОВАНИЕ Классификация Следование инструкции | 13.09 | |
3 | Проектная задача «Загадки растений» | 1 | ВИКТОРИНА Работа с информацией Сбор и классификация коллекционного материала | http://school-collection.edu.ru | 20.09 |
4 | Проектная задача «Удивительные животные» | 1 | ИГРА Работа с информацией Анализ Классификация Кодирование информации | 27.09 | |
5 | Проектнаязадача «Планетанасекомых» | 1 | ПРОЕКТ Оформление иллюстрированного журнала Обобщение и систематизация знаний | 04.10 | |
6 | Проектная задача «Загадки под водой» | 1 | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Работа с информацией Моделирование и конструирование | http://school-collection.edu.ru | 11.10 |
7 | Проектная задача «Новости с острова Робинзона» | 1 | КВЕСТ Работа с информацией Кодирование информации Ориентирование | 18.10 | |
8 | День восьмой. Проектная задача «Путь Христофора Колумба» | 1 | ПРЕЗЕНТАЦИЯ Работа с научно-популярной литературой Систематизация учебного материала. Слушание и анализ выступлений своих товарищей Использование ИКТ | http://school-collection.edu.ru | 25.10 |
Итого | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «СТРАНА ЭТИКЕТА» (2-я ч.)
№ п/п | Тема занятия | Часы | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | Дата |
1 | Ежели вы вежливы. | 1 | Познавательная беседа. Игра | 08.11 | |
2 | Делу – время, потехе - час. | 1 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | http://school-collection.edu.ru | 15.11 |
3 | По правилам этикета. | 1 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. | 22.11 | |
4 | Школьные правила этикета. | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | 29.11 | |
5 | Путешествие в волшебную сказку. | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | http://school-collection.edu.ru | 06.12 |
6 | Тепло родного дома. | 1 | Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» | 13.12 | |
7 | Мой класс – мои друзья. | 1 | Познавательная беседа. Игра | 20.12 | |
8 | Вот и стали добрей и умней. | 1 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра | http://school-collection.edu.ru | 27.12 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ» (3-я ч.)
№ п/п | Тема занятия | Часы | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | Дата |
1 | Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» | 1 | Экологический журнал «Жалобная книга природы». Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». | http://school-collection.edu.ru | 17.01 |
2 | Вода - источник жизни | 2 | Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Инсценирование экологической сказки «Репка». | 24.01 31.01 | |
3-4 | Воздух и его охрана | 2 | Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». | http://school-collection.edu.ru | 07.02 14.02 |
5-6 | Удивительный мир растений | 2 | Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». | 21.02 28.02 | |
7 | Загадочный мир животных | 1 | Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Проект «Знакомые незнакомцы» | 07.02 14.02 | |
8 | Уголок хорошего настроения | 1 | Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка. | http://school-collection.edu.ru | 21.02 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» (4-я ч.)
№ п/п | Тема занятия | Часы | Форма занятия | ЭОР/ЦОР | Дата |
1 | Дорога к доброму здоровью | 1 | Утренняя гимнастика. Составление режима дня. Беседа о личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. | http://school-collection.edu.ru | 11.04 |
2 | Питание и здоровье | 1 | Ролевая игра. Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого. | 18.04 | |
3 | Моё здоровье в моих руках | 1 | В гостях у Мойдодыра Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | http://school-collection.edu.ru | 25.04 |
4 | Я в школе и дома | 1 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» Социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в школе, гигиена одежды, правила хорошего тона. | 02.05 | |
5 | Чтоб забыть про докторов | 1 | Презентация «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Викторина. | http://school-collection.edu.ru | |
6 | Я и моё ближайшее окружение | 1 | Конкурс рисунков. Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. | 16.05 | |
7 | Я б в спасатели пошел | 1 | Практика. Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. Чему мы научились и чего достигли. Итоговый контроль знаний - диагностика. | http://school-collection.edu.ru | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности "Я и мир вокруг меня"
В наши дни все больше внимания уделяется формированию правосознания и воспитания коммуникативных знаний и умений у детей. По мере взросления у детей расширяется их самостоятельность, круг общения. Все...
Растения вокруг меня (1класс)
Это внеклассное мероприятие для первоклассников. Подобраны разные загадки, стихотворения, которые позволяют младшим школьникам усвоит группы растений. Так же данный материал можно использовать на урок...
Сценарий праздника "История вокруг меня"
Сценарий проведения праздника "История вокруг меня". Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История предмета, человека, государства, а м...
Рабочая программа "Я и мир вокруг меня"
Программа «Я и мир вокруг меня» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе ...
Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"
Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"...
Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"
Классный час "Благородство и милосердие вокруг меня"конспект урока...
Программа воспитательной работы с классом "Я и мир вокруг меня"
Программа воспитательной работы с классом "Я и мир вокруг меня"...