"Природа и наша безопасность" 3 класс. А. А. Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Открытый урок окружающего мира по теме "Природа и наша безопасность" 3 класс. А. А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx47.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 2

КУПИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

на тему  «Природа и наша безопасность»

в 3 классе

Урок разработал: учитель начальных классов,

Коляденко Вера Николаевна

Купино 2023

Тема: Природа и наша безопасность

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Природа и наша безопасность».

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

  1. 1.Формировать представление о природных опасностях в неживой и живой природе и правилах поведения при встрече с природными опасностями.

  1. 2.Формировать умения соблюдать правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными и применять их.

Предметные:

Уч-ся научатся:

- объяснять, какие существуют природные опасности в неживой и живой природе.

Уч-ся получат возможность научиться:

 - определять правила при встрече с  природными опасностями;

Уч-ся научатся:

- правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными.

Уч-ся получат возможность научиться:

- применять правила безопасного поведения при встрече с природными опасностями.

Развивающие:        

  1. 1.Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  1. 2.Формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи

3.Формировать умение владеть диалогической формой речи; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу.

Уч-ся получат возможность научиться:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: 

Уч-ся научатся:

- анализировать, сравнивать, обобщать.

Уч-ся получат возможность научиться:

-  делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи.

- Коммуникативные: 

Уч-ся научатся:

- владеть диалогической формой речи.

Уч-ся получат возможность научиться: аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Воспитательные:

    Воспитывать учебно-познавательный интерес к теме «Природа и наша безопасность», ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями.

Личностные: 

У учащихся будут сформированы:

- устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность».

- у учащихся могут быть сформированы: ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями.

Способ и формат оценивания

Оценка проводится путём экспертного наблюдения учителя.

В процессе решения задач оценивается:

  1. Владение учащимися необходимым предметным материалом.
  2. Умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом.

Методы обучения

Наглядный:

  • демонстрация аудио,видеоматериалов;
  • показ картинок/фотографий.

Словесный:

  • чтение текста  обучающимися;
  • объяснение непонятного материала учителем;
  • установление причинно-следственных связей при выполнении заданий.

Место урока в учебном плане

Урок проводится в 3 четверти. Данный урок является текущим в разделе «Наша безопасность»

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:  учебник А.А. Плешаков, Окружающий мир 3 класс 2 часть, А.А. Плешаков, Атлас «От земли до неба»,  презентация, листы сотрудников службы безопасности, карточки с заданиями, шарик, фишбоун, раздаточный материал (бумага, клей, цветные карандаши).

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, колонки.

Характеристика этапов урока

Этапы  урока.

Содержание.        

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

   - Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые члены жюри!

Меня зовут Коляденко Вера Николаевна и я рада вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира. Сегодня нас ждут новые знания и открытия.

- Настроимся на урок и  проведём небольшую разминку, чтобы разбудить наш мозг. Повторяйте пожалуйста за мной.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Выполняют движения разминки по указанию учителя.

Эмоционально положительный настрой на урок.

2.Актуализация знаний.

Организует фронтальный опрос.

-У вас в группах лежит картинка с разными предметами одежды. Посовещайтесь несколько секунд и ответьте, куда можно пойти в такой одежде?  

- Почему нам понадобится именно такая одежда?

- Ребята, я очень люблю бывать на природе. Хочу показать вам несколько фрагментов из моих походов.

- Для чего люди выходят на природу?

- Вспомните, а  что такое природа? 

- На какие 2 группы мы делим природу? 

- Что относят к живой природе? К неживой?

- Итак, мы вспомнили, что такое природа, сказали, какая нам необходима одежда во время пребывания на природе, чтобы сохранить своё здоровье в порядке.

- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке?

- Какие цели мы поставим перед собой, чему мы должны научиться?

Продолжите фразу по первому слову.

Узнаем …

Изучим …

Научимся …

- В течение урока мы с вами составим и заполним схему.

C:\Users\DNS\OneDrive\Рабочий стол\img261.jpg

- Что напоминает вам эта схема?

 

В голове рыбы  мы запишем тему, или по другому – проблему, которую мы сегодня будем обсуждать.

- Далее, определим причины, по которым природа может быть опасна для нас.

- Послушайте и определите первую причину .

- Звук какого природного явления вы сейчас услышали?

- Что такое гроза?

Гроза́ — атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаками и земной поверхностью возникают электрические разряды — молнии, сопровождаемые громом. Т.е. молнию мы видим в виде электрических разрядов, а гром мы слышим в качестве очень громких звуков.

- Гроза прошла. Тучи разошлись, снова засияло солнышко. В лесу приятно пахнет сыростью, с листьев деревьев падают капельки дождя, переливаясь на солнышке.

- Можно ли сказать, что в лесу безопасно и можно ни о чём не волноваться? 

- Определите и назовите  причины, по которым лес может быть опасен для человека?

- Лес  состоит из большого разнообразия растений.

Все растения вырабатывают кислород, благодаря которому мы дышим чистым воздухом. Кислорода выделяется очень и очень много, 99 % кислорода, который присутствует в атмосфере Земли растительного происхождения. Но для употребления в пищу, пригодны не все растения, а некоторые даже могут быть очень опасными.

- А кто назовет особое царство природы, которое мы не относим к растениям, но каждый из нас может встретить его представителей в лесу, на полянке, после дождя? 

- Помимо растений в лесу можно встретить грибы.

- Какую опасность представляют эти объекты природы?

Сбор грибов- очень увлекательное занятие, но к сожалению, иногда съев собранные грибы, люди получают отравление и даже погибают. Почти у каждого съедобного гриба есть двойник - ядовитый гриб.

- Послушайте пожалуйста звук и определите следующую причину опасности  в живой природе.

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. 

 В самом облике змей много таинственного и страшного – гибкое, лишённое ног тело, которое сворачивается кольцами, как канат, и вдруг с неожиданной силой распрямляется и скользит, извиваясь, по земле. Из 2,5 тысяч видов живущих на Земле змей для человека опасно 410. Из них 50 живут в море, но никогда не нападают на купающихся.

- Посмотрим видео о том, как человек специально  раздражает змею, чтобы показать нам её реакцию.

При нападении змея свёртывается и втягивает шею в середину образующегося кружка. Втягивание шеи всегда есть знак, что гадюка хочет укусить. При нападении она часто промахивается, но тут же делает следующую попытку, пока не добьется своего.

Здорово совершать прогулку по  лесу! А когда вы возвращаетесь домой, там уже наверняка скучают за вами ваши домашние питомцы.

Поднимите руку, у кого из вас есть кошка? собака?

- Подумайте, нужно ли нам помещать этих животных на нашу схему?

- Домашние животные, от которых мы порой не ожидаем никакой опасности, тоже могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. 

3.Физминутка.

4.Открытие новых знаний. Работа в группах.

- Следующим этапом нашего урока будет ваша работа, по обобщению и извлечению знаний и пользы из всего того, что было сказано. Работать вы будете в 5 группах. Выберите представителя от группы. Он вытянет жетон, из которого вы узнаете, над какой из перечисленных природных опасностей вам предстоит поработать в группе.

Вы будете работниками «Службы безопасности»

- Ребята, а где вы будете брать информацию, которая поможет  вам выполнить  задания?

- Вы можете использовать разные источники информации.

- Итак, читаем и разбираем задания в группах. Если всё понятно, то приступаем к работе. Если возникнут вопросы, поднимаем знак - сигнал с просьбой о помощи.

Время для выполнения задания ограничено. Поэтому стараемся работать быстро, дружно и слаженно. Не забывайте о правилах работы в группах. По окончании, вам нужно будет представить  свои результаты работы.

- Итак, время подходит к концу. Вы справились. Большие молодцы.

- Предоставьте  ФАКТЫ для решения  наших  проблем.

Расскажите, какое задание вы выполняли и  результаты выполнения.

- Начинайте своё выступление со слов «Мы работники службы безопасности хотим помочь вам обезопасить свое поведение при …»

- Полезным ли было наше путешествие?

Плакаты, карточки на которых вы выполняли задания останутся у вас в классе и вы сможете к ним обратится и повторить информацию.

Отвечают на вопросы:

На природу.

Чтобы было удобно двигаться, чтобы защититься от насекомых, не промочить ноги.

Смотрят фотографии.

Отвечают на вопросы:

Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собрать грибы, ягоды.

Природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека. 

Природа делится на живую и неживую.

К живой природе относятся растения, животные и грибы. К неживой природе относятся солнце, воздух, вода, горы, камни, песок, небо, звезды. 

О природе и нашей безопасности.

Цель: познакомиться с темой «Природа и наша безопасность»

Продолжают фразы, формулируют ответ.

Схема наша очень похожа на скелет рыбы, рыбью кость.

Слушают аудио «Звук грозы».

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос.

В лесу растут несъедобные грибы, ядовитые ягоды, водятся опасные животные. 

Слушают учителя

Грибы.

Отвечают на вопрос. 

Слушают аудио «Шипение гадюки».

Это змея.

Слушают учителя.

Смотрят видео «Реакция змеи на движение».

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

Выполняют движения.

Делятся на 5 групп:

Метеорологи.

Ботаники.

Микологи.

Зоологи по диким животным.

Зоологи по домашним животным. - Из учебника, атласа, от друг друга, учителя, гостей.

Знакомятся с планом работы в парах, листом сотрудника безопасности

Работают  в группах.

Выступления групп.

Дети группами выходят к доске и рассказывают о проделанной работе и прикрепляют к доске выполненные задания.

Ответы детей.

Объяснять, что такое природа, фомулировать понятия неживой и живой природы.

Объяснять, что такое «гроза».

Определяют  и называть причины опасности, которые есть в лесу.

Объяснять, какие существуют природные опасности в неживой и живой природе;

определять правила при встрече с  природными опасностями

правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встрече и общении с животными.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: делать выводы, обобщать

П:анализировать

К:аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

К:владеть диалогической формой речи

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: делать выводы, обобщать

П:анализировать

К:аргументировано отвечать, доказывать свое мнение

К:владеть диалогической формой речи

Устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями.

Устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность»;

ответственное поведение за свое здоровье и здоровье окружающих при встрече с природными опасностями.

5.Итог урока. Рефлексия

-Итак, какова была тема урока?

Вы сегодня работали в дружных командах. Поделитесь пожалуйста впечатлениями от сегодняшнего урока. Продолжите предложения, передавая друг другу шарик-сердечко:

«Я узнал»

«Я научился»

 «Я запомнил»,

- Пригодятся ли эти знания вам в повседневной жизни?

- Значит мы достигли поставленных целей?

6.Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

Домашнее  задание будет 1 из 2х, по вашему выбору.

1.Учебник, страница 30, знать ответы на вопросы «Проверь себя».

2.Подготовить устное сообщение об одной из тем природных опасностей (гроза, опасные грибы, опасные растения, опасные животные).

- Спасибо вам, ребята за урок, мне было интересно с вами поработать!

- Я вам всем желаю помнить правила безопасности в природе и быть здоровыми!

- Природа и наша безопасность

Дети передают шар и делятся впечатлениями.

В каких случаях человеку приходится защищаться от природы.

Какие правила безопасности нужно соблюдать во время грозы, при общении с животными, при встрече с ядовитыми растениями и грибами.

Ответы детей.

Прощаются.

Устойчивый интерес к изучению темы «Природа и наша безопасность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Поверхность нашего края", УМК "Школа России", Плешаков А.А.

Данная тема изучается в 4 классе по учебнику Плешакова А.А.. Цель презентации помочь сформировать у учащихся представление о поверхности нашего края; учить работать с картой.  В презентации...

Урок окружающего мира "Природа и наша безопасность" 3 класс

Цели урока:Образовательные: Создать условия для изучения с учащимися правил безопасности, которые необходимособлюдать при общении с природой .Развивающие: Способствовать развитию умений расп...

Презентация "Природа и наша безопасность " 3 класс Плешаков

Презентация  к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Природа и наша безопасность" Плешаков УМК "Школа России"...

Тест по разделу "Природа России", 4 класс, Окружающий мир (Плешаков А., "Школа России")

Тест по разделу "Природа России" (4 класс) включает в себя 28 вопросов как с выбором варианта ответа, так и со свободным ответом....

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...