На что похожа наша планета 1 класс окр.мир
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Мордвинова Снежана Николаевна

открытый урок по окр.миру 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Урок по окружающему миру в 1 классе

Тема: «На что похожа наша планета?»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

познакомить с формой, размерами и движением Земли, глобусом – моделью Земли.

учить выдвигать, обосновывать и доказывать предположения. Продолжить обучение моделированию.

Планируемые результаты:

Предметные

иметь первоначальные сведения о форме и движении земли;

использовать глобус для демонстрации формы Земли.

Метапредметные

познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные: вступать в диалог при работе в паре, группе; оценка действий партнера, умение выражать свои мысли;

регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, воспитание трудолюбия.

Личностные

проявлять целостное восприятие окружающего мира;

определять личностный смысл в изученном содержании;

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения), системно-деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; работа в паре, в группе.

Межпредметные связи: Технология: «Работа с пластилином», Математика: «Геометрические фигуры, объём тела», «числовой ряд».

Оборудование: , глобус, мяч, тарелка, пластилин


Ход урока:

1.Организационный момент.

Создание эмоционального настроя в классе (дети стоят в кругу)

– Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение.

– Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да.)

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его своим одноклассникам.

- Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

2. Актуализация знаний.

Нас в любое время года -
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.

- Чему мы учимся, изучая окружающий мир? (ответы детей)

- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?

- Давайте вспомним:

- Как называется село, в котором мы живём? (Азево)

- Это наша с вами малая Родина.

- Как называется страна, где мы живём? (Россия)

- Назовите столицу России (Москва)

- Велика и прекрасна наша страна. Мы ещё не раз будем совершать путешествие по ней. Но на свете есть и другие страны. Там живут такие же люди, как и мы, но говорят они на других языках. И у всех нас есть общий дом – планета.

- Название нашей планеты вы узнаете, если поставите карточки в определённом порядке от меньшего числа к большему. (1 ребенок у доски расставляет карточки)

- Земля – название нашей планеты.

3. Объявление темы и целей урока.

- Задумывались ли вы о том, на что похожа планета Земля? Можно ли дойти до края Земли?

Движется ли Земля или она неподвижна?

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Прочитайте тему урока на с.44 учебника (один из учеников читает громко: На что похожа наша планета?)  

-А теперь прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой (с.44 учебника) (Ученики вслух читают по одной учебной задаче)

- Узнаем, какую форму имеет наша планета и как она движется.

– Будем учиться выдвигать предположения и доказывать их.

4. Работа над новым материалом.

Проблемная ситуация:

- Ребята, посмотрите, какие предметы для нас принесли Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха (на столе тарелка и мяч).

- Муравьишка Вопросик предлагает рассмотреть два предмета и решить, какую же форму имеет наша планета? (Учитель показывает большую тарелку и большой мяч. Дети высказывают свои предположения.)

- Какие у вас предположения о том, на что похожа наша планета?

- Земля, по вашему мнению, похожа на мяч. Какая это форма?

- Ребята, давайте подойдем к окну и рассмотрим землю. Какой нам видится Земля из окна? (плоская или круглая)

- Видим ли мы, что она имеет форму шара?

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как это блюдо. (показ тарелки)

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, люди и животные, машины, целые города и страны

(Учитель расставляет фигуры на блюде).

- Если предположить, что Земля плоская, можно ли дойти до края Земли? (да). (Учитель показывает с помощью фигурки человека, как можно дойти с одного края тарелки на другой край) .

- Но пока никому это не удалось.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч. (Учитель приклеивает несколько фигурок к мячу).

- А если предположить, что Земля имеет форму шара (как мяч), можно ли дойти до края? (Нет, будем ходить вокруг) (Учитель демонстрирует с помощью фигуры человека и мяча).

«Легенда о Земле».

- В старину люди думали, что Земля – это громадный блин, лежащий на трех китах. А другие представляли ее в виде высокой и круглой горы, которую держали на себе слоны и огромная черепаха. И все это было посреди океана.

– Рассмотрите рисунки  и скажите, на каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная? (На первом - шарообразная, на втором - плоская).

- Какое же изображение правильное?

- На что похожа наша планета?

5.Физминутка

1 доказательство

- С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Периодически люди наблюдали природное явление - лунное затмение  т.е они видели на луне тень Земли.

-Давайте проведем исследование и проверим какая фигура может иметь такую тень.

Демонстрация опыта с лучом прожектора и различными фигурами. ( Дети по очереди показывают тень от куба, конуса, шара.)

2 доказательство

- В наши же дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля действительно имеет форму шара. 

- А знаете ли вы имя первого в мире космонавта? 

- Вот такой увидел нашу планету первый космонавт Ю.А. Гагарин. (портрет)

( Дети смотрят фотографии «Вид Земли из космоса»)

Вывод о шарообразности Земли.

- Итак, смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

- Как вы на него ответите? Какую форму имеет Земля? 

Учитель: Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик.

- На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Учитель демонстрирует глобус).

-Что держит в лапках Мудрая Черепаха? (глобус)

- Глобус – это модель Земли, уменьшенная во много раз. Глобус изображает форму Земли и ее поверхность. На нем можно увидеть очертания суши и воды.

Работа в группах

- Сейчас вы будете работать в группах. Вам понадобятся карточки разных цветов. Внимательно рассмотрите глобус и определите, каким цветом изображена на нем вода, а каким цветом – суша. 
(Обсуждают вопрос в группе. Дети показывают синий прямоугольник – вода, зелёный, жёлтый, коричневый прямоугольники - суша).

- Поднимите карточки тех цветов, которыми на глобусе изображена вода? 
- Покажите карточки тех цветов, которыми изображена суша.

- А как вы думаете, Земля неподвижна или она движется? (предположения учащихся).

- Рассмотрите рисунки-схемы на экране они помогут вам понять, как движется Земля.

- Что изображено на нижних рисунках? (карусель, волчок)
- У карусели и у волчка есть ось. И у Земли есть ось, только она невидимая.

Земля вращается вокруг своей оси как волчек. Пока она совершает один оборот вокруг своей оси, проходит 24 часа, т.е сутки – день и ночь.

- Посмотрите, на втором рисунке стрелочкой показано движение Земли.

Земля вращается вокруг Солнца как карусель.

6.Закрепление.

А) Моделирование.

Учащиеся в парах лепят модель Земли из пластилина.

-Поскольку на Земле есть огромные моря и океаны, из какого цвета пластилина вы слепите шары? (голубого)  - А каких цветов пластилин можно взять, чтобы показать сушу на ваших моделях? (зеленого, желтого, коричневого).

Б) Игра «Ответь на вопросы»

- Ребята, помогите Муравьишке собрать пазлы, ответив на вопросы Мудрой Черепахи. (дети отвечая на вопрос, которые записаны на обратной стороне пазла, приклеивают части на доску)

Вопросы:

1.Наша планета называтся ... (земля)

2. Она имеет форму … (шара)

3.Шарообразность земли доказывают фотографии из … (космоса)

4. Земля движется вокруг … (солнца)

5. Земля вращается вокруг своей … (оси)

6.Глобус – это … Земли. (модель)

- Что у нас получилось?

- Какую форму имеет наша планета?

7. Подведение итогов работы .

- Мы живем с вами на самой удивительной планете Земля.

- Скажите, как нужно относится к планете?

- Как вы думаете, могут ли люди нанести вред нашей планете?

- Чем мы можем помочь? Какие вы знаете правила поведения в природе.

Вывод: Главное помнить, что планета наш дом, а человек должен в своем доме соблюдать чистоту, порядок и аккуратность.

- Первый космонавт Ю.А Гагарин, увидев Землю из космоса, воскликнул: «Какая она красивая»

- Существуют, ребята и другие планеты. Но только на Земле есть жизнь. И от нас с вами, жителей планеты, зависит каким будет наш общий дом.

8.Рефлексия. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу. 

- Давайте все вместе возьмемся за глобус и произнесем заветные слова: «Береги свою планету, ведь другой, похожей, нету!»

- Спасибо всем за урок! Вы молодцы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На что похожа наша планета? ООМ Конспект урока в 1 классе ФГОС

Конспект урока в 1 классе по теме: " На что похожа наша планета?"...

Консект урока окружающего мира для 1 класса "На что похожа наша планета"

Урок окружающего мира по теме «На что похожа наша планета» составлен на основании авторской программы «Окружающий мир » ( автор А.А.Плешаков - М.  : Просвещение,2011 г.)   по программе...

На что похожа наша планета. Окружающий мир. 1 класс. УМК "Школа России"

Презентация , наглядный материал к уроку по окружающему миру в 1 классе....

Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»

Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.Развивать наблюдательность.Воспитывать бережное отношение к нашей планете....

Конспект урока "На что похожа наша планета?" 1 класс

На уроке дети вовлечены в мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера....

Тест по окружающему миру для первого класса. ТЕМА « На что похожа наша планета»

В данной работе представлен материал для проверки ЗУН по данной теме...