Рабочая программа по окружающему миру А.А. Плешаков 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Дунаева Альбина Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\окр 3 кл.jpeg

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА                                                            Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая  учебная программа  составлена    для учащихся 3 класса МАОУ СОШ № 21 «Байкальская перспектива» на основании нормативно-правовых документов:

 Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования;  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897

Примерной основной общеобразовательной программы  начального общего образования  протокол от 8 апреля 2015 г. N 1/15 

Основной образовательной программы  ООО МАОУ СОШ №21 «Байкальская перспектива» на 2021-2022 уч. год 

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

 Примерная программа начального образования  по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и  

авторской программы     A.A. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России», 2018) и планируемых результатов начального общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции образования.  

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по окружающему миру.  

 При переходе на дистанционное обучение.

Уроки проходят на платформе ZOOM, с использованием уроков на Учи.ру, контроль через прохождение тестов онлайнна Учи.ру, проверки домашних работ через вайбер , платформу Учи.ру

Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих  целевых  приоритетов воспитания обучающихся ООО.

 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В рамках этого направления необходимо реализовать решение следующих задач: закрепить ранее полученные знания

-представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.:

-почтительного отношения к родителям и старшим;

-установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

3. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях направлено на:

-развитие представлений о душевной и физической красоте человека;

-умение видеть красоту природы, труда и творчества;

развитие интереса к выставкам, посещениям музеев и экспозиций.

Актуальность программы.

Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей   свои   потенциальные   возможности,  ресурсы   и   способы    реализации  выбранного жизненного пути.

 Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

- человечество как многообразие народов, культур, религий;

- международное сотрудничество как основа мира на Земле;

- патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

- семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

      - труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

- здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное;

- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Цели:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Кому адресована программа.

Данная программа адресована учащимся 3 класса МАОУ СОШ №21 "Байкальская перспектива"

Учёт возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, регламентированы учебные нагрузки  учащихся. Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

С поступлением в школу ребёнок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией – позицией школьника. Учитель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля, обязательность которых диктуется их общественным характером. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.

Освоение курса ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой.

Общая характеристика курса.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Условия реализации программы.

Для реализации программы  кабинет оснащен компьютерной техникой, проектором, интерактивной доской, которые позволяют компенсировать нехватку демонстрационного оборудования. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий. В классе  имеются таблицы по окружающему миру, карточки для индивидуальной работы,  комплекты тестов для проверки знаний учащихся.

Организация образовательного процесса.

            Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования положены «ключевые компетентности».

             В целях повышения эффективности качества образовательного процесса, формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету и развития основных учебных и внеучебных навыков изучения данного курса предполагает использование вариативных форм и методов обучения:

- информационные технологии;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- проблемно-развивающие технологии;

- игровые технологии;

- презентации творческих работ;

- групповая работа;

- тестирование.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения.

Сроки и этапы реализации программы.

На изучение окружающего мира во первом классе начальной школы в 2021-2022 учебном году отводится по 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).

Формы текущего и итогового контроля.

     В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:

  • устный фронтальный опрос;
  • проверочная работа;
  • контрольная работа;
  • самооценка работы учащегося;
  • творческие работы учащихся;
  • олимпиады.

Планируемые результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание программы

Как устроен мир? (7 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (8 ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (10 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

  Тематическое планирование уроков русского языка составлено с учётом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих  целевых  приоритетов воспитания обучающихся ООО.

Изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе направлено на достижение следующих целей: — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Календарно-тематическое планирование уроков по окружающему миру 3 класс (68 часов)

Дата

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Контроль

Как устроен мир (7 часов)

Планируемые результаты

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

1

Природа. Значение природы для людей

Знакомство с разнообразием природы, учатся устанавливать связи между живой и неживой природой.

Оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Классифицировать объекты природы

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе

Тест №1

2

Человек

Учатся отличать человека от других живых объектов природы

Знать в чем отличие человека от животного как существа разумного.

Тест №2

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности,

-собирать материал в дополнительной литературе.

-презентовать проект,

- оценивать результаты работы.

подготовить проект

4

Общество

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять место человека в мире.

Характеризовать семью, народ, государство.

Работать в группе.

Уметь различать понятия государство, территория. Знать герб, флаг России.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.

Тест №3

5

Что такое экология

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать текст учебника, прослеживать взаимосвязи.

Приводить примеры взаимосвязей живого и неживого.

 Отличать экологию от других похожих наук. Учиться  определять экологические связи.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Уметь оценивать возможные последствия поступков. Знать о взаимосвязях живых систем и неживой природы, знать отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.

6

Природа в опасности!

Охрана природы

Знакомство с влиянием человека на природу, отвечать на вопросы, доказывать, делать выводы. Применять правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

Умение вести наблюдения в природе. Умение оценивать возможные последствия поступков.

Тест №4

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» Проверочная работа

Систематизировать знания по разделу, учатся работать в группах, делать выводы, оценивать свои знания

Умение работать самостоятельно в заданном темпе. Уметь самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

Эта удивительная природа (19 ч.)

Планируемые результаты

Личностные

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 - формирование уважительного отношения к иному мне¬нию, истории и культуре других народов;

 - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план  учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Предметные

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

8

Тела, вещества, частицы

Характеризировать определять понятия: тело, вещество, частица.

Приводить примеры тел, веществ.

Работать в группе, проверять с помощью учебника правильность суждений.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать, что такое тела, вещества, частицы из чего они состоят, в чем их различия.

Тест №5

9

Разнообразие веществ

Наблюдать свойства вещества: соль, сахар, крахмал, кислота. Правильно пользоваться этими веществами.

Описывать вещества по плану.

Фиксировать результаты исследований в тетрадь.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение классифицировать, обобщать. Знать о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли.

Тест №6

10

Воздух и его охрана

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  состав и свойства воздуха.

Извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение вести наблюдения. Знать состав и физические свойства воздуха, значение воздуха для человека растений, животных.

Тест №7

11

Вода

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Определять основные свойства воды.  значение воды для живых существ. Уметь очищать воду с помощью фильтра.

Понимать и анализировать  причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

Проводить мини-исследование об использовании воды в семье.

Умение описывать объекты, сравнивать их. Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать, что такое круговорот воды в природе.

12

Превращение и круговорот воды

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать и понимать, как осуществляется круговорот воды в природе. Уметь увязывать круговорот воды с её свойствами. Сравнивать понятия: испарение, круговорот воды.

Формулировать вывод о причине появления облаков и выпадении дождя.

Рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, осуществлять взаимопроверку.

Знать свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей. Знать, что такое круговорот воды в природе.

Тест №8

13

Берегите воду!

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду.

Находить и использовать цифровые данные из учебника.

Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Интервьюировать взрослых о мерах по охране воды в своем регионе.

Умение работать с алгоритмом. Знать причины загрязнения водоемов, уметь пропагандировать охрану водоемов.

Тест №9

14

Что такое почва

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Обсуждать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять наличие разных компонентов в почве.

Исследовать состав почвы.

Анализировать схему связи почвы и растений.

Обсуждать вопрос о связи живого и неживого в почве.

Характеризовать меры по охране почвы.

Умение делиться личным опытом. Знать, что такое почва, ее состав, происхождение. Знать о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека

Тест №10

15

Разнообразие растений

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять. Отличать растения одной группы от другой.

 Анализировать основную классификацию растений.

Классифицировать растения из предложенного списка.

Приводить примеры с помощью атласа-определителя.

Подготавливать сообщения о растениях.

Умение работать в парах. Знать разнообразие растений, их характерные особенности.

Тест №11

16

Солнце, растения и мы с вами

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Понимать и  устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека.  

Моделировать процессы дыхания и питания растений.

Доказывать, что без растений невозможна жизнь человека и животных.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их

Тест №12

17

Размножение и развитие растений

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Устанавливать этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

Наблюдать, как распространяются семена деревьев.

Работать с терминологическим словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. Умение вести наблюдения. Умение описывать объекты, сравнивать их. Умение работать с учебным текстом

18

Охрана растений

Обсуждать и объяснять, почему многие растения становятся редкими.

Понимать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Оформлять памятку «Берегите растения!»

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение классифицировать, обобщать. Знать в каких условиях благоприятно прорастание семян, уметь бережно относиться к растениям.

Тест №13

19

Разнообразие животных

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Классифицировать животных и их групповым признакам. С помощью атласа относить животное к определённой группе.

Работать со словариком.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение классифицировать, обобщать. Познакомиться с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией по их групповым признакам.

Тест №14

20

Кто что ест

Характеризовать животных по типу питания. Составлять цепи питания.

Характеризовать защитные приспособления животных и растений.

Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе.

Знать о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Умение работать с дополнительной литературой. Умение делиться личным опытом.

Тест №15

21

Наши проекты «Разнообразие родного края»

В ходе проекта дети:

-определяют цель и этапы работы,

- распределяют обязанности.

- находят материалы о природе.

- составляют «Книгу природы родного края»

Иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. Бережно относиться к природе.

Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

22

Размножение и развитие животных

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать способы размножения животных.

Моделировать стадии размножения.

Обсуждать материалы книг.

Рассказывать, как заботятся животные о своем потомстве.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Познакомиться с размножением и развитием животных, уметь сравнивать.

Умение слушать учителя и ответы товарищей, делать выводы

Тест №16

23

Охрана животных

Актуализировать знания о причинах исчезновения животных. Обсуждать экологические правила, которые должны выполнять люди.

Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животных.

Готовить сообщения о животных.

Создавать книжку- малышку «Береги животных»

Знать, какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле.

Тест №17

24

Царство грибов

С помощью иллюстраций учебника и атласа различать съедобные и несъедобные грибы.  Определять строение шляпочного гриба. Знать правила сбора грибов.

Моделировать различие грибов-двойников.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов. Умение работать в группах

25

Великий круговорот жизни

Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи.  Устанавливать взаимосвязь между ними.

Рассказывать о круговороте веществ на земле.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Познакомиться с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, знать движение энергии в круговороте веществ в природе. Умение рассуждать, делать выводы.

Тест №18

26

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Умение работать самостоятельно

Мы и наше здоровье (10ч)

Планируемые результаты

Личностные

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

27

Организм человека

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания о внутреннем строении организма человека. Моделировать и  показывать внутренние органы на модели человека.

Обсуждать взаимосвязи анатомии, физиологии и гигиены.

Практическая работа в паре.

Работа со словариком.

Иметь понятие о системе органов человека, знать о взаимосогласованности и ритмичности в работе всех органов человека.

Тест №19

28

Органы чувств

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Актуализировать знания об органах чувств и их значение для человека. Учиться беречь органы чувств.

Формулировать правила гигиены.

Самостоятельно изучать материал и готовить рассказы.

Знать основные органы чувств, правила гиены органов чувств. Умение работать в парах

Тест №20

29

Надёжная защита организма

Характеризовать  функции кожи.

 Осваивать приемы оказания первой помощи при небольших повреждениях.

Подготовить рассказ о об уходе за кожей.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Иметь представление о коже как покровном органе; уметь ухаживать за кожей. Умение наблюдать, работать в парах

Тест №21

30

Опора тела и движения

Характеризовать роль скелета.  Показывать основные кости скелета. Раскрывать роль правильной посадки за столом.

Выполнять физкультминутки.

Работать со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать строение и значение опорно-двигательной системы. Умение анализировать, делать выводы.

Тест №22

31

Наше питание

Моделировать строение  пищеварительной системы.  Обсуждать  правила рационального питания.

 Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

Составлять меню здорового питания.

Знать о пищеварительной системе человека. Умение анализировать, делать выводы.

Тест №23

32

Наши проекты «Школа кулинаров»

Систематизировать знания о разнообразии питательных веществ. Готовиться к выполнению проекта.

Знать строение пищеварительной системы.

Выступать с подготовленными сообщениями.

Обсуждать и оценивать свои достижения

33

Дыхание и кровообращение

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Характеризовать строение дыхательной и кровеносной системы.

Обсуждать взаимосвязь данных систем.

Практическая работа в парах: измерение пульса.

Измерение пульса у членов семьи.

Заботиться о своём здоровье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. Умение делиться опытом личной жизни.

Тест №24

34

Умей предупреждать болезни

Характеризовать основные факторы закаливания, учиться закаливать свой организм.

Формулировать правила закаливания.

Составлять памятку.

Регулярно проводить закаливание своего организма.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Уметь применять элементы закаливания

35

Здоровый образ жизни

Характеризовать главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Различать факторы, укрепляющие здоровье.

Применять главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

Тест №25

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Знать и применять правила сохранения здоровья

Наша безопасность (8 ч.)

Планируемые результаты

Личностные

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Предметные

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

37

Огонь, вода и газ

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

 Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Моделировать действия ситуаций в игре, и в виде схем.

Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

Тест №1

38

Чтобы путь был счастливым

Анализировать  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Обсуждать предложенные ситуации.

Выполнять тесты с выбором ответа.

Умение ориентироваться на дорогах

Тест №2

39

Дорожные знаки

Актуализировать знания о основных дорожных знаков, уметь ориентироваться на дороге.

Моделировать в виде схемы путь от дома до школы.

Работа со словарем.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение ориентироваться на дорогах

Тест №3

40

Наши проекты «Кто нас защищает»

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- находить информацию,

- интервьюировать сотрудников полиции, ветеранов.

- оформлять собранные материалы.

- презентовать и оценивать результаты

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны и МЧС, интервьюировать ветеранов ВОВ, сотрудников полиции, пожарной охраны, оформлять собранные материалы в виде альбомов, газет

41

Опасные места

Понимать учебную задачу урока и ее выполнять.

Анализировать  опасные места для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Составлять схему своего двора с указанием опасных мест.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Узнавать опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

Тест №4

42

Природа и наша безопасность

Характеризовать опасности природного характера.

 Обсуждать  правила безопасности при общении с природой.

Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.

Отличать гадюку от ежа.

Находить в атласе информацию о ядовитых растениях и грибах.

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

Тест №5

43

Экологическая безопасность

Анализировать по схеме цепь загрязнения.

 Выполнять правила личной экологической безопасности.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

Тест №6

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа

Систематизировать, обобщить и проверить знания по теме

Знать и применять правила собственной безопасности

Чему учит экономика (12 ч.)

Планируемые результаты

Личностные

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

45

Для чего нужна экономика

Раскрывать понятие экономика, главную задачу экономики.

Различать товары и услуги.

Характеризовать роль труда.

Прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение недели.

Умение делать вывод, обобщать полученные на уроке и экскурсии знания

Тест №7

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики

Характеризовать основные составляющие экономики.

Раскрывать роль природных богатств.

Прослеживать взаимосвязь труда  людей разных профессий.

Выяснять роль профессии родителей в экономике.

Применять основные составляющие экономики.

Тест №8

47

Полезные ископаемые

Анализировать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Определять ископаемые с помощью атласа-определителя.

Характеризовать особенности добычи полезных ископаемых.

Готовить сообщения.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Тест №9

48

Растениеводство

Отличать культурные растения от дикорастущих.

Различать культурные растения по атласу- определителю.

Исследовать растение и описать его по плану.

Характеризовать роль выращивания растений.

Исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье.

Отличать культурные растения от дикорастущих. Различать культурные растения.

Тест №10

49

Животноводство

Характеризовать особенности разведения и содержания домашних животных.

Выявлять взаимосвязь.

Исследовать, какие продукты животноводства используются в семье.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

Тест №11

50

Какая бывает промышленность

Характеризовать  отрасли промышленности.  Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Соотносить продукцию и отрасли промышленности.

Характеризовать труд работников промышленности.

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Тест №12

51

Наши проекты.
«Экономика родного края»

В ходе проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике края.

- оформлять собранные материалы,

-презентовать и оценивать свою работу.

Уметь собирать информацию об экономике своего края, оформлять собранные материалы в фотовыставки, альбомы, стенгазеты. Уметь составлять книгу-справочник «Экономика родного края»

52

Что такое деньги

Определять роль денег в экономике.

Различать современные российские монеты.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение работать с дополнительными источниками.

Определять роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

Тест №13

53

Государственный бюджет

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства.

Моделировать доходы и расходы в виде математических задач.

Работать со словарем.

Отвечать на итоговые вопросы.

Уметь оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54

Семейный бюджет

Выявлять основы семейного бюджета.

Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья.

Моделировать семейный бюджет.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Знать основы семейного бюджета, планировать свой бюджет

Тест №14

55

Экономика и экология

Характеризовать задачи экологии и две стороны экономики.

Анализировать и  составлять простейшие экологические прогнозы.

Раскрывать связь между экономикой и экологией.

Моделировать экологические прогнозы.

Уметь составлять простейшие экологические прогнозы

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа.

Адекватно оценивать свои знания.

Умение работать самостоятельно в заданном темпе.

Путешествие по городам и странам (12 ч.)

Планируемые результаты

Личностные

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при¬роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне¬нию, истории и культуре других народов;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

57

Золотое кольцо России

Характеризовать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,  показывать их на карте.

Прослеживать маршрут путешествия по карте.

Узнавать города по фото.

Моделировать маршрут.

Готовить сообщения о любом городе.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте.

Умение работать с дополнительной литературой

58

Золотое кольцо России

Тест №15

59

Наши ближайшие соседи

Найти государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте.

Обсуждать, почему с соседями-государствами нужно иметь дружеские отношения.

Готовить сообщения о странах.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Умение сравнивать, работать с глобусом, картой, распознавать государства – ближайшие соседи России, показывать их на карте

Тест №16

60

На севере Европы

Изучить материал о северных европейских государствах. Уметь показывать их на карте.

Соотносить государства и их флаги.

Составлять вопросы к викторине.

Выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Распознавать северные европейские государства. Показывать их на карте.

Тест №17

61

Что такое Бенилюкс

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал о странах Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.

Выступать одному из группы.

Составлять вопросы к викторине.

Описывать достопримечательности по фото.

Используя литературу находить интересные факты.

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики. Показывать страны на карте.

Тест №18

62

В центре Европы

Анализировать  страны, расположенные в центре Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего.

Моделировать достопримечательности из пластилина.

Выяснять, какие товары поступают из стран с Европы.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы. Оценивать достижения на уроке.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Тест №19

63

По Франции и Великобритании

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Работа в группах.

Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Франции.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Тест №20

64

На юге Европы

Анализировать  страны, расположенные на юге Европы, уметь показывать их на карте.

Работа в группах. Самостоятельно изучать материал и выбирать выступающего с сообщением.

Узнавать и описывать достопримечательности по фото.

Выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Составлять вопросы к викторине.

Из дополнительной литературы находить интересные факты этой страны.

Формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы.

Оценивать достижения на уроке.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы, показывать их на карте.

Тест №21

65

По знаменитым местам мира

Понимать учебную задачу и стремиться ее выполнять.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся.

Обсуждать цели международного туризма.

Работать с картой.

Описывать изучаемые достопримечательности.

Готовить сообщения о странах из дополнительной литературы.

Тест №22

66

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа

Выполнять тесты с выбором ответа.

Обсуждать выступления учащихся.

Оценивать свои и другие выступления.

67-68

Обобщение знаний

Система оценки достижения
планируемых результатов

освоения предмета.

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня v его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

   В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

•    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

•    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

•    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

•    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

•   динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

-   неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-   нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-   неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-   ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-   незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-   отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-   ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-   неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-   преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-   неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-   отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;

-   неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;

-   неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Методическое и материально-техническое сопровождение программы

(Краткий перечень учебной, методической литературы, пособий, оборудования, инструментов, материалов и т. д.)

Проектирование программ отдельных предметов, курсов строится с учетом и на основе следующих рекомендательных методических пособий:

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М. Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - М. Просвещение, 2008. – 317 с.
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 2. - М. Просвещение, 2008. – 232 с. (Стандарты второго поколения).
  •  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. / [М.Ю. Демидова, С.В.Иванов,О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б Логиновой. – М. Просвещение, 2009. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. : ил.
  • Школа России. Концепции и программы для начальных классов ( часть 1), Москва «Просвещение», 2010 год. Авторы: М.А. Бантова,Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М.В. Голованова, А.А. Плешаков и другие.
  • Учебник «Окружающий мир», 3 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2018 год.  Автор Плешаков А.А.
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир», 3 класс, Москва «Просвещение», 2018 год. Автор А.А. Плешаков.
  • Методическая разработка уроков «Окружающего мир», 3класс, Москва «Вако», 2018 год. Автор: Максимова Т.Н..
  • Тесты к учебнику «Окружающий мир, 3 класс».   Москва «Просвещение», 2018 год. Автор А.А. Плешаков.

Технические средства обучения:

- компьютер с художественным программным обеспечением;

- мультимедиа – проектор;

- магнитная доска;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 1 класс

Программа соответствует требованиям ФГОС НОО. Составлена на основе авторской программы, учебно-методического комплекта и учебного плана школы. Включает в себя: планируемые результаты освоения учебного...

Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешаков 3 класс

Календарно-тематическое планирование предметной линии«Окружающий мир» в рамках УМК «Школа России»в 3 классе 2 часа в неделю-68 часов в год.Предметная линия учебников под редакцией А.А.Плешакова в2-х ч...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы: Плеша...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру. А.А.Плешаков. 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" Плешаков 1 класс

Рабочая программа к учебнику Окружающего мира 1 класс Плешакова...