Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Флипчарт, конспект урока и проверочный тест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx16.61 КБ
Binary Data poleznye_iskopaemye.flipchart2.99 МБ
Microsoft Office document icon prover_sebya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по окружающему миру для 4 класса по теме «Полезные ископаемые, используемые в строительстве» УМК «Гармония» (урок практической работы)

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, глина, песок, каменный уголь, вода, салфетки, лупы, гранит, соль, торф, мензурки, магниты.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (Флипчарт стр. 2). 

Флипчарт стр. 3-4: Как вы думаете, из чего может быть построен этот дом?

На картинках вы видите отель, построенный из соли. Он находится в Боливии на берегу моря (Южная Америка). У будущего хозяина этой гостиницы не было денег на строительные материалы. А гостиница в этом городе была нужна.

Зато в этом приморском городке много соли. Поэтому и решено было строить отель из того, что есть. Соль спрессовывали в блоки, так появилась эта необычная гостиница.

А как вы думаете, хороший ли строительный материал – соль? И почему? (Нет, т.к. вода, осадки растворяют соль). Действительно, этот отель проходится часто ремонтировать после выпадения осадков.

Сегодня на уроке мы будем изучать полезные ископаемые.

  1. Практическая работа (параллельно заполняется таблица в тетради на печатной основе и на интерактивной доске).

Флипчарт стр. 5. Исследование свойств соли: цвет и блеск, твердость (данные по шкале твердости занесены в таблицу на флипчарте), плавает ли в воде, пропускает воду, притягивается ли к магниту, полезные свойства.

Флипчарт стр. 6-7. Посмотрите на изображения и расскажите, где используется гранит.

Флипчарт 8. Исследование свойств гранита и заполнение таблицы.

Флипчарт 9. Расшифруйте название следующего полезного ископаемого (глина).

Флипчарт 10-11. Глину применяют при изготовлении посуды и кирпичей.

Флипчарт 12. Исследование свойств глины и заполнение таблицы.

Флипчарт 13. Посмотрите на изображение и скажите, из чего делают стекло? (из песка)

Флипчарт 14. Песок еще и применяют в строительстве: добавляют в цемент при заливке фундамента. При строительстве дорог песок тоже используется.

Флипчарт 15. Исследование свойств песка и заполнение таблицы.

Флипчарт 16-17-18. Каменный уголь называют «черным алмазом». Это полезное ископаемое дает людям тепло. До того, как люди стали использовать бензин, каменный уголь служил топливом. Но каменный уголь – это не только топливо. Оказывается, его также используют в строительстве: при изготовлении труб, оград и печей каменный уголь добавляют в чугун.

Флипчарт 19. Исследование свойств каменного угля и заполнение таблицы.

Флипчарт 20-22. Следующее полезное ископаемое, которое мы рассмотрим – торф.  Торф состоит их перегноя и угля. Поэтому торф – это и удобрение, и горючее вещество. А еще одна важная особенность торфа – способность удерживать тепло. Поэтому торф тоже нужен строителю: между кирпичными стенами прокладывают брикеты из торфа, которые не дает теплу уйти.

Флипчарт 23. Исследование свойств торфа и заполнение таблицы.

  1. Закрепление полученный знаний.

Флипчарт 24. Кроссворд:

  1. Полезное ископаемое, состоящее из перегноя и угля (торф).
  2. Твердое полезное ископаемое, используется в строительстве (гранит).
  3. Растворяется в воде и имеет вкус (соль).
  4. Свойство, значение которого можно определить по специальной шкале (твердость).
  5. Ископаемое, из которого делают посуду (глина).
  6. Из песка можно получить … (стекло)

А теперь прочитайте ключевое слово (тровант).

Флипчарт 25. Тровант – это камень. Встречается только в Румынии. Он очень необычный – тровант может расти.

Флипчарт стр. 26-28. Этот камень называют живым. На нем вырастают сначала небольшие почки, которые увеличивают в размерах и отпадают. Получается, что тровант еще и может размножаться. Местные жители утверждают, что эти камни могут даже передвигаться с места на место. Ученые заинтересовались тровантами и провели исследование над ним. Оказалось, волшебства в них никого нет. Просто соли, которые содержатся в этом камне, разбухают от влаги. Из-за этого и увеличивается сам камень.

  1. Контроль

Обучающиеся самостоятельно выполняют тест (Приложение: Проверь себя Word). После этого идет проверка (Приложение: презентация Проверь себя). Дети сами выставляют себе отметки.

  1. Рефлексия (на доске нужно заранее начертить шкалу твердости в виде отрезка)

А теперь пришло время собирать камни. Сейчас вы сами оцените свои знания, которые получили на этом уроке, использую шкалу твердости.

(Учитель проходит по рядам, и дети кладут на его поднос полезные ископаемые: твердые знания – кладут гранит, средние – уголь и т.д.).



Предварительный просмотр:

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит

  1. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  2. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  3. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  4. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  5. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь

  1. Самая прочная порода – это: а) глина б) каменный уголь в) гранит
  2. Для получения цемента используют а) глину б) песок в) гранит
  3. Живым камнем называют: а) торф б) тровант в) гранит
  4. Утепляют стены домов брикетами из: а) соли б) глины в) торфа
  5. Самый пластичный материал – а) глина б) торф в) соль
  6. Для получения чугуна используют а) соль б) глину в) каменный уголь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...